Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

5 причин, почему нельзя копировать сайт конкурента, и что делать, если сильно хочется

14 Октября 2019 Дарья Сопина
Время чтения: 15 минут Нет времени читать? Нет времени? 7 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 причин, почему нельзя копировать сайт конкурента, и что делать, если сильно хочется Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Когда создаете сайт, самое простое решение – скопировать его полностью у конкурентов. Или взять разные решения у нескольких компаний и объединить их. Но так делать нельзя. Рассказываем, почему, и как поступить, если сильно хочется сделать «дешево и сердито».

Причина № 1. Продвигаете не себя, а конкурента

Покупатели будут заказывать не у вас. Если полностью скопируете дизайн с сайта конкурента, посетители вашего ресурса могут ассоциировать вас с ним. Даже если поменяете логотип и укажете свои контактные данные, пользователи будут запоминать корпоративный стиль конкурента. И поэтому могут покупать в следующий раз у него.

Даже если копировать дизайн у малоизвестной компании, покупатели могут вас путать. И в следующий раз, когда будут сравнивать несколько предложений, с большой долей вероятности выберут другую компанию.

Будут относиться к вам с подозрением. Приведу простой пример – у сильных брендов всегда свой дизайн, они не копируют его ни у кого. Посмотрите на сайты «Эльдорадо», Apple, Ozon и подумайте: стали бы вы покупать, например, iPhone на сайте с таким же дизайном, как у Apple, но с другим доменным именем и другими контактами? Скорее всего, вы пойдете на официальный сайт, при этом будете подозрительно коситься на копию.

Я не говорю о том, что если скопировать дизайн известного бренда, покупателей не будет. Они будут, но вы потеряете тех потенциальных клиентов, которых настораживает такое копирование.

Вот, например, почти полная копия сайта Apple по адресу apple-x.me – вы бы доверили деньги такому магазину?

Будут путать названия. По этой же причине нельзя копировать полностью название компании конкурента или брать созвучное ему имя. Целевая аудитория будет путаться, и вы можете потерять большую ее часть. Например, если открыть в спальном районе города две парикмахерских – «Анна» и «Алла» – с одинаковым сервисом, клиенты будут выбирать между ними практически не думая, наугад. Если ваш бизнес как такая парикмахерская, скорее всего, ваши клиенты могут уйти в другую. Поэтому лучше продвигать свой бренд, а не смотреть на то, как назвали себя конкуренты.

Кроме того, копирование названия или созвучный нейминг могут привести к разбирательству в суде. Прецеденты уже были. Например, бренд «КАМАЗ» взыскал с ООО «Лоттос» 500 000 р. за использование доменного имени kamaz-nsk.ru. Также суд взыскал с ответчика пошлину, которую представители «КАМАЗ» заплатили за обращение в суд. Еще один пример – решение суда о запрете использования товарного знака «Люди Дела»: две компании были названы практически одинаково, но истец добился того, что ответчик теперь не может использовать товарный знак в доменном имени.

В любом случае, копируя конкурента, вы можете косвенно повысить ему число продаж и все равно останетесь «ноунеймом». А если создать свой бренд, получите больше узнаваемости и лояльности от целевой аудитории.

Причина № 2. Не получаете такой же эффективности

Нельзя скопировать сайт конкурента и сидеть сложа руки, получая такой же поток лидов, как у него. Или столько продаж, сколько достаточно для развития бизнеса. Причин этому несколько:

  • Вы не знаете, работает ли вообще сайт, какая у него конверсия и сколько целевых заявок с него получает конкурент. Может быть, компания получает всего 1–2 клиента в месяц, а продвигается в основном в офлайне.
  • Вы не знаете, где конкурент берет трафик. Может, он делает нативную рекламу, использует контекст или тизеры либо получает только органический трафик. Это тоже можно отследить, но вы все равно не получите полной картины: например, какой источник эффективнее, по каким каналам конкурент получает самые дешевые лиды, с каких каналов приходят крупные сделки.
  • У вас другая аудитория. Целевая аудитория двух компаний не может быть полностью одинаковой, даже если вы и конкурент продаете одни и те же товары. Соответственно, то, что нравится аудитории конкурента, может не понравиться вашей.

У успеха (или неуспеха) сайтов конкурентов слишком много переменных, и вы не можете узнать их все. Поэтому и эффективность вашего сайта, скопированного у другой компании, будет другой.

Приведу интересный пример. У магазина Amazon есть много полных копий. Но американская компания Target решила скопировать у Amazon только софт для отзывов. После выхода последней книги о Гарри Поттере обе компании продали примерно по 2 млн экземпляров, но Amazon получил более 1 800 отзывов, а Target – всего 3. Сейчас число отзывов о книге на сайте Amazon – более 12 000.

Вот отзывы о книге на Amazon, а сайт Target сейчас вообще недоступен

Возьмем еще один самый простой пример – тексты. Если скопировать их с сайта конкурента, они будут неуникальны. Но оставим SEO, сначала поговорим о контенте с точки зрения эффективности. Во-первых, вы не знаете, работают ли тексты на сайте конкурента – может, они там «чтобы были». Во-вторых, вам все равно придется менять что-то под себя, чтобы отразить ваше ценностное предложение. Тогда лучше написать и протестировать свои тексты, а не собирать их, как конструктор, из разных источников – так конверсия будет выше. А если взять весь контент у конкурентов и не публиковать больше ничего, органического трафика тоже не будет.

Скопированные тексты могут негативно влиять на SEO. Старый сайт, у которого много страниц на хороших позициях, еще может скопировать контент и выйти с ним в топ. Сделать то же самое с молодым сайтом очень сложно.

Причина № 3. Могут быть проблемы

Конкурент, у которого вы скопировали сайт, название, дизайн или любое другое решение, может доставить немало проблем. Особенно если у него есть права на него – например, если дизайн авторский, и есть подтверждающий это договор с исполнителем.

Вот что может сделать конкурент:

  • просто писать вам с просьбой изменить дизайн, название, доменное имя или убрать какое-то решение;
  • написать жалобу хостинг-провайдеру, и в некоторых случаях хостинг-провайдеры действительно блокируют сайт;
  • подать на вас в суд и попросить в иске не только запретить использовать уникальное решение, но и выплатить компенсацию;
  • просто мстить, например, атаками на ваш сайт, негативными отзывами в соцсетях или ложными лидами – способов много.

В любом случае вы потратите лишнее время, нервы, а, возможно, и деньги.

Реальных прецедентов много. Например, Заельцовский районный суд Новосибирска взыскал с ответчика более 500 000 р. за то, что он скопировал контент с двух сайтов. А пользователь Pikabu с ником Jorik1989 рассказал, как он боролся с копированием всего сайта: направил владельцу домена письменную претензию и электронное письмо, подал жалобу хостинг-провайдеру. В результате скопированный сайт удалили.

Причина № 4. Копировать может быть сложно

Вы не можете посмотреть все, что происходит «внутри» сайта другой компании, и предугадать возможные проблемы. Например, вы решите скопировать какую-то классно оформленную страницу с сайта конкурента. Но окажется, что она связана с формами, другими страницами и какими-нибудь скриптами. В результате придется копировать и их, а если их нельзя посмотреть, нужно будет создавать все самим. Или дорабатывать страницу так, чтобы всего этого не понадобилось.

Еще один пример – допустим, решите скопировать фишки в каталоге интернет-магазина. У конкурентов прикольно отображаются фотографии, есть куча характеристик, цена рассчитывается индивидуально и так далее. Сможете скопировать дизайн самой страницы, но часть кода все равно будет скрыта, и может оказаться, что при расчете цены используются неизвестные переменные. Начнете лепить что-то свое – получите непонятно что и потратите кучу денег, времени и сил. Создать шаблон каталога с нуля будет намного проще.

Конечно, тексты и иллюстрации копировать легко – достаточно комбинаций «Ctrl + C» и «Ctrl + V». А вот с копированием онлайн-калькуляторов, скриптов, сложного анимированного дизайна и других подобных решений могут быть проблемы.

Причина № 5. Получаете меньше охвата и конверсии

По этой причине нельзя копировать не только сайты или какие-то отдельные решения, но и акции и скидки. С неуникальными акциями – такими же, как у конкурентов – вы получите меньше охвата и лидов, если будете работать в одном медиаполе или в одном регионе.

Покупатели, особенно в онлайне, часто сначала сравнивают предложения от нескольких компаний, а потом выбирают самое выгодное. Поэтому уникальные ценностные предложения работают лучше.

Приведем простой пример: в одном районе города работает шесть суши-шопов. Пять из них предлагают бесплатную доставку. А шестой в дополнение к ней предлагает заказ бесплатно, если курьер не успеет привезти его в течение часа. Как думаете, какой суши-шоп получит больше клиентов, если на сайтах всех шестерых будет примерно одинаковое число посетителей?

По этой же причине стоит постоянно отслеживать маркетинговую активность конкурентов. Но не чтобы копировать, а чтобы предложить целевой аудитории что-то свое: более крутое и выгодное для покупателей.

Что делать, если хочется «как у них»

Если сильно понравился дизайн сайта, какое-то отдельное решение или контент, не нужно слепо копировать их. Сначала подумайте, что именно вам понравилось: структура, подача, цвета, какие-то отдельные фразы или что-то еще. А потом проанализируйте сайт конкурента, чтобы понять, действительно ли то, что вам нравится, так хорошо работает.

Если понравившиеся вам фишки действительно работают, можно попробовать внедрить их. Но, опять же, не просто скопировать, а взять за основу идею:

  • Если понравилось яркое оформление – использовать тоже яркие оттенки, но другие.
  • Нравится юзабилити – расположить меню там же, но со своей структурой, использовать другие, но похожие по смыслу надписи на конверсионных кнопках.
  • Понравилась структура посадочной страницы – переработать ее под свой продукт и добавить что-то полезное, интересное, привлекающее внимание.

Так вы создадите что-то работающее, но свое. И у конкурентов не будет шанса привлечь вас к ответственности за скопированный дизайн.

Можно анализировать не одного конкурента, а нескольких. Так вы подсмотрите разные удачные решения, что поможет сделать конверсионный сайт.

Даже при использовании идей конкурента вместо слепого копирования его сайта не забывайте о том, что «нравится» – это субъективно. Сайт может нравиться лично вам, но он будет противен целевой аудитории, и использовать его – пустить деньги на ветер. Поэтому тестируйте.

Конечно, анализировать сайт конкурента и проводить тестирование сложнее, чем просто взять и скопировать понравившееся вам решение без всяких тестов. Но это намного эффективнее: вы поймете, что нужно вашей целевой аудитории, и будете предлагать именно это.

Кстати, TexTerra занимается разработкой сайтов: функциональных и с уникальным дизайном, соответствующих требованиям UX и SEO. Услуга включает все этапы: от анализа конкурентов и ЦА до верстки и программирования.

Что говорят специалисты: почему нельзя копировать решения с сайтов конкурентов

У нас есть боль. К нам часто приходят клиенты и просят скопировать сложный функционал.

Например, есть клиент, который просил скопировать калькулятор у крупного конкурента. В чем сложность? Внешне скопируем, поля сделаем такие же, стилистику – с этим проблем нет. Но у калькулятора внутри есть логика, которой не видно. Т.е. у конкурента есть свои тарифы, свои расчеты, свои переменные, которых может не быть у нашего. И это все в коде, этого не видно при работе с калькулятором. Начинаем копать и в итоге получается франкенштейн, которого слепили путем копирования и приделывания к этому костылей. В данном случае проще было бы работать, если бы клиент сразу дал свои тарифы, все имеющиеся у него переменные, которые влияют на расчеты, и мы бы из этого сделали сразу под него. А так приходится сталкиваться с болезненной адаптацией калькулятора, который надо «всего лишь скопировать у конкурента». Если адаптировать и подгонять некому, нет специалистов, то есть шанс убить кучу времени и сил и не получить вообще ничего рабочего.

Вторая боль. Приходит клиент, просит скопировать какой-то функционал, какую-нибудь одну страницу, например. Копируем, адаптируем под клиента и понимаем, что из этого маленького кусочка лезет другое. Например, скопировали страницу, а с ней должны быть связаны еще несколько страниц, форм, модалок. В результате могут вылезти дополнительные затраты.

При копировании дизайна и стилистики тоже есть проблема. Заказчику такого нужно обязательно обозначить, что нравится и что не нравится в референсе, который он дает. Как правило, все нравиться не может, и начинается игра в «угадайку» от дизайнера. В идеале прямо по блокам и элементам все проговорить – что оставить, что доработать. В этом случае есть шанс получить похожий по стилистике, но при этом индивидуально разработанный дизайн.

Я не говорю, что копировать – это плохо. Копировать надо с умом. Объясню, почему.

Во-первых, есть требование соответствовать стандартам ниши и рынка. И это не значит «копировать конкурентов». Например, есть хостелы, и они в большинстве случаев с Wi-Fi. Если у вас хостел без Wi-Fi, вы теряете клиентов. Во всех интернет-магазинах есть фильтрация, это мастхэв – ее учитывают и поисковики, и пользователи. В любой нише есть заданные стандарты, и соответствовать им необходимо.

Во-вторых, частая ошибка, которую я вижу – это копирование конкурентов не из своей «лиги». Например, когда у вас какая-то региональная служба доставки, а вы пытаетесь скопировать функционал Delivery Club. У вас меньше ассортимент и другая бизнес-модель, и это не приведет ни к чему хорошему. Можно подсмотреть что-то у компаний из вашей «лиги»: это сработает лучше.

В-третьих, подражание брендам в их ошибках может вредить. Допустим, владелец бизнеса не хочет исправлять ошибки, ссылаясь на то, что они есть у конкурентов. Возьмем пример: у интернет-магазина Lamoda есть какие-то ошибки в юзабилити. И если ваш интернет-маркетолог советует исправить схожие ошибки, не нужно ссылаться на этот бренд. Его выбирают за бесплатную примерку, быструю доставку, программу лояльности. У того же Avito куча ошибок, но поскольку это фактически монополист в сфере бесплатных объявлений, люди все равно будут им пользоваться. Клиенты крупных брендов могут смириться с какими-то ошибками из-за преимуществ бизнеса. У вас бизнес другой и покупателей меньше, поэтому нужно обращать внимание на ошибки и юзабилити, чтобы ваша аудитория лучше конвертировалась.

В-четвертых, у любого бизнеса разная целевая аудитория. Даже в два продуктовых магазина в одном доме ходят разные люди. Не бывает такого, чтобы аудитория пересекалась на все 100 %. На конверсию же влияют мельчайшие нюансы, и слепо копировать все подряд – только вредить себе.

Когда мы проектировали первую версию своего сервиса, «списать» было почти не у кого. В нашей сфере и по сей день очень мало конкурентов как в России, так и за ее пределами. Поэтому мы стали искать идеи в схожих сферах.

Мы внимательно изучили агрегаторы Booking и Airbnb, нашли там идею, которая показалась очень хорошей – отображение товаров на карте. Мы подумали, что это удобно. Если человек ищет в аренду какую-то утилитарную вещь, например, велосипед или палатку для турпохода, ему важнее понять, где эта вещь находится, а не как она выглядит. Гипотезу единогласно утвердили и отправили в разработку, весь внешний вид сайта создавался с учетом отображения карты на половину экрана.

На реализацию потратили много времени и сил, потом долго ждали, пока ей начнут пользоваться посетители сайта. В итоге спустя год приняли волевое решение – по умолчанию скрыть карту, оставив стрелочку «Показать». В этом месяце выкатили редизайн, в котором карты нет совсем. Практика показала, что она не нужна, на нашем сайте ищут вещи в аренду по параметрам, используя фильтры, и выбирают по фотографиям этих вещей»

А вы сталкивались с копированием? Расскажите о своем опыте – интересны мнения со всех сторон баррикад!

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
До старта онлайн-курса
«Интернет-маркетолог» осталось:
00:00:00
Записаться
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных