Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Что такое «Яндекс.Дзен» и как на нем зарабатывать

19 Декабря 2017 Елена Лукашина
Время чтения: 15 минут Нет времени читать? Нет времени? 42 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

«Дзен» – рекомендательный сервис «Яндекса». Он автоматически формирует ленту интересных статей на основе предпочтений пользователя.

Ленту «Дзена» видно на главной странице «Яндекса» (крутите вниз), по адресу zen.yandex.ru, в «Яндекс.Браузере» и «Яндекс.Лончере».

Лента «Дзена»

Нам, создателям и распространителям контента, он интересен следующим:

  • Ежедневная аудитория «Дзена» – 10 миллионов человек, причем за год она выросла в два раза.
  • Сервис бесплатно приводит трафик на сайт или канал автора.
  • «Дзен» дает маленьким сайтам и начинающим блогерам возможность в первые же дни получить десятки тысяч просмотров.
  • Сервис платит авторам за публикации.

Для равновесия сразу же перечислю и недостатки:

  • У «Дзена» странный алгоритм. Им управляет искусственный интеллект, поэтому даже сами разработчики не до конца понимают, как он работает.
  • У сервиса есть серьезные недоработки в дизайне и функционале.
  • С монетизацией все тоже не так просто (и не так много), как хотелось бы.

Теперь по порядку.

Как это работает

После публикации материала сервис анализирует его (это занимает пару часов) и начинает предлагать читателям, интересующимся темой. Сведения об интересах пользователя «Дзен» получает из истории браузера. Кроме того, он предлагает читателю отметить, какие СМИ его интересуют.

У пользователя есть возможность «дрессировать» алгоритм – ставить лайки, если он хочет видеть больше публикаций на данную тему, и дизлайки, если тема ему не нравится. Он может подписаться на любимый канал или заблокировать тот, который ему неинтересен.

У авторов никаких способов повлиять на робота нет: только создавать качественные материалы и смотреть, как крутится счетчик показов.

Сколько будет показов и насколько тема окажется интересна пользователям, заранее определить невозможно: все в руках алгоритма.

Канал или RSS?

«Дзен» дает авторам две возможности: создать канал или привязать к сервису RSS-ленту со своего сайта. Пример: канал и лента с сайта.

Я провела небольшое исследование: загрузила 28 статей из блога «Текстерры» на канал в «Дзене» и сравнила результаты по продвижению через канал и RSS. Вот результаты:

График показов одних и тех же статей через RSS и через канал

Сравнение:

Канал

RSS-лента с сайта

Трафик остается внутри «Дзена», но можно дать ссылку на свой сайт.

Трафик идет на сайт.

Тексты верстаются в редакторе «Дзена».

Никаких лишних действий делать не нужно.

Статьи оптимизированы для смартфонов и планшетов.

Зависит от сайта.

Заголовки, лиды и картинки оптимизированы для «Дзена».

Бывают глюки.

Возможна монетизация.

Есть статистика показов в ленте, просмотров, дочитываний, лайков и дислайков, можно подключить «Яндекс.Метрику».

Только статистика сайта.

Нужен сайт минимум с двумя десятками статей в блоге.

Тексты не индексируются поисковыми системами. Нет возможности создавать «вечнозеленый» контент.

«Дзен» отдает предпочтение каналам, а не RSS.

Лучше всего открыть канал и размещать на нем либо нарративы, либо анонсы какого-то нестандартного формата, либо полный текст статьи с перелинковкой на другие материалы сайта.

Тексты с сайта не стоит дублировать в канал: двойного трафика не получите, но рискуете поймать санкции за копипаст. Обычный анонс формата «Ух ты, мы запилили крутую статью, читайте продолжение на сайте» тоже не катит: по правилам сервиса нельзя размещать материал только с целью получить переходы на внешний сайт. Любой пост в «Дзене» должен иметь самостоятельную ценность. За копипаст могут забанить.

Если у вас нет сайта, такой проблемы не стоит – просто откройте канал в «Дзене» и пишите туда.

Как подключить сайт к «Дзену»

В блоге должно быть не меньше двадцати статей минимум с одной картинкой к каждой. Возраст сайта – больше месяца. Публикации должны быть относительно свежими.

Чтобы подключить сайт, создайте специально размеченную ленту RSS. Проще всего это сделать, если ваш сайт управляется CMS Wordpress (если нет, читайте подробную инструкцию в руководстве «Яндекса»).

Для Wordpress скачиваем и активируем плагин RSS for Yandex Zen. Заходим в настройки плагина и оставляем все пункты заполненными по умолчанию, кроме графы «Тематика записей по умолчанию». Там выбираем подходящую тему:

Выбор тематики в плагине

Нажимаем «Сохранить настройки». Все, лента доступна по адресу: http://www.мой_сайт/feed/zen/.

Напишите в службу поддержки «Дзена»: заполните форму обратной связи и укажите ссылку на свою RSS-ленту.

Форма обратной связи

Модерация обычно занимает не больше недели. После нее вы получите ответное письмо «Дзена», а ваша лента появится по адресу https://zen.yandex.ru/ваш_сайт.ru (см. например, https://zen.yandex.ru/texterra.ru). Зайти в ленту нельзя – это просто витрина, где отображаются все ваши публикации.

Как зарегистрировать канал

Залогиньтесь в «Яндексе» и перейдите на станицу «Дзена» для авторов и нажмите «Войти».

Поздравляю, вы создали канал в «Дзене»!

Нажмите кнопку с буквой «Я», чтобы попасть в свой профиль.

Заполните профиль, примите условия пользовательского соглашения

Профит!

Как подключить к каналу «Яндекс.Метрику»

По умолчанию «Дзен» показывает всего пять характеристик: количество показов в ленте, количество кликов на статью, количество дочитываний до конца статьи, время, которое пользователи потратили на чтение статьи, и количество лайков.

Метрики по умолчанию

Если хотите знать больше о своих читателях, подключите к каналу «Яндекс.Метрику». Перейдите на страницу создания счетчика, придумайте название, в графе «Домен» укажите адрес своего канала, примите условия пользовательского соглашения и создайте счетчик.

Перейдите на вкладку «Основное» и скопируйте номер счетчика. Вернитесь в свой профиль, нажмите кнопку «Подключить метрику» и вставьте в поле номер счетчика. Все, теперь вы можете смотреть подробные отчеты о посетителях своего канала.

Как подключить «Яндекс.Метрику» к каналу в «Дзене»
Нажмите на лесенку, чтобы посмотреть отчеты «Яндекс.Метрики»

Как объединить канал и RSS-ленту

Никаких особенных плюшек объединение не дает. Просто теперь все ваши публикации будут отображаться на одной странице, а подписчики ленты сложатся с подписчиками канала, что должно положительно сказаться на рейтинге канала и количестве показов ваших материалов.

Лента и канал объединяются через «Яндекс.Вебмастер». Зайдите в сервис под тем же логином, на который зарегистрирован ваш канал. Введите адрес сайта и подтвердите, что у вас есть на него права. Вернитесь в «Дзен», откройте меню и нажмите кнопку «Проверить», после чего ваша заявка отправится на модерацию.

Привязываем сайт к каналу

Как писать статью в редакторе «Дзена»

Нажмите зеленый плюс в верхнем левом углу экрана и выберите пункт «Статья».

Создание статьи в «Яндекс.Дзене»

Мне редактор «Дзена» показался неудобным. Он дает узкий набор возможностей и, на сегодняшний день, в нем еще встречаются баги.

Если набрать текст и выделить его, появится меню форматирования.

Редактор статей «Дзена» не балует разнообразием функционала

Можно сделать текст жирным, курсивным, подчеркнутым. Можно выделить врезку или заголовки Н2 и Н3.

Если выделить текст и привязать к нему ссылку, а потом продолжить набирать дальше, весь следующий текст тоже посинеет и превратится в анкор. Удалить ссылку никак нельзя, только вместе с текстом.

Интерфейс поддерживает маркированные списки и эмодзи, но в самом редакторе их создать нельзя: только откуда-нибудь скопировать.

Удобнее набирать и форматировать текст в Google Docs, а потом копировать в «Дзен». Из «Ворда», к сожалению, не получается – по дороге теряется форматирование.

Обходим ограничение: маркированные списки и эмодзи в «Яндекс Дзене»

Если установить курсор на пустую строку, слева появится меню вставки картинок и кода. Если не появляется, на строчке затесался лишний пробел, удалите его.

Картинки, кстати, тоже вставляются криво – по непонятной причине над ними и под ними появляется по пустой строке. Чтобы избежать лишней работы по оформлению, тоже копируйте их из Google Docs. Строка подписи появится, если щелкнуть прямо под картинкой.

Подписи к картинкам в «Яндекс.Дзене»

Меню вставки кода позволяет добавить к публикации видео из YouTube, посты из «Инстаграма», «ВКонтакте», «Фейсбука», «Твиттера», карты из «Яндекс.Карт» и плей-листы из «Яндекс.Музыки».

Меню вставки кода в редакторе «Яндекс.Дзена»

В большинстве случаев достаточно просто скопировать ссылку на нужную страницу. Единственные проблемы возникают с «ВКонтакте» и «Яндекс.Музыкой».

Во «ВКонтакте» нажмите «Поделиться» - «Экспортировать» - скопируйте код элемента.

Вставка поста из «ВКонтакте» в «Яндекс.Дзен»

В «Яндекс.Музыке» – «Поделиться» – «HTML-код» – скопируйте код – вставьте его в окошко редактора.

Вставка плей-листа из «Яндекс.Музыки» в «Яндекс.Дзен»

Когда статья готова, нажмите «Опубликовать». В открывшемся окне отредактируйте заголовок и описание, выберите одну из картинок для карточки.

Максимальная длина заголовка – 100 символов. Описания – 398. Но чем длиннее заголовок, тем меньше места остается для описания. При 100 символах заголовка лид исчезает вовсе.

Картинка, заголовок и описание в «Яндекс.Дзене»

По моим наблюдениям, часа через полтора-два после публикации начинает крутиться счетчик показов. Сами показы, возможно, начинаются раньше.

Еще один недостаток редактора «Дзена» в том, что в статью нельзя вставить кнопки социальных сетей, чтобы пользователи могли делиться материалами. Причем, это не баг, а фича. Формат разрабатывался специально под мобильных пользователей, у которых кнопка «Поделиться» имеется по умолчанию.

Нарративы

Нарратив – экспериментальный формат «Дзена». Больше всего он похож на stories, с той разницей, что в конце можно поставить ссылку. Вот пример:

Пример нарратива.

Пример нарратива. Источник: канал газеты «Ведомости» в «Яндекс.Дзене»

Все нарративы собраны на отдельной странице.

Кроме фотографий, в нарратив добавляются гифки и видео со звуком.

Сейчас формат тестируется и доступен только для крупных СМИ и известных блогеров. Поэтому я не могу рассказать о функционале подробно, но предлагаю посмотреть видео «Яндекса». Посмотрите официальное видео, как вставлять нарративы.

По задумке «Дзена» нарративы должны стать заменой текстовых анонсов. Формат станет доступен для всех в 2018 году (точные сроки не сообщаются).

Видео

Еще один экспериментальный формат «Дзена» – видео, которое можно смотреть прямо в ленте. Про него пока вообще ничего не известно, поэтому опустим этот вопрос до появления информации.

Запрещенный контент

У «Дзена» довольно строгие правила.

Запрещенный контент в «Дзене».

Запрещенный контент в «Дзене». Полные правила читайте в «Яндекс.Помощи»

Имейте ввиду, что сервис активно борется с копипастом и бесполезными анонсами, которые не имеют собственной ценности, но предлагают читателям перейти на сайт.

Монетизация

Чтобы перейти в раздел монетизации, нажмите на знак рубля

Канал, впервые достигший 7 тысяч полных прочтений статьи в неделю, при средней длительности прочтения не менее 40 секунд, может подключить монетизацию. «Дзен» дает две возможности: подключить рекламный блок «Яндекса» к каналу и прямые продажи рекламы через ADFOX.

Обычно все выбирают первый вариант, потому что он проще. О нем и поговорим.

«Дзен» платит от 40 до 180 рублей за тысячу просмотров одной публикации. Деньги можно сразу же вывести на «Яндекс.Кошелек» или PayPall (для иностранцев).

Скриншот из презентации «Дзена»

Скриншот из презентации «Дзена» на конференции «Пятница»

Учтите, что речь в примере выше идет о топовых блогерах.

Для качественных и популярных каналов у «Дзена» есть программа поддержки. Они получают по 300 тысяч рублей. Конкурс проводится раз в месяц. Поддержку получают 10 каналов. Подавать заявку не надо – если ваш канал популярен, «Дзен» сам обратит на него внимание.

Продвижение

В «Дзене» нет платного продвижения, хотя его планируют ввести для сайтов, публикующихся через RSS-ленту.

Единственная дополнительная возможность – подать заявку на конкурс «Канал дня». Рассказ о канале и интервью с его автором опубликуют в довольно популярном журнале «Дзена» и во всех социальных сетях. Больше это ничего не даст. Смотрите все каналы дня в журнале «Яндекс.Дзена». Чтобы подать заявку, пишите по адресу top@zen.yandex.ru.

На охват канала однозначно влияет количество и частота публикаций: чем чаще, тем лучше. Сервис даже рекомендует публиковать по несколько постов в день. Важно и количество подписчиков. Разработчики утверждают, что значение имеет длина и сложность статьи. Как именно оценивается сложность, не уточняется. Но, возможно, речь идет о картинках, гифках и видео. Возможно, влияет количество лайков.

Отрицательно, вплоть до блокировки канала, влияет копипаст и ворованный контент.

Аудитория

По заверениям «Яндекса» ежедневная аудитория «Дзена» – 10 миллионов человек. Причем она стремительно растет. За осень аудитория выросла на четверть. Для увеличения охвата «Дзен» запустил партнерские блоки на сайтах крупных СМИ.

То, что «Дзен» – не соцсеть, хорошо видно по аудитории. Половина читателей старше 45 лет.

Скриншот из презентации «Дзена»

Скриншот из презентации «Дзена» на конференции «Пятница»

У меня нет информации о том, как распределяются читатели «Дзена» по полу. Но могу сказать, какие устройства они используют, если это вам зачем-то интересно: в большинстве случаев это десктоп, а не мобильные.

Для сайта «Текстерры», например, график выглядит так:

Для сайта «Текстерры», например, график выглядит так

Какие темы заходят в «Дзене»

Есть одна тема, которая точно не заходит в «Дзене» – интернет-маркетинг. Я прочитала отзывы множества пользователей сервиса, и ни один не сказал чего-нибудь в духе: «Йоу, братаны, да я влегкую преодолел порог монетизации на интернет-маркетинге».

Сам «Дзен» так распределяет топ-20 тем:

Скриншот из презентации «Дзена»

Где-то в самом низу можно найти интернет и технологии. Скриншот из презентации «Дзена» на конференции «Пятница»

Только не спрашивайте, что они подразумевают под хобби и профессиями. Понятия не имею.

По каналу «Текстерры» пока смотреть нечего, поэтому расскажу о клиентских проектах.

Во всех проектах контент распространялся через RSS.

jvlife.ru – женский сайт без специфической тематики.

Достаточно стабильный высокий интерес

Едим Дома – кулинарный сайт.

Ничем не объяснимые пики

Студия Ольги Кондратовой – сайт о дизайне.

Снова пики, но менее радикальные

Колебания – интересная особенность «Дзена». Тема настолько важна, что «Дзен» посвятил ей главу в справке:

Разъяснения «Яндекса» по поводу колебаний

Я не знаю, что вам сказать. Мне все же кажется более убедительной версия, что это колебания непостижимого искусственного интеллекта, а не пользовательского интереса. Сложно поверить, что 6 с половиной тысяч человек, до того почти не интересовавшихся кулинарией, вдруг решают, что им срочно нужно что-то приготовить, а потом снова полностью теряют интерес.

Непрозрачная работа алгоритма – одна из самых серьезных проблем «Дзена». Дело в том, что даже сами разработчики не до конца понимают, как он работает.

Даниил Трабун, медиадиректор «Дзена» в интервью журналу «Планерка»:

«На взлет и падение определенных публикаций влияют десятки факторов. Я сам часто нахожу закономерность, а потом оказывается, что это иллюзия, просто показалось. Но вот что мы заметили и что делаем — это идем к прозрачности. Авторам некомфортно полагаться исключительно на алгоритмы. Всегда должны быть какие-то механизмы, которым легко следовать. У нас сейчас главное правило — создавать качественный контент. Это, конечно, недостаточно понятно. В ближайшие месяцы появятся более прозрачные механизмы, создавать истории станет еще увлекательнее».

Если что, интервью было опубликовано в начале сентября. С тех пор алгоритм понятнее не стал.

Кстати, у журнала «Планерка» есть канал в «Дзене». Абсолютное большинство материалов посвящено смешным заголовкам российских СМИ. В ноябре канал выпустил статистику первых ста дней работы:

Статистика канала «Планерки»

Кстати, авторам «Дзена» доступен сервис «Терминал». Он показывает, топ-10 тем, интересных пользователям «Яндекса» за день, неделю, месяц и год. Так вот, в фаворитах футбол. Он почти каждую неделю попадает в топ. Ни к одной другой теме россияне не испытывают такого стабильного интереса. Подумайте об этом, если планируете завести свой блог.

Заключение

У «Дзена» много недостатков. Начиная с неудобного редактора, заканчивая непрозрачным алгоритмом. Но этот сервис сейчас единственный, который дает независимым авторам сразу же получить трафик и монетизировать свой блог. Он не требует платного продвижения и вообще не предъявляет никаких требований: только создавать качественный контент.

«Дзен» позиционирует себя как самую дружелюбную платформу для авторов, и у него есть основания так говорить.

Все мелкие недостатки простительны по сравнению с большими перспективами сервиса, не будем забывать, что в нынешнем виде «Дзен» существует всего полгода. Пока что у него смешная монетизация и маленькие охваты, но огромные перспективы и куча свободных ниш. Покажу еще раз эту картинку:

Почти никто сейчас не пишет в «Дзен» на гиперпопулярные темы

Общественно-политическая ниша традиционных СМИ забита. Но вот о спорте (держим в голове футбол), отношениях, психологии и здоровье материалов очень мало. Так что дорога свободна. Если начать работать с «Дзеном» сейчас, можно успеть к началу.

В качестве ложки дегтя напомню, что «Дзен» числится среди экспериментальных проектов «Яндекса», а компания имеет свойство без объяснения причин прикрывать свои экспериментальные сервисы. Но мне хочется верить, что все будет хорошо – уж очень перспективная получилась новинка.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных