Данный гостевой пост написал редактор Вячеслав Коханный. Он является участником продвинутого курса «Главреда», который ведет Максим Ильяхов, и активно применяет полученные уроки на практике (думаем, это вполне заметно по стилю и оформлению данного материала). Это его первый пост в нашем блоге, поэтому будем рады услышать ваши отзывы и комментарии.
Итак, вы написали текст. Отложили его до следующего дня, чтобы вычитать на свежую голову. На следующий день перечитываете: вроде все нормально, но гложет чувство, что что-то не так и можно улучшить. Чтобы избавиться от этого чувства и улучшить текст, сделаем четыре вещи: удалим мелкие препятствия, сгладим переходы, подключим читательское воображение и зададим ритм, как в горячем и слаженном танце. Летс гоу.

Удаляем мелкие препятствия
Цель удаления – облегчить чтение. К мелким препятствиям я причисляю стоп-слова, которые автор использовал не по назначению.
Категории стоп-слов
Вводные конструкции: бесспорно, кстати, мягко говоря
Усилители: максимально, очень, абсолютно
Оценки: богатый, доступный, известный
Паразиты времени: в настоящее время, в наши дни, сегодня
Местоимения: мы, наш, ваш
Штампы: шаг за шагом, команда профессионалов, комплексный подход
Отглагольные существительные: оказываем услуги по созданию, проводятся ремонтные работы, предоставляем помощь по подбору
Неопределенное: как-то, что-то, кто-то
Стоп-слова не случайны. В определенных ситуациях они нужны, но часто авторы используют их не по назначению.
- Нужны
- Не нужны
- Раньше, чтобы купить нужную вещь, люди мотались из одной части города в другую.
Сегодня нужную вещь получаешь, не выходя из дома. В этом заслуга интернета. - В настоящее время любую вещь можно купить в интернете, и вам ее доставят на дом.
Почему
- Автор с помощью стоп-слов сравнил прошлое с настоящим, чтобы показать читателю пользу интернета.
- Уточнение «в настоящее время» лишнее - если не утверждается другого, по умолчанию предполагается настоящее время.
Для читателя стоп-слова не по назначению, как для танцора камни в обуви. Они мешают: сбивают ритм чтения, не поясняют мысль, а иногда их так много, что читатель теряется в тексте и закрывает страницу.
Чтобы понять, лишнее ли стоп-слово, прочитайте предложение без него. Если смысл не поменялся или поменялся чуть-чуть, удалите и добавьте конкретики:
- Со стоп-словом
- Без стоп-слова, но с конкретикой
- Эта услуга, несомненно, будет вам полезна
- Эта услуга будет вам полезна, потому что…
- Мы настоящие профессионалы
- Ремонтируем квартиры 15 лет
- Это очень известная марка
- 60% россиян пользуется продуктами этой марки
- Сервис хромает на обе ноги
- Обратился в службу поддержки, ответили через неделю
- Что-то он темнит
- Он темнит
Цель сглаживания – добиться плавности речи. Переходы идут от предложения к предложению, от абзаца к абзацу, от главы к главе. Переходы бывают гладкими и резкими. В гладких речь льется – одно в другое переходит плавно, в резких спотыкается – одно от другого отделяет обрыв.
Вот пример резкого перехода:

Вот пример гладкого перехода:

Читать текст с резкими переходами все равно, что смотреть на танцора, который изучает новый танец. Последний делает паузу после каждого движения, чтобы вспомнить следующее. Поэтому танец не завораживает.
Чтобы сгладить переходы, следуйте трем правилам:
Правило 1. Предупредите читателя о том, что вступление кончилось и начинаются действия.
В этой статье предупреждением является фраза «летс гоу». С этим прекрасно справятся и другие выражения: «поехали»; «ну что, готовы?»; «начнем» и т.д. Часто авторы используют прием, как в примере ниже:
Правило 2. Один абзац раскрывает одну мысль, объясняет одну новую сущность и описывает одно действие.
Мысль в абзаце раскрывается по формуле: введение → объяснение (пример, доказательство) → вывод.
Исключение 1
Если для раскрытия мысли достаточно одного-двух предложений, не обязательно следовать формуле.
Исключение 2
Если, следуя формуле, получился абзац в 6 и больше строк, разделите его на три – по абзацу на введение, объяснение и вывод. Зачем?
Затем, что человек ленится читать большие абзацы и пропускает их. Из-за этого теряет нить повествования. Дальше читать ему не интересно, и он закрывает страницу.
Новая сущность – это то, чего человек раньше не знал. Объясняется за счет сущностей, которые читателю уже известны. Насколько подробно ее объяснить – на усмотрение автора. Как пример – то, как я объяснил, что такое «новая сущность».

Действие – это то, что происходит в определенный отрезок времени. Например, если описать отрезок времени, когда Коля шел с работы домой, получится такой абзац:
Правило 3. Разделяйте главы подзаголовками.
Подзаголовок подсказывает, что одна глава кончилась, начинается другая. Резкого перехода нет, читатель не путается и не прилагает усилий, чтобы разобраться, где начало и конец. Поэтому читается ему с легкостью. Как пример – эта статья: она включает четыре главы, каждая выделена подзаголовком.
Подключаем читательское воображение
Цель подключения – заставить человека прочитать текст от начала до конца. Пока в голове у него рисуются картины, ему не скучно, и он читает.
- Ничего не включается
- Во, воображение включилось
- Он громко крикнул
- Он крикнул громко, как будто находится среди глухих или Его голос прозвучал так громко, как пистолетный выстрел
- Тайны я хранить умею
- Тайны я хранить умею. Одна могила с этим лучше справится.
- То, что вы говорите, - глупо
- Вы рассуждаете, как устрица
- Он обрадовался
- Он обрадовался, как астроном, который нашел новую планету
Читать текст, который не включает воображения, все равно, что смотреть танец без музыки. Так же скучно и не интересно.
Чтобы подключить читательское воображение, в примере выше я использовал сравнения. Я знаю еще два приема: иллюстрация (или видео) и насильственный.
Иллюстрация (или видео) выручат в двух случаях: когда не получается подобрать емкого сравнения и когда требуется много слов для описания.
Насильственный прием – это когда автор прямо говорит читателю, что настала пора воображать. Использует для этого слова «представьте», «вообразите», «вспомните» и иже с ними. Прием выручит, когда нужно, чтобы читатель представил именно то, что вы хотите, а не то, что ему навеет воображение:

Какой из указанных приемов использовать, решайте сами. Главное запомните три вещи:
- В сравнениях и насильственных приемах знайте меру: чем их больше, тем больше мозг рисует картин, тем быстрее устает, тем быстрее человек покидает страницу.
- Иллюстрации используйте так часто, как того требует ситуация. Но только по делу, а не для красоты.
- Видео тоже хороши, если в меру и небольшой продолжительности.
Задаем ритм
Цель ритма – сделать так, чтобы читатель не заскучал. Ритм задают предложения: короткие ускоряют, длинные замедляют.
- Короткие предложения
- Длинные предложения
- Вы написали текст. Отложили до следующего дня. На следующий день вычитали. С виду нормально. Хотя нет, что-то не так. Можно улучшить. Как?
- Вы написали текст и отложили до следующего дня, чтобы вычитать на свежую голову и найти ошибки, которые замыленный глаз сегодня уже не увидит. На следующий день вычитали, и вам показалось, что все нормально, но не давало покоя чувство, что что-то не так. Вы чувствуете, что можно улучшить, изменить так, чтобы текст получился превосходным, но не знаете как.
Читать текст в одном ритме, как смотреть на танец из одного движения – утомляет, надоедает, бесит. Примеры выше это доказывают: читать только короткие предложения – надоедает и бесит; только длинные – бесит и утомляет.
Чтобы задать ритм, чередуйте длинные, средние и короткие предложения. Формулы очередности нет. Если заметили несколько подряд предложений одной длины, разбавьте, как сердце велит. Для вдохновения покажу ритм вступления этой статьи:
Получилось, как в американских горках, значит, читатель не заскучает.
§ § §
Вот и все. В завершении пишу шпаргалку, чтобы вы быстро вспомнили, как сделать текст слаженным, как танец.
Шпаргалка
I. Удаляем мелкие препятствия, чтобы облегчить чтение. Для этого находим стоп-слова, проверяем их нужность, удаляем ненужные и заменяем конкретикой.
II Сглаживаем переходы, чтобы добиться плавности речи. Для этого следуем трем правилам: а) предупреждаем о конце вступления и начале действия; б) раскрываем в абзаце одну мысль, новую сущность или действие; в) разделяем главы подзаголовками.
III. Подключаем читательское воображение, чтобы человек прочитал текст от начала до конца. Для этого используем сравнения, иллюстрации и видео или прямо говорим, чтобы читатель представил то-то и то-то.
IV. Задаем ритм, чтобы читатель не заскучал. Для этого чередуем предложения разной длины так, как сердце велит.