В рунете чересчур много информации по копирайтингу: сотни публикаций и тематических групп в соцсетях, десятки авторских блогов и обучающих книг, множество платных и бесплатных курсов. Начинающим легко запутаться во всем этом многообразии, да и профессионалам – удобнее искать нужную информацию в упорядоченном списке, среди проверенных материалов.
Мы старались охватить все аспекты работы автора и собрать лучшее по каждому направлению. Как получилось – судите сами.
Да, знаем: зачастую такие материалы шерят, добавляют в закладки и благополучно забывают. Именно поэтому мы поработали над структурой так, чтобы можно было использовать статью как справочник → возвращаться к подборке вновь и вновь по необходимости.
Часть 1: Как писать в общем и целом
Идем от общего к частному. Сначала о том, как писать в общем и целом.
Здесь у нас советы новичкам, мотивационные статьи, способы повышения продуктивности и борьбы с прокрастинацией. Еще про саморазвитие и то, как надо писать, а как – не стоит.
С чего начать – советы новичкам
1. «Как стать хорошим копирайтером: самое подробное руководство для начинающих»
Павел Молянов ведет новичка за ручку: объясняет, как начать, и куда двигаться потом. Плюс рекомендует книги и видеокурсы, приводит типичные ошибки начинающих. Стоит прислушаться: из копирайтера Павел вырос в востребованного редактора и открыл собственное агентство.
2. «Пишем хороший текст» (Часть 1, Часть 2, Часть 3)
Четыре монументальных труда о том, как хорошо писать, от одного из наших самых читаемых авторов, Владимира Лакодина.
3. «8 советов о том, как стать автором-фрилансером»
Перевод статьи Кэролайн Сиде, журналиста и фрилансера. Советы обо всем понемногу: про настойчивость, переговоры, нетворкинг и т. д.
Повышение продуктивности, борьба с писательским блоком
4. «7 советов для тех, кто хочет научиться писать быстрее»
Pressfeed перевели статью Дафны Грей-Грант, американского журналиста и тренера по писательскому мастерству. В помощь новостникам и копирайтерам, желающим работать быстрее и зарабатывать больше.
5. «Бабло и еще 7 честных способов сдать текст вовремя»
Павел Городницкий прошелся по банальным советам от унылых копирайтеров и опубликовал «более-менее живые способы сдавать текст в срок». Правда, волшебной таблетки нет: у каждого метода свои минусы.
6. «Как стать продуктивным: обзор рабочих техник и практических инструментов»
Статья о том, как копирайтеру-фрилансеру все успевать. Способы целеполагания, планирования, управления задачами и временем + замечательные сервисы для всего этого.
7. «Как быстро написать текст — девять хитростей»
Полезные советы по продуктивности в блоге Netpeak. Для тех, кто не может ускориться.
8. «10 приемов для авторов, которые намерены писать лучше»
Светлана Кузнецова привела 10 простых упражнений и советов, которые, возможно, помогут вам лучше организовать работу, понять что «не так» с вашим текстом и как это исправить.
Саморазвитие и профессиональный рост
9. «Как научиться круто писать»
Павел Молянов рассказывает, как научиться круто писать. Спойлер: много практиковаться, так как писать круто – навык, а не врожденная суперспособность.
10. «Личный опыт: как не копить закладки и успевать все читать»
Много читать – крайне важно для саморазвития и профессионального роста копирайтера. Анна Булдакова, экс-менеджер «Яндекса», поделилась своим решением, примерами других пользователей и множеством вспомогательных инструментов.
11. «Что нужно, чтобы стать крутым блогером»
Собственный блог – отличный способ развиваться в качестве автора, редактора и отчасти маркетолога. Сомневаетесь, с чего начать блог и как его вести – читайте статью Нади Поминовой.
12. «Корректоры — о том, как писать грамотно»
Специалисты рассказывают, как научиться писать грамотно и не испортить впечатление о себе грамматической ошибкой. Держите советы по тренировке и самопроверке.
Как надо писать, а как – не надо
13. «Откровения чудовища: копирайтеры желают мне гореть в аду»
Ева Кац, в свойственной ей манере, объясняет базовые ценности текста и дает чек-лист по его написанию. Бонус: рекомендации полезных инструментов и сервисов для копирайтеров.
14. «Как писать интересно: на примере статей психотерапевта»
Материал Нади Поминовой о том, как писать интересно и еще интереснее. Изначально советы были для врача, начинающего свой путь в блогинге, однако они оказались более универсальными.
15. «Текст для сайта: каким он должен быть»
Обзорная статья по текстам для веба. Редакция Cybermarketing объяснила, что есть хороший текст, как его создавать и каким образом оценить эффективность. Бонус: подборка полезных инструментов, блогов и рассылок для копирайтеров.
16. «Как писать просто о сложном»
Рекомендации Майи Богдановой – для тех, кому надо раскрыть сложную тему перед непросвещенной аудиторией. Делайте текст легче.
17. «Журналисту: восемь правил написания текста»
Советы из книги Александра Колесниченко о прикладной журналистике. Применимы для любого пишущего человека.
18. «7 самых частых ошибок авторов статей»
Роман Скрупник рассказал о популярных, но не самых очевидных ошибках. Они искажают восприятие: создают двусмысленность, ухудшают читабельность. Не надо так.
19. «Золотая коллекция лайфхаков для авторов: работа, клиенты, процесс»
Анна Линнден собрала советы для тех, кто пишет. Постаралась затронуть максимум: и про работу с текстом, и про коммуникацию с клиентами, и про саморазвитие.
Часть 2: Как делать текст – разбор этапов
Текст пишется не просто так: это огромная работа, которая включает несколько связанных этапов. По каждому – море тонкостей и нюансов.
В этом разделе мы детально разбираем каждый этап: от поиска идеи до подготовки текста к публикации.
Поиск идей и тем
20. «Как быстро подобрать темы для информационных статей»
Статья о том, как подбирать темы с помощью SEO-инструментов: Key Collector и Serpstat. Пригодится редакторам и авторам, которые сами предлагают темы.
21. «Кризис идей, или что делать, когда кончился контент»
В блоге SMMPlanner рассказали, как не выдавать шлак, чтобы потом не плакать без лайков и шеров. В общем, как черпать идеи буквально из воздуха.
22. «137 универсальных идей для корпоративного блога: пожизненный контент-план»
Алексей Рожков собрал больше сотни идей для корпоративного блога. Хватит надолго, тем более что в конце статьи – алгоритм генерации бесконечного числа тем с помощью матрицы.
Определение целевой аудитории, целей и задач текста
23. «Как прокатить за своего: учимся писать от лица целевой аудитории»
Разговаривать на чужом языке всегда сложно. Статья о том, как этому научиться: определить портрет целевой аудитории, собрать информацию о ее языке и продумать аргументацию.
24. «Как накопать инсайт»
Инсайт – это скрытая правда об аудитории. На ней можно строить коммуникацию: придумывать заголовки статей, сценарии видеороликов и даже большие рекламные кампании. Круто, правда? Саша Волкова рассказывает, как копать этот самый инсайт.
25. «Понимание задачи»
Письмо из рассылки «Главреда» предназначено и редакторам, и клиентам. Почему потратить время на понимание задачи – значит, сделать все в 2,5 раза быстрее.
26. «Целевая аудитория: зачем знать своего клиента»
Огромная статья о целевой аудитории: где искать, как собирать портрет, как выделить УТП + список полезных программ и сервисов.
Тезисный план и структура
27. «Фокус и логика»
Это вторая часть курса молодого бойца «Тинькофф-журнала». Тут о том, как продумать тезисы и структуру до того, как писать сам текст. С примерами.
28. «Готовая структура для разных типов статей»
Суперполезность от Нади Поминовой. Общие правила подготовки к написанию + готовая структура для восьми разных типов статей: от кейса до подборки. Еще Надя очень скромная: в лиде утверждает, что якобы не умеет писать.
29. «Параллельная структура статьи»
Роман Скрупник рассказывает о том, что такое параллельная структура статьи. Хороший вариант, если статья получается сложной и непонятной. Или если вы еще новичок.
Сбор информации, подготовка черновика
30. «Где искать информацию для текстов»
Анна Линнден – о том, где искать нормальную информацию для текстов, а не генерировать шлак, как рерайтеры из топа.
31. «Как писать и говорить о цифрах и фактах»
Статья Тимура Асланова из Pressfeed пригодится на этапе сбора информации. Узнайте, какие цифры и факты нужно собрать, чтобы текст получился убедительным и наглядным.
32. «О достоверности статей и глубине исследования»
Максим Ильяхов о том, как отделять зерна от плевел. Много мата, но все по делу. Главные мысли: интернет – не источник, и нужно отвечать за последствия своей писанины.
33. «Сбор информации для продающего текста»
Юлия Третья разобрала этапы сбора информации и проиллюстрировала примерами. Авторам, которые хотят писать работающие тексты, а не унылые простыни.
34. «Как приводить примеры»
Статья Максима Ильяхова о том, как подбирать и приводить примеры – они нужны, чтобы связать идею с реальностью. Статья о примерах с примерами пригодится авторам статей, рассылок, книг.
35. «Экспертные статьи от неэксперта: как показать высший пилотаж»
Статья в нашем блоге о том, как писать экспертно, если сам не являешься экспертом. В общем, как глубоко копать, искать и проверять информацию.
Оформление (заголовки, списки, картинки и др.)
36. «На какие заголовки кликают»
Делать заголовки по принципу «хорошо звучит» или «должен быть глагол» – не вариант. Вика Владимирова популярно объяснила, на какие заголовки кликают, а на какие – не очень.
37. «Мы проанализировали 100 миллионов заголовков. И вот что мы узнали»
Под этим заголовком скрываются результаты исследования 100 000 000 заголовков. Команда BuzzSumo его опубликовала, а команда «Медиатора» – перевела и адаптировала.
38. «Какие лиды нужны текстам»
Вика Владимирова объяснила, в чем задача лида и как его составлять, чтобы тексты читали и дочитывали. И еще – лид нужен не всегда.
39. «Информативность подзаголовков»
Не только заголовки важны. Максим Ильяхов – о том, как делать подзаголовки информативными.
40. «Ритмичность абзацев»
Людмила Сарычева объяснила, как правильно делить текст на абзацы. Совсем не делить – вообще зло, не надо так.
41. «Список – это однородные члены»
Илья Бирман объяснил, когда нужен список, и как грамотно его оформлять. Кажется, здесь все просто, но многие ошибаются.
42. «Как ставить ссылки»
Максим Ильяхов объяснил, как ставить ссылки и делать это связно, привлекательно, полезно. Самое главное: не писать под URL типа «здесь», «тут» или «сайт», а еще нельзя просто вставлять ссылку в текст без пояснений.
43. «Леха, не разбавляй»
В заметке объясняется, почему разбавлять текст ненужными картинками – плохо. Узнайте, как иллюстрировать – на примере статьи про перевозку собаки.
44. «Как оформлять тексты для сайта, чтобы их читали»
Подробный гайд нашего автора Евгения Кучерявого. Для тех, кому надоели разрозненные советы по оформлению – здесь все в одном.
Редактура, подготовка к публикации
45. «Почему не видишь ошибок в тексте, который только что написал, и что с этим делать»
Павел Федоров о насущном: что делать, когда «глаз замылился». В публикации – 5 простых способов взглянуть на текст свежим взглядом.
46. «11 способов самостоятельной вычитки текстов»
В блоге Каплунова выделили 11 способов вычитки собственных текстов. Используйте, если нет корректора и редактора.
47. «Как проверить текст перед публикацией»
Павел Молянов объяснил, что делать с текстом непосредственно перед публикацией. Чтобы не было стыдно перед клиентом и читателями.
48. «6 простых правил форматирования текста в Google Docs, чтобы не бесить редактора»
Павел Федоров сформулировал правила текстовой гигиены при работе с Google Docs. Форматируйте на здоровье.
49. «Руководство по фактчекингу: печальные примеры, чек-листы и инструменты»
Лонгрид о том, как проверять факты, в том числе связанные с медициной и наукой. Полезно, если вы работаете с новостями, делаете журналистские расследования, пишете для серьезных изданий.
Часть 3: Как писать конкретные типы текстов
Знать общие правила написания недостаточно. Чтобы брать разные заказы, надо познакомиться с отдельными форматами и подвидами текста.
Здесь мы углубляемся в особенности работы с конкретными типами: продающими текстами и SEO-статьями, подборками и кейсами и т. д.
Продающие тексты
50. «Изучаем задачи, проблемы и выгоды клиентов перед написанием продающего текста»
Написание текста у профессионала занимает меньше времени, чем подготовка к нему. Юрий Гальмаков – о том, что делать до складывания букв в слова. Много примеров, таблиц и полезных иллюстраций.
51. «Психология в копирайтинге: приемы, которые помогут написать продающий текст»
Перевод статьи Ника Коленда, маркетолога и психолога. Практические советы по написанию продающего текста + примеры из практики Lingualeo.
52. «Как писать продающие тексты для B2B и B2C»
Статья от сервиса SMS Aero. Внутри: приемы, эффективные для B2B, приемы, эффективные для B2C и приемы, актуальные в обоих случаях. Еще там написано о разнице между подходами в B2B и B2C.
53. «Воронка текста – и пять правок, чтобы ее расширить»
Наталья Бабаева объясняет, что у текста тоже есть своя воронка, состоящая из ряда конверсий. И рассказывает, как ее улучшить. Кстати, информация полезна для любого текста, не только продающего.
SEO-тексты
54. «Что такое SEO-статья и как писать SEO-тексты»
Валерия Макарова рассказала, что такое SEO-текст и как его писать. Подробное руководство для авторов и заказчиков + чек-листы.
55. «SEO-инструменты в помощь человеку пишущему»
Статья для продвинутых SEO-копирайтеров – тех, кто хочет вырасти в сеошников. Пошаговая инструкция на примере разработки оптимизированной статьи про топинамбур.
56. «SEO для контент-маркетологов — как оптимизировать статьи»
Хороший материал про оптимизацию статей. Надя Поминова рассказала, как правильно задавать метатеги и употреблять ключевые слова в тексте.
Подборки
57. «Вавилонская библиотека»
Заметка Максима Ильяхова о том, как делать классные и полезные подборки. Да, я читал ее перед тем, как сделать эту подборку.
58. «Как определить качество статьи, не читая её»
Игорь Горшеев делится своим способом определения качества статьи. Экономьте время – не читайте бесполезные статьи. Чек-лист – в помощь.
Гайды, инструкции, кейсы
59. «Как написать понятное руководство — советы для копирайтеров»
Павел Молянов написал руководство по тому, как писать руководство. 6 важных этапов с примерами.
60. «Как написать кейс – руководство для технарей»
Руководство для специалистов, но будет полезно и копирайтерам. Ольга Клименко из Netpeak сначала объясняет, зачем нужны кейсы, затем – когда их стоит писать, и уже потом – как это сделать.
Товарные карточки, рекламные объявления
61. «Текст в карточке товара: как не платить за лишние символы»
В нашем блоге – подробный разбор по текстам для карточек товара. Автор рассказывает, почему портянки в описаниях не нужны, как правильно оформлять карточки и – когда текст вообще лучше заменить другим видом контента.
62. «Как писать лонгрид: 25 советов для тех, кто делает это впервые»
В этой статье изложены 25 прикладных советов по написанию лонгридов, если вы это делаете впервые. Все рекомендации основаны на практическом опыте.
63. «Как заставить работать рекламное объявление?»
Игорь из Serpstat – о составлении работающих объявлений. В статье он привел плохие примеры и рассказал, как надо писать, используя при этом опыт конкурентов.
Коммерческие предложения
64. «Как написать коммерческое предложение»
Максим Пименов – о том, как составить коммерческое предложение, которое приятно читать. Редактор разобрал КП по полочкам: от заголовка до призыва к действию. Просто, понятно и с примерами.
65. «Как разработать текст и дизайн коммерческого предложения, чтобы клиенты у вас купили»
Статья Екатерины Кушнир – подробная инструкция по разработке компредов. Прочтите, если хотите обойти конкурентов и избежать попадания в корзину.
Email-рассылки
66. «Что писать в теме email-письма: 80+ русских примеров»
Тема в письме важна так же, как заголовок в статье. Материал в нашем блоге – про то, как составлять тему: использовать конкретные приемы, подбирать подходящие слова и т. д.
67. «Как написать работающий текст для email-рассылки: детальный чек-лист»
Название статьи говорит само за себя – Анна Наумкина из Unisender дала правила и рекомендации по написанию текстов для имейл-рассылок. Узнайте, как создать емкий и сильный текст, повышающий конверсию.
Страницы «Главная», «О компании»
68. «Как писать юридический текст, способный убедить всех: и клиентов, и поисковых роботов»
Предприниматели знают все в своем бизнесе, но в редких случаях могут о нем хорошо написать. С юристами и адвокатами – та же история.
69. «Как написать текст на страницу «О нас», чтобы от него был толк: пошаговое руководство»
Дмитрий Дементий полностью разобрался в теме и выяснил, как ответить на вопросы клиентов и вызвать доверие. Узнайте тонкости написания текстов о компании: от анализа ЦА до призыва к действию.
70. «Преимущества не нужны»
Обычно в преимущества пихают всякий шлак – туда скидывают все, что жалко выкинуть. Филипп Бразговский на примере сайта телеком-компании разобрал, как надо писать о преимуществах. В конце – короткий алгоритм.
Посты в социальных сетях
71. «Особенности создания публикаций для разных социальных сетей»
Татьяна Котова рассказала об особенностях создания и оформления постов в разных соцсетях. Пригодится для написания заказных текстов для SMM и развития личного бренда в FB, VK и др.
72. «Как писать для «Инстаграма»: 18 простых советов»
Рассказываем о нюансах, которые помогут создать привлекательную подпись под фото в Instagram (впрочем, это сработает и для текста в любом другом месте).
73. «Прием булочки с изюмом»
Интересный метод написания живых и интересных постов без фальши и рекламных клише. От Евы Кац.
Лендинги, посадочные страницы
74. «Как написать текст для лендинга»
Пошаговое руководство в блоге Tilda для авторов и предпринимателей. Разбирают все на конкретном примере – лендинге школы английского языка.
75. «Редакция посадочных страниц: как писать убедительно и без „воды“»
В Yagla рассказали, что и как писать на посадочной странице. Плюс – примеры того, как очистить текст от мусора и сделать его убедительнее.
Истории (сторителлинг)
76. «Приемы сторителлинга: нарратив и сюжет, без которых не бывает историй»
Лонгрид Романа Скрупника – введение в основы создания историй. Все серьезно: отрывки из книг, цитаты экспертов, ссылки на исследования.
77. «Как ценности управляют историей»
Саша Волкова о том, почему ценности в истории должны меняться, несмотря на то, что главная ценность – одна. На примере «Игры Престолов» и сюжета про старушку и бездомного пса.
78. «Путь героя»
Снова Саша Волкова. Она рассказывает о пути героя – пожалуй, самом известном приеме сторителлинга. Все по полочкам: этапы, примеры, реакции читателей. В качестве примера – история развития кофейного бизнеса.
79. «Чек-лист для вашей истории»
Майя Богданова подготовила чек-лист, который поможет сделать историю интересной. В самом конце – важные мысли по поводу того, что однотипное и заезженное не работает.
80. «Буратинки»
Максим Ильяхов объясняет разницу между живым человеком и «буратинкой». Вводите персонажей, но не делайте их тупыми.
Часть 4: За текстом – как вести коммуникацию
Чтобы хорошо зарабатывать на фрилансе, надо уметь общаться – без этого никуда.
Здесь мы собрали советы по деловой переписке, общению с экспертами, заказчиками и редакторами.
Общие советы по деловой переписке и этикету
81. «Чат-этикет»
Андрей Новосельский сформулировал распространенные проблемы в чатах и рассказал, как их избегать. Актуально, если учесть, что большинство рабочих вопросов решается в мессенджерах и соцсетях.
82. «Способы экономить время на рабочей переписке»
Рабочая переписка – согласование тем, обсуждение правок и т. д. – отнимает очень много времени (если вы, конечно, не пишите конвейером по однотипным Т. З.). Люда Сарычева рассказала о 5 простых способах сэкономить время на коммуникациях.
83. «Культура электронного письма: 10 заповедей»
Артемий Лебедев рассказывает о том, как пользоваться электронной почтой с уважением к получателям. Большинство заповедей применимо и к массовой email-рассылке.
84. «13 вещей в деловой переписке, которые просто бесят»
Хотите достать редактора или заказчика – делайте так. В противном случае делайте наоборот.
85. «15 главных правил деловой переписки»
Грамотная переписка помогает добиться успеха, неграмотная – приводит к потерям денег, времени, репутации. Хотите не терять, а приумножать – следуйте советам Саши Карепиной.
Интервьюирование, общение с экспертами
86. «Как прокачать текст с помощью экспертного мнения?»
Тамара Витрук объясняет по порядку: кто такой эксперт → как его выбрать → как вытащить из него то самое экспертное мнение. В конце материала – чек-лист, примерные вопросы к эксперту и способы использования его мнения.
87. «Юрий Дудь: как сделать классное интервью»
В этом разделе никак нельзя было без советов Юрия Дудя. В «Что почитать редактору» подготовили конспект одной из его лекций – почитайте перед тем, как искать эксперта и готовиться к интервью.
88. «Как написать хорошее интервью по удаленке: личный опыт»
Наша статья о том, как брать интервью, не как Дудь, а удаленно – так обычно и приходится работать копирайтерам-фрилансерам. Виктория Кучинова подробно разобрала этапы, способы, правила.
89. «Сначала спросить согласия»
Людмила Сарычева – о важном правиле деловой переписки. Принцип: сначала спросить согласия, а потом уже договариваться обо всем остальном. Все наглядно – с примерами и антипримерами.
Общение с заказчиками, клиентами
90. «Как автору-фрилансеру получить работу в агентстве и не слиться после первого проекта»
Ольга Козаченко трезво оценивает ситуацию с обеих сторон и делится опытом. Она рассказала, как стоит, а как не стоит вести себя с потенциальным клиентом. Фрилансер, мотай на ус.
91. «Как договориться с клиентами в удаленном режиме: опыт 5 лет фриланса»
Екатерина Кушнир делится личным опытом: рассказывает, как вести переговоры без личных встреч и при этом находить общий язык с клиентами. Статья полезна всем: и копирайтерам, и заказчикам.
92. «Как повысить себе зарплату»
Ильяхов о том, как вести переговоры о повышении зарплаты. Внутри – список вопросов, которые нужно задать боссу, и перечень возможных сценариев. Главное, не бояться.
93. «Не бывает ни комфортной, ни справедливой цены»
Статья Катерины Ерошиной про экономику и рынок. Если замотивированы поднять ценник в 2—3—5 раз, прочтите сначала эту статью, прежде чем «обрадовать» своего заказчика. Спойлер: кроме своих потребностей, надо учитывать и бюджет клиента тоже.
Взаимодействие автора и редактора
94. «Что делать, если вас взбесили правки редактора»
Жиза от Романа Скрупника. Он объяснил причины такой реакции и рассказал, как успокоиться и все же довести дело до результата. Запомните: вспыльчивость и излишняя самоуверенность мешают расти профессионально.
95. «Как присылать картинки к статьям»
Александр Марфицин выделил 4 правила отправки картинок к статьям, чтобы не бесить редактора. Редактор скажет спасибо, если будете делать так.
96. «Копирайтер, отстань от предпринимателя»
Немного провокационная статья с инсайтами. Внутри: о пути развития копирайтера, опасности невыполнимых обещаний, истинных потребностях редакторов, маркетологов и сеошников.
Если мы забыли что-то действительно важное и полезное, напомните в комментариях. И – делайте репосты, чтобы мастриды были всегда под рукой у вас и ваших коллег.
Удачи!