Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Как IPv6 и неправильный SSL чуть не угробили интернет-магазин: хронология одного происшествия

12 Декабря 2019 Александр Коротков
Время чтения: 6 минут Нет времени читать? Нет времени? 8 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Как IPv6 и неправильный SSL чуть не угробили интернет-магазин: хронология одного происшествия Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Эта история в стиле «Хабра» появилась сначала в песочнице TexTerra и за короткое время получила множество лайков. Редакции блога она тоже понравилась – связались с автором, чтобы опубликовать в блоге. Оказалось, что материал подготовил Александр Коротков – SEO-специалист стоматологического магазина StomMarket.

Вероятно, почти каждый встречался с ситуацией, когда внезапно возникает проблема, которая существовала задолго до тебя и досталась от предшественника. Скорее всего, ты даже не догадывался о ее существовании ровно до тех пор, пока не увидел сообщение об ошибке, или до того, как что-то пошло не так.

С этим столкнулись и мы с нашим интернет-магазином. Рассказываю, как все было.

Хронология событий

21.10.2019

Мы заметили, что на сайт не попасть со смартфона, который подключен к мобильному интернету. Проблема обнаружена только у одного пользователя: если заходить через «Яндекс», возникает ошибка.

Она заключается в том, что при переходе из поиска появляется предупреждение «Это подключение не защищено». Если нажать на кнопку «Подробнее», а потом «Перейти на сайт», то посетителя почему-то перекидывает на сайт хостинга со страницей «Этот домен припаркован». Интересно, что при попытке зайти через Google или напрямую все окей.

У остальных посетителей все работает нормально и сайт открывается. Казалось бы, что может пойти не так? Настройки сервера Nginx в норме, SSL-сертификат успешно работает. Программист протестировал соединение из разных точек земного шара ‒ пингуется нормально. Лишь один сотрудник из всего штата магазина не может зайти.

Переписка со службой поддержки хостинга

Программист судорожно копается в логах. Кроме пары редиректов для перемещенных страниц с карточками товара, он нигде и не мог напортачить. На всякий случай откатил изменения, попутно отловил и решил ошибку с GET-запросами. Посовещались и пришли к выводу, что, скорее всего, дело в них.

22.10.2019

Звонок клиента. Сообщает, что сайт не открывается на смартфоне. Не может сделать заказ в интернет-магазине. Начали копать в этом направлении. Замечаем, что он из Москвы, а мы в Питере. Интересно… Оказывается, проблема все-таки не в нашем сотруднике, и понимание этого лишь усугубляет ее.

Начинаются наши судорожные попытки зайти на сайт разными способами, но у всех открывается. Пробуем перебирать варианты, – уже всем офисом – когда может появиться ошибка с сертификатом. Подозрения на Android или iOS тоже не оправдываются ‒ с телефонов все работает.

Копаем еще глубже: какими приложениями пользовались наш сотрудник и покупатель из Москвы? Из операционных систем были iOS и Android, браузеры Safari и Google Chrome – никакой экзотики.

Чуть позже находим интересную особенность: при соединении через Wi-Fi все хорошо, а мобильный интернет сразу дает ошибку. Это уже чуть больше информации, можно попробовать развить гипотезу.

Ищем методом исключения, у кого из мобильных операторов появляется ошибка. Находим, что Tele2 на Android работает, Yota и «Мегафон» на iOS – тоже нормально. Как вы думаете, какой оператор у нашего сотрудника и клиента из Москвы? Правильно, «МТС».

Кажется, что мы близки к разгадке и во всем виноват «МТС». На всякий случай пишем в техподдержку «Яндекса» и хостинга. Платон Щукин вполне ожидаемо отвечает, что дело в настройках сервера.

Наш программист уже готов исправить ошибку и ехать отдыхать на Бали

Техподдержка хостинга тоже утверждает, что никакой проблемы нет. Но как же нет, когда есть? Остался один вариант ‒ звонок в «МТС». Через 15 минут ожидания на линии автодозвона нам отвечает специалист техподдержки. В ответ спокойно констатирует, что да, SSL-сертификат сайта действительно находится в списке нежелательных и поэтому блокируется.

На просьбу исключить сертификат из черного списка реагирует великодушно. Как нам казалось, проблема решена.

Что-то пошло не так

28.10.2019

Понедельник начинается не с кофе. Отчет «Яндекс.Вебмастера» информирует, что в выдаче посыпались страницы: тот самый редирект на хостинг исключает страницы из выдачи. Вот тут-то нам становится страшно: если отсутствие доступа к сайту у нескольких пользователей бьет просто по доходу, то выпадение из индекса карточек товаров – это настоящая катастрофа. Снова пишем в техподдержку «Яндекса».

Стандартный ответ «Яндекса» #1

Получается, виноват не «МТС». Спрашиваем еще раз хостинг, сообщаем им, что из выдачи в «Яндексе» уже выпадают страницы.

Адекватный хостинг – половина успеха проекта

Та-дам! Ответ специалиста хостинга звучит достаточно убедительно. «Яндекс» вполне может пытаться заходить на сайт через IPv6, поэтому решили напрямую спросить у Платона.

Диагноз: хостинг удаляет запись IPv6 для SSL-сертификата и делает ее недоступной для поисковика. Виновный найден.

Тот факт, что сотруднику с iPhone и интернетом от «МТС» все-таки удается зайти на сайт через «Яндекс», является еще одним подтверждением диагноза. Но на всякий пожарный мы решили еще раз поинтересоваться, использует ли поисковик протокол IPv6 при индексировании страниц.

Теперь-то уж точно все, готовы праздновать победу

UPD: 31.10.2019

По данным «Яндекс.Вебмастера», страницы все еще выпадают из выдачи. Скорее всего, «Яша» просто забил все свои лимиты на посещение и потихоньку будет возвращать их обратно в выдачу.

UPD: 07.11.2019

Страницы, временно получившие статус «редирект 301», постепенно восстанавливаются в выдаче. Половина из них уже вернулась, а это где-то 120 товаров и каталогов. В Google Search Console как было все нормально, так и остается. Нам это показалось забавным. Вероятнее, поисковики просто индексируют сайты по разным алгоритмам, поэтому выдача в Google никак не отреагировала на наши настройки.

Заключение

Тяжело представить, каким был бы итог, если бы мы нашли ошибку, скажем, через две недели. Ведь переходы из поисковых систем очень важны для интернет-магазина. Можно считать, что мы отделались малой кровью и потеряли от силы 10 % трафика.

Единственное, что осталось неясно – почему эта проблема не проявлялась долгое время? Ведь последний раз настройки хостинга были применены еще в марте 2019 года, когда обновлялся SSL-сертификат. По какой-то неизвестной нам причине проблема с настройкой сертификата всплыла только через полгода.

Рекомендую всем не забывать и регулярно мониторить с помощью «Яндекс.Вебмастера» статистику обхода: сколько страниц проиндексировано и как именно проиндексировано. Особенно важно следить за статус-кодами, которые отдает сервер. Только так нам удалось вовремя заметить выпадение страниц из индекса, хотя казалось, что проблема уже решена.

Если хотите быть уверенными на все сто, лучше сделать полный анализ структуры, юзабилити, контента, внутренней оптимизации страниц и поведенческих факторов. Убедиться в корректной работе и отсутствии ошибок можно с помощью комплексного аудита от TexTerra.

Александр Коротков
Автор: Александр Коротков
Все статьи этого автора
Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Есть что рассказать? Станьте нашим автором и опубликуйте статью в TexTerra
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных