Есть три категории людей в зависимости от их целей присутствия в интернете:
- Предприниматели, которые продвигают себя и свой персональный бизнес через интернет.
От их репутации зависит их доход. И кроме этого, создаваемый ими образ будет притягивать соответствующий тип клиентов.
- Публичные личности: писатели, блоггеры, лидеры мнений, преподаватели, музыканты, политики, спортсмены.
Они могут продвигать свой личный бренд активно или не продвигать, но, в силу известности, информация о них в интернете присутствует даже помимо их воли. От их репутации зависит их статус в обществе и доход, если у них есть свой бизнес.
- Люди, которые используют интернет для поддержания контактов с друзьями, родственниками, коллегами.
Как правило, работают в какой-нибудь организации и часто не задумываются, что на базе их самых простых действий в интернете (в соцсетях, например) их коллеги, клиенты, участники профессиональных сообществ, текущие или будущие работодатели складывают свое мнение о них и принимают решения: сотрудничать или нет, развивать отношения или минимизировать общение.
Примеры: Работодатели просматривают соцсети соискателей. Поставщики просматривают профили своих клиентов и партнеров, их интересуют не только компании, а конкретные люди, с кем они будут работать. Если вы публикуете статьи или участвуете в конференциях, даете интервью в ранге сотрудника какой-то компании, это тоже ваша профессиональная репутация.
О чем пойдет речь в этой статье
В этой статье речь пойдет о том, что означает управлять репутацией и что нужно делать самому, чтобы ваша репутация была такой, как вы хотите.
Часть 1. Как появляется репутация, и что означает управлять репутацией.
Часть 2. Как продумать, какую именно репутацию вы хотите создать.
Часть 3. Как составить схему действий, формирующих репутацию естественным путем.
В статье сфокусируемся только на репутации в интернете. Но сразу оговоримся, что ваша персональная репутация формируется во всех отраслях вашей жизни, где вы взаимодействуете с другими людьми лично или опосредованно. Информацию, которую люди получают о вас из интернета, составляет только часть. И она не должна входить в противоречие с тем, как вы ведете себя в реальной жизни.
Часть 1. Как формируется репутация, и что означает управлять репутацией
Как формируется репутация
Репутация у вас есть в любом случае в независимости от того, задумывались ли вы о ней или нет, работали ли вы над ней сознательно или она сложилась стихийно.
Вы не являетесь «владельцем» вашей репутации.
Почему так? Потому что репутация – это то, что люди о вас думают. Люди, которые с вами общаются любым из способов, или просто наблюдают ваше поведение, имеют мнение о вас.
Если вас сейчас попросить назвать любого человека из вашего окружения и спросить, какая у него репутация, вы сначала на минуту задумаетесь, а потом все равно выскажете свое мнение. Это будет звучать примерно так:
- «Он человек дела…»;
- «Он приятный в общении человек…»;
- «С ним сложно договариваться…»;
- «Он классный профессионал в своей области…»;
- «Да с ним каши не сваришь, у него семь пятниц на неделе…»;
- «Он очень разносторонний, успевает быть успешным в разных областях…»;
- «Непонятно, в чем он специалист, много публикаций, а суть не ясна» и т.п.
Если вы знаете человека в реальности, то информация о нем из реальной жизни больше повлияет на ваше мнение. Если вы видите человека только виртуально, то его репутация будет базироваться исключительно на его поведении в сети.
Репутация – это всегда отражение 4 вещей:
- Качества персональной работы;
- Стиля персональной работы;
- Особенностей поведения;
- Стиля коммуникаций.
Пример: Финансовый консультант.
Качество работы: Все отчеты сдает без единой ошибки и в срок.
Стиль работы: Предпочитает работать не в команде, педантичен, в документах всегда порядок.
Особенности поведения: Всегда все делает в самый последний момент, заставляя коллег нервничать.
Стиль коммуникаций: Не любит много общаться, коммуникации лаконичные, предпочитает письменно.
В интернете могут быть не видны все четыре составляющие или могут быть видны только в определенном ракурсе.
Пример 1. Финансовый консультант, продвигающий свои услуги через интернет.
Качество работы: Для этой профессии трудно показать. Опосредованно об аккуратности и безошибочности можно судить по другим факторам. Например, если у него на сайте полно опечаток, то возникнет вопрос: а с цифрами у него так же?
Стиль работы: В прямом смысле не видно. Опосредованно – на странице сайта, в статье или в интервью может рассказать о своем стиле работы.
Особенности поведения: Публикует полезную информацию, советы и примеры по своей профессиональной теме.
Стиль коммуникаций: Слегка формальный, на вопросы и комментарии отвечает быстро, пишет очень уважительно.
Пример 2. Копирайтер, автор статей.
Качество работы: Видно по опубликованным статьям.
Стиль работы: Не видно, если только он не расскажет, как именно он работает над статьями.
Особенности поведения: В соцсетях публикует 5 постов в день ни о чем, постоянно инициирует дискуссии на конфликтные темы.
Стиль коммуникаций: Излишне неформальный, многословные комментарии, которые трудно читать, много эмоций.
Пример 3: Преподаватель иностранного языка.
Качество работы: Видно, если в интернете размещены бесплатные уроки или вебинары.
Стиль работы: Видно по видеозаписям уроков.
Особенности поведения: Лично ведет страницы своего бренда в соцсетях.
Стиль коммуникаций: Активно участвует в дискуссиях, много комментирует, очень подробно и по делу отвечает на профессиональные вопросы, чувствуется заинтересованность в людях.
Пример 4: Спортсмен.
Качество работы: Видно полностью – трансляции соревнований, места на пьедестале.
Стиль работы: Видно по видеозаписям тренировок, интервью.
Особенности поведения: Публикации в соцсетях и интервью демонстрируют любование собой.
Стиль коммуникаций: Очень эмоциональные комментарии, категоричные высказывания и критика в адрес других.
Если вы регулярно демонстрируете одно и то же качество или тип поведения, то мнение о вас становится все более устойчивым и превращается в прочную ассоциацию с вашим именем.
Что означает управлять репутацией
Подумайте, на каком из уровней вы находитесь сейчас. Их всего четыре:
- Человек вообще не задумывается о том, какая у него репутация и как она влияет на результаты в его жизни, на отношение к нему других людей.
- Человек знает про свою репутацию, но ничего не предпринимает. Его позиция – любите меня таким, какой я есть.
- Человек думает о своей репутации, понимает ее важность и старается не допускать действий, порочащих репутацию. На этом уровне находятся люди, которым важно не столько создавать репутацию, сколько поддерживать и не разрушать имеющуюся необдуманными действиями (публикациями). Предприниматели, которые не ставят перед собой целей по глобальной раскрутке себя, также находятся на этом уровне. Они периодически рассказывают о своих проектах, публикуют интересную информацию и новости, но не форсируют ситуацию искусственно.
- Человек предпринимает активные действия по созданию своего имиджа в сети. Это уже активная PR-кампания по повышению узнаваемости и количества позитивных упоминаний. Здесь появляется задача придумывать поводы и источники информации о себе: где, как, кем, что, в связи с чем будет упомянуто. Эта задача представляет собой смесь работы над популярностью и репутацией. При неправильных действиях можно навредить репутации и создать впечатление: «слишком распиаренный, а на самом деле ничего из себя не представляет».
Управлять репутацией означает:
- Продумать и четко сформулировать, какой эта репутация должна быть.
- Определить, кто является «носителем» вашей репутации: какие категории людей получают информацию о вас через интернет и являются наиболее важными для вас.
- Составить перечень мест, где вы присутствуете в интернете или хотите присутствовать.
- Сформулировать, какая информация и в каком виде должна появляться в этих местах.
- Определить примеры вашего личного поведения в сети, которые должны быть и не должны быть.
- Постоянно держать под контролем, как каждое из ваших действий отражается на вашей репутации.
Управлять своей репутацией вы можете, только управляя своими действиями.
Часть 2. Как сформулировать желаемый образ своей репутации
Если вам задать вопрос в лоб, какой вы хотите, чтобы была ваша репутация, весьма вероятно, что вы не сможете ответить сразу или ответите односложно: «хорошая», «позитивная», «что я профессионал». Это общие слова. Их может сказать каждый. Они ничего не проясняют и не показывают вашей индивидуальности.
Решите и сформулируйте 2 вещи: что вы хотите, чтобы люди о вас знали, и что вы хотите, чтобы люди о вас говорили.
Что я хочу, чтобы обо мне знали в сети
- Где работаю;
- В чем являюсь специалистом;
- Какую пользу приношу людям;
- Какие проекты веду;
- Какие есть интересы, кроме профессиональных;
- Готов ли я поделиться сторонами личной жизни или нет; если да, то какими.
Раскрывайте только ту информацию, которую вам комфортно раскрывать или которая нужна для дела.
Что я хочу, чтобы обо мне думали и говорили
Представьте, что о вас говорит кто-то другой, и напишите их слова в форме прямой речи. Если вы использовали слова «профессиональный», «классный», «хороший», конкретизируйте, что они значат. Используйте прилагательные, чтобы объяснить впечатления, которые вы хотите создавать у людей о вас.
Примеры формулировок «Я хочу, чтобы обо мне знали и говорили следующее…»:
- «Семен – классный преподаватель английского, он может детям объяснить грамматику так, что они перестают ее ненавидеть. У него есть обаяние, и дети к нему тянутся с первой встречи. Скромный, адекватный».
- «Мария – пишет статьи, ее статьи редакторы согласовывают с первого раза и вообще готовы принять от нее статью по любой теме, потому что уверены в качестве. Она всегда отвечает на письма, четкая в коммуникациях. Дорогой специалист, но стоит своих денег».
- «Алексей – справедливый руководитель, чрезвычайно требовательный, но людей ценит, с ним можно вести диалог».
- «Анна – консультант по имиджу, знает такие нюансы этой темы, о которых мы и не задумываемся, все может разложить по полочкам. У нее четко организованный бизнес, сама деловая леди, но в работе с ней чувствуется естественная теплота».
- «Антон – дизайнер помещений, очень креативный, но не просто реализует безумные идеи, а делает удобным для жизни. Отношение к работе: «делаю, как для себя».
Учитывайте особенности вашего характера
Внимание: ваша репутация всегда будет отражать ваш характер и тип личности. Не надо придумывать искусственный образ. Не надо прописывать черты, которыми вы никогда не будете обладать. Если вы интроверт, не надо пытаться создавать себе репутацию общительного человека.
Часть 3. Как перейти от желаемого образа к действиям
Определите, где вы присутствуете в интернете
Составьте список всех точек присутствия, которыми вы управляете полностью или частично. Включите в него все точки, где вы есть сейчас и где хотите быть.
Примеры:
- Свой сайт или блог;
- Сайт компании, где вы работаете (там может быть информация о вас как о руководителе или специалисте);
- Личный профиль в соцсети (укажите каждую сеть по отдельности, где вы есть или хотите быть);
- Страница вашего персонального бренда или бизнеса в соцсети;
- Группа в соцсети, которую вы ведете;
- Профиль в профессиональных сообществах (например, разместили информацию о себе на портале e-xecutive, на бирже фрилансеров и т.п.);
- Форумы, где вы общаетесь;
- Рассылка, которую вы отправляете своим подписчикам или клиентам.
Составьте список всех точек, где информация о вас может появляться без вашего ведома
Примеры:
- Страницы соцсетей ваших друзей. Вы с кем-то вместе хорошо провели вечер, а они выложили фотографии, вас не спросив. И теперь эти фотографии могут увидеть те, кто не должен бы.
- Страницы соцсетей случайных людей. Например, вы выступаете на конференции, вас кто-то записал на видео, выложил в прямой эфир и написал отзыв. Может это для вас хорошо, а может вы против. Если вы не можете это контролировать, надо стараться не говорить такого, что нельзя потом использовать в видеозаписи.
- Электронные порталы, журналы и прочие СМИ. Вы даете интервью или написали статью. Спросите себя, хотите ли вы, чтобы ваше имя ассоциировалось с этим СМИ. Уточните, пришлют ли вам итоговый материал для утверждения перед публикацией.
Определите круг лиц, являющихся «владельцами» вашей репутации
Составьте круг лиц, которые видят и читают про вас в интернете. Проранжируйте их в приоритетном для вас порядке:
- Мои друзья;
- Моя семья;
- Мои коллеги по компании;
- Мои руководители;
- Мои коллеги по профессиональным сообществам;
- Мои существующие клиенты;
- Мои существующие партнеры и провайдеры;
- Мои потенциальные клиенты;
- Мои потенциальные партнеры и провайдеры;
- Случайные люди и т.д.
Определите действия и примеры поведения, формирующие репутацию
Составьте таблицу, как показано на рисунке.
Проанализируйте, где и какую информацию вы публикуете, как вы себя ведете:
- Что я публикую сейчас и буду дальше это делать.
Пример: публикую факты из моей жизни, которые могут принести пользу людям, а именно (дальше идет перечисление примеров).
- Что я начну публиковать.
Пример: буду снабжать личным комментарием те ссылки на публикации, которыми делюсь.
- Что я перестану публиковать.
Пример: перестану публиковать картинки с сомнительным юмором, перестану публиковать фото с каждой рабочей поездки, – только самые необычные.
Если ваши публикации сильно различаются для разных категорий людей, тогда не забывайте пользоваться настройками видимости.
Проанализируйте разные виды информации:
- Текстовая информация: комментарии, статьи, интервью, опросы, описания, советы, цитаты, объявления, свои достижения, новости.
- Фотографии: фото с официальных мероприятий, фото результатов работы, фото из поездок, фото офисной жизни, фото членов семьи и личной жизни, чужие фото.
- Рисунки: инфографика, схемы, веселые картинки, рекламные макеты.
- Видеозаписи: видеобращения, видеоуроки, презентации, записи с конференций и вебинаров.
- Прямой эфир.
- Информация о том, где я был, куда еду: геотеги, аэропорты.
- Лайки под своими постами и постами других людей.
- Ссылки на другие источники.
На что обращать внимание
Содержание публикаций: в них есть осмысленный контент или это информационный мусор.
Пример 1. Информация о себе на вашем сайте. Вы там написали, что люди могут получить, работая с вами, или расписали свою биографию с детского сада, которая кроме родственников никому не интересна?
Пример 2. Вы съездили в интересное место и решили выложить фотографии. Вы отобрали несколько штук и снабдили их полезной информацией, которой смогут воспользоваться ваши друзья и клиенты, или вы высыпали 85 снимков, которые даже вашим близким не интересны?
Эмоциональность постов: адекватная или излишняя.
Пример 1. Вы с утра были чем-то расстроены или раздражены и чтобы как-то разрядиться открыли фейсбук и написали: «Что за утро, колесо спустило, стою на такси в пробке! И у меня срывается совещание!!! А еще 2 встречи, хнык-хнык… вообще хочу в отпуск… еще раз хнык» Что вы хотели получить? Сочувствие? Поддержку? А вы уверены, что вам посочувствуют, а не подумают плохо. А если вы такие посты размещаете регулярно?
Пример 2. Восторженный пост: «Вчера первый раз сделала рассылку, и как же я была удивлена, что на нее отвечали, я прямо не ожидала!!! Смайлик-смайлик… Это вообще такое что-то необычное для меня. Я так боялась это делать, и вдруг такой отклик… еще 5 смайликов». Вопрос: вы уверены, что такое сообщение добавляет плюсов к вашему имиджу? С одной стороны, вы поделились радостью, но надо ли вашим клиентам или коллегам знать, что вы в первый раз, боялись и вообще не верили в свои силы?
Эмоциональность это хорошо, но важно подбирать точные слова. Определитесь, является ли для вас интернет просто площадкой для спонтанного выплеска эмоций или интернет – это инструмент, который помогает вам решать вопросы коммуникаций, инструмент, который помогает создавать нужный эмоциональный фон для вашей репутации.
Язык: Вы пишете понятными словами, или читателю надо пробираться сквозь путанный поток ваших мыслей. Вы пишете на правильном, красивом русском языке или используете жаргон, сленг, нецензурные слова. Здесь все играет роль, начиная от форматирования, опечаток, орфографических ошибок и заканчивая словарным запасом.
Тональность общения: Вы пишете в стиле «ой, девчонки, у кого есть маленькие сынулечки, подскажете, как можно…» или «уважаемые господа, разрешите задать вам вопрос…». Нет мелочей. Даже то, какое количество смайликов вы ставите, создает вашу репутацию: много цветочков, сердечек и рожиц или лаконичные иллюстрирующие иконки по делу.
Если вы хотите создавать репутацию веселой беспечной девушки, тогда смайлики и уменьшительные словечки в тему. Если хотите иметь имидж делового человека, тогда их излишнее количество мешает.
Качество картинки: На ваших фотографиях и видео технически хорошее качество картинки или нет. Речь не идет о голливудском качестве. Но если вы используете видеоролики или фото с вашим участием, проверьте, не сделаны ли они безвкусно.
Количество присутствия: У вас 10 постов в день или 1 раз в месяц. На самом деле важно не количество, а содержание. Если ваши 10 публикаций такие, что люди их читают, не отрываясь, и благодарят, тогда все хорошо. Но постарайтесь не перекормить аудиторию собой.
Баланс информации: Какой тип информации вы размещаете в интернете больше всего? Все ваши публикации иллюстрируют только вашу личную жизнь или, наоборот, они посвящены исключительно работе. Если есть явный перекос в один тип информации, убедитесь, что это именно то, что нужно для создания желаемого образа.
В статье приводились примеры действий, влияющих на репутацию. В теме про репутацию нет понятия правильных или неправильных действий. Есть понятия: действия, поддерживающие желаемую репутацию, и действия, вредящие желаемой репутации.
Как себя обезопасить
Прежде чем что-то опубликовать, проверьте:
Это полезно? Если вам просто что-то понравилось или захотелось опубликовать, это еще не означает, что это полезно другим.
Пример 1. Допустим, вам понравилась статья. Хотите поделиться - объясните, какую пользу могут извлечь другие.
Пример 2. Представьте, что преподаватель иностранного языка каждый день публикуете пост в соцсети: понедельник - «сегодня провел урок с мальчиком Вовой, он такой молодец! (фото прилагается)», вторник – «сегодня у меня новая ученица Вика, она совсем ничего не знает, но какое же у нее желание научиться (фото прилагается)» и т.д. Вашей аудитории это не дает никакой полезной информации. Гораздо полезнее людям будет, если вы опубликуете, как вы подготовили ребенка к экзамену в сжатые сроки и почему это получилось.
Это необходимо? Эмоциональный порыв, что-то написать или опубликовать еще не означает, что это необходимо.
Пример 1. Вы часто летаете в командировки и каждую неделю в соцсети вы показываете геопозицию: «В аэропорту Домодедово, лечу в Новосибирск». Что и зачем вы хотите этим показать?
Пример 2. Вам в ленте соцсети попался анекдот, и вы посмеялись про себя. Так ли необходимо поставить под ним «лайк», который увидят ваши друзья, коллеги, клиенты?
Это уважительно? Спросите себя: те слова, которые я собираюсь опубликовать, демонстрируют мое уважение к конкретному человеку или к людям в целом. Даже свое отрицательное мнение или несогласие можно выразить в уважительной форме.
Пример 1. Вы были на конференции, и она вам не понравилась. Вы считаете, что полезно и необходимо об этом написать. Ваши слова будут уважительными?
Пример 2. В профессиональной группе идет дискуссия. Люди комментируют. Кто-то предложил автору дискуссии ездить не на машине, а на метро, чтобы экономить время. Ответный комментарий: «Нет, на метро ездить не люблю: там люди странные ездят». Наверняка, комментарий был написан без злого умысла. Но представьте, что эту дискуссию читает потенциальный клиент, который все время ездит только на метро.
Выводы
Ваша репутация – это то, что другие думают и говорят о вас. Управлять своей репутацией вы можете, только управляя своими действиями.
Чем чаще повторяются одни и те же действия, тем сильнее становится ассоциация с вашим именем.
Управление репутацией в интернете – это не такая сложная вещь. Надо просто быть последовательным в том, что вы делаете в жизни. И перед каждой собственной публикацией думать: это поддержит мою репутацию или испортит.