Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Как рекламировать акции и не попасть на штрафы

3 Июня 2019 Андрей Иванов
Время чтения: 10 минут Нет времени читать? Нет времени? 2 комментария
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Как рекламировать акции и не попасть на штрафы Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Представьте, вы запустили очередной конкурс или разместили баннер во «ВКонтакте» и сидите все в предвкушении прибыли тысяч так в 300. А вместо этого с вас требуют 500 – с ФАС шутки плохи. Страшно? Нам тоже! Поэтому мы попросили юриста рассказать самое главное о конкурсах и акциях в интернете.

Информация будет полезна всем SMM-щикам и комьюнити-менеджерам.

Материал предоставил Андрей Иванов, специалист центра 1юц.рф.

В зависимости от условий и других признаков рекламные акции относятся к разным категориям мероприятий и регулируются разными правовыми актами:

Сначала рассмотрим общие требования к рекламе, которые стоит соблюдать в любом случае, а потом разберемся, как не нарушить закон при проведении акции, публичного конкурса и лотереи.

Каким требованиям должна отвечать любая реклама в интернете

Общие требования, которые нужно соблюдать в любом рекламном объявлении, закреплены в ст. 5 ФЗ «О рекламе»:

  • добросовестность;
  • достоверность;
  • соблюдение запретов.

Для наглядности приведем несколько примеров.

  • Недобросовестной закон признает рекламу, в которой продукт некорректно сравнивают с продуктом конкурентов.

Взгляните на баннер.

Единственный аргумент – дешевле, чем у конкурентов

Такую рекламу признают ненадлежащей, потому что компания сравнивает себя с конкурентами только по одному критерию – цене. По качеству или каким-либо другим условиям сравнения нет, поэтому с точки зрения судебной практики оно будет неполным.

  • Недостоверная реклама содержит информацию, которая не соответствуют действительности.
Яркий пример недостоверной рекламы. И лечим и калечим

«Лекарства от всех болезней» нет, это подтвердит любой медик.

  • Запретов, которые нужно соблюдать в рекламе, много.

Например, в объявлениях нельзя использовать бранные слова, даже завуалированно. Правоприменительная практика антимонопольных органов и судов идет к тому, чтобы признавать такую рекламу ненадлежащей.

Например, такой баннер размещать на сайте рискованно.

С одной стороны ненормативной лексики тут нет, с другой – все слишком прозрачно

Известный своим провокационным маркетингом «Бургер Кинг» уже привлек к себе внимание ФАС очередной двусмысленностью.

Одна буква и безобидная фраза превращается в вызов

Как не нарушить требования

Чтобы объявления не попадали ни под одну из этих категорий, советую избегать:

  • некорректных сравнений, например: «Вкуснее, чем в “Папа Джонс”»;
  • утверждений, которые нечем подтвердить, например: «Лучший кофе в Саратове»;
  • сомнительной «игры слов» с нецензурными выражениями, например: «Едал такое»;
  • провокационных образов, например: «Я ДАЛА ТВОЕМУ СОСЕДУ месяц интернета бесплатно».

Если сомневаетесь, перед размещением проконсультируйтесь с коллегами и юристом – так вы избежите штрафов и репутационных потерь. Впрочем, чтобы неудачной рекламой подорвать репутацию бренда, нарушать закон необязательно. Вспомните хотя бы недавний хайп с «феминистской» кампанией Reebok.

Как правильно рекламировать стимулирующие мероприятия

Помимо общих требований, закон «О рекламе» вводит дополнительные правила для объявлений о стимулирующих мероприятиях – конкурсах, играх и подобных. В рекламном объявлении нужно обязательно указать:

Что писать в рекламном объявлении

Что будет, если нарушить

Рассмотрим наказания на примерах:

  • Не указан срок проведения акции.

В Тамбовском УФАС нашли нарушение в объявлении одной из ювелирных сетей.

Такое объявление может запутать покупателей

Рекламодатель не указал срок проведения акции, только источник подробной информации, а этого недостаточно. ФАС обязал компанию устранить нарушение, в противном случае – штраф до 500 тыс. руб.

  • Не указан год проведения акции.

Написав только день и месяц, вы тоже рискуете получить предписание антимонопольной службы. Взгляните на баннер.

Акция могла пройти и год, и два и десять лет назад

Если бы в рекламе акции компания ограничилась таким баннером, были бы проблемы. Однако на странице, где размещено изображение, точные даты с годом указаны отдельно.

Размер штрафа за такие нарушения определяет комиссия ФАС, руководствуясь ст. 14.3 КоАП РФ – от 100 до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

Чтобы обезопасить себя, пишите в объявлениях конкретные календарные даты.

  • Нет информации об организаторе, правилах, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения.

В нескольких выпусках газеты «PRO ГОРОД Чебоксары» опубликовали объявление о розыгрыше среди клиентов оконной фирмы.

Из постановления по делу № 33-АР-2018

За неполную информацию Чувашский УФАС оштрафовал предпринимателя на 4 000 рублей, а если бы на его месте оказалось юридическое лицо, фирма заплатила бы минимум 100. Чтобы избежать таких последствий, размещая в интернете информацию о стимулирующих мероприятиях, выполняйте все требования п. 2 ст. 9 ФЗ «О рекламе».

Пишите не только о том, кто проводит акцию и как поучаствовать, но и сколько будет призов, когда, где и как их получить, желательно – с точным адресом. Так вы не оставите антимонопольному органу шансов.

Как провести публичный конкурс

Предприниматели, не ограничиваясь традиционными акциями и скидками, объявляют в соцсетях и на официальных сайтах конкурсы – на лучший отзыв, комментарий, рисунок, стихотворение, рассказ. У таких мероприятий есть признаки публичного конкурса, поэтому они регулируются не только рекламным законодательством, но и гл. 57 Гражданского кодекса РФ.

Телеканал «Карусель» регулярно проводит конкурсы детского творчества
Публичный конкурс должен быть направлен на достижение общественно полезных целей.

В отличие от рекламной акции, в которой участники покупают товары и услуги для личных нужд, и имеют возможность получить что-то бесплатно или со скидкой, конкурс и его результаты служат обществу в целом. Кроме того, в рекламной акции выгоду получают все, кто выполнил условия. В конкурсе побеждает один или несколько участников.

Закон выделяет два вида публичных конкурсов:

  1. Открытый – организатор объявляем о конкурсе в СМИ и приглашает поучаствовать всех желающих. Возможен предварительный отбор участников.
  2. Закрытый – предложение направляется определенному кругу лиц на выбор организатора.

Объявление о публичном конкурсе должно содержать:

  • суть задания;
  • критерии и порядок оценки результатов;
  • место, срок и порядок представления работ;
  • размер и форму награды;
  • порядок и сроки объявления итогов.

Взгляните на пример юридически грамотного объявления о конкурсе в интернете на сайте известного бренда кормов для животных.

Ссылка «Правила конкурса» ведет на подробное описание всех нюансов на 6 листах

Важно не только грамотно оформить конкурс, но и выполнить обещания. Если написали, что объявите победителей до конца апреля на страничке в Instagram и свяжетесь лично с каждым – сделайте это. И ни в коем случае не идите на попятную. Если вы не отдадите вознаграждение победителям сами, его могут взыскать через суд.

Как не провести вместо акции лотерею

У акций и лотерей много общего, но есть и различия. Это нужно учитывать, чтобы под видом стимулирующего мероприятия случайно (или намеренно?) не провести лотерею. Требования к последним строже, а ответственность серьезнее.

Для удобства мы свели различия между маркетинговыми акциями и лотереями в сравнительную таблицу.

Лотерея

Рекламная акция

Договор

Оформляется выдачей лотерейного билета

Не заключается

Проведение в интернете

Нельзя

Можно

Обязательная информация

Название, вид и цели;

название организатора и оператора, где находятся;

сроки проведения;

концепция и организационно-технические нюансы;

права и обязанности участников;

порядок и сроки получения выигрышей;

порядок информирования участников о правилах и результатах;

цена лотерейного билета;

денежные эквиваленты выигрышей;

размер призового фонда и структура его распределения;

порядок проведения розыгрыша, алгоритм определения выигрышей, правила розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза.

Сроки проведения;

источник информации об организаторе, правилах, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения.

Готовя акцию, ориентируйтесь не только на закон «О рекламе», но и на законодательство о лотереях. Убедитесь, что в условиях нет признаков лотереи, а если они есть – что вы не нарушаете федеральный закон №138-ФЗ.

Что будет, если нарушить

После отмены в 2003 году уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу, преступлениями в нашей стране признается только реклама порнографических материалов, в том числе – среди несовершеннолетних и с их изображениями.

За любые другие нарушения законодательства о рекламе ответственность административная. Нормы делятся на общую и специальные:

  1. Общая нормаст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе». Максимально возможный штраф по этой статье для юридических лиц – до 500 000 руб., для кредитных организаций – до 800 000 руб.
  2. Специальные нормы:
    • ст. 5.9 КоАП РФ «Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности» – до 30 000 руб.;
    • ст. 6.13 КоАП РФ «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ» – до 1 000 000 руб. или приостановление работы до 90 суток с конфискацией;
    • ст. 6.20 КоАП РФ «Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов» – до 5 000 000 руб. или приостановление работы до 90 суток с конфискацией;
    • ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ «Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей» – до 600 000 руб.

Мы привели максимальные суммы штрафов для юрлиц, для физиков и должностных лиц цифры меньше.

Если предприниматель осознанно или случайно провел акцию, которая по сути является лотереей, но не выполнил требований ФЗ «О лотереях», может наступить ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о лотереях» – до 350 000 руб. для юрлиц.

Краткая шпаргалка

  1. Определитесь, что именно вы запускаете – стимулирующую акцию, публичный конкурс или лотерею.
  2. В рекламном объявлении будьте честны, аккуратны в сравнениях с конкурентами и не нарушайте запреты.
  3. Убедитесь, что условия и сама реклама соответствуют законодательству.
  4. Если сомневаетесь, проконсультируйтесь с юристом, чтобы обезопасить себя.

Если вы сделали все правильно, а в УФАС все равно нашли нарушения, оспорить их решение можно в суде.

Андрей Иванов
Автор: Андрей Иванов
Все статьи этого автора
Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
До старта онлайн-курса
«Интернет-маркетолог» осталось:
00:00:00
Записаться
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных