Рассылка по интернет-маркетингу:

Трудности деловых отношений, или Как полюбить сварливого заказчика?

17 Июля 2013 Катерина Ерошина
Время чтения: 5 минут Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:

Эта гостевая статья была написана опытным копирайтером Катериной Ерошиной и рекомендуется к прочтению всем, кто постоянно сталкивается с привередливыми заказчиками.

Предыстория

Когда-то я работала в репроцентре на приемке. Нет, это не имеет отношения к оплодотворению. Репроцентрами традиционно называют центры допечатной подготовки. В репроцентре дизайнерские изделия превращаются в рабочие материалы для офсетной полиграфии.

Дело в том, что 80% (и это еще очень добрая оценка) дизайнеров довольно слабо представляют себе технологию офсетной печати. А также технику изготовления монтажей. А также особенности софта, эффекты которого могут как-нибудь не слишком удачно конвертироваться при обработке. А есть еще проблемы цветопередачи… В общем, после дизайнера обычно нужно приложить еще сколько-то усилий к исправлению файлов, чтобы тираж потом не огорчил заказчика. Делается это на стадии приемки и подготовки материалов. Чаще всего бесплатно.

Посудите сами, как формируется отношение к дизайнерам, которые несут и несут некорректные работы, а также к заказчикам, которые нанимают таких дизайнеров. Поэтому специалист, который принимает работы от дизайнеров, становится печальным скептиком. Если вы помните «Тайну третьей планеты», то вам легко представить себе штурмана Зеленого, который всегда ворчит.

И это самый мягкий вариант. Специалисты репроцентров и типографий постепенно выращивают не просто скепсис, а тихую ненависть ко всем этим «дизайнерам-умникам-понарисовали-всякого-не-напечатаешь-такое» или «заказчикам-жлобам-нанимают-безруких-дизайнеров-и-жалуются-потом».

Знакомо?

Я уверена, в любой сфере можно найти аналогичную схему отношений на стыке двух областей – когда заказчик не разбирается в технологии, за которую платит. Когда заказчик готов заплатить только «от сих и до сих», а остальное «как-нибудь там сделайте, это же легко» или «давайте вот этот пункт сметы сократим, это я сам сделаю». Или вот еще: «чего это вы тут сделали, да я сам лучше в третьем классе рисовал!». Или – уже в нашей сфере – «так вы просто переписали своими словами мой бриф!». И как к нему относится исполнитель.

В общем, заказчик – это человек, который не разбирается.

При этом заказчик – это человек, который платит.

Недавно я посмотрела обучающее видео на тему: «Вы написали продающий текст, он точно будет продавать, но заказчику не нравится. Как поставить на место придиру-заказчика».

Кого надо ставить на место?

В первую очередь себя.

Ненависть вредит бизнес-процессу. Скепсис тоже не способствует, поверьте. И о заказчике нужно думать не как о человеке, который не разбирается. А как о человеке, который достаточно хорошо разбирается в собственном бизнесе, заработал денег и хочет оплатить вашу работу. Он денег вам хочет дать, вы не заметили?

Взаимопонимание с заказчиком строится на глубоком взаимном уважении. И если он не чувствует вашего уважения, то тут как раз и начинаются отношения в стиле «я сам лучше сделаю!».

Что же делать, если заказчик вас все-таки бесит?

Наверное, включить «режим взрослого», перестать обижаться на интонацию или поведение и попробовать понять:

  1. Что за человек ваш заказчик

Это полезно понять, так как может оказаться, что в его профессиональной среде приемлем стиль общения, который вы не можете принять. Также может оказаться, что тип личности заказчика как раз тот, с которым вам трудно иметь дело.

Что делать в таких случаях? Попробуйте делегировать общение с ним своему аккаунт-менеджеру, ведущему копирайтеру, кому-то, кто может вас дублировать. Не получается? Ну, может быть, это просто не «ваш» заказчик, и проще будет расстаться? Подумайте, что вы теряете.

  1. Чего он ждет от вас

Это важно. Убедитесь, что ожидания клиента совпадают с вашими представлениями о предмете договора. Помогают в этом:

  • договор, в котором оговорены все детали взаимоотношений и условия разрешения споров;
  • бриф, в котором оговорены все объемы, сроки и прочие характеристики текстов;
  • переговоры, на которых были проговорены все условия сотрудничества.

Если все оговорено, то вы имеете твердую почву под ногами. И это хорошо. Чего-то нет? Пересмотрите свой бизнес-процесс.

  1. Что вы получаете от заказчика

Интересный момент – оценить выгоду от сотрудничества. Сравните трудозатраты, потраченное время, нервы, силы и сумму, которую вы получите в результате. Нередки случаи, когда ради договора, едва окупающего 2-3 часа вашего времени, тратятся совершенно избыточные средства.

Полчаса на предварительную беседу по телефону. Час-полтора на интервью. Три часа подготовительных работ. Первый текст, который …ах, нет, не нравится. Второй вариант. Третий вариант. Вот здесь – если третий вариант не пошел – пора остановиться. Вы уже вложили в проект достаточно сил и не находите взаимопонимания. Еще раз убедитесь, что овчинка стоит выделки. И решайте.

Что стоит помнить?

Эти максимы приходят со временем, наверное, к каждому, кто пишет тексты на заказ:

  1. Заказчиков много. Ваше время ограничено. Даже если с вами работает команда копирайтеров, все равно есть лимит, выше которого не прыгнешь без потери качества. Не пытайтесь объять необъятное.
  2. Бриф – начало работы. Обязательное начало работы. Это помогает оценить сроки и объемы, а также понять, чего ждет от вас заказчик.
  3. Не стесняйтесь спрашивать. Лучше переспросить, чем догадаться. Догадки всегда подчиняются закону Мэрфи: если что-то может быть понято неправильно, оно будет понято неправильно.
  4. Заказчик разбирается в своем бизнесе. Вы разбираетесь в копирайтинге. На стыке двух пониманий получаются хорошие тексты. Донесите эту мысль до заказчика.
  5. Некоторые вещи можно делать бесплатно. Просто ради кармы.

И еще раз: любите заказчика. Он вам денег хочет дать!

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу: