Преимущество над конкурентами невозможно без знаний о том, кто ваш соперник и как он действует. Рассказываем, какая информация нужна и как ее собрать.
Видеть. Понимать. Побеждать
Если полководец, не способный оценить противника, вступает в бой с малыми силами против многочисленных, нападает со слабыми на сильных, а в армии нет проверенных отборных частей, это называется «разгромленная армия».
Сунь-Цзы, «Искусство войны»
Еще древние полководцы понимали, что без знания врага мечтать о победах бесполезно. Чтобы выиграть битву, нужно принимать во внимание все условия: как противник действует, как он думает, на что рассчитывает и какими ресурсами располагает. Наиболее искусные стратеги могли повернуть против него его же силы, а уж о слабостях и говорить не стоит. Кроме того, знания давали возможность спланировать собственные действия.
Рынок мало чем отличается от полей сражений, только гибнут здесь, к счастью, не люди, а денежные средства. Важность стратегии сложно переоценить и здесь.
Практическая информация из этой статьи позволит вам составить исчерпывающий портрет вашего конкурента, а значит – подняться на ступень выше по сравнению с ним.
Тактика и стратегия важны не только на поле боя, но и в бизнесе
Преимущество рыночной экономики перед военным делом в том, что информации о ваших конкурентах куда больше, притом она вполне открыта и позволяет обойтись без таких методов, как промышленный шпионаж. Важно лишь понимать, как «выуживать» эту информацию и интерпретировать ее для получения преимущества.
В статье мы рассмотрим 4 основных направления анализа конкурентов:
- анализ сайта конкурента;
- анализ инфраструктуры и поведенческих данных аудитории конкурента;
- анализ семантического ядра;
- анализ рекламных кампаний.
Для начала вам нужно выбрать 5-6 основных конкурентов: ключевых и прямых. Обычно владелец бизнеса к моменту оценки подходит уже со знанием противников, но если этого знания нет, то достаточно будет ввести в поисковую систему названия ваших товаров и услуг. Конкурентов вы найдете достаточно быстро, а значит, можно приступать к их анализу.
Анализ сайта конкурента
Ваши преимущества:
- Понимание стратегии развития конкурента.
- Оценка ассортимента товаров и услуг.
- Фишки, которые вы также сможете использовать.
- Возможность устранить слабые места собственного сайта.
- Освещение тех сторон бизнеса, которым конкурент уделяет мало внимания.
- Вывод ваших ресурсов выше в поисковой выдаче.
Для аналитики сайта конкурента вам не будут нужны платные инструменты. Вернее, если вы планируете оценивать SEO-продвижение страниц сайта, то они понадобятся, но в остальном вы можете обойтись обычными наблюдениями.
Что и как оценивать?
Для качественного анализа необходима система. Список из основных конкурентов с их сайтами у вас уже есть, остается определиться с параметрами для оценки. Чем больше их будет, тем полнее и качественнее будет собранная картина.
Проще всего строить аналитику, начиная со сводной таблицы, например, такой:
Примерная таблица для оценки сайтов конкурентов
В первом столбце расположен список параметров, по которым происходит оценивание сайтов. Следующие столбцы – оценка каждого параметра по соответствующему конкуренту. Вы можете использовать не только пятибалльную систему, но и шкалу от 1 до 10, и даже до 100.
В строке «Итого» суммированы оценки по каждому сайту конкурента (можно также выводить среднее значение), цветом они ранжированы от наихудшего к наилучшему.
В столбце «Позиция» суммированы оценки по каждому параметру – они также ранжированы цветом. Из этих значений вы можете понять, какие направления у большей части конкурентов страдают чаще всего (и наоборот). В примере выше у конкурентов страдают соответствие ожиданиям и ощущение безопасности. Эти параметры могут стать вашим конкурентным преимуществом: поймите, почему другие сайты вызывают у вас такие ощущения, как бы вы хотели представить доверительную информацию у себя, в итоге проработайте и учтите моменты на своем сайте.
Проанализировать сайт можно просто перейдя на него и взглянув глазами потребителя, но оценки лучше выставлять уже после того, как вы просмотрели все сайты. Мы собрали достаточно большое количество параметров. Вы можете убрать ненужные или наоборот, добавить свои. Осветим их немного подробнее:
- Бизнес-модель. По содержанию сайта можно понять, насколько конкурент близок к выбранному вами рынку (это скорее общая информация, на данном этапе можно отсеять «лишних» конкурентов). Также вы можете дать здесь сравнительную оценку модели конкурента относительно собственной.
- Доменное имя. Оцените сложность воспроизведения, соответствие бренду, услугам и товарам, содержанию сайта. Также можно понять, насколько домен ассоциируется с компанией и бизнесом вообще.
- SEO. Дайте краткую оценку того, насколько много ключевых слов в продвижении у вашего конкурента, насколько сильны его позиции, технические параметры. Для этого понадобятся специальные сервисы.
- Наполненность, содержание. Текстовый и прочий информационный контент на сайте. Насколько он раскрывает деятельность компании, ее преимущества? Насколько грамотно он написан, интересно подан? В полной ли мере описывает все, что нужно клиенту? Вы можете разделить этот параметр на несколько подпараметров.
- Изображения. Оцените качество, содержание, размеры, верстку. Также можно понять «стоковость» картинок на сайте конкурента.
- Коммуникация с клиентом. Насколько ваш конкурент вовлечен в общение с потребителем? Сюда входят чаты поддержки и то, как менеджеры конкурента с ними работают, размещение отзывов, ответы на вопросы.
- Социальные факторы. Ссылки на соцсети, каналы с видео, мессенджеры. Сегодня хорошему сайту без этого никуда.
- Мотивация аудитории. Насколько содержание сайта мотивирует к конверсии посетителя в клиента? Призывы, указания, доступность ссылок.
- УТП. Насколько сайт содержателен в плане уникальных предложений компании, однозначно выделяющих ее среди конкурентов?
- Интерактивность. Кроме соцфакторов, сюда относятся элементы, с которыми пользователь может взаимодействовать сам: калькуляторы, переключатели, мини-игры, виджеты и т. п.
- Безопасность, доверие. Кроме собственно сертификатов безопасности, стоит проверить качество сохранности данных, увидеть гарантии компании.
- Возврат, повторные покупки. Насколько сайт располагает вернуться, стать постоянным клиентом. Оценить можно, сделав тестовый заказ самостоятельно либо наладив коммуникацию с клиентом конкурента.
- Категоризация потребителей. Есть ли, и насколько проработано разделение аудитории на группы: существует ли для каждой группы клиентов свой раздел и/или предложение.
- Эргономика (навигация). Насколько удобно работать с сайтом, доступны ли основные блоки, есть ли проблемы с пониманием того, где искать нужный контент.
- Дизайн. Общее качество дизайна, соответствие цветовой гаммы, ощущения от первого попадания на сайт.
- Соответствие ожиданиям. Насколько вообще сайт соответствует той мотивации, по которой посетитель на него попадает.
Отметим, что данная оценка достаточно поверхностна и не будет учитывать 100 % возможных ситуаций для каждого входящего клиента, но тем не менее может использоваться для проработки вашего собственного сайта.
При анализе сайтов конкурентов часто можно обнаружить новые фичи, дополнительные разделы, которые изначально не нашли в семантике, а также более простое взаимодействие с пользователем.
Например, у одного из наших клиентов форма заказа на сайте изначально содержала пять полей: ФИО, e-mail, телефон и др. У конкурента была форма заказа только с одним полем, куда нужно было ввести номер телефона. Мы протестировали на сайте клиента аналогичную форму из одного поля – выяснилось, что она конвертит лучше.
Анализ посещаемости и аудитории конкурентов
Ваши преимущества:
- Возможность взглянуть на работу конкурентов стратегически и определить собственное место на рынке.
- Понимание всех направлений «фронта» вашей собственной работы.
- Отрисовка аудитории и ее ядер. Они будут полезны для вашего собственного продвижения.
Как выполнять:
В оценке посещаемости вам поможет популярный сервис SimilarWeb. В базовом понимании он представляет собой глобальный топ сайтов в различных тематических категориях, выстраиваемый по показателям посещаемости, цитируемости и ранжирования. Естественно, сервис не бесплатен, но вы можете воспользоваться пробным 7-дневным периодом, если зарегистрируетесь в нем.
Далее остается ввести адрес сайта конкурента и получить о нем все, что нам будет интересно:
- Посещаемость по месяцам (версии для ПК и мобильных).
- Внешние каналы привлечения трафика.
- Поведенческие факторы: количество времени на сайте, показатель отказов, просмотры страниц за сеанс.
- Портрет аудитории сайта: демография, география, интересы.
- Ключевые слова, приводящие на сайт.
Данные SimilarWeb не стопроцентно точные, но, если мы сравниваем конкурентов между собой, то общий вектор будет понятен. Учтите, что сайт конкурента должен обладать достаточной посещаемостью для попадания в списки – новый или малопопулярный сайт попросту покажет «нули».
Базовые данные о двух сайтах-конкурентах и их сравнение в SimilarWeb
Разобраться в разделах сервиса вам будет несложно, если вы владеете английским хотя бы на базовом уровне маркетолога. Кроме перечисленных выше, площадка позволяет проанализировать следующие интересные данные:
Список конкурентов:
Вы можете ввести адрес своего сайта и получить основных его конкурентов в интернете, правда, конкуренция здесь будет скорее по занимаемому в глобальной сети месту, а не по доле реального рынка.
Источники трафика:
SimilarWeb отражает источники трафика на сайт конкурента. Количественные показатели здесь не стопроцентно верные, как в инструментах веб-аналитики, но процентное распределение дает примерное понимание.
Медийная реклама:
Сервис показывает каналы, связанные с медийной рекламой. Это не только баннеры, но и видео, радио, подкасты:
Медийную рекламу в SimilarWeb можно увидеть в разделе Display Traffic
Так вы узнаете, на каких ресурсах рекламируются ваши конкуренты, чтобы найти для себя дополнительные или наиболее перспективные площадки.
Анализ социальных сетей конкурента:
В SimilarWeb есть возможность увидеть трафик из социальных сетей, а значит понять, на каких именно площадках размещается ваш конкурент. В общем-то, вы и сами наверняка сможете найти такую информацию поиском в конкретной соцсети, но в данном случае она уже удобно объединена и обладает показателями привлекаемого трафика.
Данные в сервис попадают путем сбора собственными роботами, передачей от партнерских провайдеров, а также из партнерской сети, включающей миллионы сайтов по всему миру. Так что информации можно доверять.
Выявляем интересы аудитории
Что касается портрета аудитории, то его можно составить не только по информации от сервиса, но и после анализа сайта конкурента, который мы выполняли выше. Сам материал и его подача на страницах может сообщить вам многое о той ЦА, на которую рассчитывает ваш конкурент. Опишите ее подробно, учитывая все собранные вами данные.
После этого вы можете сравнить ядро аудитории конкурента со своим собственным либо почерпнуть ценные сведения из самого его состава. Все это позволяет направить усилия по продвижению в нужное русло, ориентируясь сугубо на целевых покупателей.
Анализ семантического ядра конкурента
Ваши преимущества:
- Возможность конкурировать в выдаче.
- Выявление слабых мест в вашем семантическом ядре.
- Отражение интересных и неучтенных направлений для продвижения.
Семантическое ядро – это систематизированный список ключевых фраз, по которым сайт должен выдаваться в поисковых системах и/или объявлениям в контекстной рекламе. Зная такой список для каждого вашего конкурента, вы можете понять его ориентиры и учесть это в продвижении собственного сайта.
У нас на продвижении был клиент в юридической тематике. Трафик рос, все было хорошо. В начале пандемии клиент ушел – решил продвигаться дальше самостоятельно. В марте – спустя всего пару месяцев – трафик на его сайте начал стремительно падать: с 10 тысяч визитов до 1500. Клиент снова обратился к нам: хотел понять, с чем связано падение и как все исправить.
Клиент приехал на встречу, где за полчаса мы показали ему, в чем причина падения. Для этого мы проанализировали, какие именно страницы «просели» на сайте. В основном это были статьи – если раньше какая-то статья приносила 1 500 посетителей, теперь она стала приносить 150 человек.
На сайте много статей, и они часто публикуются, но за семантикой не следили и писали как попало.
Потом мы начали проверять самые крупные статьи, которые «просели», анализировать выдачу, и увидели на топовых позициях агрегаторы статей. Они позволяли компаниям вести у себя на сайте блог – и клиент отдавал им самые крутые статьи с сайта почти без рерайта. Из-за этого агрегаторы по этим статьям поднялись в топ-3 выдачи, сдвинув сайт клиента ниже с такой же статьей, и поэтому трафик просел.
Мы приняли решение удалять статьи с агрегаторов и дописывать их у себя, и спустя месяц трафик начал восстанавливаться.
Как выполнять?
Прошли времена, когда список ключевых слов для каждой страницы можно было увидеть и спарсить из мета-тега keywords. Сейчас поисковые системы определяют ключевые фразы исходя из смысловых качеств текста, заголовков, изображений и прочего контента на сайте. Поэтому вручную собирать ядро конкурента будет не слишком просто. Удобнее воспользоваться специальными сервисами для анализа семантического ядра.
Мониторинг ключевых слов конкурента в сервисе Serpstat
Чаще всего такие сервисы сами используются для формирования качественного SEO, поэтому часть данных конкурент может загрузить в них напрямую. Остальное собирается с проектов партнерской сети сервиса, которые по взаимному согласию делятся информацией о различных сайтах.
Это легально, да и ваш собственный сайт попадет в такую выдачу, поэтому остается лишь смириться и начать использовать анализаторы в свою пользу. Как это сделать, подробно описано в нашей статье:
Здесь же остановимся лишь на списке основных сервисов для анализа:
- Serpstat. Наверное, самый узнаваемый, популярный и разносторонний ресурс, сайт которого регулярно обновляется и является одним из флагманов в сфере SEO. Через сервис вы можете найти как семантическое ядро по сайту, так и сайты конкурентов по конкретным ключевым фразам.
- Spywords. Сервис создавался специально для отслеживания деятельности конкурентов. На сайте проекта вы можете ввести интересующий домен и получить по нему всю необходимую информацию.
- «Букварикс». Аналогично предыдущему сервису, в «Букварикс» вы также можете ввести сайт конкурента в поисковую строку и получить семантическое ядро. Кроме того, здесь вы можете собрать и ядро для своего проекта.
- LiveInternet. Сервис славится аналитической информацией о множестве сайтов в интернете, объединенных в тематические группы. На сайте сервиса вы можете найти конкурентов по заданной ключевой фразе.
- PR-CY. Интересный проект, который позволяет легко находить ключевые фразы для домена, причем они будут разделены на слова для «Яндекс» и Google.
Естественно, все сервисы раздают данные не просто так, а зарабатывают на этом. Поэтому для подключения к ним придется заплатить. К счастью, тарифы здесь вполне «подъемные»: от 990 р. в месяц.
После того, как вы собрали ядро для основных конкурентных сайтов, сравните его со своим. Определенные позиции во фразах могут быть упущены как вами, так и ими, а это уже повод закрыть их или улучшить.
Составьте список тематических направлений, по которым вы можете улучшить позиции в выдаче и обойти конкурентов. Снабдите их собственными семантическими «деревьями» из фраз. Далее по каждому направлению вы сможете создавать новые разделы на сайте, статьи и публикации, при необходимости добавлять ведущие на этот контент внешние ссылки. Это позволит упрочить позиции и увеличить «вес» вашего проекта в интернет-пространстве.
При работе над проектом мы всегда проводим анализ конкурентов. В основном сравниваем доменные, трастовые, поведенческие и семантические показатели.
Иногда выявляем для клиента новые услуги, которые интересны по семантике. Кроме того, мы поканально анализируем конкурентов: смотрим, какие каналы они эффективно используют, а наш клиент упускает.
Анализ конкурентных рекламных кампаний
Ваши преимущества:
- Выявление приоритетных направлений для конкурирования в рекламе.
- Понимание примерных бюджетов и затрат на рекламу в сфере.
- Возможность создать более сильную рекламную кампанию.
- Отражение интересных и неучтенных направлений для продвижения.
В данном блоке речь в основном пойдет про контекстную и контекстно-таргетированную рекламу, поскольку в большинстве своем она сосредоточена на нескольких основных площадках (таких как «Директ», Ads и CPA-сети), поддающихся анализу. Сразу стоит оговориться, что процесс в данном случае будет сложнее и на 100 % получить охват всех рекламных кампаний конкурентов вы вряд ли сможете.
Как производить анализ?
Для начала здесь тоже не мешает выработать систему для структурирования и качественной оценки собранных данных. Вы можете использовать таблицу, аналогичную той, что мы собирали в разделе анализа сайтов. Только оцениваемые параметры будут касаться следующего списка:
- ключевые слова, группы и ядра;
- таргетирование;
- заголовки и тексты объявлений;
- наполненность и качество объявлений;
- посадочные страницы;
- бюджеты и траты;
- медийный контент в объявлениях;
- позиции в выдаче и аукционах (значения будут меняться со временем, так что анализ данных параметров можно делать почаще).
Определите основных конкурентов в столбцы таблицы (если иметь в виду только рекламу, то найти их вы можете после запроса «собственной» ключевой фразы в «Яндексе» и Google), а строки задайте как соответствующие параметры. Только в данном случае можно сделать две таблицы: в одну вы внесете количественные значения, контент или ссылки на него, а во вторую можно поместить оценочные баллы.
Ищем сайты конкурентов по ключевой фразе в рекламной выдаче
Поскольку и конкурентов мы рассматриваем в рамках контекстной рекламы, то их выдача по поисковому запросу может показать нам интересные варианты. Например, в случае выше нам приходится иметь дело с конкурентом, который вообще не относится к тематике VIP-залов в аэропортах, но учитывать его при планировании бюджетов приходится.
При анализе рекламы конкурента вам также помогут различные сервисы, однако среди них нет ни одного, который «сольет» вам рекламные кампании в виде структурированных данных с бюджетами, ключами и текстами объявлений конкретного конкурента. Вы получите лишь базовую информацию, которую сможете использовать в качестве основы для построения собственного исследования.
Сбор ключевых фраз конкурента
Здесь нам поможет все тот же сервис Serpstat. Поскольку рекламные площадки не «отдадут» нам фактическое семантическое ядро конкурента, придется иметь дело с предполагаемым. Обычно при формировании кампании используются ключевые фразы, связанные с отдельными страницами и целыми разделами на сайте. Запросив ядро у Serpstat, мы сможем предположить, какие фразы используются и в рекламе нашего конкурента.
Поиск ключевых слов конкурента через Serpstat
Сохраните себе ядра всех основных конкурентов, после чего произведите сравнение со своим «рекламным» ядром. После этого можно начинать поиск рекламы в основных сервисах.
То есть:
- Вводим ключевую фразу в поисковую строку «Яндекс» или Google.
- Получаем список рекламных объявлений в выдаче.
- Сохраняем информацию о рекламных объявлениях.
- После этого можно заглянуть на площадки партнерских сетей («Дзен», Mail.ru, YouTube, Facebook, «ВКонтакте» и т. п.) и проследить наличие там «догоняющих» объявлений.
Сохранять рекламные объявления можно также в виде таблицы:
Примерная таблица для занесения данных о РК конкурентов
Да, придется собирать данные вручную, зато в процессе вы почувствуете себя потенциальным клиентом на пути к достижению цели, которой должен удовлетворять и ваш маркетинг.
Одну и ту же фразу можно запросить несколько раз, чтобы понять, насколько сильно конкурент стремится к выдаче на лучших позициях. Если он постоянно будет выдаваться на первых местах, то конкурировать с ним будет сложнее: скорее всего, он использует высокие ставки или даже корректировки для эксклюзивных показов.
Поиск таргетированной рекламы
Кроме собственно контекстной выдачи, конкурент может использовать таргет в социальных сетях. Проверить это несложно: на сайте могут быть установлены пиксели социальных сетей, таких как Facebook и «ВКонтакте».
Чтобы найти их, откройте сайт конкурента, нажмите CTRL+U (посмотреть исходный код страницы) и выполните поиск вручную или по фразе:
Находим пиксель Facebook в коде сайта
Обратите внимание, что пиксель может не быть сопровожден комментарием, поэтому пробуйте искать по словам «facebook», «vk.сom», «mytarget» и т.п. Еще проще будет воспользоваться расширением для Google Chrome Facebook Pixel Helper.
Если вы нашли пиксели, то увидите и таргетированные объявления конкурентов в соцсетях.
Сбор информации о конкурировании
Здесь как раз придутся кстати сервисы, о которых мы упомянули в начале блока:
- Serpstat. Введите ключевую фразу и перейдите в раздел «Анализ ключевых фраз – РРС-анализ – Объявления». Сервис покажет вам все возможные объявления по данному запросу (вообще все, то есть сложно будет определить, какие именно видит ваша аудитория, это мы анализировали вручную выше). Вы сразу сможете увидеть, кто из конкурентов фигурирует в выдаче (т. к. уже собрали данные вручную), а кто почти не пытается бороться за место.
- Ahrefs. Данный сервис также позволяет увидеть все объявления по заданному запросу. Информация находится в разделе «Платная выдача — Реклама».
- Планировщик ключевых слов Google AdWords. На сайте этого бесплатного сервиса вы можете ввести нужные ключевые слова и увидеть статистику конкурирования по ним. Там же вы можете выбрать сайт, по которому нужно искать пересечение ключевых фраз.
Отображение информации о фразах в Google Key Planner
Уровень конкуренции по фразе даст вам понять, насколько конкуренты ее задействуют, а процент полученных показов сработает, если вы указали сайт вашего конкурента для анализа: будет видно, кто активнее использует рекламу.
- Прогнозатор «Яндекс.Директ». Как и в случае с Google Ads, «Яндекс» предоставляет возможность выбрать ключевые фразы и увидеть некоторую информацию по уровню конкуренции в них. Кроме того, ставки и цена клика по каждой позиции рекламной выдачи дадут вам понять, сколько может тратить ваш конкурент, показываясь на той или иной позиции.
Сведя информацию о работе конкурентов в рекламной выдаче воедино, вы сможете определить лидеров и отстающих, увидеть, куда двигаться вам и сколько вкладывать в то или иное направление. Не забывайте также оценивать посадочные страницы конкурентных сайтов, чтобы предположить, насколько вашим оппонентам в бизнесе удается конвертировать аудиторию.
Объединив собранные данные по всем разделам, вы получите неплохой задел для конкурентной борьбы. Рекомендуем обновлять анализ хотя бы раз в год.