Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Как автору-фрилансеру получить работу в агентстве и не слиться после первого проекта

29 Июня 2017 Ольга Козаченко
Время чтения: 19 минут Нет времени читать? Нет времени? 39 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Дрейфующие на биржах фрилансеры рано или поздно выходят в нейтральные воды. Тут страшно, тут алчные кидалы-заказчики и никому не известные веб-конторки — копирайтерский труд не ценят и пытаются всячески выехать на чужом горбу. Ну, нет, ребят, давайте взглянем на ситуацию здраво. Мудаки есть везде: как среди заказчиков, так и среди исполнителей. Нужно просто правильно выбирать друг друга. Как? Развивайте внутреннее чутье и думайте хотя бы на пару шагов вперед. На самом деле — все просто.

Я сама являюсь копирайтером и руководителем команды штатных и удаленных авторов в крупном интернет-агентстве, поэтому трезво оцениваю ситуацию «заказчик-исполнитель» с обеих сторон. За последний год у нас в компании сильно возросли объемы работы, и было подобрано много удаленных сотрудников, хороших и не очень. Основываясь исключительно на своем опыте в поиске авторов, хочу рассказать, как стоит и НЕ стоит вести себя фрилансеру с потенциальным клиентом, чтобы сотрудничество состоялось и было взаимовыгодным. В агентствах есть своя специфика, однако в целом эти рекомендации применимы и к работе с бизнесом напрямую.

Одна из них может оказаться достойной — не налажай!

С агентством работать классно! На самом деле нет

Просто тут высокие требования и жесткая редактура. Это не перекупы, которые принимают тексты с закрытыми глазами, потому что не разбираются ни в чем и никогда. Здесь целая команда погружается в бизнес каждого клиента — на кону большие бюджеты и репутация. Если это не пугает, то стоит попробовать.

Крупное интернет-агентство с представительством в региональных и федеральных центрах может предложить фрилансеру неплохой вариант сотрудничества. Студии любят аутсорс за то, что он обходится дешевле штата, работает не по стандарту 5/2 с 9 до 18 и может брать большие объемы на выходные. Это очень круто, ведь клиентский бизнес работает 24/7. Но, с другой стороны, фриланс — это риски, не всегда хорошее качество продукта, низкий уровень ответственности исполнителя и сопутствующие расходы. Поверьте, заказчик тоже боится вас. Боится, но все равно хочет с вами работать.

Нужно ли это фрилансеру? Да, бесплатные печеньки, кофеек и отвязные корпоративы при удаленной работе не грозят. Однако студиям есть, чем подкупить авторов:

  • Стабильность

Главному по текстам есть чем заняться, помимо подбора персонала. Ему выгоднее найти одного хорошего специалиста, сформировать с ним доверительные отношения и подключать в работу оперативно, чем через день серфить биржи. Обижать деньгами тоже невыгодно. Но если копирайтер может работать время от времени или только после заката, по 20-м числам нечетного месяца, то вряд ли сотрудничество окажется продолжительным.

  • Кейсы

Крупное агентство — крупные клиенты. А значит, вы можете писать не только для магазина Светланы Николаевны, которая заставляет вас делать абзацные отступы, но и для известных ресейлеров, банков, производителей, дилеров. Не спорю, что крупная рыба может прийти и напрямую, но это бывает довольно редко. Такие клиенты обычно заходят в агентство с бюджетом по всем фронтам — копирайтинг не является самоцелью, а выступает лишь инструментом достижения результата, обещанного сейлзом.

  • Развитие

В приличных конторах не держат сеошников-староверов, которые требуют спамить ключами и поклоняться слову «купить», а продающие тексты не подвергаются сомнительной шаблонизации. Тогда как у частного заказчика в голове могут жить тараканы, подброшенные антикварным маркетологом, чьи методы устарели вместе с его некогда упругим брюшком. Руководителю выгоднее содержать команду реальных профи, которые следят за рынком и готовы выдавать результат, поднимая рейтинг компании, чем экономить на специалистах и деградировать вместе с прибылью. В таких условиях вы будете вынуждены учиться, читать и следить за развитием контент-маркетинга, чтобы вам достойно платили за работу. Плюс главный по текстам всегда укажет на ошибки и расскажет, как сделать лучше.

Поработав с хорошим заказчиком, вы заметите, что реально профессионально выросли.
  • Официальное сотрудничество

Многие внештатные авторы работают по договору. Это не всегда удобно, потому что иногда у исполнителя не хватает нужных документов для оформления или он живет за Уралом, а заказчик в Москве, и подпись документа превращается в гонку курьеров. Но скажу однозначно — наличие договора лучше, чем его отсутствие. Для фрилансера это — гарантия того, что его не кинут (ну, не должны, во всяком случае), а для представителя агентства — доказательство его серьезных намерений. Хотя я сама не раз спешила заключать договор, но уже после первого проекта понимала, что работать мы дальше не будем, а времени потрачено было много. Ну, что сказать, издержки.

  • Неадекватофильтр

Хороший связист всегда фильтрует негатив и эмоциональные всплески клиента и менеджеров на стадии правок. Вы не представляете, какой мизерный процент комментариев иногда доходит до исполнителя. Он просто вносит правки и возвращает тексты в полной уверенности, что в целом «все норм» — мотивация на уровне. Работая напрямую с клиентом, автор иногда выхватывает таких люлей (зачастую несправедливых), после которых остаются лишь чувство никчемности и пустая бутылка.

Когда III ступень ШР не зарешала
  • Поток работы

Хорошие копирайтеры всегда плотно загружены. Для многих авторов агентство становится основным (а иногда и единственным) заказчиком. Если копирайтера устраивает заработок, а клиентов — его тексты, он всегда получает много проектов. Это удобно для обеих сторон.

Не без минусов, конечно:

  • Оплата

Да, агентские цены, скорее всего, окажутся меньше, чем вам предложит прямой клиент (если вы на уровне, а он не жмот). Тут надо понимать, что агентские издержки значительно больше, чем сумма, которую переводят исполнителю «на руки». Тексты принимает и проверяет контент-менеджер (старший копирайтер), затем редактор и/или корректор, а также специалист, который поставил задачу. В нашем агентстве тексты проверяют даже аккаунт-менеджеры, потому что они общаются с клиентом лично и могут выхватить «неугодное» слово или устаревшую за время согласования информацию уже на последней итерации правок. Хотя, если вы уверены, что ваши тексты безупречны и им не требуется дополнительная проверка, — смело просите больше и шантажируйте своим уходом к конкурентам.

  • Нет прямого общения с заказчиком

Обычно оно происходит через нескольких лиц — процесс правки затягивается, информация может видоизмениться при передаче из чата в чат. Многие клиенты жаждут поддерживать контакт с контентщиком, и это здорово, если их удается сконнектить. Но не каждый фрилансер на это готов.

  • Жесткие дедлайны

Копирайтер не отдувается за просроченный дедлайн, зато агентство несет обязательства перед заказчиком. Кроме того, клиентов здесь больше, чем один, всем нужно успеть отдать проверенные и поправленные тексты, поэтому работа ведется в режиме «мяса» практически постоянно. Я редко отдаю горящие задачи на удаленку и обычно согласовываю комфортные дедлайны в каждом конкретном случае. Но не всегда контент-менеджер располагает достаточным количеством рук и времени. Месячный оборот некоторых агентств переваливает за несколько миллионов символов.

Собственно, вот основное. Возражения? Поехали дальше.

Как ищут исполнителя в агентстве

Если нужен автор, то где-нибудь на hh обязательно повиснет вакансия. А руководитель отряда прямопишущих обязательно сунет нос в тематическое сообщество, прошерстит биржи, посмотрит портфолио на фрилансе, оставит пост с заголовком «Wanted».

Вот тут сейчас скажу важную вещь!

Следите за своей репутацией в сети.

Я не имею в виду рейтинги и звезды на биржах. Я часто по работе сижу в тематических сообществах, где обитают мои коллеги, общаются, обсуждают профильные новости, жалуются на заказчиков и на судьбу. По постам и комментариям к ним можно легко получить представление о постояльцах, «пометить» на будущее специалистов по разным тематикам, узнать много полезного. Лично у меня есть свой воображаемый черный список исполнителей, которым я точно никогда не предложу сотрудничество, хотя в душе не знаю, как они пишут. А есть ребята, которые внушают доверие как люди и авторы, — к ним я, вероятно, обращусь при необходимости или посоветую их знакомым.

Нет, конечно, не каждый потенциальный заказчик тусуется в VK и «Фейсбуке» среди копирайтеров. Прямые клиенты — наверняка нет. А вот человек, заведующий копирайтингом в студии, вполне может. А вы тут гоните на заказчиков и рассказываете про хроническую непереносимость дедлайнов, пффф.

Я вижу, чем ты там занимаешься, маленький говнюк! Опять теребонькаешь свое ЧСВ с пацанами?!

Что бесит заказчика при поиске исполнителя

Если человека ищут для конкретного проекта, то наверняка указана тематика, а также требования к наличию соответствующих материалов в портфолио. Просто. Прочитайте. Если соответствующие знания есть, но не было повода написать релевантный текст, укажите это в сопроводительном письме. Но тогда, вероятнее всего, вас попросят выполнить тестовое. Если вы не соответствуете требованиям, но «можете разобраться в любой тематике», не тратьте ни свое, ни чужое время. Агентствам не нужны отписки — им необходимы адекватные и вдумчивые тексты. Просматривать сотни бестолковых откликов с шаблонными копипастными отзывами без единого намека на то, что объявление было прочитано, бесит.

Вы в любом случае не получите работу, но в следующий раз система покажет, что вы уже откликались, но оказались неугодны.

Полюбуйтесь, Варвара Филипповна, опять этот откликается на нашу вакансию, он что там, не умер еще?

То же касается откликов в социальных сетях. Вызывает негатив неумение кандидата ответить на интересующие вопросы с первого раза. Приходится вести длительную переписку, чтобы вытянуть необходимую информацию. Складывается впечатление, что человек либо не заинтересован в работе, либо туповат. Ни то, ни другое не хорошо.

Из личного опыта:

Я опубликовала вполне конкретную вакансию в соцсети и попросила кандидатов откликаться сразу с указанием желаемой оплаты и примерами работ.

Ответы разделились на три группы:

  1. Небольшой рассказ о релевантном опыте + расценки + ссылки на примеры работ.
  2. «Я копирайтер с 5-летним опытом работы, напишу для Вас вкусные продающие тексты со 100% конверсией, пиши в личку, договоримся». Расценок нет, примеров нет, по теме ничего. «Вкусные тексты» — так вообще кто-то пишет еще?
  3. «А расскажите о вакансии подробнее?» Внутренний голос хочет орать. Текст вакансии читали-то, нет?!

Господа, одумайтесь! Диалог, естественно, состоялся лишь с первой группой. Прямой клиент еще может потратить время на таких недоавторов, а вот агентство проигнорит.

Портфолио. Сделайте, чтоб нормально было

Один копирайтер, которым я заинтересовалась, на мою просьбу показать тексты ответил, что у него портфолио в ноутбуке, а ноутбук в ремонте, но я могу скачать в Appstore приложение, в котором он прорабатывал контент. Ну, ок, что. У меня нет яблочных гаджетов, но даже если бы были. Серьезно? Портфолио не должно быть в ноутбуке, в планшете, в блокноте с газетными вырезками. Оно должно быть в онлайн-доступе, сейчас это вообще не проблема. А по поводу «скачать приложение», ну, может, таким образом он увеличивал количество скачиваний?

В портфолио не должно быть 1 000+ текстов вперемешку, крупный заказчик не будет тратить время на выбор интересующего материала. Лучше разбить тексты по тематикам и приложить к каждой 2–3 лучшие работы. Это удобно и позволяет потенциальному заказчику быстро найти то, что нужно.

Из двух одинаково хороших исполнителей работу скорее получит тот, который сэкономил больше времени заказчику.

Если ваши тексты где-то размещены, просто оставляйте ссылку на ресурс — это лучше нечитабельных скриншотов, плюс накидывает пару плюсиков в вашу карму, если ресурс довольно серьезный. Против скриншотов я лично тоже ничего не имею, только они должны быть хорошего качества. Нелишним будет показать свой блог, если он у вас есть. Возможность адекватно мыслить за рамками ТЗ — это очень важный фактор при выборе кандидата. А вот тексты, опубликованные под чужим авторством, показывать не нужно, даже если они «Вах!» Думаю, не стоит объяснять, почему.

Тестовое, гори в аду!

От тестовых заданий у многих копирайтеров прям бомбит. Еще меня радует народ, который выполняет только платные тестовые, да еще и за предоплату. Такие сразу получают виртуальный пинок под зад и проходят дальше. Объясню. Я тоже не люблю писать бесплатные тексты, но мне и не надо, я уже тут работаю. А вам надо? Все упирается только в желание: если вам нужна эта работа, то потратьте часок-другой, если нет, то о чем мы тут беседуем? У вас все отлично с заказчиками, закрывайте статью.

И в ритме «Бомболео» он удалился занять денег на еду, потому что был слишком хорош

Правильное тестовое задание — это не полноценный коммерческий текст, который можно потом использовать, кинув копирайтера на бабло. Обычно предлагается несколько заданий на проверку тех или иных навыков. Тестовое не рассылается всем подряд — это нецелесообразно. Проще сначала отобрать перспективных кандидатов, затем узнать их ценник и лишь потом отправлять задание тем, кто подходит по тарифу.

Давать полноценный текст по заданию для реального клиента неправильно. Во-первых, текст пишется «в отрыве от производства» — копирайтер не знает подробностей контент-стратегии, фирменного стиля и предпочтений заказчика. Во-вторых, никто не будет ради тестового вникать в суть бизнеса, и текст будет максимально поверхностным. 90 % авторов делают рерайт первой ссылки в выдаче, это очень бросается в глаза.

Из личного опыта:

Я искала исполнителей по автомобильной тематике и в качестве теста предлагала составить портрет ЦА для разных потребительских сегментов, предложить план статьи-обзора для конкретной модели и набросать пару абзацев по нему, дать ссылку на ресурс, где опубликован удачный, на взгляд копирайтера, сео-текст на заданную тематику. Такие задачи позволяют оценить, сможет ли исполнитель писать на одном с аудиторией языке и чувствовать ее боль, имеет ли адекватное представление о СЕО и «вкус» в веб-райтинге. А стиль и грамотность текстов я могу оценить и в портфолио.

На вакансию откликались десятки исполнителей, многие были готовы на тестовое, 95 % из работ были откровенным говном. Стоит ли за это платить? Не думаю. Зато стоит платить 5 процентам хороших копирайтеров, с которыми мы теперь успешно сотрудничаем.

Сейчас я часто обхожусь без тестовых, ориентируясь на внутренние ощущения после общения с автором. Иногда и правда удается разглядеть жемчужинку. И это круто!

Не спорю — кидал много. Я рассказываю лишь о своем опыте. Если к вам пришел новый подозрительный заказчик, который просит написать полноценный «рабочий» текст с подробным ТЗ, можно отправить ему, например, скриншот. Для оценки уровня копирайтера этого достаточно, а вот для личного пользования перепечатывать он его точно не будет. Или, по крайней мере, задолбается это делать. Ну, и вам не так обидно будет. ИМХО, фриланс — всегда риск: если перспектива заманчива, уделите время. Все ж полезней, чем смотреть сериал.

Че почем? Оплата

Всегда озвучивайте ту цену, за которую вы готовы работать в долгосрочной перспективе. Если автор постеснялся и занизил цену, чтобы не спугнуть заказчика, то есть большая вероятность, что через месяц-другой низкий заработок потопит энтузиазм, качество упадет, а постоянные клиенты будут задвинуты разовыми дорогими заказами.

Если же вы, наоборот, умышленно завышаете цену своих услуг, то будьте готовы к высоким требованиям к вашим текстам. У агентства есть вилка цен, в которых сотрудничество оказывается выгодным. Если граница превышена, значит, это должно быть оправдано. Там работают не дураки — если ваши тексты того не стоят, переплачивать никто не будет.

Нет понятия плохой или хорошей цены — для каждого исполнителя она своя. Есть копирайтеры с завышенным ценником и раздутым эго, которые умеют мастерски писать и сокращать, перечитавшие все копи-бестселлеры, но их тексты несуразны, как детский лепет, а логика подачи материала на уровне убежденного гуманитария.

Встречаются авторы с невысоким рейтингом на биржах и приемлемым ценником, зато с собственным авторским стилем, развитым кругозором, незамусоренным восприятием действительности и нешаблонным мышлением.

Настойчиво призываю всех авторов придерживаться одного принципа. Озвучил ценник n/1 000, значит, пиши хорошо по такой ставке. Вас никто не заставляет работать дешевле, чем вы хотите. Вам предложили работу — вы согласились. Значит, такая цена вас устраивает, и вы готовы выдавать качественный контент. Философия «О каком качестве за такую цену может идти речь?» приведет вас к нищете и профессиональной деградации.

Почему агентству не выгодно кидать

А зачем? Агентству надо выполнять работу в срок и качественно. Хорошие исполнители на вес золота, и заключить с ними постоянное сотрудничество — значит, приобрести в копилку отдела сильного и самостоятельного сотрудника. В агентствах и веб-студиях слишком большой поток клиентов, чтобы заказывать по одному текстику у разовых исполнителей. Да и экономия сомнительная — время проверяющих выйдет дороже.

Как платят

Деньги в агентствах обычно выплачиваются раз-два в месяц (где-то чаще), предоплата не предусматривается. Договор составляет юрист — документ стандартный. Менять пункты под определенного исполнителя никто не будет. Всегда требуйте подготовленный договор на предварительное ознакомление, чтобы первая оплата не стала сюрпризом. Если выплаты официальные, значит, может быть удержан подоходный налог.

Условия успешного взаимодействия

1. Быть адекватным. Если вы хорошо пишете и умеете продать словом что угодно, но ужасно тяжелы в общении, принципиально не вносите неугодные правки, спорите с заказчиком по мелочам, то он пять раз подумает перед тем, как отдать вам работу. Конечно, к вашему профессиональному мнению прислушаются, но если клиента коробит от слова «смузи», то ваши аргументы никого не интересуют. Просто напишите «коктейль», и точка.

2. Соблюдать дедлайны. Если кто-то из копирайтеров, с которыми я работаю, читает эту статью, они наверняка согласятся, что я всегда гибка в вопросах сроков. Если вы не успеваете, то хотя бы предупредите — проявите уважение и дайте возможность заказчику успеть найти другого исполнителя.

Я, пожалуй, не раз совершала ошибку, давая второй и даже третий шанс копирайтерам, срывавшим дедлайны и пропадавшим в небытие. И могу сказать честно — делать этого не стоит. Соблюдение сроков — оно либо есть, либо нет. Иногда уровень неадекватности исполнителей зашкаливает, и они садятся на голову. Соблюдайте оговоренные дедлайны, всегда.

3. Соблюдать требования ТЗ. В 9 случаях из 10 я возвращаю тексты на доработку, потому что требования ТЗ не выполнены. Хотя написано все русским по белому. Для того чтобы этого избежать, просто сверяйте готовый текст по каждому пункту на этапе вычитки. Всегда задавайте вопросы, если что-то непонятно или вы видите очевидную ошибку в задаче. Специалист, который ставил задачу, мог не расписать каких-то нюансов из-за того, что не слишком глубоко вникает в процессы создания контента.

Был у меня случай, когда в ТЗ на сео-тексты поехали строчки, а копирайтер сделал вид, что не заметил, и поналяпал левые ключи в совершенно неподходящий по смыслу текст. И так несколько раз. Очевидная глупость и недальновидность исполнителя, который потом все переделывал. Не, ну, а че, в ТЗ же написано! Можно и на принцип пойти. А потом — на фиг.

Мне важны ваши принципы в принципе. Хотя… нет

4. Вникать в тематику и проверять факты. Тут не стоит расписывать — просто делайте это.

5. Не лепить отмазки. Профакапили, налажали, не увидели письмо — говорите прямо, отмазки еще никого не спасали. Безвыходных ситуаций не бывает, зато вы не упадете в глазах заказчика.

6. Вносить правки спокойно. Часто слышу мнение, что заказчик — неадекват, конкретики не дал, но просит все переделать. Скажу как копирайтер, который работает с чужими текстами — иногда реально правки вносить бесполезно. Текст может быть плохим целиком: от начала и до конца. У заказчика меньше времени и терпения, поэтому он не формулирует по пунктам, что его не устроило. Но при работе с веб-студией вас разделяет контактное лицо, которое может трансформировать негодование клиента в структурированные правки. Просто внесите их и не принимайте близко к сердцу. Не все ваши тексты плохи, просто этот не выстрелил. Бывает.

7. Не отдавать работу на аутсорс. Нахапать объемы и раздать друзьям-копирайтерам — последнее, чем стоит заниматься, если вы планируете долгосрочное сотрудничество. Авторский стиль всегда заметен, поэтому хороший редактор всегда «спалит» подделку. В вас были уверены, а в вашем друге — нет. Теперь уже и вы под сомнением.

8. Быть на связи. Вне зависимости от того, какой у вас график, агентства работают в стандартном режиме. Поэтому, если вы будете выходить на связь только по ночам, а правки вносить через три дня, работать с вами будет неудобно. В идеале — быть на связи в мессенджерах в режиме работы вашего заказчика. Необязательно срываться с новых «Трансформеров» и бежать вносить правки сиюминутно, но можно дать знать, что правки вы получили и сможете их внести, например, до 17 часов.

Пожалуй, это все, что я хотела вам сегодня рассказать. Друзья, спасибо, что осилили этот лонгрид. Я люблю хороших авторов и хочу, чтоб их стало больше. Пишите с душой, не пишите фигни. Желаю вам найти хорошего заказчика, с которым вы будете на одной волне!

Ольга Козаченко
Автор: Ольга Козаченко
Все статьи этого автора
Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных