Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Экспертные статьи от неэксперта: как показать высший пилотаж Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда к вам приходят с проектом, о теме которого вы ничего не знаете. Да еще и просят сделать материал экспертным. Было? Сколько раз вы брали заказ в работу и терпели фиаско? В статье расскажу, как грамотно построить процесс и сдать качественный материал. Основано на реальных событиях: личный опыт, проверенные методы и примеры.

Итак, последовательность для написания экспертных статей, если вы волевой и организованный автор:

Шаги в работе, которым мало кто следует

Как собирать информацию

Идем в компанию или на производство, смотрим, в руках вертим, тестим. Назначаем интервью с кучей специалистов. Шагаем в библиотеку за книгами и журналами, потом сидим, все это читаем и вникаем в каждое слово.

Или лично переживаем ситуацию, мажем крем на лицо, строим дом из газобетонных блоков. А потом рассказываем о результатах.

Так делают единицы и то, когда в идеальном мире на идеальном небе звезды удачно сошлись.

Как же быть?

Шаг 1. Ознакомление с темой

Прежде всего проведите самостоятельную работу. Узнайте о предмете статьи. Я начинаю поиск информации с определения, зачем нужно, где применяется и для кого актуально, как работает, в чем отличия от других точно таких же предложений или товаров, какие результаты дает. Это помогает базово разобраться в теме, наметить план действий, проработать вопросы к заказчику.

Шаг 2. Определение цели

Чего вы хотите добиться с помощью текста: чтобы читатель увидел пользу в сервисе, понял вред обжорства, поменял свое отношение к продукту? Это нужно для сбора материала, чтобы писать по делу и не терять нить повествования.

Просто рассказать – плохая цель. Хороший материал указывает направление для решения какой-либо проблемы и дает ответ на вопрос, как достичь. Объясняйте причины, предлагайте решение и альтернативу. В этом плане все эгоисты: читатель хочет, чтобы говорили о нем и о пользе/выгодах для него.

Шаг 3. Выберите формат

Подача материала подбирается в зависимости от темы, задач текста и аудитории (В2В или В2С):

  • решение проблемы;
  • руководство;
  • способы применения;
  • обзор плюсов и минусов;
  • обзор возможностей;
  • сравнительная характеристика.

Формат напрямую зависит от цели: хотите научить – пишите руководства, дать информацию к размышлению – обзоры, показать отличия и помочь с выбором – обзоры с элементами сравнения.

Шаг 4. Сбор информации от заказчика

После первого самостоятельного изучения темы и определения предварительной цели пообщайтесь с заказчиком. Важно узнать:

  1. Потребности: зачем текст, какие у него цели.
  2. Кто целевая аудитория: обыватели, новички, продвинутые пользователи.
  3. Где можно взять информацию о продукте с актуальными данными: на сайте, из внутренней документации, заказчик сам расскажет или сведет со специалистами, возможно, порекомендует источники.

Далее в общении с заказчиком помогает бриф. Если такой способ неудобен, говорите по телефону. Только не мучайте заказчика звонками каждый день по поводу и без него. Уточняйте все детали за 1-2 разговора.

В разговоре можно упустить какую-то деталь, неверно растолковать слова и прийти к ложному выводу. Будет неловко. Всегда после звонка тезисно дублируйте информацию письменно и подтверждайте у заказчика по почте, Skype или другому мессенджеру, все ли правильно вы поняли. А чтобы ничего не забыть, пользуйтесь записью звонка.

Этот шаг исключается, если вы пишете, например, для информационно-познавательного журнала. В таком случае редактор поможет с направлением, расскажет, какие вопросы важно раскрыть и на что сделать акцент, но не более.

Шаг 5. Находим дополнительную информацию

Разговорчивый и увлеченный своим делом заказчик, который делится информацией, – мечта каждого копирайтера. А если не получилось вытянуть достаточно информации? Способов найти сведения много, они очевидны, но не всегда работают. Почему так и что делать, рассмотрим ниже:

Когда работает

Когда не работает

Как быть

Самостоятельное тестирование товара, услуги, сервиса

- бесплатно дадут пробники, откроют доступ к крутому сервису;

- вам интересно;

- это пригодится в дальнейшем;

- вас прет от «исследовательской» работы.

- нет возможности достать товар;

- нет времени на «эксперименты»;

- результат надо долго ждать.

- почитать отзывы на сайте заказчика;

- если есть видео на сайте – обязательно глянуть;

- воспользоваться независимыми отзовиками, например, irecommend.ru, otzyv.ru, otzovik.com и другие.

Изучение руководств и инструкций

- вы технически подкованы.

- информация подана слишком сжато;

- вы понятия не имеете, на что влияет мощность, зачем нужна СНПЧ в принтерах или чем отличается «разрешение» от «расширения».

- прибегайте к инструкциям, когда важны точные технические показатели и характеристики – для остального они бесполезны.

Ознакомление с внутренними документами и отчетами компании

- заказчик готов предоставить всю нужную документацию.

- в документах есть коммерческая информация «не для посторонних глаз»;

- стиль и подача для специалистов: узкие термины, профессиональный сленг;

- документы разрабатывались для галочки.

- просто забудьте об этом способе и возвращайтесь к нему, если заказчик сам предоставит документы.

Чтение книг, справочников, специализированных журналов

- есть новые издания не старше 3 лет (данные быстро утрачивают актуальность);

- написано человеческим языком, а не программистами для программистов, например;

- литература есть в открытом доступе;

- больше информации нигде нет.

- вы не знаете, какие книги или журналы искать. Они наверняка существуют, но непонятно, как найти хорошие;

- а если и знаете, то литература доступна только после покупки;

- чтобы найти интересную мысль, нужно перелопатить очень много неподходящего.

- в некоторых темах помогут сайты с научными докладами, например, nature.com, и выпуски новостей ВВС – кратко, емко, легко найти;

- ищите на зарубежных сайтах. Для тех, кто не знает иностранный на достаточном уровне, в помощь придут переводчики. Для начала можно автоматически перевести страницу, и если в материале есть годнота, воспользоваться электронными словарями, например, Lingvolive или «Мультитран».

Посещение конкурентов

- есть прямые конкуренты, которые делают лучше, чем компания заказчика. И последний об этом говорит.

- конкурентов много, на кого смотреть непонятно.

- если есть список от заказчика, смотрите его. В других случаях – первую пятерку в выдаче по ключевым словам, ниже – время впустую.

Обращение к экспертам в области

- вы знакомы с экспертами;

- есть возможность официально назначить интервью профессионалу;

- заказчик сводит с сотрудниками, которые в теме.

- неизвестно, где найти экспертов;

- незнакомые люди не будут тратить время на ответы для вас или ответ придет через месяц;

- некоторые берут плату за консультации;

- человек отличнейший специалист, но объяснить другим не умеет.

- загляните на форумы или в сообщества в Facebook, «ВКонтакте»;

- если решитесь обращаться к гуру, задавайте сразу 2–4 вопроса открытого типа (почему, зачем, как);

- предложите сделать ссылку на эксперта: и вам подробный ответ, и человеку реклама.

Применять все методы поиска информации не нужно: каша в голове из непонятных данных еще никому не помогала в написании хороших статей. Обычно хватает общения с заказчиком и 1–2 способа из таблицы.

Где в первую очередь искать информацию, если не удается взять интервью у заказчика и/или экспертов? На схеме представлена очередность всех способов, которой пользуюсь я:

От более действенных к менее
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Как проверять информацию

Достоверность – главный критерий отбора информации. Определить надежность и правдивость сведений поможет фактчекинг. С ним вы объективно и беспристрастно взгляните на данные, сделаете их независимую и точную оценку.

Сомневайтесь! Относитесь скептически к источникам из интернета, СМИ, отзывам, словам хорошо знакомого собеседника. Отбросьте эмоции. Точность важнее сенсаций. Прежде чем написать о чем-то, проверьте и подтвердите.

Найти первоисточник – что было бы правильным – вряд ли получится, поэтому:

  1. Собирайте сведения из нескольких независимых источников.
  2. Лучше, если информацию вы получите из разных «лагерей»: от сторонников и противников, производителей и потребителей, людей с положительным и негативным опытом.
  3. Ориентируйтесь на официальные данные и статистику, ГОСТы и нормы.

Сомневаетесь в правдивости – не используйте. Разные источники предоставляют противоречивую информацию – не используйте. Не удалось подтвердить – не используйте.

Как обрабатывать информацию

Собрать сведения и факты – половина успеха. Теперь важно все правильно соединить и причесать.

Шаг 1. Погружаемся в тему

Чем глубже в тему, тем больше вопросов возникает. Однако не все, что вы сможете накопать, будет реально нужно читателю. Ограничивайте охват, исходя из аудитории и задач.

Мне в работе над текстом помогает подробный портрет и анализ ЦА, а также метод «встать на сторону читателя». Что было бы интересно узнать по теме, какие факты и данные убедили бы меня и помогли достичь цели? На какие преимущества обратила бы внимание, а что совершенно не имеет значения?

Шаг 2. Составляем структуру

Это могут быть план, наброски отдельных частей или «вырванные» идеи-фразы с учетом цели (куда идем) и задач (как идем). Мне удобнее использовать тезисы и список вопросов, которые хочу выделить в статье. По ходу дела пункты, их очередность, названия будут меняться – это нормально.

План поможет структурировать сведения, создать логику, не забыть о важных моментах, направить поток мыслей.

Если структура дается тяжело, информации много и сразу выделить пункты не получается:

  • копируете найденную информацию в файл;
  • тасуете ее: логично и последовательно перемещаете абзацы;
  • чистите от ненужного;
  • на основе получившегося текста пишете свою статью, добавляя примеры, кейсы, иллюстрации, полезности и не забывая о цели.

Шаг 3. Пишем

Помните, экспертность – не знание умных терминов, известных только специалисту. Экспертность – глубоко разобраться в теме и подавать достоверный материал доступно и понятно для каждого.

Сленг и технические формулировки используйте аккуратно: для простых потребителей они будут непонятны, а профессионал может найти ляпы. Если уж взялись за применение специфического языка, уточняйте значения слов.

Отложите статью на 1-2 дня.

Как понять, что вы все правильно сделали

Прочитайте статью. Для вас информация полезная, важная, убедительная? Нацелена решать проблемы читателя? Советы и рекомендации выполнимы? Вы говорите о читателе больше, чем о себе? Если есть хотя бы одно «нет» – перепишите, чтобы было «да».

Оценить результат также помогут:

  • те, кто вообще не разбирается в теме (да-да!);
  • коллеги, работающие с подобной тематикой;
  • специалисты.

Отнесите готовую статью тому, кто ничего не знает о предмете статьи: все ли ему понятно, какие возникают вопросы, помог ли текст, нет ли ненужных отступлений? Так вы увидите пробелы и места для доработок, а иногда и вовсе перепишете текст. Отлично, если человек будет из вашей ЦА.

Критика коллег помогает выявить слабые куски, услышать советы, посмотреть на статью под другим углом. Но будьте готовы к ситуации, когда «все фигня – переделывай». А чтобы получить максимально честный ответ, не говорите, кто автор. Иногда коллеги не могут оставаться беспристрастными и закрывают глаза даже на явные промахи, боясь вас обидеть или испортить отношения.

Не стесняйтесь спрашивать у знакомых профи (конечно, если есть такая возможность), уточняйте необходимые моменты. Специалист подкорректирует неточности, расставит акценты и даст рекомендации.

Как писать экспертные статьи, если ты неэксперт: вывод

  1. Годный материал получится, если проявлять интерес к теме. Заметно, когда автору скучно и ничего не надо. Это сказывается на манере повествования – текст получается вымученным. Не халтурьте и не делайте ничего механически. Для этого поставите себе цель и ответьте, зачем вы пишете: ради денег, пиара, чтобы спасти интернет от хлама.
  2. Старайтесь понять тему. Только так можно преподнести читателю полезный и внятный материал, дать ему разобраться. Не поймете вы – статью не поймет никто.
  3. Сопровождайте текст визуальными элементами, иллюстрирующими и дополняющими его. Скрины, картинки, таблицы, инфографика, а если еще будет и видео, снятое вами, – вообще красота. И помните, в картинках из Google нет души.
  4. Делитесь реальными кейсами и примерами.
  5. Давайте конкретные выполнимые советы, рассказывайте о фишках, открывайте больше полезной информации и фактов, предлагайте читателю выбор.

...И будете шикарны!

Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

28 мар 2024
354
Правила сетикета – какие они и почему важны для вашей компании

В виртуальном мире существуют особые правила общения, не соблюдая которые легко навредить своему бизнесу.

28 мар 2024
4 087
Миф про многозадачность: мозг не умеет так работать

Так что работодатели зря пишут про этот навык на HeadHunter. Но способы всё успевать – есть.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!