В предыдущей статье мы рассказали, как считать ER и стоит ли на него ориентироваться. В этой поговорим о том, что вовлечь аудиторию сегодня становится все сложнее. Стандартные механики воспринимаются как манипуляции и раздражают. Но есть способы, которые все еще вызывают интерес и реакции пользователей.
Рабочие и устаревшие способы вовлечения аудитории комментирует наш SMM-стратег Екатерина Ермакова.
Этот материал можно использовать как чек-лист для аудита контент-стратегии или обсуждения с командой: что стоит оставить, а что пора менять.
1. UGC-контент
Это классика, особенно для брендов с лояльной аудиторией. Пользователи рассказывают о вашем продукте, делятся опытом его использования, а вы публикуете эти истории в своих соцсетях.
UGC укрепляет доверие и показывает бренд живым, особенно в сегментах с визуальной составляющей — например, косметика, интерьер, мода, еда. Но этот прием работает, только если аудитория уже готова включаться, иначе контента просто не будет.
Для создания UGC-контента можно просить покупателей делиться отзывами, устраивать конкурсы и челленджи, публиковать кейсы довольных клиентов.
Контент, созданный потребителями, а не брендом, воспринимается более лояльно. Неидеальные фото, живые видео, эмоциональные тексты — читатели узнают в них себя и реагируют охотнее.
2. Геймификация контента
Интерактивные форматы — одна из немногих механик вовлечения целевой аудитории, которые до сих пор стабильно работают. Люди любят легкие игровые задания, особенно если они не требуют усилий и не накладывают обязательств.
Подойдут даже самые простые игровые сценарии: угадайки, челленджи, мини-викторины, задания на выбор. Оформить игры можно по-разному — в виде сторис с опросами, слайдеров с заданиями или постов-голосовалок, где нужно выбрать один из вариантов ответа. Для создания игры можно также задействовать бота в Telegram.
Опросы и геймификация — наиболее рабочие приемы: простые живые форматы, вовлекающие без манипуляций. Одно нажатие — и ты уже в игре.

Beeline предлагает подписчикам поиграть и проверить, насколько хорошо они знают города России — формат нативного вовлечения через сторис
Важно: интерактив должен быть органичным — если игра не связана с темой или выглядит искусственно, она не сработает.
3. Коллаборации с экспертами
Долгое время одним из самых популярных способов охвата новой аудитории были коллаборации с блогерами. Но такой формат не дает прироста вовлеченности в вашем аккаунте. Кроме того, правила игры сегодня меняются, и реклама у блогеров может быть юридически рискованной, даже при бартерных интеграциях.
Коллаборации с блогерами — не универсальный инструмент. Стоит помнить, что в Instagram* с сентября 2025 года размещать рекламу в чужих аккаунтах запрещено. В целом, этот формат требует осторожности и юридической грамотности.
Совсем другое дело — сотрудничество с экспертами. При этом вы готовите публикацию в своем аккаунте, а эксперт выступает соавтором: делится профессиональной информацией, рассказывает, как правильно применять ваш продукт, или отвечает на частые вопросы. Такой формат вызывает доверие, увеличивает вовлечение аудитории и не нарушает правил платформ.

Пример экспертного контента, подготовленного командой «Текстерры»: компания делится полезной выжимкой из вебинара с участием профильного специалиста в формате карточек
4. Посты с призывом к действию
Формат поста с явным СТА долгое время считался универсальным инструментом вовлечения аудитории. Сегодня призывы типа «пиши в директ», «ставь плюс в комментариях», «жми на ссылку» работают хуже и только при наличии лид-магнита. В обмен на целевое действие пользователь должен получить какую-то реальную ценность.

Примеры текстов, в которых используются call-to-action: подписка, получение бонуса, заявка на экскурсию — через комментарий или директ
5. Опросы
Инструмент, который сегодня все еще продолжает работать, особенно в VK и Telegram. Это проще, чем писать комментарий, и к тому же безопаснее, поскольку не предполагает публичности. Опросы хорошо вовлекают, помогают изучить аудиторию и подогреть интерес к теме.
Когда хорошо использовать опросы:
-
перед запуском продукта или контента — чтобы изучить предпочтения;
-
после выхода материала — чтобы собрать обратную связь;
-
на этапе формирования интереса — чтобы плавно подвести к следующему шагу, например, предложить подборку или консультацию.
Форматы, в которых от подписчика требуется одно касание, все еще неплохо работают, особенно если вы даете человеку почувствовать, что его мнение важно.

Опросы и реакции в сторис — простой способ собрать обратную связь и понять, насколько тема откликается аудитории
Важно: связывайте каждый опрос с последующим контентом. Например, используйте результаты в следующем посте или рассылке. Так вы повысите доверие и покажете, что действительно слушаете свою аудиторию.
6. Мемы и тренды
Мемы — узнаваемые образы, ситуации и фразы, которые аудитория считывает без пояснений. С помощью мема можно ненавязчиво обыграть знакомые вашей аудитории боли, ситуации и эмоции. Хорошие мемы помогают разбавить серьезный контент и «очеловечивают» бренд.
Тренды — это аудио или визуальные приемы, которые в данный момент активно используют в соцсетях.
Мемы и тренды дают шанс попасть в рекомендации, особенно на площадках с короткими видео — Instagram* и Telegram Reels, VK Клипах. Но эти приемы нельзя копировать слепо. Их нужно адаптировать под свою тематику, чтобы мем выглядел нативно в ленте бренда, а не как случайный репост с мемной страницы. Если не получается обыграть тренд или мем в контексте бизнеса — лучше отказаться от этой механики вовсе. Плохо адаптированные шутки только снижают доверие к бренду.
Мемы и тренды могут давать охваты и реакции, но далеко не всегда приводят новых подписчиков. Использовать их, конечно, можно, но не стоит полагаться на них как на инструмент роста.
7. Комментарии от лица бренда
Такие методы вовлечения аудитории хорошо работают, но далеко не у всех. Компании все чаще пытаются засветиться в ленте, комментируя популярные публикации: от видео и мемов до постов с обсуждениями. Но просто писать от лица бренда недостаточно, нужно еще уметь попасть в настроение аудитории.
Например, это может быть шутка в продолжение ролика или реакция с тонкой иронией. При этом за репликой от бренда должен ощущаться живой, остроумный человек, а не SMM-специалист, выполняющий контент-план.
Мало кто из брендов умеет писать комментарии. Если просто так писать от имени компании, это не сработает абсолютно. В примерах приведены комментарии Авиасейлс и Яндекс.Маркет — у них получается действительно креативно, и это хорошо видно по реакциям.
8. Сторителлинг
Рассказ от первого лица — уже достаточно заезженный прием. Истории пишутся как бы про читателя, но его сомнения и боли подаются слишком одинаково, по универсальной «продающей» схеме, и читатель это прекрасно чувствует.
Аудитория устала от шаблонных историй, которые выстроены по одной структуре. «Я умирала под горой посуды, муж меня игнорировал, дети не слушались, потом я прошла бесплатно трехдневный курс от Василисы Пупкиной, и теперь муж каждый день носит мне цветы, дети моют посуду, и вообще на меня с неба упала путевка на Мальдивы». Такие заезженные форматы не вызывают ничего, кроме недоверия и раздражения.
Сегодня лучше работает не «классический» сторителлинг, а более нативный формат. Если вы действительно хотите рассказать историю, если она органично вписывается в вашу тему и ваш контент — просто рассказывайте. Забудьте о приемах сторителлинга. Представьте, что перед вами друг или коллега, с которым вы решили поделиться.
9. Разделение на несколько частей
Механика вовлечения аудитории в социальных сетях, которая мотивирует читателя вернуться за продолжением. Особенно популярна в Telegram: посты делят на «часть 1», «часть 2» и так далее, подают как серию сторис, публикаций или коротких видео.
Есть нюанс: при делении контента на серии для подогрева интереса легко вызвать обратный эффект. Так бывает, если интерес к теме слабый или в делении отсутствует логика. Чтобы такой прием работал, у каждой части должна быть собственная ценность, а не просто обещание продолжения.
Эффективность этой механики спорная. Часто вызывает ощущение притянутой за уши интриги, особенно если видно, что материал можно было подать целиком. Поэтому использовать стоит осторожно.

Чтобы не перегружать читателя, полезный контент можно разбивать на серии
10. Байты на комментарии
Формат «напиши в комментариях свою ситуацию», «поставь огонек, если согласен» или «расскажи, как у тебя» был когда-то эффективным способом взаимодействия с аудиторией в социальных сетях. Но сегодня он работает хуже, особенно если вопрос в конце поста добавлен искусственно и не имеет естественной ценности для аудитории.
Посты с явным призывом к действию или с байтом на комменты сегодня чаще вызывают раздражение, чем реальное желание что-то сделать. Подписчики чувствуют манипуляцию и либо игнорируют, либо уходят. Эти механики могут не то что не сработать, а навредить вашему продвижению.

Пример байта на комментарии — приема, который может вызывать отторжение
Конечно, это не значит, что любые вопросы к аудитории в конце поста — абсолютное зло. Вопросы уместны, если обсуждаемая тема подразумевает возможность поделиться опытом или мыслями, а не выглядят попыткой искусственно сгенерировать активность.
Что делать, когда старые механики больше не работают
SMM меняется, алгоритмы становятся сложнее, а пользователи — искушеннее. Инструменты вовлечения аудитории, которые раньше давали рост подписчиков и заявки, сегодня могут быть неэффективны и даже вызывать отторжение. Поэтому важно уметь отличать рабочие форматы от устаревших и вовремя определять, что стоит совсем отключить, а что просто переосмыслить.
Эксперты «Текстерры» внимательно следят за изменениями в поведении аудитории и алгоритмах платформ. Мы помогаем бизнесу подбирать актуальные форматы и выстраивать стратегии, которые приносят результаты именно сейчас.
Напишите нам в Телеграм или на почту — подскажем, как сделать ваше продвижение в соцсетях эффективнее.
Читайте также:
SMM в сложной нише: кейс продвижения в социальных сетях медицинского B2B-продукта
Ирония вместо пользы: как Reels меняет тональность маркетинга
Почему SMM-стратегия как у Авиасейлс может навредить вашему бизнесу
*Instagram принадлежат Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ