Но прежде – пара слов о том, насколько важен сегодня собственный интернет-магазин.
Расцвет маркетплейсов подходит к концу – оборот селлеров постоянно снижается. Если в 2023 году он вырос на 72,6%, то в январе-мае 2024 года – только на 43,4%, до 282 600 рублей в среднем. Об этом говорится в исследовании «Точка Маркетплейсы». При этом сами маркетплейсы рапортуют о росте средней выручки у селлеров на 91% (Ozon) и 67% (Wildberries).
В T-Bank отметили, что многие новые продавцы прекращают свою деятельность на маркетплейсах в первые полгода, не выдерживая конкуренции. Мы же не раз писали о реальных доходах селлеров на маркетплейсах: большинство из них практически ничего не зарабатывают, так как для успешных продаж нужно держать низкую цену, участвовать в акциях и распродажах и вкладываться в продвижение своего магазина внутри маркетплейса.
А не лучше ли вложить эти деньги и усилие в создание собственного интернет-магазина и в его продвижение? Конечно лучше! У вас будет продукт, который имеет реальную стоимость (в отличие от магазина на маркетплейсе, который не стоит ничего), благодаря же SEO, у вас не будет недостатка в покупателях. С доставкой сегодня тоже проблем не возникнет – на этом специализируются десятки компаний, и есть Почта России, а также СДЭК, где на днях сменился директор.
Поэтому треть компаний в России сегодня планируют открыть собственные интернет-магазины. И это новый тренд, в который нужно обязательно вписаться. Тренд был обнаружен аналитиками Яндекс Рекламы, которые поделились результатами опроса 1054 компаний, занимающихся интернет-торговлей. 57% опрошенных торгуют сразу на двух и более маркетплейсах, тратя на это немалые суммы.
И каждый третий намерен создать собственный интернет-магазин в ближайшие три года. При этом тенденция такова, что выручка у тех, кто открывает свой интернет-магазин, растет. Об этом заявили 75% крупных компаний и 50% представителей малого бизнеса. 70% рассказали, что свой продающий сайт позволяет найти новые точки роста для бизнеса, чего невозможно сделать с помощью маркетплейсов.
Поэтому ниже вас ждет пошаговая инструкция, как создать собственный интернет-магазин.
Как самому зарегистрировать интернет-магазин
Из этого раздела вы узнаете, какую организационно-правовую форму выбрать, как пройти регистрацию, открыть расчетный счет, купить и зарегистрировать кассовый аппарат.
Шаг 1: выберите организационно-правовую форму
Вы можете зарегистрировать ИП, ООО или акционерное общество. Каждая форма регистрации имеет преимущества и недостатки:
- Регистрация ИП — оптимальное решение, если вы впервые открываете интернет-магазин. Вы можете регистрировать и ликвидировать бизнес, а также отчитываться перед контролирующими органами по упрощенной процедуре, работать без печати. Индивидуальный предприниматель может выбрать между общей и упрощенной системой налогообложения или ЕНВД. Главным недостатком правовой формы, которого боятся некоторые бизнесмены, считается ответственность личным имуществом. В большинстве случаев владельцы интернет-магазинов могут игнорировать этот недостаток. Важным аргументом в пользу ИП можно считать небольшую госпошлину и отсутствие необходимости формировать уставной капитал юридического лица.
- Регистрация ООО ограничивает ответственность учредителей. Они отвечают по обязательствам в пределах уставного фонда юрлица. Эта организационно-правовая форма позволяет осуществлять виды деятельности, недоступные для ИП. Например, если вы планируете торговать крепким алкоголем, придется регистрировать ООО. Еще одно преимущество ООО — возможность делегировать управление магазином наемному директору. Общество с ограниченной ответственностью может работать на общей, упрощенной системе налогообложения или ЕНВД. К недостаткам ООО относятся распределение прибыли в форме дивидендов, необходимость ведения бухгалтерского учета, необходимость формирования уставного капитала, сложная процедура принятия организационных и операционных решений. Важный недостаток правовой формы ООО — сложная процедура ликвидации.
- Регистрация акционерного общества имеет смысл, если вы планируете привлекать инвесторов на ранних стадиях развития проекта. Если таких планов у вас нет, остановитесь на ИП или ООО.
В большинстве случаев лучшим выбором для начала работы интернет-магазина будет регистрация ИП.
Шаг 2: зарегистрируйте ИП или ООО
Чтобы зарегистрировать ИП или ООО, обратитесь в юридическую компанию. Если вы хотите сэкономить несколько тысяч рублей и готовы потратить личное время, займитесь регистрацией самостоятельно. Например, вы можете пройти регистрацию на сайте ФНС. Здесь можно заполнить заявление о госрегистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, оплатить пошлину и назначить время посещения налоговой службы. В выбранный день вы сможете забрать свидетельство о регистрации, а также выбрать форму налогообложения.
![Если вы планируете торговать в онлайне, регистрируйте ИП в онлайне Если вы планируете торговать в онлайне, регистрируйте ИП в онлайне](/upload/medialibrary/462/o0ckt8e4aqyheckxkrg3b1ibq1lssw6i/2015_10_21_tex_03.webp)
Шаг 3: выберите систему налогообложения
Вы можете выбрать один из следующих вариантов:
- Упрощенная система налогообложения. Это оптимальный вариант для начала работы интернет-магазина. Вам необходимо ежеквартально платить один налог, а также дважды в год подавать отчеты в ФНС. Вы можете выбрать базу налогообложения: доходы или доходы минус расходы. В первом случае ставка налога равна 6 %, во втором она составляет от 5 до 15 % в зависимости от региона. Интернет-магазинам лучше выбирать базу налогообложения «доходы минус расходы».
- Единый налог на вмененный доход. Эта система также в некоторых случаях подходит для интернет-магазина. Чтобы применять ЕНВД, вы должны продавать товары через стационарную точку в офлайне, а также предоставлять возможность оформления покупки на сайте. Вам необходимо ежеквартально платить фиксированную сумму налога, которая рассчитывается с учетом масштабов вашего бизнеса. Вы можете работать без кассового аппарата. Однако использовать ЕНВД можно не в каждом регионе.
- Общая система налогообложения. Вам придется платить НДФЛ или налог на прибыль в зависимости от выбранной организационно-правовой формы. Также вы будете платить НДС. Если вы зарегистрировали ООО, придется платить еще и налог на имущество организаций. Выбирайте этот режим налогообложения, если ваши поставщики — крупные компании, которые платят НДС. Вам придется принять в штат квалифицированного бухгалтера, который будет рассчитывать НДС и ежеквартально отчитываться в налоговой службе. Обратите внимание, вам придется использовать общую систему налогообложения, когда доход интернет-магазина превысит законодательно установленный лимит для специальных режимов налогообложения. В 2015 году он составляет 68 820 000 рублей.
Чтобы воспользоваться упрощенной системой налогообложения, подайте заявление в ФНС в течение 30 дней с момента регистрации.
Шаг 4: откройте расчетный счет
Расчетный счет понадобится вам для осуществления безналичных расчетов. Просто обратитесь в надежный по вашему мнению банк. Если вы зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, возьмите с собой паспорт, ИНН и свидетельство о госрегистрации.
Если вы выбрали организационно-правовую форму ООО, для открытия счета придется предоставить банкирам свидетельство о регистрации и устав. В банке вам предложат заполнить документ с образцами подписей лиц, имеющих право подписывать финансовые документы.
Шаг 5: купите и зарегистрируйте кассовый аппарат
Вы должны обязательно использовать кассовый аппарат, если выбрали упрощенную систему налогообложения и указали во время регистрации ОКВЭД 52.61.2. Вам подойдет любая модель, поэтому воспользуйтесь «поисковиками», чтобы выбрать конкретный аппарат.
![Вам подойдет почти любая модель кассового аппарата. Подробности уточните у продавца или в налоговой службе Вам подойдет почти любая модель кассового аппарата. Подробности уточните у продавца или в налоговой службе](/upload/medialibrary/08b/d4c9dix5pnda9iym6eec5ec02lelnw5v/2015_10_21_tex_04.webp)
После покупки зарегистрируйте кассовый аппарат в ФСН. Если вы выбрали организационно-правовую форму ИП, необходимо обратиться в районную ФСН по месту регистрации предпринимателя. Если вы зарегистрировали ООО, обратитесь в ФСН по фактическому месту работы магазина. Вам понадобятся такие документы: свидетельство о регистрации, ИНН, прошитый и пронумерованный журнал кассира-операциониста, договор аренды или документ, подтверждающий право собственности на помещение, в котором работает магазин. На месте вам предложат заполнить заявление на регистрацию кассового аппарата.
Может ли интернет-магазин работать без кассового аппарата? Да, может. Эта задача решается двумя способами. Вы можете заключить агентский договор с курьерской службой, обеспечивающей кассовое обслуживание. За это придется платить несколько процентов от суммы чека. Также вы можете на этапе регистрации выбрать ЕНВД и не указывать ОКВЭД 52.61.2. В этом случае вам нужно убедить контролирующие органы, что вы торгуете в офлайне и не являетесь интернет-магазином, а сайт используете в качестве рекламной площадки. Если вы работаете на ЕНВД, то имеете право по требованию клиента выдавать ему товарные чеки без кассового аппарата.
После регистрации интернет-магазина вы можете приступить к созданию сайта.
Как оформить сайт интернет-магазина
Из этого раздела вы узнаете, каким должен быть сайт интернет-магазина. Вы выберете CMS, дадите возможность аудитории быстро находить нужный товар и получать базовую информацию о нем, позаботитесь о безопасности пользователей, определите необходимую функциональность личного кабинета, подключите возможность оплаты в режиме онлайн. Также вы организуете рассылку пользователям, будете знакомить их с полезной информацией и напоминать о неоформленных заказах.
Шаг 7: выберите CMS
При выборе «движка» оценивайте базовую функциональность, удобство работы с административной панелью, возможность индивидуальной настройки и расширения функций. Обязательно учитывайте личный опыт и предпочтения. Например, если вы хорошо знаете «Джумлу» и считаете ее функциональность достаточной, используйте эту систему управления контентом.
Изучите раздел о выборе CMS в статье о сайтах. Помните, необязательно использовать коммерческие «движки». Вы можете сделать отличный интернет-магазин на CMS с открытым кодом. Никогда не используйте «самописные движки», если только не создаете их самостоятельно.
Кстати, вы можете использовать SaaS-платформу интернет-магазина, например, Shopify или Amiro. Оплачивая услугу «магазина в облаке», вы получаете готовый к обработке заказов ресурс с шаблонной функциональностью и дизайном. К недостаткам SaaS-платформ относится шаблонность, убийственная для больших и специфических проектов, необходимость платить за услугу, а также предвзятое отношение аудитории.
Среди популярных «движков» для интернет-магазинов обратите внимание на следующие:
- 1С-Битрикс. Самая популярная среди отечественных коммерческих CMS позволяет кастомизировать функциональность с помощью приложений, интегрировать магазин с CRM, удобно управлять контентом сайта. Среди компаний, чьи сайты созданы на «Битриксе», такие гиганты как: «Ростелеком», «Газпром Нефть», «oodji», SAVAGE, ROYAL CANIN, МТС, гипермаркет «Глобус», Hoff...
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/148/tvfngfkuklo7mm096p911vxtn0a5hdnc/1.jpg)
- Magento. Самая популярная в мире платформа для электронной коммерции имеет достаточную для мгновенного запуска интернет-магазина функциональность. Вы можете расширить возможности этой системы с помощью готовых приложений или заказать разработку уникальных веб-программ. Новички в сфере электронной коммерции могут использовать облачный магазин Magento.
![Магазин Myla.com работает на Magento Магазин Myla.com работает на Magento](/upload/medialibrary/e20/qey0uf1a6ur3v9ytqqxp2lj28bulq97f/2015_10_21_tex_06.webp)
- Joomla! Это вторая по популярности в мире CMS с открытым кодом. Вы можете превратить сайт на «Джумле» в функциональный интернет-магазин с помощью бесплатных или платных программных модулей, например, VirtueMart, JoomShopping или MijoShop.
![Магазин Men Esthetics работает на Joomla! Магазин Men Esthetics работает на Joomla!](/upload/medialibrary/074/gdtus1e7w8p78dzf3deoqsebsb1j0yfh/2015_10_21_tex_07.webp)
- OpenCart. Эта CMS с открытым кодом позволяет быстро создать интернет-магазин даже пользователям, не имеющим знаний и опыта в области разработки сайтов. «Движок» имеет базовую функциональность, достаточную для мгновенного начала работы.
![Пример магазина, работающего на CMS OpenCart Пример магазина, работающего на CMS OpenCart](/upload/medialibrary/d98/lqq5hlvh7dxz1renqh8w2zsyxvhezbtl/2015_10_21_tex_08.webp)
- AmiroCMS. Это один из самых популярных в рунете коммерческих «движков» для интернет-магазинов. Функциональность CMS позволяет быстро запустить интернет-магазин. Как отмечалось выше, вы можете использовать облачный сервис для интернет-магазинов Amiro.
![Пример магазина на CMS Amiro Пример магазина на CMS Amiro](/upload/medialibrary/cd1/e4nzkqigd403uhqz6m47xmsw0k1428ta/2015_10_21_tex_09.webp)
- Drupal. Это одна из самых популярных CMS с открытым кодом. Вы можете использовать готовый шаблон интернет-магазина или заказать разработку уникального модуля. У вас есть возможность расширить базовую функциональность с помощью платных и бесплатных тем и модулей.
![Пример интернет-магазина на Drupal Пример интернет-магазина на Drupal](/upload/medialibrary/4ca/7jksskgxz1z2196zu8vxogxzv292rq87/2015_10_21_tex_10.webp)
- WordPress. Чтобы создать интернет-магазин на этом «движке», необходимо воспользоваться плагинами, например, WP eCommerce или WooCommerce. Вы можете использовать шаблонный дизайн или заказать разработку уникальной темы.
![Пример интернет-магазина на WordPress Пример интернет-магазина на WordPress](/upload/medialibrary/848/51g1n8puburbh163r6te2zlum5o4ki28/2015_10_21_tex_11.webp)
Вы можете использовать любую другую CMS, функциональность которой считаете подходящей для создания интернет-магазина.
Шаг 8: обеспечьте аудитории возможность удобно искать товары
Для этого вам понадобится каталог товаров с удобной навигацией и фильтром, а также форма поиска. Чтобы понять, что такое удобная навигация, обратите внимание на каталог товаров на сайте магазина «Глобус». Попробуйте найти какой-нибудь определенный товар.
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/b9f/qpbipm5gv62sed49uajsvjj60abxzynv/2.jpg)
Чтобы посетители вашего сайта легко находили товары, воспользуйтесь следующими инструментами:
- Форма поиска. Она нужна клиентам, которые знают, за каким товаром пришли на сайт. Используйте в форме ввода подсказки. Позвольте пользователям искать товары в выбранных категориях. Реализацию этой функции можно увидеть на сайте Amazon.
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/e87/ce22bg039hc67zc24j3o6hlrxxguktb7/3.jpg)
- Меню навигации по категориям. Обратите внимание на выпадающее меню на сайте «Глобуса». При наведении курсора на меню выпадают основные категории. При выборе одной из них выпадают соответствующие подкатегории.
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/4ef/zff7xx3nnu4nhrz61h8c46f1824urw3c/4.jpg)
- Фильтр. Дайте пользователям возможность искать товары по выбранным параметрам: производителю, цене, техническим характеристикам, цвету корпуса и т.п.
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/eff/zzl5k3n3p5czpxu7azeir45xsnnl4mhj/5.jpg)
- Меню сайта и «хлебные крошки». Эти элементы помогают клиентам ориентироваться на сайте и быстро перемещаться по категориям и продуктам. «Хлебные крошки» играют особенно важную роль в пользовательском опыте посетителей, «приземляющихся» на внутренних страницах сайта: категориях и карточках товаров.
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/388/jr618cmb9vpvvsthpxdn38g0jdb40gxj/6.jpg)
- Похожие, дополнительные, просмотренные товары. Показывайте эти позиции на страницах продуктов и категорий. Так вы поможете пользователям выбрать подходящий продукт, а также реализуете тактики кросс- и апселлинга.
- Слайдеры и карусели на главной странице. Эффективность этого инструмента вызывает вопросы. С одной стороны, с помощью слайдера вы привлекаете внимание пользователей к самым горячим продуктам. С другой стороны, есть данные о негативном влиянии слайдеров на конверсию. Стоит ли использовать этот инструмент? Ищите ответ с помощью сплит-тестов.
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/8a9/83ul08bojromz1k2en1184m4of02dia9/7.jpg)
- Дублированные ссылки на подкатегории. При необходимости смело публикуйте ссылки на подкатегории в нескольких категориях. Например, подкатегорию «Бальзамы после бритья» можно разместить в категориях «Товары для бритья» и «Средства для ухода за кожей лица», а «Детские книги» можно поместить в категории «Товары для детей» и «Книги».
- Адаптируйте навигацию, фильтр и каталог к нуждам мобильных пользователей. О дружественной к мобильным пользователям элементах навигации читайте в руководстве по адаптации сайтов под мобильный трафик.
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/0ef/awhnwd4xv9fd27un8daeoltyw56jf2xa/8.jpg)
- Интуитивно понятные графические элементы. Обозначайте иконками самые популярные категории. Человек воспринимает изображения в десятки тысяч раз быстрее, чем написанный текст.
![Интернет-магазин Интернет-магазин](/upload/medialibrary/5ae/aa6vwk4kax8j67r3jp46t5nxo1or07wp/9.jpg)
Тестируйте навигацию и поиск. Старайтесь уменьшить число кликов при поиске товаров и категорий, а также сократить время поиска.
Полезное видео по теме:
Подписывайтесь на наш YouTube-канал. Советы, лайфхаки, интервью.
Шаг 9: создайте удобные карточки товара
Вам поможет исчерпывающее руководство по созданию идеальных карточек товаров. К нему можно добавить несколько пунктов полезной информации:
- Не удаляйте страницы товаров, которых нет в наличии.
- Не публикуйте на страницах товаров так называемый продающий контент. Поверьте, пользователь хочет читать о диагонали экрана ноутбука и оперативной памяти, а не о бликах света, волшебно играющих на глянцевой поверхности корпуса.
- Не накручивайте рейтинги, не покупайте фальшивые и не удаляйте негативные отзывы. Эти действия вредят бизнесу.
- Узнайте, какими должны быть кнопки. Воспользуйтесь списком CTA на любой случай и вкус.
![Хорошая страница товара от Ozon.ru: все необходимое и ничего лишнего Хорошая страница товара от Ozon.ru: все необходимое и ничего лишнего](/upload/medialibrary/3ce/9rlh22phn3fu793kqnmyp3k95uxkozjk/2015_10_21_tex_21.webp)
Не забудьте адаптировать элементы страницы товара к нуждам мобильных пользователей. Ваша аудитория должна иметь возможность просматривать товары и добавлять их в корзину на экранах смартфонов и планшетов.
Шаг 10: создайте функциональный личный кабинет
Ваша задача — с помощью личного кабинета обеспечить пользователю возможности и преимущества, ради которых он будет регистрироваться на сайте и оставлять личные данные. Для стимулирования сделок вам подойдет любая информация: дата рождения, аккаунты в соцсетях, физический и электронный адрес, другие демографические данные, список интересов и предпочтений и т.п.
Чтобы стимулировать регистрацию и предложить аудитории удобный личный кабинет, воспользуйтесь рекомендациями:
- Упростите регистрацию. Позвольте пользователям авторизоваться через социальные аккаунты. Если вы используете обычную форму регистрации, сократите количество полей до двух или трех. Подробнее читайте в статье о юзабилити форм.
![Удобная функция авторизации через социальные сети Удобная функция авторизации через социальные сети](/upload/medialibrary/a96/him6iqewl83ckkstpys1jcp0x21ei8xc/2015_10_21_tex_22.webp)
- Добавьте в кабинете раздел «История покупок». Пользователь должен иметь возможность следить за хронологией и статусом заказов, а также повторно покупать однажды приобретенный продукт в один клик.
- Предложите заполнить раздел «Личные данные». Пользователь должен иметь возможность указать адрес доставки, контактные данные, платежные сведения.
- Предложите указать личные предпочтения, настроить параметры уведомлений.
![Настройка рассылок в личном кабинете «Литрес» Настройка рассылок в личном кабинете «Литрес»](/upload/medialibrary/f92/2u2aycvh3xeuwdeh1a1zcfdaq95keas3/2015_10_21_tex_23.webp)
- Добавьте функцию «Список желаний» или «Следить за ценой». Пользователи должны иметь возможность отмечать товары, которые они хотят купить, но по каким-то причинам не могут сделать это немедленно. Обратите внимание на раздел «Список желаний» на сайте Amazon. Здесь пользователь может создавать разные списки, а также находить и просматривать списки желаний других пользователей. Последняя функция избавит от головной боли многих людей.
![Если у вашей жены есть аккаунт на Amazon, вы всегда будете знать, что подарить ей на 8 марта Если у вашей жены есть аккаунт на Amazon, вы всегда будете знать, что подарить ей на 8 марта](/upload/medialibrary/377/gcvlc8odntmh5ght5ctjj7u1zy8ydadw/2015_10_21_tex_24.webp)
- Для открытых торговых площадок, работающих по принципу Ebay или Avito, будет полезной функция мониторинга лотов конкретных продавцов.
![Список избранных продавцов в личном кабинете интернет-аукциона Список избранных продавцов в личном кабинете интернет-аукциона](/upload/medialibrary/121/g7gg7liyrc2vyvdk3mgqfw6um99ev45o/2015_10_21_tex_25.webp)
- Если вы торгуете электронными продуктами, например, книгами, программами или музыкой, добавьте в разделе «История покупок» возможность повторно скачать приобретенный товар.
- В разделе «Личные бонусы и скидки» предложите клиентам копить призовые балы, следить за акциями, регистрировать дисконтные карты, получать купоны и т.п.
- Предусмотрите возможность связаться с администрацией. Если считаете целесообразным, позвольте пользователю выбирать подразделение, с которым он будет общаться. Например, позвольте клиенту писать в отдел продаж, доставки и технической поддержки.
Стимулируйте пользователей регистрироваться и оставлять личные данные. Например, предлагайте зарегистрированным клиентам специальные преимущества.
Шаг 11: обеспечьте безопасное соединение с пользователем
Настройте соединение с интернет-магазином по протоколу HTTPS. Во-первых, это обеспечит передачу личных данных пользователя, например, логина и пароля от персонального кабинета или платежных данных, в зашифрованном виде. Во-вторых, это станет позитивным сигналом для поисковых систем.
Чтобы обеспечить безопасное соединение, вам необходимо приобрести и установить на сервер сертификат SSL. Обратитесь в RU-CENTER или любую другую компанию, торгующую сертификатами. После приобретения SSL-сертификата установите его на сервер через панель управления хостингом. Если вы не знаете, как это сделать, обратитесь к хостинг-провайдеру.
Обратите внимание, настраивать протокол HTTPS лучше на этапе запуска проекта. Это избавит вас от необходимости переноса сайта с HTTP на HTTPS.
![Amazon использует протокол HTTPS. Не отставайте от лидера Amazon использует протокол HTTPS. Не отставайте от лидера](/upload/medialibrary/d8e/qpgdza3rpwk7clixdf0et49dxgthqalw/2015_10_21_tex_26.webp)
Шаг 12: обеспечьте пользователям удобные способы оплаты
Чтобы понять, какие способы оплаты предпочитает ваша аудитория, можно провести исследование. На это вы потратите время и деньги. Также вы можете посмотреть, какие способы оплаты предлагают ваши прямые конкуренты. Здесь тоже можно не угадать, так как ваши коллеги могут ошибиться и выбрать неподходящие способы оплаты. Что же делать? Используйте несколько способов оплаты, которые удовлетворяют нужды основных сегментов аудитории.
Обязательно обеспечьте следующие способы перечисления платежей:
- Наличными при получении товара. Это может быть посылка с наложенным платежом или курьерская доставка домой. Среди ваших клиентов всегда найдутся люди, готовые расстаться с деньгами только после того, как пощупают купленное.
- Банковским переводом. Для людей, предпочитающих этот способ, предложите заполнение квитанции на сайте.
![Как открыть интернет-магазин: пошаговая инструкция Как открыть интернет-магазин: пошаговая инструкция](/upload/medialibrary/8ff/keyla7deu4ob1avf2ic0m19owhfhenur/2015_10_21_tex_27.webp)
Даже скачиваемый продукт в «Литрес» можно оплатить банковским переводом
- Банковской картой. Вам необходимо выбрать надежного партнера, оказывающего услугу интернет-эквайринга. За процент от сделок он обеспечит проведение расчетов и безопасность операций.
- Электронными валютами. В число наиболее популярных в России платежных систем входят «Яндекс.Деньги», QIWI, Webmoney, PayPal и другие. Вы можете подключать возможность оплаты каждой электронной системой отдельно или воспользоваться интегрированным сервисом, например, Robokassa.
Также вы можете предложить пользователям оплату через платежные терминалы, через кассы партнеров и другие способы расчетов.
Шаг 13: предложите пользователям полезную информацию
Ваши потенциальные покупатели нуждаются в полезной информации. Они хотят знать, как выбирать смартфоны и велосипеды, какие модели надувных лодок подходят для семейных походов и как правильно пользоваться перфоратором. Пишите об этом в блоге. Контент-маркетинг обеспечит вам много преимуществ, в число которых входят:
- Естественный поисковый трафик.
- Естественные ссылки с тематических площадок.
- Шеринги в социальных сетях.
- Вовлечение пользователей. Клиенты будут читать публикации, комментировать, задавать вопросы.
- Формирование постоянного ядра аудитории. Благодаря блогу пользователи будут вам доверять.
- Преодоление рекламной глухоты. Вы знаете, что потенциальные покупатели не слышат и не видят рекламу, зато охотно воспринимают полезный контент. Только контент должен быть действительно полезным.
Вы можете доверить блог профессионалам или вести его самостоятельно. Во втором случае вам пригодятся следующие материалы:
- Как работать с семантическим ядром.
- Как построить команду для реализации контент-маркетинга.
- О роли редактора в контент-маркетинге: часть 1 и часть 2.
- О работающем и неработающем контенте.
- Как писать тексты: раз, два и три.
- О видеоконтенте: как создавать, какой видеохостинг использовать и как продвигать на YouTube.
- Об изображениях и инфографике: идеи визуального контента, бесплатные инструменты, источники бесплатных фото.
Помните, для успеха вам придется регулярно публиковать в блоге качественный контент.
Шаг 14: обеспечьте соответствие сайта требованиям поисковых систем
Если вы на первых этапах развития решили заниматься поисковой оптимизацией самостоятельно, обратите внимание на следующие рекомендации:
- Оптимизируйте сайт под мобильный трафик.
- Обеспечьте приемлемую скорость загрузки страниц.
- Настройте карту сайта и файл robots.txt.
- Оптимизируйте метаданные страниц.
- Оптимизируйте фотографии.
- Оптимизируйте текстовый контент сайта. Только не пичкайте в карточки товаров десятки фраз типа «купить шины Nokian в Москве недорого». Сделайте ставку на длиннохвостый трафик.
- Внедрите микроразметку Schema.org или JSON-LD.
- Получайте естественные внешние ссылки и шеринги в социальных сетях.
Убедитесь, что сайт соответствует техническим требованиям «поисковиков». Вам поможет чеклист и дополнительные рекомендации по оптимизации интернет-магазинов.
Шаг 15: используйте силу социальных доказательств
Вам поможет подробная инструкция и наш материал о том, как нужно правильно собирать отзывы от клиентов.
Шаг 16: напоминайте клиентам о брошенных корзинах и неоформленных заказах
Вы сможете воспользоваться этой тактикой, если удачно стимулируете пользователей регистрироваться и оставлять контактные данные. Оптимальный вариант напоминаний — это электронные письма. В исключительных случаях вы можете использовать другие каналы связи, например, сообщения в социальных сетях или телефонные звонки.
![Пример напоминания о незавершенной покупке Пример напоминания о незавершенной покупке](/upload/medialibrary/0bb/nq3sxhmrt0p5gukdf9wykhq4i1brxk4l/2015_10_21_tex_28.webp)
Шаг 17: организуйте информационную рассылку
Это отличный способ информирования аудитории и стимулирования сделок. Подтверждение смотрите в нашем кейсе. А вот подборка конкретных рекомендаций:
- Как расширять базу подписчиков и какими должны быть формы подписки.
- Как повышать эффективность рассылки: стимулируйте отклик, используйте чумовые советы, узнайте, какую рассылку ждут ваши клиенты, тестируйте разные элементы писем.
- Продавайте с помощью электронных писем.
- Возвращайте отписавшихся пользователей.
- Адаптируйте письма к чтению с мобильных экранов.
- Узнайте, какими не должны быть сообщения.
Предлагайте пользователям уникальный полезный контент, а не простой список новых товаров и акций. Если хотите увидеть удачные примеры, подпишитесь на несколько рассылок об интернет-маркетинге.
После запуска сайта вы можете приступить к организации работы интернет-магазина.
Как вести интернет-магазин
Из этого раздела вы узнаете, какие специалисты понадобятся вам для поддержки работы интернет-магазина. Также вы решите, где хранить товар и как организовать доставку. Вы узнаете, как работать с поставщиками и что делать с возвратами.
Шаг 18: организуйте работу с поставщиками
Интернет-магазин может использовать две схемы работы с поставщиками. Первая предполагает штучную закупку товаров у оптовых продавцов после оформления заказа клиентом. Здесь есть целый ряд недостатков: сроки сделки затягиваются, оптовики не хотят продавать вам одну единицу продукции, у поставщиков нет продукта той спецификации, которую выбрал клиент, оптовые продавцы воспринимают вас в качестве ненужного посредника между собой и покупателем.
Вам не уйти от этой схемы на первых этапах работы интернет-магазина. А в некоторых нишах онлайн-торговли она будет сопровождать вас постоянно. Тем не менее, старайтесь как можно быстрее отказаться от штучной закупки и использовать вторую схему работы с поставщиками. Она предполагает покупку оптовых партий товара у нескольких поставщиков и хранение их на складе. Эта схема повышает скорость заключения сделок, а также уменьшает вашу зависимость от оптовиков. Она имеет единственный недостаток: вам придется тратить средства на оптовые закупки и организацию хранения товаров.
Идеальная схема работы с оптовыми поставщиками выглядит так:
- Вы изучаете рынок и прогнозируете сбыт. Вам поможет материал об оценке финансовых перспектив онлайн-проекта.
- Опираясь на прогноз продаж, вы ищете поставщиков товаров. Кстати, когда ваш магазин станет заметным, оптовики будут сами находить вас. От некоторых придется даже отбиваться.
- Вы покупаете оптовые партии товаров и храните их до реализации. Здесь можно использовать разные схемы расчетов с поставщиками: поставки с полной предоплатой или оплатой по факту получения, поставки с частичной оплатой и отсрочкой платежа.
Если вы доросли до второй схемы работы с поставщиками, вам не избежать следующего шага.
Шаг 19: организуйте хранение товаров
Вам понадобится склад. Это может быть небольшая кладовка со стеллажами в вашем офисе или оборудованное холодильными камерами и вентиляцией отдельное здание. Все зависит от объемов реализации и товара, который вы продаете.
Если вы не хотите всю жизнь работать с колес, арендуйте склад, подходящий для хранения и подготовке к отправке клиенту вашей продукции. На первых этапах работы будет удобнее, если склад будет находиться рядом с офисом.
![Интернет-магазин хвастается в социальной сети товаром на складе Интернет-магазин хвастается в социальной сети товаром на складе](/upload/medialibrary/75c/0tq7l3xgedokng575u5m0dn92k004krh/2015_10_21_tex_29.webp)
Шаг 20: подготовьте офис
Офис интернет-магазину однозначно нужен. Его формат зависит от масштабов торговли и способов взаимодействия с клиентами. Если вы совмещаете деятельность собственника, директора, сеошника, менеджера по обслуживанию клиентов и оператора склада, можете поставить стол, стул и ноутбук прямо в гараже, где хранится товар.
Если вы планируете нанимать сотрудников и очно взаимодействовать с некоторыми клиентами, придется арендовать нормальный офис. Включите в бизнес-план расходы на оборудование рабочих мест специалистов.
Шаг 21: наймите специалистов
Ваш магазин не превратится в Amazon за неделю или год. Поэтому не спешите сразу приглашать на работу десятки специалистов. На первых этапах работы вам придется стать универсальным исполнителем и выполнять разные виды работ. Вы можете делать это самостоятельно или вместе с единомышленниками.
Рост оборота рано или поздно заставит вас принимать на работу наемных специалистов. Кого и когда приглашать, вы решите сами. Вам поможет список сфер ответственности, которые можно делегировать штатным профессионалам или аутсорсерам:
- Управление интернет-магазином. На ранних этапах развития вы будете заниматься стратегическим и оперативным менеджментом самостоятельно. Возможно, в будущем вы наймете профессиональных управленцев. Когда это случится, вы не будете читать пошаговые инструкции, а сами напишите книгу.
- Бухгалтерия. Сначала вы будете носить квартальные отчеты в налоговую самостоятельно. Потом вы пригласите бухгалтера-совместителя или отдадите учет на аутсорсинг. В конце концов вы дорастете до штатного бухгалтера. А потом в вашем магазине будет работать бухгалтерия и финансово-экономический отдел.
- Маркетинг. В начале бизнес-пути вы частично или полностью возьмете эту сферу на себя. В дальнейшем вы создадите отдел маркетинга, который будет решать следующие задачи:
- Анализ рынка, прогнозирование спроса.
- Формирование ассортимента товаров.
- Продвижение проекта в интернете. Речь идет о комплексном интернет-маркетинге. При необходимости маркетологи должны работать и в офлайне.
- Техническая поддержка сайта. Скорее всего, на первых этапах работы ваш маркетолог или вы сами будете взаимодействовать с разработчиками, сеошниками, хостинг-провайдером.
- Обслуживание клиентов и продажи. Ответственные за эту сферу специалисты будут обрабатывать лиды, помогать клиентам оформлять сделки, отвечать на вопросы потенциальных покупателей, заниматься кросс- и апселлингом.
- Снабжение. Даже не мечтайте о наемном специалисте. В начале работы вам придется общаться с поставщиками самостоятельно.
- Управление складом. Вы будете смеяться, но в первые месяцы придется ходить на склад и упаковывать товар самостоятельно. Лучше не отвлекайте маркетолога и сейлз-менеджера, они как раз ищут для вас новых клиентов. Кстати, пока ваш магазин не обзавелся собственной службой курьерской доставки, вам придется взять на себя вопросы отправки посылок клиентам.
В начале работы вам нужно избежать двух крайностей. Вы разоритесь, если наймете на работу слишком много специалистов, когда у вас еще нет продаж. Вы не создадите масштабный проект, если пойдете по пути радикального бутстрэппинга: будете все делать самостоятельно до выхода на объемы продаж крупных игроков.
Шаг 22: организуйте доставку и возврат товаров
В начале реализации проекта предложите клиентам один из трех способов доставки товаров:
- Курьерская доставка. Этот способ обеспечивает высокую скорость исполнения заявок, а также решает проблему проверки товара при получении. Как отмечалось выше, курьерская служба может решать вопрос кассового обслуживания интернет-магазина.
- Доставка почтой. Это недорогой и достаточно оперативный способ доставки. Специалистам вашего магазина придется формировать посылки и доставлять их в почтовые службы для отправки.
- Получение товара в офисе интернет-магазина. Этот способ будет востребован, если вы работаете в большом городе. В будущем вы сможете открыть склады-офисы в разных городах.
- Собственная курьерская доставка. Нужно верить в успех, поэтому планируйте сразу доставку беспилотниками, как Amazon.
Покупатели имеют право вернуть вам товар в течение недели после получения. Некоторые клиенты обязательно воспользуются этим. Ваша репутация стоит дорого, поэтому идите навстречу капризным покупателям и действуйте по закону: примите товар и верните потребителю деньги. Кстати, вам не нужно оплачивать обратную доставку продукта.
Вместо шага 23: начинайте уже
Используйте предложенные 22 шага в качестве примерного плана. На практике вам придется заниматься регистрацией ИП или ООО и арендой склада одновременно. А сайт вы будете развивать вообще в течение всей жизни интернет-магазина.
Обратите внимание, в начале успех предприятия будет в большей степени зависеть от удачно или неудачно выбранной ниши, уровня конкуренции на рынке и вашей способности противостоять демпингу. Не тратьте слишком много времени и энергии на относительно второстепенные вопросы: выбор «движка», дизайн логотипа и другие частности. Если запланированная бизнес-модель окажется эффективной, вы организуете работу интернет-магазина, даже если совсем не разбираетесь в разных CMS и не отличаете контекстную рекламу от баннерной. Первые шаги на этом пути вы сделаете с помощью данного гайда.
Ниже вы можете оставить комментарии и замечания, а также задать вопросы. Если у вас есть опыт запуска интернет-магазинов, поделитесь своим мнением: что еще следует учесть начинающим онлайн-торговцам на старте?
И еще: если вы хотите открыть интернет-магазин, можете оставить у нас заявку. Мы создаем сайты уже много лет и действительно знаем, как сделать так, чтобы ваш ресурс любили и пользователи, и поисковые системы.
Читайте также:
Читаемые статьи – как сделать хороший контент для узкой ниши