Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Какую CMS выбрать: руководство по выбору «движка» для сайта Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Обновил Сергей Алмакин

Почему сложно выбрать движок для сайта

Ответ на этот вопрос может вас удивить. Дело в том, что для реализации практически любого веб-проекта вам подойдет любая CMS. Например, вы можете выбрать Joomla! и открыть интернет-магазин, контент-проект, блог, портал, веб-сервис, сайт-визитку, – что угодно. Вы вряд ли найдете тип ресурса, который в принципе нельзя сделать на «Джумле». Более того, вы не сразу ответите, что принципиально невозможно реализовать с помощью Drupal, WordPress, «1С-Битрикс» или другого «движка».

Выбирая CMS, вы наверняка столкнетесь с людьми, которые скажут, что Joomla! и Drupal – полная ерунда, а ваш проект можно хорошо сделать только на NetCat или «1С-Битрикс». Кстати, названия движков в предыдущем предложении можно произвольно менять. Так вот, не верьте таким людям. В большинстве случаев их приверженность к CMS связана исключительно с личными предпочтениями. Привык специалист работать с «Джумлой», хорошо знает ее, а других «движков» боится или просто не хочет разбираться.

Значит ли это, что можно никого не слушать, брать первую попавшуюся CMS и делать на ней сайт? Конечно, нет.

Во-первых, если вы доверяете разработку сайта конкретному специалисту, лучше позволить ему работать с любимым движком, если это не создает неудобств для вас и вашей аудитории.

Во-вторых, каждая CMS специфична. Даже умея работать в WordPress, вы вряд ли сможете сходу опубликовать материал в Drupal. Кроме этого, у каждой CMS есть свои технические ограничения. Если вы на третий год развития проекта упретесь в невозможность реализовать идею из-за неверно выбранного движка на старте, будет обидно.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Какой движок вам не подходит

Никогда не соглашайтесь на так называемые «самописные» CMS. Их можно использовать только в одном случае: если вы пишете их сами. Вам не подойдет и сайт без движка вообще. О причинах читайте в руководстве для заказчиков сайтов.

Какую CMS выбрать: платную или бесплатную

Ответ на этот вопрос очевиден: если есть возможность, используйте бесплатный движок. Соглашайтесь на платную CMS только в случае, когда функционал бесплатных продуктов не соответствует нуждам вашего проекта.

Продавцы коммерческих движков попробуют убедить вас купить продукт с помощью разных аргументов:

  • «Наша студия разработала самую функциональную и безопасную CMS в истории. Всего за 1000 рублей в год вы получите регулярные обновления и бесплатную техподдержку». Ребята забыли сказать, что их студия может сменить специализацию через 3 месяца. А когда вы покажете якобы самую функциональную CMS другим специалистам, вам скажут, что ваш движок устарел, и сайт надо перенести на CMS, с которой работает новая студия.
  • «Из-за открытого кода бесплатных CMS любой начинающий хакер взломает ваш сайт. У платных CMS закрытый код, поэтому они безопасны». Это миф. Взломать можно движки с открытым и закрытым кодом. Более того, на практике программы с открытым кодом оказываются более защищенными, так как их развивают сообщества специалистов. Многочисленные энтузиасты быстрее находят и устранят уязвимости программного кода, чем несколько экспертов, работающих над проектами с закрытым кодом.
  • «Сайты на бесплатных CMS – для школьников. А солидные бизнесмены работают с платными продуктами». Если вы принимаете этот аргумент, то на каникулах поедете к бабушке.
  • Даже сайт легендарного Snoop Dogg создан на полностью бесплатном движке

    Даже сайт легендарного Snoop Dogg создан на полностью бесплатном движке

  • «Поисковые системы отдают больше трафика сайтам на платных CMS, а к бесплатным относятся с подозрением». Это миф. Тут дело скорее в том, что в платных CMS есть дополнительный функционал, который можно использовать для грамотной поисковой оптимизации. Например, на большинстве платных CMS уже из «коробки» доступна тонкая настройка 404-ой, работа с метатегами, внешними сервисами, микроразметкой. В платных решениях есть встроенная поддержка веб-аналитики. Кроме этого, можно настраивать человекопонятные ссылки и бороться с дублями. Все это в платных CMS настраивать гораздо легче, чем в бесплатных конструкторах.
  • «Платная CMS более функциональна. Она подходит для решения ваших задач, обеспечивает вам и вашим клиентам больше возможностей». Это единственный аргумент, который вы можете принять всерьез.

Движки объединяются в группы подходящих и неподходящих для реализации вашего проекта. При этом в обе группы входят как платные, так и бесплатные CMS.

Как оценить функциональность движка

Как отмечалось выше, практически все CMS обладают достаточной функциональностью для создания почти любого сайта. Все разработчики движков называют свой продукт функциональным. Поэтому неспециалисту сложно объективно оценить соответствие функциональности системы управления контентом нуждам проекта. Чтобы сделать это, сравните возможности CMS с базовым набором функций, рассмотренных ниже.

Удобный визуальный редактор

Простой редактор контента – это то, ради чего вы отказались от сайта на HTML в пользу движка. Через интерфейс редактора вы можете мгновенно публиковать и редактировать контент.

Большинству пользователей необходим редактор, позволяющий работать с визуальными объектами. Этот тип интерфейса называется WYSIWYG. Акроним образован из первых букв английского предложения What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь.

Сторонний визуальный редактор TinyMCE

Заголовок

Тот же текстовой контент, но уже в редакторе HTML

Тот же текстовой контент, но уже в редакторе HTML

Выбирайте «движок» с редактором, который позволяет работать с контентом в визуальном режиме и в режиме HTML. Некоторые CMS оснащены функциональным редактором по умолчанию. В других дефолтное решение годится только для публикации экстренного сигнала SOS. Вот несколько примеров:

WordPress

WordPress – идеальное решение, возможностей которого хватит подавляющему большинству пользователей. Он позволяет работать с контентом в блочно-визуальном режиме и в режиме HTML.

Если вас по каким-то причинам не устраивает дефолтное решение, выберите в каталоге плагинов подходящий вам редактор, например, Advanced Editor Tools.

Кстати, в новых версиях Wordpress визуальный редактор значительно поменялся. Многим такие изменения пришлись не по душе.

Плагин Advanced Editor Tools позволяет вернуть «Классический» параграф + можно использовать «Гибридный режим» даже в новом визуальном редакторе блоков. Вы также всегда можете переключиться в HTML-режим и редактировать код вручную

Плагин Advanced Editor Tools позволяет вернуть «Классический» параграф + можно использовать «Гибридный режим» даже в новом визуальном редакторе блоков. Вы также всегда можете переключиться в HTML-режим и редактировать код вручную

Читайте также
60+ бесплатных плагинов для бизнес-сайтов на WordPress

Как установить WordPress на компьютер

Используем Xampp для установки WordPress

Drupal

Редактор Drupal удивит своим минимализмом. Если вы решите работать с этим движком, придется найти модуль с полноценным редактором. Например, можете установить привычный TinyMCE.

Какую CMS выбрать: руководство по выбору движка для сайта

OpenCart

Движок для магазинов OpenCart имеет функциональный и одновременно простой редактор. Он позволяет редактировать контент в визуальном режиме и режиме HTML-кода, выбирать шаблоны страниц и менять категории публикации. Редактор позволяет указать title и мета-данные страницы.

Дефолтный редактор OpenCart очень удобный и функциональный

Дефолтный редактор OpenCart очень удобный и функциональный

Joomla

О возможностях дефолтного редактора Joomla читайте в нашем обзоре. Из него вы узнаете, почему стоит заменить редактор по умолчанию на JCE.

Выбирая CMS, обязательно попробуйте опубликовать заметку в демонстрационной версии. Оцените удобство и функциональность редактора.

Читайте также
Продвижение сайта: 66 шагов, которые позволят вам выйти в топ

1С-Битрикс: Управление сайтом

Универсальная, но довольна тяжелая система управления контентом. Не подходит для мелких сайтов (тематических блогов, например). Предназначена для решения задач бизнеса, поэтому CMS имеет соответствующий ценник. Основные сценарии использования: магазины, корпоративные сайты, маркетплейсы и даже социальные сети. CMS базируется на модулях. Есть главный и дополнительные. Например, магазину понадобится модуль продаж (он включает корзину, CRM-ку, кассы). Без обучения здесь не обойтись. Работать методом научного тыка, как в WordPress, например, здесь не получится.

Есть аналитические инструменты:

  • встроенная веб-аналитика;
  • анкетирование;
  • рассылочные сервисы;
  • А / Б-тестирование.
Пример редактирования страницы в визуальном редакторе «1С-Битрикс: Управление сайтами»

Пример редактирования страницы в визуальном редакторе «1С-Битрикс: Управление сайтами»

«1С-Битрикс: Управление сайтами» – вполне законченное и продуманное решение. Негативных моментов 2: цена довольно высокая (от 5 400 р.). Второй негативный момент: ПО закрытое, и добавить необходимый функционал будет невозможно. Кроме того, понадобится обучение сотрудников, занимающихся администрированием сайта. А еще документация на сайте разработчика далеко не полная.

SEO-Friendly

Речь идет о совокупности функций и характеристик, позволяющих адаптировать ресурс к потребностям пользователей поисковых систем. Если вы привыкли смотреть на эту проблему с другой стороны, ищите движок, соответствующий техническим требованиям поисковых систем.

Обратите внимание: все CMS можно назвать по умолчанию или потенциально SEO-дружественными. Было бы странно, если разработчики движков не учли требования поисковых систем.

При выборе системы управления контентом вы должны оценить реализацию характеристики SEO-friendly. Иными словами, вам нужно понять, хватит ли вам дефолтной SEO-дружественности для успешного продвижения сайта. Также вам нужно оценить усилия, необходимые для расширения характеристики SEO-Friendly до уровня, который вы считаете приемлемым.

Оценить адаптацию CMS к нуждам пользователей поисковых систем можно по следующим критериям:

  • Канонические URL. С их помощью вы защищаете ресурс от дублированных страниц, к которым негативно относятся поисковые системы. Последняя версия Joomla! поддерживает канонические URL по умолчанию. В WordPress канонизация URL обеспечивается с помощью SEO-плагинов, например, AllinOne SEO Pack. Если вы выберете «1С-Битрикс», тег rel = “canonical” придется вручную добавить между тегами <head>, а в движке Drupal 8 она включена по умолчанию.
  • Управление названием и мета-данными страницы. Движок должен иметь интерфейс для редактирования title, мета-тегов description и keywords. В «Джумла» вы можете вставлять описания вручную или генерировать их автоматически с помощью расширения SEOSimple. В WordPress редактирование title, description и keywords поддерживают многие шаблоны. Также вы можете установить плагин All in One SEO Pack. Чтобы редактировать title, description и keywords в Drupal, вам понадобится SEO-модуль, например, связка Meta Tags quick и Metatag. CMS OpenCart позволяет редактировать title и мета-данные по умолчанию.
Редактирование title, description и keywords в OpenCart

Редактирование title, description и keywords в OpenCart

  • Блокировка индексации страниц категорий и архивов. Эта опция предупреждает дублирование контента. В «Джумла» и WordPress функция реализуется с помощью SEO-плагинов: SEOSimple и All in One SEO Pack соответственно. В OpenCart проблему дублей категорий можно решить с помощью расширения SEO Pack (платный). В Drupal можно использовать модуль Node noindex.
  • Интеграция с сервисами аналитики. Вы можете использовать «Яндекс.Метрику», Google Analytics или другие аналитические системы с сайтами на любом движке или без движка. В контексте SEO-дружественности оцените простоту подключения ресурса к аналитическим службам и возможность отслеживать ключевые параметры в административной панели. В Joomla! вы можете подключить Google Analytics и «Яндекс.Метрику» с помощью расширений Advanced Google Analytics и Yandex Metrika. Для WordPress есть плагины Google Analytics by Yoast и «Яндекс.Метрика». Плагин Google Analytics by Yoast позволяет мониторить ключевые метрики в административной панели сайта. В Drupal также можно использовать модули «Yandex.Metrics» и Google Analytics. Для OpenCart можно использовать платные и бесплатные модули. Обратите внимание, CMS OpenCart имеет встроенную систему аналитики, с помощью которой можно отслеживать данные о продажах, продуктах, потребителях и эффективности маркетинга.
Отслеживаем базовые метрики с помощью плагина Google Analytics by Yoast для WordPress

Отслеживаем базовые метрики с помощью плагина Google Analytics by Yoast для WordPress

  • Возможность управлять XML-картой сайта и файлом robots.txt. В контексте SEO-дружественности речь идет о простоте создания карты сайта и редактирования файла robots.txt. В WordPress, Joomla!, OpenCart, Drupal эти задачи решаются с помощью плагинов, расширений и модулей.
  • Возможность оптимизации изображений. При выборе движка оцените, насколько просто менять размер изображения, добавлять название, описание, подпись и атрибут alt. В WordPress эти возможности реализованы по умолчанию. Для «Джумла» можно воспользоваться расширениями, например, OS Responsive Image Gallery. Для OpenCart есть модуль SEO Image File Names. В CMS Drupal вы можете включить оптимизацию изображений без установки дополнительных модулей.
  • Валидность кода. Убедительных данных о негативном влиянии несоответствия кода стандартам W3C на позиции ресурса в выдаче или трафике нет. Более того, некоторые ошибки можно обнаружить только с помощью специальных инструментов, так как они не влияют на отображение сайта в браузерах и пользовательский опыт. Тем не менее, если в движке или теме много ошибок, на них нужно обратить внимание. Чтобы проверить код с помощью валидатора, вам придется установить демонстрационные версии выбранной CMS и шаблона. Оцените найденные ошибки и обсудите с разработчиком необходимость и возможность их устранения.
Например, отсутствие атрибута alt не говорит о критических ошибках в коде движка

Например, отсутствие атрибута alt не говорит о критических ошибках в коде движка

Обратите внимание на простоту создания и редактирования меню, возможность настроить статические URL, простоту адаптации под мобильный трафик.

SEO-недружественных движков не бывает. При выборе вы должны оценить, насколько просто вам будет использовать функции конкретной CMS, необходимые для поискового продвижения.

Возможность кастомизации

Движок сайта предназначен для публикации и управления контентом. Сразу после установки любой CMS вы можете опубликовать заметку или создать страницу, содержащую тот или иной контент.

Кастомизация в контексте выбора CMS – это адаптация движка к публикации контента в соответствии с особенностями проекта и потребностями его аудитории. Например, если вы создаете блог, CMS должна отображать на главной странице последние публикации. Если развиваете интернет-магазин, у вас должна быть возможность публиковать карточки товара.

Типичный блог: на главной странице отображаются последние записи

Типичный блог: на главной странице отображаются последние записи

Вы можете кастомизировать любой движок. При выборе обращайте внимание на следующие характеристики простоты адаптации CMS к нуждам вашего проекта.

  • Возможности кастомизации за счет функциональности по умолчанию. Стандартные инструменты практически не предполагают кастомизации WordPress, OpenCart и Magento. Drupal и Joomla! обладают более широкими возможностями. Например, дефолтная функциональность WordPress не позволяет пойти дальше блога или сайта-визитки с базовыми возможностями. С «Джумлой» и Drupal без дополнительных расширений и модулей вы сделаете блог, сайт-визитку и даже корпоративный сайт или ресурс для контент-проекта.
  • Возможности кастомизации с помощью готовых плагинов, модулей, расширений. Здесь чемпионом остается WordPress. Во-первых, для решения популярных задач существуют десятки плагинов. Более того, сложно придумать функцию или возможность, для которой энтузиасты не написали хотя бы 1 модуль. Во-вторых, большинство плагинов для WordPress распространяются бесплатно или по модели freemium. Много готовых расширений существует для CMS OpenCart. Обратите внимание, здесь доминируют коммерческие решения. Большинство бесплатных расширений – это монофункциональные программы. Функциональность «Джумла» и «Друпал» также можно адаптировать к особенностям проекта с помощью расширений и модулей. Готовых решений для этих движков не так много, как для WordPress.
  • Возможность кастомизации с помощью тем и шаблонов. Здесь чемпионом остается WordPress. Для этой CMS вы можете найти много готовых тем, адаптированных для проектов разного типа: блогов, контент-ресурсов, интернет-магазинов. Аналогичные решения существуют для «1С-Битрикс», Joomla! и Drupal. Однако для этих движков труднее найти качественный бесплатный шаблон из-за ограниченного предложения.
  • Интеграция со сторонними сервисами. Практически все CMS можно быстро интегрировать с социальными сетями и сервисами аналитики. Обратите внимание на возможность интеграции выбранного движка с CRM-системами. Например, OpenCart обладает встроенной функциональностью базовой CRM, позволяющей отслеживать сделки и предпочтения клиентов. Интеграция с CRM реализована в движке 1С-Битрикс. Чтобы корректно интегрировать WordPress с CRM Salesforce, вам придется редактировать код шаблона.

Обратите внимание, вам будет сложно кастомизировать студийные CMS самостоятельно или с помощью сторонних специалистов. Эту задачу придется делегировать разработчику.

Управление уровнями доступа пользователей

Эта функция полезна для разных типов проекта: от интернет-магазина до контент-сайта и блога. Например, вы можете давать расширенные права с доступом к закрытым разделам сайта платным подписчикам или модераторам контент-проектов. Владельцы интернет-магазинов могут предоставлять специальные возможности постоянным покупателям или участникам программ лояльности.

Ниже представлены примеры реализации управления уровнями доступа в некоторых CMS:

  • В WordPress вы можете разрешить или запретить регистрацию новых пользователей, а также назначить уровень доступа зарегистрированного участника. После регистрации администраторы могут менять роли пользователей вручную.
Реализация управления уровнями доступа в WordPress

Реализация управления уровнями доступа в WordPress

  • В CMS Joomla вы можете включить пользователей в группы с разными правами: от гостя до администратора.
Управление правами пользователей в Joomla

Управление правами пользователей в Joomla

  • CMS Drupal отличается гибкими настройками прав анонимного и зарегистрированного пользователя, а также администратора.
Гибкие настройки прав пользователей в Drupal

Гибкие настройки прав пользователей в Drupal

  • OpenCart позволяет сортировать пользователей по группам и статусам «действительный» или «бывший». Также движок позволяет назначить зарегистрированного пользователя администратором.
Управление правами групп пользователей в OpenCart

Управление правами групп пользователей в OpenCart

Обратите внимание на возможности управления правами пользователей Drupal. Если вы создаете сложный сервис, социальный проект или интернет-магазин, этот движок позволит задавать произвольные группы посетителей.

Как выбрать «движок» для интернет-магазина

Вы можете сделать интернет-магазин на практически любой CMS. Идеальная система управления контентом для онлайн-торговли должна обладать следующими характеристиками.

  • Простота запуска и управления. По этому критерию лучшими движками остаются WordPress, PrestaShop и OpenCart. Если вы создаете магазин на WordPress, приготовьтесь потратить много времени на адаптацию движка к вашим нуждам. С OpenCart и PrestaShop вы сможете начать работу в течение 30 минут.
  • Функциональность. Если для вас важен этот критерий, обратите внимание на OpenCart, Magento, CS-Cart и «1С-Битрикс». Проекты на Magento и «1С-Битрикс» легко масштабируются.
  • Кастомизация. Сайты на «1С-Битрикс», Drupal и Joomla! проще адаптировать для решения индивидуальных задач.

Оцените стартовый и потенциальный масштаб вашего проекта. Если количество товарных позиций в вашем магазине будет исчисляться десятками или сотнями, попробуйте специализированные движки или интернет-магазины в облаке, например, Magento. Если вы будете постоянно увеличивать число товарных позиций, обратите внимание на «1С-Битрикс», Drupal, Amiro.

Сайт «Связного» работает на «1С-Битрикс»

Сайт «Связного» работает на «1С-Битрикс»

На что обратить внимание при выборе CMS для корпоративного сайта

При выборе движка для корпоративного сайта оцените 2 характеристики CMS: простоту использования и необходимые вашему проекту функции. Скорее всего, на сайте вам нужны статические страницы и раздел публикаций.

Если у вас нет личных предпочтений, выбирайте WordPress. Не слушайте снобов, говорящих, что будущему участнику Fortune 500 не к лицу ресурс на движке для блогов. WordPress давно превратился в универсальную CMS, на которой можно сделать любой ресурс, в том числе корпоративный сайт.

Гавайский университет использует WordPress. И вы можете

Гавайский университет использует WordPress. И вы можете

Какая CMS подойдет для большого контент-проекта

Вы, наверное, удивитесь, но для контент-проекта подходит та CMS, которая вам больше всего нравится. Естественно, вам вряд ли придет в голову делать блог или сайт СМИ на движках, заточенных под интернет-торговлю. А если вы выберете любую универсальную CMS, проект будет работать.

Успех контент-проекта зависит от актуальности и качества контента, а не от редактора, в котором его создают или движка, с помощью которого им управляют. Если вы понимаете это, берите любой бесплатный «движок» и делайте новую «Ленту.ру».
Сайт Forbes.ru работает на Drupal. Так что дело в контенте, а не в системе управления контентом

Сайт Forbes.ru работает на Drupal. Так что дело в контенте, а не в системе управления контентом

Какая CMS подойдет для форума

Если вы хотите создать форум, вам нужна специализированная CMS. Например, vBulletin и phpBB. Последний движок можно назвать оптимальным выбором, так как он сочетает свободное использование с функциональностью платных CMS, например, vBulletin.

Обратите внимание, вы можете установить движок форума на субдомен основного сайта или использовать плагины и модули для расширения функциональности универсального движка. Вас заинтересуют такие модули для популярных CMS:

Вы можете самостоятельно найти готовые решения для других популярных CMS.

Лучший в рунете медицинский форум работает на vBulletin

Лучший в рунете медицинский форум работает на vBulletin

Какой же движок выбрать

Если у вас есть необходимые знания и умения, вы хорошо сделаете проект на практически любом движке. Поэтому при выборе CMS руководствуйтесь личными предпочтениями и опытом работы с теми или иными системами. Например, если вы и ваши сотрудники хорошо знаете Drupal, смело используйте этот движок. Если вы как свои 5 пальцев знаете WordPress, делайте на нем корпоративные сайты и интернет-магазины.

Если у вас нет личных предпочтений и опыта работы с CMS, ориентируйтесь на предложенную таблицу.

CMS/Тип ресурса Интернет-магазин Блог Сайт СМИ или большой контент-проект Портал Корпоративный сайт
WordPress Да. Придется приложить усилия и потратить время, чтобы получить нужную функциональность. Да Да Да. Придется потрудиться, чтобы интегрировать CMS со сторонними сервисами. Да
Joomla! Да. Потребуется кастомизация. Да Да Да Да
Drupal Да Да Да Да. Гибкое управление правами доступа пользователей позволяет социализировать проект на Drupal. Да
Magento Да. Вы можете создать магазин на облачном хостинге Magento. Нет Нет Нет Нет
OpenCart Да. Запустить торговлю можно в течение 30 минут. Нет Нет Нет Нет
PrestaShop Да. Простой запуск и управление магазином. Нет Нет Нет Нет
CS Cart Да Нет Нет Нет Нет
1С-Битрикс Да Да Да Да Да
MODX Да Да Да Да Да
UMI Да Да Да Да Да
WIX Да Да Да Да Да

Зачастую более эффективный подход – просто сконцентрироваться на задачах своего бизнеса, а создание сайта доверить профессионалам агентства «Текстерра».

Поделиться статьей:

Новое на сайте

6 дек 2024
5 739
Что подарить маркетологу и пиарщику — 22 идеи

Специалисты разных компаний поделились своими вариантами.

6 дек 2024
351
В чем смысл страницы захвата и как создать идеальный инструмент лидогенерации

В отличии от лендинга, предоставляющему клиенту различный спектр возможностей, страница захвата имеет четкую цель.

6 дек 2024
3 367
Реклама в ПромоСтраницах: чек-лист перед запуском РК

А также: настройка стратегий, UTM-метки, Scroll2Site и модерация.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.