SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Иностранные слова в рекламе — чем закончилось наложение запрета Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

В Феврале 2023 года Государственная дума приняла во во втором и третьем чтениях изумительные поправки к закону «О государственном языке Российской Федерации». Если не вчитываться, они выглядели безобидно. Но в пояснительной записке к законопроекту говорилось:

«…проект федерального закона предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях».

Глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская сделала тогда уточнение, но несколько невнятное:

«Есть первая сфера употребления обязательно (русского как государственного языка. — Прим. ред.), без всяких оговорок, и есть несколько сфер, такие как исполнение произведений, СМИ, реклама, где могут быть особенности осуществления деятельности».

Предпринимателей и специалистов, ведущих публичную деятельность, конечно же, живо интересовал вопрос «Где именно предполагается "недопустимость" заимствований?». Для того чтобы ответить себе на него, нам придется проштудировать текст закона «О государственном языке…», в который вносились поправки.

Сделав это, мы увидим, что иностранные слова нельзя было бы употреблять практически при любой публичной коммерческой, культурной и общественной активности.

С 1 января 2025 года всякие «кэшбеки», «тренды», «маркетплейсы», «бизнес-коучинг» и прочая басурманская тарабарщина должны были стать вне закона:

  • в рекламе;
  • в СМИ;
  • при показе фильмов в кинозалах;
  • при публичных исполнениях произведений литературы, искусства, народного творчества посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных мероприятий.

Есть еще несколько областей, в которых поправки стали бы действовать, но нет смысла их перечислять — они не относятся к реальной экономике или культурной деятельности.

С рекламой же получается совсем нехорошо. В соответствии с поправками в закон РФ «О рекламе», вступившими в силу с 1 сентября 2022, рекламой может быть признано почти любое публичное сообщение. И неважно, оплачивал его публикацию кто-нибудь или нет.

По сути, поправки, которые мы условно можем назвать «О запрете иностранных слов» вкупе с уже работающими поправками в закон «О Рекламе» накрывают, как ковровая бомбардировка, весь бизнес, все СМИ, бренд-медиа, блогосферу, культуру (в том числе неформальную), какие угодно массовые мероприятия — словом, вообще любое шевеление в публичном поле.

Упрощая до полной доступности, мы получим следующее: с января 2025 года вы могли бы употреблять заимствованные словечки только в вашем частном, некоммерческом, и не дай бог никаком не творческом или общественно значимом аккаунте в соцсети, бложике, на персональном сайте.

Всё, что в соответствии с упомянутыми выше поправками можно подверстать под рекламу, бизнес, медиа или культуру-мультуру, будет обязано выражаться благолепно — в духе русского самостийного почвенничества.
Иностранные слова

А то что?

Ситуация интересная и напоминает фарс. Сама норма о «недопустимости» употребления иностранных заимствований вступила бы в силу с оттяжечкой в два года. Почему? А потому что, по мнению авторов законопроекта, нужно сформировать нормативные словари. Заняться этим должна была специальная правительственная комиссия.

Видимо, планировалось посадить за составление словарей (которые, кстати, планировалось разместить онлайн) неких лингвистов. И бедные ученые стали бы решать, достаточно ли прочно укоренились в русском языке слова «отфрендить», «фолловер», «парсинг» и прочие (кстати, у нас вы можете заказать лендинг, нейминг и многое другое, что, при необходимости, мы переименуем в «посадочную страницу», «наименование» и так далее – прим. отдела продаж TexTerra).

Представим теперь, что словари наконец составлены и опубликованы. Закон вступил в силу… а надзора за его исполнение не предусмотрено. «Как так?», — спросит гражданин РФ.

А вот так. Цитируем законопроект:

«…В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее – обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения…»

Если вы ничего не поняли, то переводим на благолепный русский: виры за басурманское речение на миру не предусмотрено. То бишь, штрафов не вводится, да и надзирать никто не поставлен.

Что это означает для бизнеса и других заинтересованных институций? Вкратце — премилый джек-пот из размытой правовой нормы, отсутствия прописанных форм правоприменения, простора для административного восторга и давления.

Иностранные слова

Допустим, некий банк «Бренькофф» публикует рекламу: «Акция! Кэшбек 5% с картой "Бренькофф" в коворкингах и барбершопах». Видит ее на улице условный народный представитель — из окна авто представительского класса, расцвеченного сполохами мигалок. Замирает его сердце от боли за поругание государственного языка.

В тот же вечер врывается народный избранник в информационную повестку с кличем «Недопустимо!». Клич многократно размножается СМИ и прочими медиа. Юристы «Бренькофф» вчитываются в законодательные формулировки и резюмируют: «Ну, недопустимо, и чё?».

Коллизия. Радетель за язык и закон в гневе обращается в Федеральную антимонопольную службу с побуждением, мол, ФАС, говори «фас!». Служба, само собой, должна надзирать за всей рекламой в принципе, хотя новым законом именно за чистоту рекламного языка отвечать не обязана. Вопрос — придет ли чиновник ФАС в административный раж?

Вероятно, придет. И банк «Бренькофф» вынужден будет снять рекламу, переделать слоган, макеты, тиражи, убрать креатив из рекламных кабинетов соцсетей и т.п. То есть, потерпит убытки, хотя и не будет наказан формально.

Тут и штрафов не нужно — на убытки таким образом можно «поставить» кого угодно, будь ты хоть банк, хоть хип-хоп лейбл, хоть администратор сетевого сообщества любителей скрапбукинга.

Могли мы надеяться на то, что к моменту вступления в силу поправок о «недопустимости» употребления иностранных слов в рекламе и далее везде, законодатели не внесли бы новые поправки — об административной ответственность за это правонарушение? Не могли. Опыт последних десятилетий подсказывает: штрафы вводят всегда — дай только срок.

Новая же законодательная норма позволяла бы точечное и волюнтаристское применение в отношении любого бизнеса, общественной или культурной организации, ибо под действие закона подпадают организации всех форм собственности.

Иностранные слова
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Почему закон о «недопустимости» употребления иностранных слов антинаучен

Русский язык вбирает в себя иностранные заимствования, начиная примерно с VI века новой эры. В него десятками и сотнями влились балтизмы (например, ковш, кувшин, янтарь, деревня); финно-угризмы (пельмени, мойва, сауна); грецизмы (известь, сахар, скамья, тетрадь, фонарь); арабизмы (матрац, адмирал, лак, кофе).

В нем множество латинизмов, тюркизмов и заимствований из десятков других языков — мертвых и живых, от санскрита до английского. Мало того, русский язык заимствовал приставки и суффиксы из греческого и западноевропейских языков и при их помощи образовывал собственно русские слова.

Никакого «чистого, исконного русского языка» в природе не имеется. И зафиксировать в моменте существующий русский, залить его законодательной эпоксидкой в принципе невозможно.

Между мировыми языками постоянно происходят языковые контакты. Они приводят, кроме заимствований, к конвергенции языков, к калькированию и прочим естественным процессам, узнав о которых законодатели перестанут спать по ночам.

Ученые-лингвисты метафорически называют язык «живым организмом». Никакие самые жестокие законы просто не способны остановить его развитие и смешивание с другими языками при кросс-культурных контактах. Особенно в интернет-эпоху.

Поэтому принятие закона о «недопустимости» употребления иностранных заимствований — это акт во многом комический. Хотя последствия его могли бы быть для всей экономики и культурной сферы вполне печальными.

Глубина же запретов зависит лишь от ретивости всевозможных российских угрюм-бурчеевых, которые почему-то традиционно стремятся стать большими учеными в области языкознания, не имея для этого никаких оснований.

Теперь на внезапно попытку ввести новацию можно смотреть сквозь пальцы. Но ушки надо держать на макушке — не исключено, что вскоре к этому вопросу снова подступятся, но уже с другого края.

Почему закон не прошел

А потому что Комитет Госдумы по экономической политике отклонил его. Его просто сочли излишним – в нашем законеодательстве уже есть требования к использованию государственного языка. Более того, применение латинских символов в рекламе «может быть оправдано характеристиками товара или услуги»: это реклама международных событий, учебных заведений, где преподаются иностранные языки, и туристических услуг.

И еще одно: русский язык подлежит обязательному использованию в рекламе – п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе». Согласно этому пункту, не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Но опросы, например, проведенный SuperJob, говорят о том, что за запрет иностранных слов везде выступают 53% россиян.

Читайте также:

Саморазвитие: почему оно вам нужно, но вы его продинамите

Интернету «вышка» не нужна: образование не стоит своих денег

Soft skills: работать некому — все коммуницируют
Наладим вам продажи

– а начнем мы с бизнес-аналитики

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

21 ноя 2024
2 265
Как понять, что ваш SEO-специалист никуда не годится - чек-лист

10 пунктов, которые скажут, что пора искать замену.

20 ноя 2024
266
Трендвотчинг: как пресловутая «насмотренность» может спасти или уничтожить ваш бизнес

Как знание тенденций поможет вытянуть бизнес из любой, даже самой глубокой ямы.

20 ноя 2024
255
Как заставить подчиненного выполнять поручения ответственно и в срок

Или как заставить подчиненных выполнять ваши распоряжения с улыбкой и песней.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.