Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как писать лонгрид: 25 советов для тех, кто делает это впервые Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

За год я написал 60 лонгридов для коммерческого сообщества в ВК, а еще 10 лонгридов для своего канала про ипотеку на платформе «Яндекс.Дзен» со средним показателем дочитываний в 80 %.

Для простоты восприятия обозначим, что создание лонгрида формируется из трех глобальных этапов: «Подготовка», «Формирование», «Финиш».

На данном этапе мы строим фундамент всего лонгрида. Даже строчки не напишем. Только проделаем важную предварительную работу, которая поставит процесс на правильные рельсы.

Редактор во «ВКонтакте», «Телеграф», «Тильда» (список можно продолжать) – все они в каких-то нюансах отличаются друг от друга. Например, в редакторе VK можно вставлять опросы, товары, гифки, фото и видео.

Редактор ВК для лонгридов

В том же самом «Телеграфе» можно вставлять картинки, видео, подтягивать посты из «Твиттера». Но для создания постов в нем нужно пользоваться VPN.

Редактор в Тильде

Для первого лонгрида достаточно понять, какой функционал вам будет необходим и до какой платформы будет проще всего добраться вашим потенциальным читателям.

Если у вас сообщество в VK, то имеет смысл сделать свой первый лонгрид именно на внутренней платформе. Так читателям будет проще дойти до публикации.

Здесь речь не про тему лонгрида, а про смысл (основной посыл), который мы хотим донести до читателей.

Личный пример. Когда писал для сообщества питерского коливинга (что-то вроде хостелов с долговременной арендой), создавал лонгриды про жителей этого объединения. Основной смысл был таким: «У нас живут классные и адекватные люди, заселяйся к нам». А вот тема лонгрида – сам житель.

Этот подход сыграет в долгосрочной перспективе на результат. В моем примере так и получилось.

Да, именно так. Если вы определились с темой лонгрида, проведите себе беспристрастный и небольшой брифинг из трех вопросов:

  1. Почему тема будет интересна читателям?
  2. Почему тема интересна мне?
  3. С помощью какого контента смогу ее лучше всего раскрыть?

На каждый можете дать уверенный и конструктивный ответ? Значит, вы на верном пути. В противном случае лучше скорректировать выбор темы.

Определились с платформой, сформировали смысл и тему хорошую подобрали. Готовы уже испытать клавиатуру на устойчивость. Стоять.

А в каком стиле его писать? Какими способами удержать внимание читателя? Как сделать повествование интересным? Не забываем – пишем лонгрид в первый раз.

Начните искать вдохновение в СМИ и у блогеров, которые сами выпускают лонгриды.

Также вспомните художественные произведения, которые вы могли прочитать с интересом за один присест. Сценарные ходы в фильмах и сериалах, которые произвели на вас впечатление.

Конспектируйте идеи для подачи и изложения. Конечно, не все дойдет до финальной версии, но пригодится. Все-таки лонгрид – это фильм, который вы ставите в воображении читателя.

Это не про исследование ЦА, а про тех, для кого вы пишете свой первый лонгрид. Площадка публикации, допустимые приемы общения – зная все это, сможете «нащупать» стиль всего лонгрида.

Допустим, вы пишете лонгрид про историю изготовления тортов для профессионального сообщества кондитеров. К вам сразу будет явный негатив от читателей, если начнете повествование со слов:

Плохой пост

Ну что, вроде подготовились. Переходим ко второму глобальному этапу «Формирование».

В этой статье говорится о нашей услуге
Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Проверили предварительную работу. Теперь пора браться за сам лонгрид. Это и есть этап «Формирование», в котором мы разложим все по полочкам.

Подзаголовок – опорный пункт в каждом лонгриде. Он двигает историю дальше. По этой причине лучше всего начать с создания полноценного скелета с основными тезисами. Не забываем про зачин и финал – с чего все начинается и к чему приходит.

Посмотрим пример структуры на основе сказки Репка:

Интеллект-карта

И да, учитываем результат совета № 2 с прошлого этапа. Важно, чтобы все с ним коррелировало.

К сожалению, не каждому дано мыслить многозадачно: понимать, где в тексте будет фото, где видео и как их вместе совмещать. Отсюда и данный совет – начинать с самого текста, а затем возиться с графикой.

В идеале – разделить по времени. Допустим, одно время вы сконцентрированы исключительно на тексте. А затем уже возитесь с медиаконтентом, ибо в лонгриде текст всему голова.

Пишите лонгрид в первый раз – начинайте с самого сладкого. В данном случае пока не нужно думать про оформление, грамматические ошибки и объем. Начните с самой кульминации или с того момента, который вы сами хотите рассказать в первую очередь.

Таким образом вы избежите частой ловушки «белого листа». Плюс вам не нужно будет искать ответ на вопрос «Хм, а с чего начать-то?».

Как писать лонгрид

И помним про структуру.

Лонгрид на то и лонгрид, что написание текста происходит не за 30–40 минут. Потребуется больше времени. Гораздо.

Вдохновение или верная мысль может застать вас в любом месте. Их лучше фиксировать в телефон, записывать руками. На крайний случай можно самому себе отправлять голосовые сообщения. Таким образом вы соберете целый текст лонгрида.

Черновик статьи

Интересное наблюдение: часто формулировки из черновиков становятся совершенно другими на чистовике.

При создании лонгрида не стоит думать про количество символов и перебор с «водой». Для этого есть следующий совет.

Текст собран, все раскидано по заранее составленной структуре. Теперь пора провести первичную редактуру: выпарить простыню. Что это значит?

Сперва весь текст делите на абзацы, чтобы читателю было проще воспринимать. Примерно каждые 3 – 4 предложения.

После этого убирайте из предложений слова, которые никак не влияют на смысл сказанного. Вы же все-таки пишите не просто «лонг», а «лонгрид». Думаем о читателе.

Вы выпарили текст по структуре. Теперь самое время повозиться с подзаголовками. Старайтесь отражать в них основную мысль последующего блока текста или передавать настроение для читателя.

Напоминаю, вы пишете не коммерческий текст, не SEO-статью с обязательным вхождением ключевых слов в подзаголовках. Вы здесь полностью свободны.

Блоки «подзаголовок + текст» лучше создавать такими, чтобы они воспринимались как отдельная статья или краткая история. Это поможет сделать восприятие лонгрида удобным для читателей.

Есть лонгриды, которые трудно осилить за один раз, какими бы интересными они ни были. Внимание и память у нас работают сегментировано. Значит, возращаясь к вашему лонгриду снова, читатель быстро вспомнит по подзаголовкам на чем остановился в прошлый раз. Очень удобно, кстати.

Доделали текст и подзаголовки. Выпарили. Пора браться за фото и все остальное? Пока еще рано: остался важный штрих.

Надо обозначить в тексте места, где вы будете «вставлять» фотографии, видео или гифки. Также отметьте цитаты из повествования, которые будете выделять. Место для фото выделяйте особым символом, чтобы вы его не потеряли или случайно не оставили.

Обратите внимание, мы сначала поработали исключительно над текстом. А вот сейчас уже взялись за медиаконтент. Так правильнее с точки зрения концентрации для автора лонгрида (это вы, если что).

Основан на том положении, что за чтение текста и просмотр изображений отвечают разные участки мозга. Чередуя их, вы переключаете восприятие читателя. Это поддержит его интерес и сохранит динамику лонгрида.

Встаем на место читателя и определяем, что допустимо и недопустимо в нашем первом лонгриде. Запоминаем (справедливо для фото и видео):

  1. Картинка с ватермарком фотостоков – недопустимо.
  2. Картинка с низким разрешением – недопустимо.
  3. Личное фото в хорошем качестве – допустимо.
  4. Самодельный тематический мем – допустимо.
  5. Фото-баян – недопустимо.
  6. Фото не отображает сути текста – недопустимо.
  7. Фото раскрывает или дополняет текст – допустимо.

Завалился горизонт, не тот ракурс, нужно что-то замазать – бегом в фотошоп.

«Карусель» – инструмент для демонстрации фото, который используется на многих платформах для создания лонгридов.

Карусель в посте

Логика в том, что не стоит перегружать читателя большим количеством фотографий, если можно их компактно упаковать в одно место. В таком случае не забудьте в тексте заранее объяснить, в какую сторону свайпать.

Помните, в детстве родители приносили распечатанные фото из фотосалона? Их подписывали перед тем, как положить в альбом.

Фото в лонгриде

В фотографиях для лонгрида такой же принцип. Мы делаем подпись к фото, чтобы создать крохотную историю внутри большого повествования.

Мы почти на финише. Ключевое слово «почти». Теперь нужно отдать готовый текст и фото в руки корректора или редактора. Вам подшлифуют знаки препинания, правописание и опечатки.

Такое возможно сделать на биржах фриланса или попросить знакомого знатока орфографии и пунктуации за шоколадку.

Когда вы единолично создаете лонгрид (особенно первый), то «глаз замыливается». Можете упустить какие-то ошибки и тем самым похоронить повествование.

Почему корректировать нужно не во время написания, а после? Все просто: в начале лучше концентрироваться на самой истории, которую хотите донести, а не делать акцент на запятых или не тех буквах.

Будет очень обидно потерять результат труда из-за отсутствия резервной копии. Особенно на финише. Поэтому сохраняйте копию как минимум в ворде.

Ваш лонгрид могут прочитать с компьютера, с телефона, с планшета и даже со смарт-телевизора. Определите доминирующие «экраны» и проверьте, как выглядит все перед публикацией. Может картинка где-то съехала, цитата не та выделена.

Устройства в «Яндекс Метрике»

На этом глобальном этапе будем работать с первым готовым лонгридом. Большая часть позади, остались только важные финальные штрихи.

Да, к заголовку мы приступаем именно сейчас. Его основная задача – соответствовать содержанию и вызывать желание открыть историю. Как правило, с лету в голову могут прийти 5–6 вариантов заголовков. Выбирайте из тех, которые придут после них.

Что такое лид-абзац? Проще говоря, это подводка к лонгриду. Короткий и завлекающий блок текста, который побуждает читателя ознакомиться с историей.

Его формула такова: краткое смысловое описание лонгрида + призыв к действию.

А вот почему нужно именно несколько вариантов – ответ в следующем совете.

Лонгрид может быть написан изумительно. Только этого никто не увидит, если не сделать «посев». Здесь мы не берем в расчет наличие собственной площадки (группа в VK, блог и т. д.).

Как делать «посев»:

  • «предложить новость» по нужным сообществам;
  • при личном общении с редакцией сайта;
  • репосты лидеров мнений.

Все средства хороши.

Вот для этого и нужны разные варианты лид-абзацев, чтобы вы не рассылали всем одно и то же.

Да, крутой историей читатели в любом случае захотят поделиться. Только нужно, чтобы эти читатели как раз таки появились.

Часто бывает такое, что лонгриды копируют бездумно. По этой причине вставляйте в текст ссылки на себя или упоминание личного бренда. В таком случае горе-распространители по сути будут «работать» на вас.

Да, не на все можно навесить вебвизор и по тепловой карте посмотреть, с какого абзаца читатели уходят чаще всего. В нашем случае важнее посмотреть первичную реакцию аудитории – лайки, просмотры, репосты и комментарии.

Лайки в ВК

Итак, в статье приведено 25 советов по созданию лонгрида, если вы его решили написать в первый раз. Для вас мы создали специальный бонус: Mind Map с конспектом советов. Берите и пользуйтесь. В результате ваш первый лонгрид не выйдет комом.

К слову, в TexTerra есть услуга по написанию текстового контента, который приходится по нраву поисковым системам и конвертирует читателей в клиенты.

Напишем вам тексты

для сайтов, блогов, соцсетей

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

25 апр 2024
666 062
Google Таблицы: большой и простой гайд

Даже специалистам будут полезны новые лайфхаки.

25 апр 2024
7 255
Голосовые переводчики онлайн — 6 лучших из бесплатных

Не напрягайтесь, если некоторые из них предложат вам «бороться с библиотекой».

24 апр 2024
715
Как создать контент, который запомнят – советы нейрофизиолога

Биолог назвал 4 задачи контент-маркетинга: обойти антиспам-систему мозга, проникнуть в долговременную память, слиться с картиной мира и зажечь эмоции.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.