За год я написал 60 лонгридов для коммерческого сообщества в ВК, а еще 10 лонгридов для своего канала про ипотеку на платформе «Дзен» со средним показателем дочитываний в 80 %.
Для простоты восприятия обозначим, что создание лонгрида формируется из трех глобальных этапов: «Подготовка», «Формирование», «Финиш».
Подготовка
На данном этапе мы строим фундамент всего лонгрида. Даже строчки не напишем. Только проделаем важную предварительную работу, которая поставит процесс на правильные рельсы.
Совет № 1: «Изучите платформу публикации»
Редактор во «ВКонтакте», «Телеграф», «Тильда» (список можно продолжать) – все они в каких-то нюансах отличаются друг от друга. Например, в редакторе VK можно вставлять опросы, товары, гифки, фото и видео.
В том же самом «Телеграфе» можно вставлять картинки, видео, подтягивать посты из «Твиттера».
Для первого лонгрида достаточно понять, какой функционал вам будет необходим и до какой платформы будет проще всего добраться вашим потенциальным читателям.
Если у вас сообщество в VK, то имеет смысл сделать свой первый лонгрид именно на внутренней платформе. Так читателям будет проще дойти до публикации.
Совет № 2: «Сформулируйте основной смысл лонгрида»
Здесь речь не про тему лонгрида, а про смысл (основной посыл), который мы хотим донести до читателей.
Личный пример. Когда писал для сообщества питерского коливинга (что-то вроде хостелов с долговременной арендой), создавал лонгриды про жителей этого объединения. Основной смысл был таким: «У нас живут классные и адекватные люди, заселяйся к нам». А вот тема лонгрида – сам житель.
Этот подход сыграет в долгосрочной перспективе на результат. В моем примере так и получилось.
Совет № 3: «Брифуйте сами себя при выборе темы»
Да, именно так. Если вы определились с темой лонгрида, проведите себе беспристрастный и небольшой брифинг из трех вопросов:
- Почему тема будет интересна читателям?
- Почему тема интересна мне?
- С помощью какого контента смогу ее лучше всего раскрыть?
На каждый можете дать уверенный и конструктивный ответ? Значит, вы на верном пути. В противном случае лучше скорректировать выбор темы.
Совет № 4: «Ищите вдохновение по стилистике. Не только в лонгридах»
Определились с платформой, сформировали смысл и тему хорошую подобрали. Готовы уже испытать клавиатуру на устойчивость. Стоять.
А в каком стиле его писать? Какими способами удержать внимание читателя? Как сделать повествование интересным? Не забываем – пишем лонгрид в первый раз.
Начните искать вдохновение в СМИ и у блогеров, которые сами выпускают лонгриды.
Также вспомните художественные произведения, которые вы могли прочитать с интересом за один присест. Сценарные ходы в фильмах и сериалах, которые произвели на вас впечатление.
Конспектируйте идеи для подачи и изложения. Конечно, не все дойдет до финальной версии, но пригодится. Все-таки лонгрид – это фильм, который вы ставите в воображении читателя.Совет № 5: «Изучите потенциальных читателей»
Это не про исследование ЦА, а про тех, для кого вы пишете свой первый лонгрид. Площадка публикации, допустимые приемы общения – зная все это, сможете «нащупать» стиль всего лонгрида.
Допустим, вы пишете лонгрид про историю изготовления тортов для профессионального сообщества кондитеров. К вам сразу будет явный негатив от читателей, если начнете повествование со слов:
Ну что, вроде подготовились. Переходим ко второму глобальному этапу «Формирование».
Формирование
Проверили предварительную работу. Теперь пора браться за сам лонгрид. Это и есть этап «Формирование», в котором мы разложим все по полочкам.
Совет № 1: «В начале напишите структуру с основными тезисами»
Подзаголовок – опорный пункт в каждом лонгриде. Он двигает историю дальше. По этой причине лучше всего начать с создания полноценного скелета с основными тезисами. Не забываем про зачин и финал – с чего все начинается и к чему приходит.
Посмотрим пример структуры на основе сказки Репка:
И да, учитываем результат совета № 2 с прошлого этапа. Важно, чтобы все с ним коррелировало.
Совет № 2: «Сначала текст, только потом все остальное»
К сожалению, не каждому дано мыслить многозадачно: понимать, где в тексте будет фото, где видео и как их вместе совмещать. Отсюда и данный совет – начинать с самого текста, а затем возиться с графикой.
В идеале – разделить по времени. Допустим, одно время вы сконцентрированы исключительно на тексте. А затем уже возитесь с медиаконтентом, ибо в лонгриде текст всему голова.
Совет № 3: «Начните писать с самого интересного»
Пишите лонгрид в первый раз – начинайте с самого сладкого. В данном случае пока не нужно думать про оформление, грамматические ошибки и объем. Начните с самой кульминации или с того момента, который вы сами хотите рассказать в первую очередь.
Таким образом вы избежите частой ловушки «белого листа». Плюс вам не нужно будет искать ответ на вопрос «Хм, а с чего начать-то?».
И помним про структуру.
Совет № 4: «Даже не пытайтесь осилить текст в один присест»
Лонгрид на то и лонгрид, что написание текста происходит не за 30–40 минут. Потребуется больше времени. Гораздо.
Вдохновение или верная мысль может застать вас в любом месте. Их лучше фиксировать в телефон, записывать руками. На крайний случай можно самому себе отправлять голосовые сообщения. Таким образом вы соберете целый текст лонгрида.
Интересное наблюдение: часто формулировки из черновиков становятся совершенно другими на чистовике.
При создании лонгрида не стоит думать про количество символов и перебор с «водой». Для этого есть следующий совет.
Совет № 5: «Выпаривайте простыню»
Текст собран, все раскидано по заранее составленной структуре. Теперь пора провести первичную редактуру: выпарить простыню. Что это значит?
Сперва весь текст делите на абзацы, чтобы читателю было проще воспринимать. Примерно каждые 3 – 4 предложения.
После этого убирайте из предложений слова, которые никак не влияют на смысл сказанного. Вы же все-таки пишите не просто «лонг», а «лонгрид». Думаем о читателе.
Совет № 6: «Перебирайте варианты подзаголовков»
Вы выпарили текст по структуре. Теперь самое время повозиться с подзаголовками. Старайтесь отражать в них основную мысль последующего блока текста или передавать настроение для читателя.
Напоминаю, вы пишете не коммерческий текст, не SEO-статью с обязательным вхождением ключевых слов в подзаголовках. Вы здесь полностью свободны.
Совет № 7: «Соблюдайте блочность текста»
Блоки «подзаголовок + текст» лучше создавать такими, чтобы они воспринимались как отдельная статья или краткая история. Это поможет сделать восприятие лонгрида удобным для читателей.
Есть лонгриды, которые трудно осилить за один раз, какими бы интересными они ни были. Внимание и память у нас работают сегментировано. Значит, возращаясь к вашему лонгриду снова, читатель быстро вспомнит по подзаголовкам на чем остановился в прошлый раз. Очень удобно, кстати.
Совет № 8: «В тексте делайте разметку по графическому оформлению»
Доделали текст и подзаголовки. Выпарили. Пора браться за фото и все остальное? Пока еще рано: остался важный штрих.
Надо обозначить в тексте места, где вы будете «вставлять» фотографии, видео или гифки. Также отметьте цитаты из повествования, которые будете выделять. Место для фото выделяйте особым символом, чтобы вы его не потеряли или случайно не оставили.
Обратите внимание, мы сначала поработали исключительно над текстом. А вот сейчас уже взялись за медиаконтент. Так правильнее с точки зрения концентрации для автора лонгрида (это вы, если что).
Совет № 9: «Каждые 3–4 абзаца разбавляйте с помощью фото или видео»
Основан на том положении, что за чтение текста и просмотр изображений отвечают разные участки мозга. Чередуя их, вы переключаете восприятие читателя. Это поддержит его интерес и сохранит динамику лонгрида.
Совет № 10: «Подбор медиаконтента для лонгрида»
Встаем на место читателя и определяем, что допустимо и недопустимо в нашем первом лонгриде. Запоминаем (справедливо для фото и видео):
- Картинка с ватермарком фотостоков – недопустимо.
- Картинка с низким разрешением – недопустимо.
- Личное фото в хорошем качестве – допустимо.
- Самодельный тематический мем – допустимо.
- Фото-баян – недопустимо.
- Фото не отображает сути текста – недопустимо.
- Фото раскрывает или дополняет текст – допустимо.
Завалился горизонт, не тот ракурс, нужно что-то замазать – бегом в фотошоп.
Совет № 11: «Много фото? Пользуйтесь каруселями»
«Карусель» – инструмент для демонстрации фото, который используется на многих платформах для создания лонгридов.
Логика в том, что не стоит перегружать читателя большим количеством фотографий, если можно их компактно упаковать в одно место. В таком случае не забудьте в тексте заранее объяснить, в какую сторону свайпать.
Совет № 12: «Делайте подписи к фото такими, чтобы уже была мини-история>
Помните, в детстве родители приносили распечатанные фото из фотосалона? Их подписывали перед тем, как положить в альбом.
В фотографиях для лонгрида такой же принцип. Мы делаем подпись к фото, чтобы создать крохотную историю внутри большого повествования.
Совет № 13: «Готовый текст отдавайте корректору или редактору»
Мы почти на финише. Ключевое слово «почти». Теперь нужно отдать готовый текст и фото в руки корректора или редактора. Вам подшлифуют знаки препинания, правописание и опечатки.
Такое возможно сделать на биржах фриланса.
Когда вы единолично создаете лонгрид (особенно первый), то «глаз замыливается». Можете упустить какие-то ошибки и тем самым похоронить повествование.
Почему корректировать нужно не во время написания, а после? Все просто: в начале лучше концентрироваться на самой истории, которую хотите донести, а не делать акцент на запятых или не тех буквах.
Совет № 14: «Сохраняйте резервную копию»
Будет очень обидно потерять результат труда из-за отсутствия резервной копии. Особенно на финише. Поэтому сохраняйте копию как минимум в ворде.
Совет № 15: «Перед публикацией проверьте как выглядит лонгрид с разных устройств»
Ваш лонгрид могут прочитать с компьютера, с телефона, с планшета и даже со смарт-телевизора. Определите доминирующие «экраны» и проверьте, как выглядит все перед публикацией. Может картинка где-то съехала, цитата не та выделена.
Финиш
На этом глобальном этапе будем работать с первым готовым лонгридом. Большая часть позади, остались только важные финальные штрихи.
Совет № 1: «Переберите несколько вариантов заголовков лонгрида»
Да, к заголовку мы приступаем именно сейчас. Его основная задача – соответствовать содержанию и вызывать желание открыть историю. Как правило, с лету в голову могут прийти 5–6 вариантов заголовков. Выбирайте из тех, которые придут после них.
Совет № 2: «Сгенерируйте несколько вариантов лид-абзацев»
Что такое лид-абзац? Проще говоря, это подводка к лонгриду. Короткий и завлекающий блок текста, который побуждает читателя ознакомиться с историей.
Его формула такова: краткое смысловое описание лонгрида + призыв к действию.
А вот почему нужно именно несколько вариантов – ответ в следующем совете.
Совет № 3: «Выберите способы распространения»
Лонгрид может быть написан изумительно. Только этого никто не увидит, если не сделать «посев». Здесь мы не берем в расчет наличие собственной площадки (группа в VK, блог и т. д.).
Как делать «посев»:
- «предложить новость» по нужным сообществам;
- при личном общении с редакцией сайта;
- репосты лидеров мнений.
Все средства хороши.
Вот для этого и нужны разные варианты лид-абзацев, чтобы вы не рассылали всем одно и то же.
Да, крутой историей читатели в любом случае захотят поделиться. Только нужно, чтобы эти читатели как раз таки появились.
Совет № 4: «Позаботьтесь об авторском праве»
Часто бывает такое, что лонгриды копируют бездумно. По этой причине вставляйте в текст ссылки на себя или упоминание личного бренда. В таком случае горе-распространители по сути будут «работать» на вас.
Совет № 5: «Замеряйте показатели лонгрида»
Да, не на все можно навесить вебвизор и по тепловой карте посмотреть, с какого абзаца читатели уходят чаще всего. В нашем случае важнее посмотреть первичную реакцию аудитории – лайки, просмотры, репосты и комментарии.
Послесловие
Итак, в статье приведено 25 советов по созданию лонгрида, если вы его решили написать в первый раз. Для вас мы создали специальный бонус: Mind Map с конспектом советов. Берите и пользуйтесь. В результате ваш первый лонгрид не выйдет комом.
К слову, в TexTerra есть услуга по написанию текстового контента, который приходится по нраву поисковым системам и конвертирует читателей в клиенты. Читайте также:
100+ идей для корпоративного блога: пожизненный контент-план