Рассылка по интернет-маркетингу:

Какую CMS выбрать: руководство по выбору «движка» для сайта

20 Ноября 2015 Дмитрий Дементий
Время чтения: 20 минут Нет времени читать? Нет времени? 39 комментариев
Отправим материал вам на:
Когда вы планируете веб-проект, приходится отвечать на тысячи вопросов. Один из них касается выбора «движка» для сайта. Обидно, если вы тратите на решение этой простой проблемы много времени. Лучше уделите лишнюю минуту более актуальным вопросам, например, планированию покупки новой яхты, которая будет вам по карману в случае успеха проекта. А из этого руководства вы узнаете, как правильно и быстро выбрать CMS для сайта.
Выберешь WordPress, имидж потеряешь. Выберешь Joomla!, спать не будешь

Почему выбрать «движок» для сайта сложно

Ответ на этот вопрос может вас удивить. Дело в том, что для реализации практически любого веб-проекта вам подойдет практически любая CMS. Например, вы можете взять Joomla! и сделать сайт любого типа: интернет-магазин, контент-проект, блог, портал, веб-сервис, сайт-визитку, что угодно. Смотрите, вы вряд ли найдете тип ресурса, который в принципе нельзя сделать на «Джумле». Более того, вы сразу не ответите, что принципиально невозможно реализовать с помощью Drupal, WordPress, 1С-Битрикс или другого «движка».

Выбирая CMS, вы наверняка столкнетесь с людьми, которые скажут, что Joomla! и Drupal — полная ерунда, а ваш проект можно хорошо сделать только на NetCat или 1С-Битрикс. Кстати, названия «движков» в предыдущем предложении можно произвольно менять. Так вот, не верьте таким людям. В большинстве случаев их приверженность к CMS связана исключительно с личными предпочтениями. Привык специалист работать с «Джумлой», хорошо знает ее, а других «движков» боится или просто не хочет разбираться.

Значит ли это, что можно никого не слушать, брать первую попавшуюся CMS и делать на ней сайт? Конечно нет. Во-первых, если вы доверяете разработку сайта конкретному специалисту, лучше позволить ему работать с любимым «движком». Конечно, если это не создает неудобств для вас и вашей аудитории. Во-вторых, специфичность CMS разным типам сайтов все-таки существует. Она проявляется далеко не всегда. Но если вы на третий год развития проекта упретесь в невозможность реализовать какую-то функцию из-за неверного выбора «движка» на старте, будет обидно. Поэтому лучше потратить час на изучение информации сегодня, чем терять время и деньги при переносе ресурса на новую CMS в будущем.

Выбрать «движок» вам поможет этот гайд. Информация в нем объединяется в разделы:

Обязательно обсудите полученные данные с разработчиком вашего сайта. Это поможет вам сделать оптимальный выбор.

Какой движок вам не подходит

Никогда не соглашайтесь на так называемые «самописные» CMS. Их можно использовать только в одном случае: если вы сами их пишете. Также вам не подойдет сайт без «движка». О причинах читайте в руководстве для заказчиков сайтов.

Какую CMS выбрать: платную или бесплатную

Ответ на этот вопрос очевиден: если есть возможность, используйте бесплатный «движок». Соглашайтесь на платную CMS только в случае, когда функциональность бесплатных продуктов не соответствует нуждам вашего проекта.

Продавцы коммерческих «движков» попробуют убедить вас купить продукт с помощью разных аргументов:

  • «Наша студия разработала самую функциональную и безопасную CMS в истории. Всего за 1000 рублей в год вы получите регулярные обновления и бесплатную техподдержку». Ребята забыли сказать, что их студия может сменить специализацию через три месяца. А когда вы покажете якобы самую функциональную CMS другим специалистам, вам скажут, что ваш «движок» устарел, а сайт надо перенести на CMS, с которой работает новая студия.
  • «Из-за открытого кода бесплатных CMS любой начинающий хакер взломает ваш сайт. У платных CMS закрытый код, поэтому они безопасны». Это миф. Взломать можно движки с открытым и закрытым кодом. Более того, на практике программы с открытым кодом оказываются более защищенными, так как их развивают сообщества специалистов. Многочисленные энтузиасты быстрее находят и устранят уязвимости программного кода, чем несколько экспертов, работающих над проектами с закрытым кодом.
  • «Сайты на бесплатных CMS — для школьников. А солидные бизнесмены работают с платными продуктами». Если вы принимаете этот аргумент, то на каникулах поедете к бабушке.
Школьникам на заметку: Snoop Dogg использует бесплатный движок
  • «Поисковые системы отдают больше трафика сайтам на платных CMS, а к бесплатным относятся с подозрением». Это миф.
  • «Платная CMS более функциональная. Она лучше подходит для решения ваших задач, обеспечивает вам и вашим клиентам больше возможностей». Это единственный аргумент, который вы можете принять всерьез.

«Движки» объединяются в группы подходящих и неподходящих для реализации вашего проекта. При этом в обе группы входят как платные, так и бесплатные CMS.

Как оценить функциональность «движка»

Как отмечалось выше, практически все CMS обладают достаточной функциональностью для создания почти любого сайта. Все разработчики «движков» называют свой продукт функциональным. Поэтому неспециалисту сложно объективно оценить соответствие функциональности системы управления контентом нуждам проекта. Чтобы сделать это, сравните возможности CMS с базовым набором функций, рассмотренных ниже.

Удобный визуальный редактор

Простой редактор контента — это то, ради чего вы отказались от сайта на HTML в пользу «движка». Через интерфейс редактора вы можете мгновенно публиковать и редактировать контент.

Большинству пользователей необходим редактор, позволяющий работать с визуальными объектами. Этот тип интерфейса называется WYSIWYG. Акроним образован из первых букв английского предложения What You See Is What You Get — что видишь, то и получишь.

Визуальный редактор

Вам обязательно понадобится публиковать на страницах сайта код, например, семантическую разметку. Эту задачу проще всего решить с помощью HTML-редактора.

Редактор HTML

Выбирайте «движок» с редактором, который позволяет работать с контентом в визуальном режиме и в режиме HTML. Некоторые CMS оснащены функциональным редактором по умолчанию. В других дефолтное решение годится только для публикации экстренного сигнала SOS. Вот несколько примеров:

  • Редактор по умолчанию WordPress можно назвать идеальным решением, возможностей которого хватит подавляющему числу пользователей. Он позволяет работать с контентом в визуальном режиме и в режиме HTML. А если вас по каким-то причинам не устраивает дефолтное решение, выберите в каталоге плагинов подходящий вам редактор, например, TinyMCE Advanced.
Редактор WordPress. Стрелкой отмечено меню переключения в режим HTML
  • Предложенный по умолчанию редактор Drupal удивит вас своим минимализмом. Если вы решите работать с этим «движком», придется найти модуль с полноценным редактором. Например, можете установить привычный TinyMCE.
Дефолтный редактор Drupal не устроит даже школьника
  • «Движок» для магазинов OpenCart имеет функциональный и одновременно простой редактор. Он позволяет редактировать контент в визуальном режиме и режиме HTML-кода, выбирать шаблоны страниц и менять категории публикации. Также редактор позволяет указать title и мета-данные страницы.
Дефолтный редактор OpenCart очень удобный и функциональный
  • О возможностях дефолтного редактора Joomla! читайте в нашем обзоре. Из него вы также узнаете, почему стоит заменить редактор по умолчанию на JCE.

Выбирая CMS, обязательно попробуйте опубликовать заметку в демонстрационной версии. Оцените удобство и функциональность редактора.

SEO-Friendly

Речь идет о совокупности функций и характеристик, позволяющих адаптировать ресурс к потребностям пользователей поисковых систем. Если вы привыкли смотреть на эту проблему с другой стороны, ищите «движок», соответствующий техническим требованиям поисковых систем.

Обратите внимание, все CMS можно назвать по умолчанию или потенциально SEO-дружественными. Было бы странно, если разработчики «движков» не учли требования поисковых систем. При выборе системы управления контентом вы должны оценить реализацию характеристики SEO-friendly. Иными словами, вам нужно понять, хватит ли вам дефолтной SEO-дружественности для успешного продвижения сайта. Также вам нужно оценить усилия, необходимые для расширения характеристики SEO-Friendly до уровня, который вы считаете приемлемым.

Оценить адаптацию CMS к нуждам пользователей поисковых систем можно по следующим критериям:

  • Канонические URL. С их помощью вы защищаете ресурс от дублированных страниц, к которым негативно относятся поисковые системы. Последняя версия Joomla! поддерживает канонические URL по умолчанию. В WordPress канонизация URL обеспечивается с помощью SEO-плагинов, например, All in One SEO Pack. Если вы выберите 1С-Битрикс, тег rel = “canonical” придется добавить между тегами < head> и вручную. Интересная ситуация с CMS Drupal. Функция канонических URL в этом движке включена по умолчанию. Однако в Drupal 7 она реализована некорректно, поэтому поисковые системы находят на сайтах на Drupal дубли. Во второй половине ноября выйдет Drupal 8.0. Возможно, в новой версии проблема с каноническим URL будет решена.
  • Управление названием и мета-данными страницы. «Движок» должен иметь интерфейс для редактирования title и мета-тегов description и keywords. В «Джумла» вы можете вставлять описания вручную или генерировать их автоматически с помощью расширения SEOSimple. В WordPress редактирование title, description и keywords поддерживают многие шаблоны. Также вы можете установить плагин All in One SEO Pack. Чтобы редактировать title, description и keywords в Drupal, вам понадобится SEO-модуль, например, связка Metatags quick и Page title. CMS OpenCart позволяет редактировать title и мета-данные по умолчанию.
Редактирование title, description и keywords в OpenCart
  • Блокировка индексации страниц категорий и архивов. Эта опция предупреждает дублирование контента. В «Джумла» и WordPress функция реализуется с помощью SEO-плагинов: SEOSimple и All in One SEO Pack соответственно. В OpenCart проблему дублей категорий можно решить с помощью расширения SEO Pack (платный). В Drupal можно использовать модуль Node noindex.
  • Интеграция с сервисами аналитики. Вы можете использовать «Яндекс.Метрику», Google Analytics, Liveinternet.ru или другие аналитические системы с сайтами на любом «движке» или без движка. В контексте SEO-дружественности оцените простоту подключения ресурса к аналитическим службам и возможность отслеживать ключевые параметры в административной панели. В Joomla! вы можете подключить Google Analytics и «Яндекс.Метрика» с помощью расширений Advanced Google Analytics и Yandex Metrika. Для WordPress есть плагины Google Analytics by Yoast и «Яндекс Метрика». Плагин Google Analytics by Yoast позволяет мониторить ключевые метрики в административной панели сайта. В Drupal также можно использовать модули «Yandex.Metrics» и Google Analytics. Для OpenCart можно использовать платные и бесплатные модули. Обратите внимание, CMS OpenCart имеет встроенную систему аналитики, с помощью которой можно отслеживать данные о продажах, продуктах, потребителях и эффективности маркетинга.
Отслеживаем базовые метрики с помощью плагина Google Analytics by Yoast для WordPress
  • Возможность управлять XML-картой сайта и файлом robots.txt. В контексте SEO-дружественности речь идет о простоте создания карты сайта и редактирования файла robots.txt. В WordPress, Joomla!, OpenCart, Drupal эти задачи решаются с помощью плагинов, расширений и модулей.
  • Возможность оптимизации изображений. При выборе «движка» оцените, насколько просто менять размер изображения, добавлять название, описание, подпись и атрибут alt. В WordPress эти возможности реализованы по умолчанию. Для «Джумла» можно воспользоваться расширениями, например, OS Responsive Image Gallery. Для OpenCart есть модуль SEO Image File Names. В CMS Drupal вы можете включить оптимизацию изображений без установки дополнительных модулей.
  • Валидность кода. Убедительных данных о негативном влиянии несоответствия кода стандартам W3C на позиции ресурса в выдаче или трафик нет. Более того, некоторые ошибки можно обнаружить только с помощью специальных инструментов, так как они не влияют на отображение сайта в браузерах или пользовательский опыт. Тем не менее, если в «движке» или теме есть много ошибок, на них нужно обратить внимание. Чтобы проверить код с помощью валидатора, вам придется установить демонстрационные версии выбранной CMS и шаблона. Оцените найденные ошибки и обсудите с разработчиком необходимость и возможность их устранения.
Отсутствие атрибута alt не говорит о критических ошибках в коде

Кроме перечисленных признаков, обратите внимание на простоту создания и редактирования меню, возможность настроить статические URL, простоту адаптации под мобильный трафик. Еще раз обратите внимание, SEO-недружественных «движков» не бывает. При выборе вы должны оценить, насколько просто вам будет использовать функции конкретной CMS, необходимые для поискового продвижения.

Возможность кастомизации

«Движок» сайта предназначен для публикации и управления контентом. Сразу после установки любой CMS вы можете опубликовать заметку или создать страницу, содержащую тот или иной контент.

Кастомизация в контексте выбора CMS — это адаптация «движка» к публикации контента в соответствии с особенностями проекта и потребностями его аудитории. Например, если вы создаете блог, CMS должна отображать на главной странице последние публикации, а если вы развиваете интернет-магазин, у вас должна быть возможность публиковать карточки товара.

Типичный блог: на главной странице отображаются последние записи

Вы можете кастомизировать любой «движок». При выборе обращайте внимание на следующие характеристики простоты адаптации CMS к нуждам вашего проекта:

  • Возможности кастомизации за счет функциональности по умолчанию. Стандартные инструменты практически не предполагают кастомизации WordPress, OpenCart и Magento. Drupal и Joomla! обладают более широкими возможностями. Например, дефолтная функциональность WordPress не позволяет пойти дальше блога или сайта-визитки с базовыми возможностями. С «Джумлой» и Drupal без дополнительных расширений и модулей вы сделаете блог, сайт-визитку и даже корпоративный сайт или ресурс для контент-проекта.
  • Возможности кастомизации с помощью готовых плагинов, модулей, расширений. Здесь чемпионом остается WordPress. Во-первых, для решения популярных задач существуют десятки плагинов. Более того, сложно придумать функцию или возможность, для которой энтузиасты не написали хотя бы один модуль. Во-вторых, большинство плагинов для WordPress распространяется бесплатно или по модели freemium. Много готовых расширений существует для CMS OpenCart. Обратите внимание, здесь доминируют коммерческие решения. Большинство бесплатных расширений — это монофункциональные программы. Функциональность «Джумла» и «Друпал» также можно адаптировать к особенностям проекта с помощью расширений и модулей соответственно. Готовых решений для этих «движков» не так много, как для WordPress.
  • Возможность кастомизации с помощью тем и шаблонов. Здесь также чемпионом остается WordPress. Для этой CMS вы можете найти много готовых тем, адаптированных для проектов разного типа: блогов, контент-ресурсов, интернет-магазинов. Аналогичные решения существуют для 1С-Битрикс, Joomla! и Drupal. Однако для этих «движков» труднее найти качественный бесплатный шаблон из-за ограниченного предложения.
  • Интеграция со сторонними сервисами. Практически все CMS можно быстро интегрировать с социальными сетями и сервисами аналитики. Обратите внимание на возможность интеграции выбранного «движка» с CRM-системами. Например, OpenCart обладает встроенной функциональностью базовой CRM, позволяющей отслеживать сделки и предпочтения клиентов. Интеграция с CRM реализована в «движке» 1С-Битрикс. Чтобы корректно интегрировать WordPress с CRM Salesforce, вам придется редактировать код шаблона.

Обратите внимание, вам будет сложно кастомизировать студийные CMS самостоятельно или с помощью сторонних специалистов. Эту задачу придется делегировать разработчику.

Управление уровнями доступа пользователей

Эта функция полезна для разных типов проекта: от интернет-магазина до контент-сайта и блога. Например, вы можете давать расширенные права с доступом к закрытым разделам сайта платным подписчикам или модераторам контент-проектов. Владельцы интернет-магазинов могут предоставлять специальные возможности постоянным покупателям или участникам программ лояльности.

Ниже представлены примеры реализации управления уровнями доступа в некоторых CMS:

  • В WordPress вы можете разрешить или запретить регистрацию новых пользователей, а также назначить уровень доступа зарегистрированного участника. После регистрации администраторы могут менять роли пользователей вручную.
Реализация управления уровнями доступа в WordPress
  • В CMS Joomla! вы можете включить пользователей в группы с разными правами: от гостя до администратора.
Управление правами пользователей в Joomla!
  • CMS Drupal отличается гибкими настройками прав анонимного и зарегистрированного пользователя, а также администратора.
Гибкие настройки прав пользователей в Drupal
  • OpenCart позволяет сортировать пользователей по группам и статусам «действительный» или «бывший». Также «движок» позволяет назначить зарегистрированного пользователя администратором.
Управление правами пользователя в OpenCart

Обратите внимание на возможности управления правами пользователей Drupal. Если вы создаете сложный сервис, социальный проект или интернет-магазин, этот «движок» позволит создавать произвольные группы посетителей.

Как выбрать «движок» для интернет-магазина

Вы можете сделать интернет-магазин практически на любой CMS. Идеальная система управления контентом для онлайн-торговли должна обладать следующими характеристиками:

  • Простота запуска и управления. По этому критерию лучшими «движками» остаются WordPress, PrestaShop и OpenCart. Если вы создаете магазин на WordPress, приготовьтесь потратить много времени на адаптацию функциональности «движка» к вашим нуждам. С OpenCart и PrestaShop вы сможете начать торговать в течение 30 минут.
  • Функциональность. Если для вас важен этот критерий, обратите внимание на OpenCart, Magento, CS-Cart и 1С-Битрикс. Проекты на Magento и 1С-Битрикс легко масштабируются.
  • Кастомизация. Сайты на 1С-Битрикс, Drupal и Joomla! проще адаптировать для решения индивидуальных задач.

Оцените стартовый и потенциальный масштаб вашего проекта. Если количество товарных позиций в вашем магазине будет исчисляться десятками или сотнями, попробуйте специализированные «движки» или интернет-магазины в облаке, например, Magento. Если вы будете постоянно увеличивать число товарных позиций, обратите внимание на 1С-Битрикс, Drupal, Amiro.

Сайт «Связного» работает на 1С-Битрикс

На что обратить внимание при выборе CMS для корпоративного сайта

При выборе «движка» для корпоративного сайта оцените две характеристики CMS: простоту использования и необходимые вашему проекту функции. Скорее всего, на сайте вам нужны статические страницы и раздел публикаций.

Если у вас нет личных предпочтений, выбирайте WordPress. Не слушайте снобов, говорящих, что будущему участнику Fortune 500 не к лицу ресурс на «движке» для блогов. WordPress давно превратился в универсальную CMS, на которой можно сделать любой ресурс, в том числе корпоративный сайт. Посмотрите на ресурсы веб-студии Digital Solutions или колледжа Мауи Гавайского университета.

Гавайский университет использует WordPress. И вы можете

Какая CMS подойдет для большого контент-проекта

Вы, наверное, удивитесь, но для контент-проекта подходит та CMS, которая вам больше всего нравится. Естественно, вам вряд ли придет в голову делать блог или сайт СМИ на «движках», заточенных под интернет-торговлю. А если вы выберете любую универсальную CMS, проект будет работать.

Успех контент-проекта зависит от актуальности и качества контента, а не от редактора, в котором его создают или «движка», с помощью которого им управляют. Если вы понимаете это, берите любой бесплатный «движок» и делайте новую «Ленту.ру».

Сайт Forbes.ru работает на Drupal. Так что дело в контенте, а не в системе управления контентом

Какая CMS подойдет для форума

Вам нужна специализированная CMS, например, vBulletin, IPB, phpBB. Последний «движок» можно назвать оптимальным выбором, так как он сочетает свободное использование с функциональностью платных CMS, например, vBulletin.

Обратите внимание, вы можете установить «движок» форума на субдомен основного сайта или использовать плагины и модули для расширения функциональности универсального движка. Вас заинтересуют такие модули для популярных CMS:

Вы можете самостоятельно найти готовые решения для других популярных CMS.

Лучший в рунете медицинский форум работает на vBulletin

Какой же «движок» выбрать

Если у вас есть необходимые знания и умения, вы хорошо сделаете любой проект на практически любом «движке». Поэтому при выборе CMS руководствуйтесь личными предпочтениями и опытом работы с теми или иными системами. Например, если вы и ваши сотрудники хорошо знаете Drupal, смело используйте этот «движок». Если вы как свои пять пальцев знаете WordPress, делайте на нем корпоративные сайты и интернет-магазины.

Если у вас нет личных предпочтений и опыта работы с CMS, ориентируйтесь на предложенную таблицу.

CMS/Тип ресурса Интернет-магазин Блог Сайт СМИ или большой контент-проект Портал Корпоративный сайт
WordPress Да. Придется приложить усилия и потратить время, чтобы получить нужную функциональность. Да Да Да. Придется потрудиться, чтобы интегрировать CMS со сторонними сервисами. Да
Joomla! Да. Потребуется кастомизация. Да Да Да Да
Drupal Да Да Да Да. Гибкое управление правами доступа пользователей позволяет социализировать проект на Drupal. Да
Magento Да. Вы можете создать магазин на облачном хостинге Magento. Нет Нет Нет Нет
OpenCart Да. Запустить торговлю можно в течение 30 минут. Нет Нет Нет Нет
PrestaShop Да. Простой запуск и управление магазином. Нет Нет Нет Нет
CS Cart Да Нет Нет Нет Нет
1С-Битрикс Да Да Да Да Да
MODX Да Да Да Да Да
UMI Да Да Да Да Да
WIX Да Да Да Да Да

В комментариях вы можете написать замечания и предложения к статье. Также вы можете поделиться собственным опытом выбора CMS. Расскажите, почему для своего проекта вы выбрали тот или иной «движок»? Какой CMS вы бы не стали пользоваться ни при каких условиях?

Копирайтер агентства «Текстерра». Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественному интернет-маркетингу покупатели приходят к продавцам, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Другие публикации этого автора
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу: