От формирования УТП до создания контента.
Обновила: Дарья Ракова
Запуск сайта – один из самых важных шагов для компании. Создать сайт один раз и навсегда нельзя: нужно каждый день подстраиваться под тренды и изменения. Разберем, что нужно любому сайту для успеха сейчас, и поделимся примерами из практики TexTerra.
0. Постановка задачи
Сначала нужно разобраться, зачем нужен сайт. От этого будет зависеть его тип: если вы планируете, что сайт будет посвящен одной услуге/продукту, то стоит выбрать формат лендинга, если планируете рассказывать о разных продуктах и услугах, то нужен многостраничный сайт (кстати, у нас вы можете заказать разработку сайта — прим. отдела продаж TexTerra).
Например, для поставщика услуг облачного гейминга «Текстерра» разработала уникальный лендинг, на котором есть все необходимое: личный кабинет, интеграция остатка игрового времени с сервером заказчика, возможность купить время и получить бонусы за друзей.
В этой статье мы будем давать общие рекомендации, которые актуальны и для лендинга, и для многостраничного сайта.
1. Формирование УТП
Неважно, какой сайт вы делаете, первое, что нужно при подготовке, – найти свою особенность. Это не значит, что у вас должны быть уникальные картинки и 80 % + по «Адвего» (сервис проверки уникальности текста).
Уникальность в 2023 году – это необычная черта бизнеса, которая отличает его от остальных. Акцентируйте на этом внимание, иначе рискуете затеряться в информационном шуме.
К примеру, коммерческое предложение СОИК – производство полезной профилактической продукции из фитосырья (здесь и далее ссылки ведут на кейсы TexTerra – прим. ред.). Их уникальность состоит в том, что они не просто продают травяные и фиточаи, но и подсказывают клиентам, для чего нужен каждый ингредиент в сборнике.
Из УТП понятно, что уникального в бизнесе и чем он будет полезен клиенту
Еще один пример того, как уникальность помогает в продажах – SMM-продвижение тренажеров для реабилитации. Из-за специфики этой тематики конкуренты просто боятся заходить в соцсети, так как считают: «Раз здесь сложно достучаться до тех, кто принимает решение о покупке, зачем тратить время и нервы?» И это большая ошибка!
Сайт для реабилитационных тренажеров
Мы решили сделать смелый и в своем роде уникальный ход – начали продвигать тренажеры конечному потребителю (тем, кто занимается в этих центрах).
Специалисты «Текстерры» решили создать магазину образ друга-эксперта, благодаря чему люди начали доверять бренду. Это значит, что многие люди с ограниченными возможностями передвижения рассмотрят приобретение тренажера домой или порекомендуют тренерам конкретного поставщика.
Переписка с пользователем о реабилитационных тренажерах
Материалы, которые помогут найти и сформулировать особенность бизнеса:
- 19 вариантов отстройки от конкурентов для продуктов «как у всех» + еще 1 бонус;
- Как составить уникальное торговое предложение: исследование, работающие формулы и проверка УТП.
2. Подготовительные работы
Подготовка – самая важная часть разработки сайта. Даже опытные специалисты не сделают «Сайт Мечты», пока не составят четкое ТЗ, что возможно только после проведения всех подготовительных работ в полном объеме.
Анализ ниши и конкурентов
Вы должны понять, с кем придется соперничать за внимание и кошелек пользователя. Проведите конкурентную разведку в своей нише.
Вот на что нужно обратить внимание при конкурентном анализе:
- Как устроены сайты конкурентов – какая у них структура, дизайн, какие детали;
- Насколько качественен сайт с точки зрения пользователя, удобно ли ему на нем;
- Какое у сайта УТП.
Также стоит обратить внимание на то, как клиенты ведут соцсети, а если есть рассылка, то и на нее.
Статьи, которые помогут провести грамотный анализ и не совершить ошибок:
- 5 причин, почему нельзя копировать сайт конкурента, и что делать, если сильно хочется;
- Анализ цен конкурентов: поэтапный план для чайников;
- Как анализировать конкурентов правильно: 4 основных направления.
SWOT-анализ бизнеса
Определите сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы, которые есть на ее горизонте. Поймите, как будет выглядеть то УТП, которое вы будете продвигать через интернет, в глазах потребителя и конкурента.
Если по-русски, то это ССВУ-анализ: анализ Сильных сторон, Слабых сторон, Возможностей и Угроз продукта
К примеру, дружественные консультанты в магазине – это офлайн-УТП, которое будет побуждать клиентов пользоваться вашими услугами вне интернета. Каким будет УТП для тех, кто пользуется вашими услугами в интернете? Решайте сами, анализируя конкурентов. Это может быть мгновенная доставка «до двери», предоставление десятков тестеров / семплов по первому щелчку и т. д.
Продумывание посыла, ядра и приблизительного «скелета» сайта
Вы проанализировали конкурентов и нашли веб-УТП? Поздравляем, теперь это нужно красиво оформить. Продумайте посыл и миссию сайта.
Решите, как будет выглядеть сайт. Создайте примерную структуру, стиль и манеру подачи. После этого шага у вас на руках будет «план» сайта в голове. Пора искать команду, которая поможет достичь желаемого.
Это касается любого бизнеса, от большого интернет-магазина до лендинга зоогостиницы. Везде должна быть заранее продуманная структура, иначе пользователь не поймет ваше предложение и сбежит к конкурентам.
Структура лендинга продумана, все разделы отражены на самом верху сайта. На главной – четко сформулированная миссия
Структура сайта может быть разной:
- линейной – подразумевает цепочкообразный порядок и равнозначность страниц;
- линейной с разветвлением – построена аналогичным предыдущей структуре образом, но здесь в каждом звене есть дополнительные подразделы;
- блочной – в ней все страницы являются равнозначными;
- иерархической – в ней каждая последующая веб-страница – это «родственник» предыдущей (поэтому иногда ее называют древовидной).
Покупка хостинга и домена
Хостинг – услуга размещения информации на сервере, «домик» сайта. Домен – имя сайта, которое отображается в адресной строке.
И то, и другое важно для вашего сайта, поэтому на хостинге и домене лучше не экономить.
Разобраться, что выбрать, помогут наши материалы:
3. Выбор стратегии продвижения + ключевые слова
Сформировали стратегию сайта и его карту? Можно собирать ключевые слова из сервисов WordStat и KeySo для дерева запросов. Необязательно сразу делать «большое дерево». Иногда, при работе с ключами вы будете замечать, что какие-то запросы неинтересны ЦА. При этом «деревянная» структура обязательна: не нужно продвигать на одной странице доставку суши в Москве и в Новосибирске.
Создайте раздел «Доставка суши», а уже от него выстраивайте «ветки» в те города, где будете работать. С такой структурой и продвигать будет проще, и в будущем легче масштабироваться.
Такие схемы удобно делать в виде интеллект-карт (mind maps)
Если что-то «не зайдет», будет легко это удалить, не зацепив при этом остальные страницы сайта. Лучше инвестировать время и внимание в те части проекта, которые точно дадут отдачу. Или где хотя бы чувствуется перспектива.
4. Выбор CMS
CMS (система управления контентом) – одна из важнейших вещей в сайтостроении. Верно подобранная «админка» поможет реализовать все задумки, быстро масштабироваться и работать без критических багов. Для текста идеально подойдет WordPress, хорошо будет работать Tilda. Магазинам лучше присматриваться к «Битриксу» и Shoptet.
Изучайте, какие админки больше всего подойдут под вашу специализацию и выбирайте ту, которая подойдет вам как по скорости, так и по удобству работы:
- Какую CMS лучше выбрать для интернет-магазина;
- Какую CMS выбрать: руководство по выбору «движка» для сайта;
- Как сделать сайт на WordPress – очень полезный, полный гайд;
- У вас еще нет сайта? В этой статье сделаем сайт на Joomla! за час.
5. Подготовительная работа с Google и «Яндексом»
После того, как вы приобрели веб-адрес, нашли хостинг, продумали УТП и структуру сайта, можно переходить к подготовительной работе в поисковиках.
Создайте профили в «Google Бизнес» и «Яндекс.Бизнес». Это поможет клиентам находить вас, задавать вам вопросы, а вам – отвечать на них, видеть статистику и привлекать покупателей.
Добавьте предприятие на Google Maps и «Яндекс.Карты» (также не помешает Bing). Чем больше сервисов уже индексирует вас, тем лучше. У вас может еще не быть сайта, но страничка на карте обязательна! Иначе как люди узнают, что вы работаете рядом с ними?
Добавляйтесь на карты и стимулируйте отзывы на них, чтобы быть в топе
Если у вас интернет-магазин, можете добавить товары на Яндекс.Маркет. Платить придется, но только за покупки – просмотры карточек бесплатны.
Товары в Яндекс.Маркет добавляются с помощью YML-файла – об этом мы писали в статье «YML-файл для Яндекс.Маркета: что это, зачем и как его сделать».
6. Работа с ядром и структурой сайта
Дальше нужно проработать основу сайта (можно это делать еще раньше, никто не запрещает). Дальше на нее, как на скелет, будут наслаиваться остальные части, пока вы не получите готовый к сдаче проект.
Создание семантического ядра
Здесь вступают в дело SEO-специалисты. Они должны найти ключи на каждую из страниц, не забывая о низкочастотных и высокочастотных запросах. Если вы небольшой бизнес, у которого нет больших денег на рекламу, SEO-специалисты будут вашим спасением.
Если нужно жестко экономить, собирать семантическое ядро придется самостоятельно. В этом помогут наши материалы:
- Что такое семантическое ядро и как его составлять;
- Составление семантического ядра: 5 типичных ошибок
- Главная проблема семантики, которая мешает поисковому продвижению;
- Как вывести сайт в топ при помощи скрытой семантики (LSI).
В высокочастотных запросах нереальная конкуренция, и, если сфера уже сформирована, там точно есть «мастодонты», до которых еще нужно расти / вливать огромные средства в рекламу.
Запросы «средней частоты» универсальны – по ним довольно часто переходят, хотя конкуренция еще не такая большая.
Для нишевых сайтов подойдут низкочастотные запросы.
Если видите, что семантическое ядро и «эскизная» структура сайта (о которой мы писали в разделе про посыл, ядро и «скелет» сайта) отличаются, не бойтесь менять структуру. В будущем ее всегда можно расширить / уменьшить, а сейчас вам нужно откликаться на как можно большее количество релевантных запросов.
Удаление «мусорных» запросов
Мусорные запросы – те, которые идут по вашей теме, но при этом не соответствуют тематике сайта. Используйте отсев по стоп-словам, специфической лексике, географии и путем проверки орфографии.
Такие запросы можно удалять без сожалений
К примеру, у вас есть два запроса: «купить молотый кофе в москве» и «купить молатый кохфа в маскве». Удаляйте второй с чистым сердцем: поисковик все равно исправит на первый и покажет в выдаче именно его.
Минимизация слов с высокими Keyword Difficulties
Keyword Difficulty – индекс, который показывает, насколько сложно будет обогнать конкурентов в поисковике Google. Всего оценки группируются по 3 большим блокам:
- 80 % – уровень джедая. Если возьмете поисковые слова с такой сложностью, готовьтесь к вливанию огромных сумм (зависящих от сферы деятельности). Новичкам без чемоданов денег лучше сюда и не заходить.
- 60–80 % – Квентин Тарантино в мире ключевиков. Да, вам не придется применять суперсилы, чтобы оказаться здесь в первых строках выдачи, но посоревноваться придется знатно.
- 60 % – на изи. Такие ключи имеют регулярный трафик, хорошо ранжируются, но здесь нет бешеной конкуренции. Идеальный выбор для новеньких.
7. Линкбилдинг-стратегия
Подумайте, где можете себя рекламировать, как именно будете наращивать ссылочную массу на сторонних сайтах. Внутренние линки важны и нужны, но без сторонних ссылок никуда.
Вам нужно как самим ссылаться на сторонние сайты (с хорошим рейтингом и ИКС (индекс качества сайта)), так и получать цитирование от таких порталов.
Краткое руководство по линкбилдингу:
- Создайте контент, достойный ссылок на него и цитирования.
- Покажите его веб-сайтам, которым он мог бы быть интересен, чтобы они его процитировали или сослались на этот контент.
- Добавляйтесь на сайты, где вы сами можете опубликовать ссылку: бизнес-каталоги, блоги (раздел «Комментарии»), форумы, соцсети.
- Обменивайтесь ссылками с ресурсами, которые подходят вам по тематике.
Еще о грамотном продвижении ссылками:
- Эффект бабочки – как продвигать компанию на форумах и в отзовиках
- Фильтр «Пингвин»: как не попасть под ограничения, и что делать, если его уже наложили
8. Дизайн сайта
Первое, что будет видеть пользователь, заходя на сайт – его внешний вид. Нужно идти в ногу со временем и внедрять фишки, актуальные сегодня.
Необязательно пытаться соответствовать всему и сразу, иначе через год снова придется все переделывать. Берите только то, что сочетается с фирменным стилем и будет одинаково хорошо смотреться и сейчас, и через несколько лет.
Трехмерность
Кажется, этот тренд выработал стабильные «качели»: объемность возвращается раз в 2-3 года, после чего исчезает в угоду 2D и снова возвращается. В 2023 году в тренде реалистичные 3D-элементы (главное, чтобы они были без эффекта «зловещей долины» (когда из-за мелких несоответствий реальности, но общего пугающего сходства с нею у человека возникает чувство неприязни и страха от изображения).
Сейчас 3D-иллюстрации разрабатываются в различных стилях (абстрактный, мультипликации, чертежи). Такие иллюстрации придают индивидуальный стиль продукту или услуге.
Объемность
Пользователи MacOS Big Sur уже успели заценить «объемные иконки». Этот тренд постепенно заходит и в веб-дизайн, так что следует ожидать объемности и подумать, не внедрить ли ее у себя.
Слои, плавающие элементы
За несколько лет скролл-эффекты пользователям поднадоели. Современный юзер хочет видеть максимальную легкость.
Проще всего этого достичь через работу со слоями. Тогда можно создать иллюзию того, что часть контента буквально парит в «воздухе». Это то, что нужно уставшему от жизненных перипетий пользователю.
Отличный пример такой «легкости» – сайт дизайн-студии LEVELLEN. Работа с пустым пространством дала ему нужную воздушность.
Студия делает стильные дизайны, поэтому и сайт у нее стильный и «легкий»
Когда вы смотрите на рекламу автомобиля, глаз не цепляет отдельные детали. Лучик света, отражающийся от зеркально чистого седана, не «продает» вам автомобиль, но помогает погрузиться в атмосферу снимка и представить себя за рулем этого автомобиля.
Таким же образом я воспринимаю проработку деталей на сайте. Здесь важно не то, как много графики вы используете, а то, поможет ли это пользователю вообразить себя обладателем товара.
Хороший дизайн – как картина или тот снимок из рекламы автомобиля – несет в себе задачу сконцентрировать внимание на основном, на продукте. Если в дизайне появляются дополнительные элементы, которые не несут информации, они только помешают.
Так какие детали использовать можно?
Действительно важную (!) информацию: характеристики продукта, условия его приобретения. Текст должен быть четко структурирован – тут требуется работа со стилями текста, акцентными шрифтами, размерами. Графические элементы должны делать акцент на свойствах продукта или дополнять текстовую информацию.
Поэтому старайтесь писать контент коротко и ясно, а графику использовать только там, где без нее действительно не обойтись.
В итоге структура и информативность являются козырем в детализации дизайна, а не количество графики или текста, которое вы могли бы создать.
Микс графики и фото
Тренд на сочетание графических элементов с фотографиями до сих пор остается востребованным. Возьмите его на вооружение: это простой и быстрый способ вдохнуть «жизнь» в графическую составляющую сайта и связать фото в одну композицию.
Это правило отлично иллюстрирует сайт компании LISTME. Благодаря необычной анимации сразу видно, как индивидуально подобранное озеленение оживит даже серый офис.
Микс графики и фото выглядит свежо
Этот прием также использует языковая школа LEXXIS. Благодаря этому сайт смотрится более «живым» и современным.
А здесь такой микс выглядит ярко и смело
Мы в работе часто миксуем фото и графику, чтобы разнообразить визуал.
Можно просто поставить квадратное фото, и получится скучная статичная композиция. А можно это фото закруглить, добавить тень, создав эффект полета, геометрические формы – это добавит динамики. И вот уже из скучного шаблонного решения мы получаем уникальную работу.
Так было и в проекте lexxis. Мы столкнулись с тем, что тематика весьма объемная по количеству контента. Убрать или сократить его нельзя. Остается разнообразить и добавить воздуха, для чего мы взяли фирменный красно-бордовый цвет, который бы частично разгружал страницу, немного перетягивая внимание на себя. Заключили его в форму круга с обводкой и различными способами обыграли в дизайне.
Добавили на них легкую анимацию, и вот, казалось бы, строгий, лаконичный сайт с типографикой и шрифтом с засечками становится легким для восприятия разными возрастными группами.
Векторная графика
Нужно подстраиваться под поведение аудитории, а она сегодня заходит на сайты со смартфонов. Но как это сделать, если один сидит с «тапка» с диагональю 3,5 дюйма, у второго – iPhone 13 Pro Max, а третий меняет телефоны на Android, как перчатки? Только через векторную графику! У нее нет привязки к пикселям, она легко масштабируется и адаптируется к любой диагонали, от умных часов до 4К-телевизора.
Именно так мы и сделали при создании сайта доставки «Имеретинская лавка». Основные элементы выполнены в КИвекторе, поэтому легко масштабируются для просмотра с любого девайса.
Сайт можно просматривать с любого устройства, что особенно актуально сейчас, учитывая рост мобильного поиска
Цифры, данные и исследования
Если хотите взрастить любовь к своему бизнесу у пользователей, делитесь с ними цифрами, учите интересному. Продумайте, как правильно подать всю эту информацию.
Например, общероссийский таможенный представитель TAISU-ТБ прямо на титульной странице сайта предоставил сертификаты качества и список довольных клиентов.
Цифры, статистика, исследования, инфографика и сертификаты вызывают доверие
Еще один пример – сайт для производителя напольных покрытий «КоронаПласт». В центре внимания – полезные факты о компании, сертификаты, именитые партнеры и подтверждения надежности.
Посетители сайта могут скачать pdf-файлы с каталогом и инструкциями по монтажу – это тоже про полезность
Темные цвета
Темный фон смотрится элегантно и не «выжигает глаз», как темный текст на белоснежном фоне. Более того, такие темы способствуют экономии энергии и увеличивают срок службы OLED-экранов.
Именно таким мы сделали сайт для видеостудии «Видеозаяц.РФ». Он умело сочетает темную тему, векторную графику и работу со слоями.
Темные цвета особенно хорошо выглядят в премиум-сегменте, в digital- и игровой сферах
При выборе цветов для интерфейса отталкивайтесь не только от трендов, но и от самого бренда, сервиса и продукта. Темная «тема» хороша далеко не для всех, но никто не запрещает «играться» с оттенками серого ;-)
Уже почти год дизайнеры активно используют в работе темные темы. Увы, масштабировать их опыт на всех не удастся: есть тематики, которые этого не предусматривают. В Рунете темные цвета обычно ассоциируются с люксовым сегментом или геймингом – здесь это будет максимально органично и гармонично.
В рамках проекта «ВидеоЗаяц» мы решили немного отклониться от негласных правил и разработать дизайн под конкретный запрос – отстроиться от конкурентов и показать премиальность продукта. С помощью выбранных цветов мы подчеркнули, что компания работает на рынке motion-анимации и других сложных механик.
Еще несколько трендов в дизайне, которые были актуальны в прошлом 2022 и остаются актуальны в 2023:
- Минимализм и максимум воздуха;
- «Легкие» шрифты с засечками:
- Симметричная верстка – баланс между текстом и изображением на сайте;
- Неоновые оттенки;
- Фотографии реальных людей вместо стоковых изображений;
- Градиенты и размытия;
- Интерактивные элементы в интерфейсах.
Тренды 2023 года:
- Акцентная типографика
Наверное, самый используемый тренд в дизайне на данный момент. Дизайнерам и заказчикам нравятся решения с таким стилем. Отличается он ярко выраженным использованием типографики. Это могут быть крупные заголовки или текстовые блоки с нестандартным стилем типографики. Чаще используется стиль гротеск, а не антиква.
- Яркие цвета
Яркие фоны или акцентные элементы в оформлении дизайна отлично выделяют продукт или привлекают внимание. На сегодняшний момент яркие цвета в дизайне противопоставляются нестабильному миру, в котором преобладают серые краски.
- Коллажи
В социальных сетях сейчас часто можно заметить коллажи. Они позволяют комбинировать несколько смыслов или используются в качестве компоновки по настроению или теме постов. В веб-дизайне ход используется реже.
9. Базовая SEO-оптимизация сайта
SEO-оптимизация – ключ к вершине выдачи. Выделяем основные этапы работы, которые помогут достичь желаемого.
Как уже говорилось выше, нужно продумать структуру. Чем больше у нее разветвлений, тем лучше. Следующие базовые требования будут поданы списком, чтобы вы могли быстро проверить свой сайт по этим параметрам:
- Нет ничего, работающего на Flash. Он устарел. Точка.
- Семантическое ядро собрано конкретно под продвигаемые страницы, а структура сайта полностью ему соответствует.
- У сайта корректная HTML-карта – страница, где расположены ссылки на полезные разделы сайта.
- Прописаны meta-данные сайта.
- Дубли и неуникальные Title и Description отсутствуют.
- Настроен https-протокол. Если у сайта есть зеркала с www, они «склеены» с основной версией.
- «Зеркала» на других доменах отсутствуют или склеены с основным сайтом через Redirect 301. В противном случае ждите санкций и блокировки всех сайтов.
- Зомби-страницы удалены, а дубли склеены через Redirect. Это нужно, чтобы сконцентрировать продвижение на конкретной странице, а не распылять его на 10 разных.
- Прорисован дизайн + придуманы тексты для страниц 3xx, 4xx, 5xx и для отсутствующих фото товаров в интернет-магазинах. Сбои в работе встречаются у всех, так поднимите же настроение клиентов проработкой таких мелочей.
- Файлы сжаты и почти не занимают места. Все они открыты для индексации.
- На портале присутствуют Sitemap и Robots.txt, которые регулярно обновляются.
- «Хлебные крошки» – навигационные цепочки, показывающие путь пользователя – настроены.
- Критические ошибки HTML-кода по стандарту W3C отсутствуют.
- Сайт уже есть в «Яндексе» и Google. Не помешают также Rambler и Bing. Смотрите на регион ресурса и подбирайте актуальные поисковики для работы.
- Проработаны URL, где все слова прописаны латиницей. К примеру, если вы ссылаетесь на раздел с MacBook 2020, то URL должен выглядеть как pc / laptops / apple, а не pc / laptops / -3n4oi#4t. Конечно, там нет запрещенных или спам-слов по типу gun, sex, violence. Это нужно делать с любыми товарами в интернет-магазинах.
- Работа в разных браузерах и системах настроена. Есть 3 варианта работы на «смартах»: мобильная версия (отдельная версия сайта), адаптивная верстка (когда сайт подстраивается под экран устройства, основываясь на user agent) и динамическая верстка (масштабируемый, «резиновый сайт»). Выберите ту, которая больше всего подходит вам (мобильную версию, так как это целый отдельный сайт, может быть дольше и дороже делать).
- Отзывы. Разместите под каждым товаром раздел отзывов. Также добавляйтесь в «Google Бизнес» и «Яндекс.Бизнес», чтобы люди могли постить про вас отзывы. Реальные отзывы – дополнительный повод доверять компании.
Если это интернет-магазин с карточками товаров, отзывы должны быть всегда.
Во-первых, их можно использовать для SEO. Например, сделав Н2-заголовком и подставлением туда информации из H1. Пример: страница «Акустика FENDER CD-60 DREAD V3 DS BLK WN» – «Мой отзыв о товаре Акустика FENDER CD-60 DREAD V3 DS BLK WN». Это позволит продвинуть запрос со словом «отзыв».
Во-вторых, само по себе поле для отзывов уже вызывает доверие пользователей. Да, даже если отзывов там нет: человек хотя бы поймет, что отзыв может добавить любой покупатель, система прозрачна.
Если на сайте больше 1 тыс. товаров, очевидно, что на какие-то товары отзывов не будет. В таких карточках стоит написать что-нибудь в духе «Ищем героя, который сделает 1 шаг в оценке товара».
Оставляйте на сайте и негативные, и позитивные отзывы. Негативные нужно отработать, чтобы расположить к себе пользователя, показать свою честность потенциальному покупателю и помочь сделать выбор (многие принимают решение именно на основе таких отзывов).
Кстати, отзывы размечайте с помощью микроразметки Schema.org.
Пример оформления карточки товара – отзывы внизу
В видео ниже рассказали о самых частых ошибках в продвижении сайта. Многие из них связаны с SEO:
10. Скорость работы и загрузки сайта
Чем выше скорость работы, тем меньше людей будет «бесить» долгая загрузка. Это означает то, что они дольше будут сидеть на сайте. В 2023 году стремиться нужно к следующим показателям:
- отрисовка самого крупного контента (LCP) – менее 2,5 сек с начала загрузки страницы;
- задержка после первого ввода (FID) – менее 100 мс;
- совокупное смещение макета (CLS) – менее 0,1.
Для ускорения сайта делается следующее.
- Минимум редиректов.
- Сжатая графика, видео и аудио. Держите файлы как в формате WEBP, так и в классических, но сжатых.
- Подключенные AMP-страницы в Google и турбо-страницы в «Яндексе».
- Включенный кэш. Если сервер будет кешировать данные юзера, при следующих посещениях сайт не будет загружаться «с нуля», что ускорит время загрузки.
- Уменьшенное количество запросов к серверу до минимально допустимого значения. Объедините мелкие графические элементы, файлы JavaScript и другую «мелочь», чья прогрузка занимает много времени.
11. Работа с контентом
Приступаем к самому волнующему моменту – наполнению сайта информацией.
- Проанализируйте контент-стратегию конкурентов. Найдите пробелы, которые они не перекрыли. Сравните эту стратегию со своей. Придумайте стратегию, которая закроет сразу несколько пробелов (скорее всего, какие-то мысли об этом у вас появятся еще на этапе анализа конкурентов).
- Заведите блог. Так вы решите сразу две важных задачи: формирование имиджа эксперта и проработку всех возможных ключей в своей теме, не «мусоря» на основной части сайта. При этом узкая и сложная специализация бизнеса не приговор, а скорее дополнительный плюс.
Это доказывает блог на сайте по производству и продаже арболитовых блоков «Русский Арболит». Если даже они нашли, чем заинтересовать читателей в своем блоге, это сможете и вы.
Даже на сложную тему можно написать интересные статьи
«Русский Арболит» – очень интересный и особенный проект. Например, в дизайне мы используем белые и голубые тона. Они нехарактерны для этой ниши: конкуренты в основном используют коричневый и зеленый, ориентируясь на ассоциации с теплом и натуральностью. Мы сознательно выбрали необычную палитру.
Во-первых, для нас было важно подчеркнуть, что в производстве используется чистая вода (это принципиально для технологии, и мы везде говорим об этом).
Во-вторых, компания достаточно крупная и работает в разных направлениях: производство блоков, строительство домов, продажа франшизы. Крупные корпорации обычно охотно используют белые, голубые, синие тона.
С контентом тоже вышла интересная история: мы отрабатывали преимущественно ВЧ-запросы, но «с хвостами». То есть, не просто «чем утеплить дом», а «чем утеплить дом из арболита», не просто «как рассчитать количество строительных материалов», а «как рассчитать количество строительных материалов для дома из арболита». Конечно, мы писали исчерпывающие лонгриды по теме основного запроса, делая поправку на арболит.
Благодаря такой работе SEO-специалиста, инженера и технолога у нас получались крепкие материалы, интересные и небольшой части людей, которые уже решились на покупку именно арболита, и широкой аудитории в целом. Последних мы тоже ненавязчиво «конвертили» из блога и экспертизой, и тем, что по ходу дела постоянно рассказывали о преимуществах арболита.
- Подстраивайтесь под голосовые запросы. Забудьте о «Москва кофе купить молотый». Сегодня время «Окей Гугл, где купить молотый кофе на Таганке?».
- Максимально структурируйте текст. H1, H2 и т. д. обязательны. «1 абзац = 1 мысль». Добавьте в текст таблицы и списки, где это возможно. Так вы увеличите свои шансы попасть в сниппет выдачи (нулевой запрос).
- Заполните все meta-данные, alt и title в картинках и видео.
- Сделайте четкий контент-план. Необязательно, чтобы он был готов на год вперед: бывает так, что актуальное сегодня, уже никому не нужно завтра. Но на какой-то период он должен быть – пусть на неделю или месяц. При этом контент должен выходить регулярно и следовать одной цели – продвижению и продажам.
- Делайте уникальные тексты. Показатель уникальности полностью зависит от сферы и задач. В некоторых случаях (юридические, медицинские тесты) допустимо и 60-70 %, а где-то нужно хотя бы 80-85 %.
- Пишите тексты понятным человеческим языком. Конструкции из 2007 «окна москва недорого двери купить» забудьте, как страшный сон.
- Добавьте на сайт политику конфиденциальности. Это нужно, если вы собираете данные пользователей. Если вы их собираете, а политику конфиденциальности не разместили, можете получить штраф.
- Убедитесь, что контент быть доступен как в webm-формате, так и в классических форматах по типу jpeg, mp4, aac и т. д.
- Не привязывайте текст ко времени. Иначе система «свяжет» текст с этим временным промежутком. В долгосрочной перспективе этот материал просто не будет выводиться в начале поиска. Исключения – новости, аналитика и другие вещи, которые актуальны лишь на определенный промежуток времени.
- Ссылайтесь только на проверенные источники. Поисковые машины уже научились отличать fake news и понижают позиции тем, кто использует их как источники.
- Убедитесь, что контактные данные актуальны, одинаковы и доступны на всех страницах сайта.
- Убедитесь, что стили шрифтов, абзацев, междустрочные интервалы, цвета и навигация одинаковы на всех страницах.
- Проверьте, что CSS, HTML и все сценарии оптимизированы и работают без багов.
- Проверьте, что фавикон присутствует и отображается корректно.
Фавикон – значок вашего сайта на вкладке
12. Проверка на санкции поисковиков
После проработки основной части сайта стоит выяснить, нормально ли к нему относятся поисковики, не занесли ли портал под фильтр. Для этого нужно проверить, не нарушает ли он основные правила честной работы.
Самые частые причины «фильтрации»:
- неуникальный контент;
- вирусы на сайте;
- внешние ссылки с сайтов с низким доверием, fake news и порталов под «фильтрами»;
- переоптимизация ключевыми словами;
- бессистемный линкбилдинг (переспам ссылками);
- накрутка поведенческих показателей;
- слишком агрессивная реклама;
- аффилиаты (в лучшем случае, поисковик выберет из «сети» 1 сайт, а все остальные заблокирует);
- разные серые технологии по типу фишинга, клоакинга и т. д.
Это только вершина айсберга, который с каждым годом только растет. Самые актуальные списки того, за что сайт может попасть под фильтр, можно найти у самого «Яндекса» и Google.
13. Работа с локальностью
Вот мы уже практически на финишной прямой. Осталось показать поисковой системе, на какой регион работает сайт. Делается это следующим образом:
- оптимизируются страницы в «Google Бизнес» и «Яндекс Бизнес»;
- корректно настраиваются регионы в «Яндекс.Вебмастер» и Google Search Console;
- правильно прорабатывается микроразметка в разделе «Контакты»;
- компания добавляется в «Яндекс.Карты», Google Maps, 2ГИС и другие сервисы с картами;
- с сайта убираются аффилиаты (или у них в контактах другой адрес и телефон);
- сайт добавляется в тематические справочники: поисковики до сих пор индексируют подобные сайты. Чем больше порталов говорят о вас – тем лучше.
14. Проверка Usability
Предпоследний шаг. Вот что важно на этом этапе:
- Навигация и сам сайт интуитивно понятны.
- Карта кликов полностью готова. Все, что мешает, убрано.
- Кроссбраузерность дополнительно проверена.
- Все формы работают, письма благодарности написаны и «задевают» ЦА.
- Все UI-тексты корректны («buy», а не «bye»).
- Дополнительно проверены линки, перелинки, блоки навигации.
- Отсутствуют назойливые поп-апы и пуши (как на сайтах с нелегальными онлайн-кинотеатрами).
- Есть линки на основные social media, кнопки «Поделиться» для всех востребованных соцсетей.
- В чат-боты загружены все основные вопросы, они понимают «человеческую речь», регулярно обновляются. Есть команды, переключающие сразу на техподдержку.
- Основные метрики сайта в норме: LCP, FID и CLS.
- Подключены метрики, отслеживающие посетителей: AOV (средний чек), LCV (жизненная ценность клиента), CPA (цена за целевое действие), CAC (стоимость приобретения клиента), ROI / ROMI (показатели окупаемости кампаний), конверсии, отказы, доля рекламных расходов, метрики аналитики соцсетей и рассылок, ключевые слова, приводящие клиентов.
15. Аналитика
Добавьте готовый сайт в ряд сервисов, которые помогут анализировать важные показатели и улучшать их.
- PageSpeed Insights (отслеживание скорости загрузки сайта);
- Google Search Console (общая аналитика сайта);
- Google Analytics (общая аналитика сайта);
- панель разработчика в Chrome (вкладка Lighthouse, для исправления ошибок);
- «Яндекс.Вебмастер» (исправление ошибок с точки зрения SEO);
- «Яндекс.Метрика» (общая аналитика сайта);
- PR-CY (экспресс-анализ сайта);
- Ahrefs (анализ обратных ссылок);
- Popsters (аналитика соцсетей);
- MozBar (тулбар для анализа ключевых SEO-параметров на открытых страницах);
- Similarweb (поиск и анализ конкурентов);
- UsabilityHub (тестирование сайта реальными посетителями).
Что еще проверить
Вы думали, что это все? Ну уж нет, если взялись за работу с сайтом, лучше прямо перед самым запуском перепроверить следующее.
- Доменное имя и базовые данные (скелет сайта, ключи, дубли, meta-данные, перелинки и т. д.).
- Весь текст, от карточек товара и блога до UI-текстов.
- Мобильную версию. Сайт должен работать как на старом Android-смартфоне, так и на последнем iPad.
- Коннект к соцсетям и ссылочную массу с них на свой сайт.
- Наличие на сайте раздела отзывов, под каждым товаром / услугой должны быть свои отзывы. Также проверьте, что сайт подключен к «Google Бизнесу» / «Яндекс.Бизнесу» – и что там тоже можно оставить отзыв.
- Готовый контент для сайта.
Удачи в продвижении сайта!