Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Трудности деловых отношений, или Как полюбить сварливого заказчика?

17 Июля 2013 Катерина Ерошина
Время чтения: 5 минут Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Трудности деловых отношений, или Как полюбить сварливого заказчика? Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Эта гостевая статья была написана опытным копирайтером Катериной Ерошиной и рекомендуется к прочтению всем, кто постоянно сталкивается с привередливыми заказчиками.

Предыстория

Когда-то я работала в репроцентре на приемке. Нет, это не имеет отношения к оплодотворению. Репроцентрами традиционно называют центры допечатной подготовки. В репроцентре дизайнерские изделия превращаются в рабочие материалы для офсетной полиграфии.

Дело в том, что 80% (и это еще очень добрая оценка) дизайнеров довольно слабо представляют себе технологию офсетной печати. А также технику изготовления монтажей. А также особенности софта, эффекты которого могут как-нибудь не слишком удачно конвертироваться при обработке. А есть еще проблемы цветопередачи… В общем, после дизайнера обычно нужно приложить еще сколько-то усилий к исправлению файлов, чтобы тираж потом не огорчил заказчика. Делается это на стадии приемки и подготовки материалов. Чаще всего бесплатно.

Посудите сами, как формируется отношение к дизайнерам, которые несут и несут некорректные работы, а также к заказчикам, которые нанимают таких дизайнеров. Поэтому специалист, который принимает работы от дизайнеров, становится печальным скептиком. Если вы помните «Тайну третьей планеты», то вам легко представить себе штурмана Зеленого, который всегда ворчит.

И это самый мягкий вариант. Специалисты репроцентров и типографий постепенно выращивают не просто скепсис, а тихую ненависть ко всем этим «дизайнерам-умникам-понарисовали-всякого-не-напечатаешь-такое» или «заказчикам-жлобам-нанимают-безруких-дизайнеров-и-жалуются-потом».

Знакомо?

Я уверена, в любой сфере можно найти аналогичную схему отношений на стыке двух областей – когда заказчик не разбирается в технологии, за которую платит. Когда заказчик готов заплатить только «от сих и до сих», а остальное «как-нибудь там сделайте, это же легко» или «давайте вот этот пункт сметы сократим, это я сам сделаю». Или вот еще: «чего это вы тут сделали, да я сам лучше в третьем классе рисовал!». Или – уже в нашей сфере – «так вы просто переписали своими словами мой бриф!». И как к нему относится исполнитель.

В общем, заказчик – это человек, который не разбирается.

При этом заказчик – это человек, который платит.

Недавно я посмотрела обучающее видео на тему: «Вы написали продающий текст, он точно будет продавать, но заказчику не нравится. Как поставить на место придиру-заказчика».

Кого надо ставить на место?

В первую очередь себя.

Ненависть вредит бизнес-процессу. Скепсис тоже не способствует, поверьте. И о заказчике нужно думать не как о человеке, который не разбирается. А как о человеке, который достаточно хорошо разбирается в собственном бизнесе, заработал денег и хочет оплатить вашу работу. Он денег вам хочет дать, вы не заметили?

Взаимопонимание с заказчиком строится на глубоком взаимном уважении. И если он не чувствует вашего уважения, то тут как раз и начинаются отношения в стиле «я сам лучше сделаю!».

Что же делать, если заказчик вас все-таки бесит?

Наверное, включить «режим взрослого», перестать обижаться на интонацию или поведение и попробовать понять:

  1. Что за человек ваш заказчик

Это полезно понять, так как может оказаться, что в его профессиональной среде приемлем стиль общения, который вы не можете принять. Также может оказаться, что тип личности заказчика как раз тот, с которым вам трудно иметь дело.

Что делать в таких случаях? Попробуйте делегировать общение с ним своему аккаунт-менеджеру, ведущему копирайтеру, кому-то, кто может вас дублировать. Не получается? Ну, может быть, это просто не «ваш» заказчик, и проще будет расстаться? Подумайте, что вы теряете.

  1. Чего он ждет от вас

Это важно. Убедитесь, что ожидания клиента совпадают с вашими представлениями о предмете договора. Помогают в этом:

  • договор, в котором оговорены все детали взаимоотношений и условия разрешения споров;
  • бриф, в котором оговорены все объемы, сроки и прочие характеристики текстов;
  • переговоры, на которых были проговорены все условия сотрудничества.

Если все оговорено, то вы имеете твердую почву под ногами. И это хорошо. Чего-то нет? Пересмотрите свой бизнес-процесс.

  1. Что вы получаете от заказчика

Интересный момент – оценить выгоду от сотрудничества. Сравните трудозатраты, потраченное время, нервы, силы и сумму, которую вы получите в результате. Нередки случаи, когда ради договора, едва окупающего 2-3 часа вашего времени, тратятся совершенно избыточные средства.

Полчаса на предварительную беседу по телефону. Час-полтора на интервью. Три часа подготовительных работ. Первый текст, который …ах, нет, не нравится. Второй вариант. Третий вариант. Вот здесь – если третий вариант не пошел – пора остановиться. Вы уже вложили в проект достаточно сил и не находите взаимопонимания. Еще раз убедитесь, что овчинка стоит выделки. И решайте.

Что стоит помнить?

Эти максимы приходят со временем, наверное, к каждому, кто пишет тексты на заказ:

  1. Заказчиков много. Ваше время ограничено. Даже если с вами работает команда копирайтеров, все равно есть лимит, выше которого не прыгнешь без потери качества. Не пытайтесь объять необъятное.
  2. Бриф – начало работы. Обязательное начало работы. Это помогает оценить сроки и объемы, а также понять, чего ждет от вас заказчик.
  3. Не стесняйтесь спрашивать. Лучше переспросить, чем догадаться. Догадки всегда подчиняются закону Мэрфи: если что-то может быть понято неправильно, оно будет понято неправильно.
  4. Заказчик разбирается в своем бизнесе. Вы разбираетесь в копирайтинге. На стыке двух пониманий получаются хорошие тексты. Донесите эту мысль до заказчика.
  5. Некоторые вещи можно делать бесплатно. Просто ради кармы.

И еще раз: любите заказчика. Он вам денег хочет дать!

Материал подготовила Катерина Ерошина,
редактор «Безумных котиков»
.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных