Впервые мы опубликовали эту статью в начале 2023 года, и с тех пор она не потеряла своей актуальности. Сейчас мы добавили обновления, которые Google выпустил за это время, и сделали упор на советах, которые актуальны в 2025 году.
Какие обновления Google выкатил в 2024 году (и почему это важно)
В 2024 году Google выпустил несколько крупных обновлений, связанных с контентом, которые имеют важное значение для оптимизаторов:
- Core Update, Spam Update, Helpful Content Update — март
В марте 2024 года Google выпустил масштабное обновление основного алгоритма — March 2024 Core Update. Цель этого обновления — повысить качество поисковой выдачи, снизив количество низкокачественного и неоригинального контента.
Обновление включает усиление мер против спама, направленных на борьбу с манипулятивными практиками, такими как использование истекших доменов и схемы ссылок.
Это привело к значительным изменениям в ранжировании сайтов: многие ресурсы с низкокачественным содержанием были понижены в результатах поиска или полностью исключены из индексации. В результате пользователи теперь чаще видят в поисковой выдаче оригинальный и полезный контент, что улучшает общий опыт взаимодействия с поисковой системой.
В марте 2024 года также Google провел обновление алгоритмов поиска, направленное на борьбу с низкокачественным и спамным контентом. Это обновление, завершившееся 19 апреля 2024 года, привело к снижению количества неоригинального и бесполезного контента в результатах поиска на 45%.
Более того, примерно в это же время Google интегрировал Helpful Content Update в свой ключевой алгоритм. Теперь влияние (и снижение неполезных сайтов в выдаче) Helpful Content Update происходит не только во время каждого апдейта, а всегда, бесконечно.
- Spam Update — июнь
В июне 2024 года Google провел очередное обновление алгоритмов поиска, известное как June 2024 Spam Update. Это обновление снова было направлено на усиление борьбы с веб-спамом и улучшение качества поисковой выдачи.
В отличие от предыдущих обновлений (March 2024 Spam Update), июньское обновление не было связано с борьбой с манипуляциями репутацией сайтов или использованием истекших доменов. Оно также не касалось ссылочного спама и не автоматизировало политику борьбы с злоупотреблением репутацией сайтов, оставаясь общей и широкой мерой против спама.
- Core Update — август
В августе 2024 года Google выпустил очередное обновление основного алгоритма поиска — August 2024 Core Update. Обновление началось 15 августа и завершилось 3 сентября 2024 года.
Основная задача обновления заключалась в повышении качества поисковой выдачи, предоставляя пользователям более полезный и релевантный контент. Google стремился уменьшить количество материалов, созданных исключительно для улучшения позиций в поиске, и повысить видимость оригинального и качественного контента, включая материалы от небольших и независимых издателей.
Вот что об обновлении писал Google:
«Текущие ключевые обновления подготовлены с учетом отзывов, поступивших нам от авторов контента и других пользователей за последние несколько месяцев. При этом наша цель остается прежней — находить по вашим запросам широкий спектр высококачественных сайтов, в том числе небольших и независимых ресурсов, на которых публикуется полезный, оригинальный и соответствующий вашим интересам контент. Мы намерены продолжить работу в этом направлении. При работе над представленным сегодня обновлением мы также постарались в должной мере учесть изменения на различных сайтах, чтобы в наших результатах поиска появлялись наиболее подходящие ресурсы».
- Core Update — ноябрь
November Core Update 2024 — очередное обновление основного алгоритма Google, которое снова было направлено на то, чтобы пользователям в выдаче показывался как можно более полезный и релевантный контент.
- Core Update — декабрь
December Core Update 2024 — очередное обновление алгоритма, которое началось 12 декабря 2024 года и пока что не закончилось (на момент написания статьи, 19 декабря 2024).
Помимо обновлений, в 2024 году Google представил ряд прочих изменений в поиске, которые направлены на улучшение опыта пользователей и борьбу с некачественным контентом:
- Google обновил политику злоупотребления репутацией сайтов для борьбы с «паразитным SEO» — тактикой, при которой веб-сайты используют установленные домены для манипулирования рейтингами в поиске с помощью стороннего контента. Хотя в настоящее время правоприменение осуществляется вручную, Google планирует внедрить алгоритмические обновления для автоматизации обнаружения и понижения в должности в будущем.
- Также он внедрил функции, основанные на генеративном ИИ, такие как AI Overviews, которые предоставляют пользователям резюме информации по запросу. Эти функции доступны более чем в 100 странах и используются миллиардами пользователей ежемесячно.
- Google выпустил новое обновление поискового алгоритма, направленное на устранение недвусмысленного контента, в основном искусственно созданных изображений и видео (дипфейков).
- Появились новые способы поиска, например, Circle to Search — возможность выделять или рисовать круги вокруг объектов на изображениях для получения контекстной информации.
- Система стала учитывать больше факторов для оценки полезности страницы, например, общее качество пользовательского опыта, точность ответа и форматирование контента. Это помогает снизить видимость страниц, созданных только под ключевые запросы.
Эти изменения важны для оптимизаторов, поскольку они требуют адаптации стратегий SEO к новым алгоритмам, с упором на качество контента, релевантность и пользовательский опыт.
Как продвигать свой сайт в 2025 году в Google: советы экспертов
Займитесь SEO и будьте готовы ждать
Александр Белов, ведущий аналитик TexTerra:
«Если вы еще не сделали этого с февраля 2022 года. Пользователи из России все еще могут использовать Google Analytics, чтобы отслеживать результаты своего SEO-продвижения, и Google Search Console, которая помогает добавить сайт в поиск.
SEO — это не быстро. Его результаты будут заметны через несколько месяцев, в то время как контекстная реклама давала результаты сразу, как начинала „откручиваться“».
Сделайте нормальный сайт
Дмитрий Кононов, маркетолог Angels IT:
«Факторов, влияющих на успешное попадание в выдачу, — много. Здесь и качество контента, и отсутствие технических ошибок, и время загрузки, и отзывы о компании, и “черти что и сбоку бантик”.
Все это давно знают, но почему-то плохих сайтов делают ничуть не меньше, чем раньше. А потом удивляются и горюют, что в выдачу не попадают. Рецепт успеха при этом донельзя простой: нужно делать хорошие сайты для людей. С нормальным дизайном и версткой, с экспертным, грамотным контентом без тонны ключей и призывов купить прямо сейчас.
Сайт должен быть:
- Адаптивным. В текущих условиях почти невозможно продвинуть сайт без хорошей мобильной версии. Оно и неудивительно: люди ходят в интернет со смартфонов и планшетов, а поисковики заинтересованы в том, чтобы пользователям было комфортно.
- Удобным. Без интуитивного интерфейса сайт не нужен никому, в первую очередь — его потенциальным пользователям. Google в его поисковой выдаче, естественно, тоже».
Будьте экспертом или наймите его на работу
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape:
«Прорабатывайте факторы доверия E-A-T. Google очень тщательно следит за тем, чтобы сайты предоставляли пользователям контент с высокой экспертностью. Если у вас нет возможности привлечь к сотрудничеству экспертов отрасли, следует развивать собственную экспертность, чтобы самостоятельно выступать в данной роли».
Мы постоянно пишем о том, как важно делать экспертный контент, и, возможно, вы от этого уже устали :) Но SEO-специалисты считают, что этому стоит уделить прицельное внимание в 2025 году:
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«Еще с 2022 Google выделяет контент, который явно демонстрирует степень опыта, связанного с продвигаемым продуктом, информацией или услугой. Так, если кто-то ищет информацию о туристических походах, например, в Австрии, результаты страниц поисковой системы (SEPR) должны продвигать контент из источника, имеющего реальный опыт туристических походов в Австрии.
Аналогично, если пользователь ищет определенную модель велосипеда, Google хочет убедиться, что он представляет пользователю контент, созданный тем автором, который имеет непосредственный, личный опыт использования именно конкретного велосипеда».
Если раньше было достаточно экспертного контента, сейчас важно показывать, что у вас есть опыт в том, о чем вы пишете. Возможно, имеет смысл привлекать к созданию контента не только копирайтеров, но и экспертов в сфере — даже если они не умеют писать. Они смогут дать вам нужный для создания контента фактаж, а копирайтеры или редакторы смогут его доработать.
Следите за ссылочным профилем
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape:
«Используйте заслуживающие доверия ссылочные сервисы, чтобы выводить сайты в ТОП, не вступая в конфликт с алгоритмами поисковой системы».
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«Каждый год Google усиливает борьбу с любыми неестественными методами получения ссылок и делает акцент на здоровых методах построения ссылочной массы.
Что важно:
- грамотное планирование ссылочной стратегии;
- тщательный отбор сайтов-доноров для размещения ссылок;
- плавный и естественный рост ссылочной массы;
- максимальное разнообразие источников ссылок (форумы, каталоги, гостевые посты, доски объявлений и т.д.);
- чистота анкор-листа и отсутствие заспамленности».
Грамотно используйте контент, созданный ИИ
Кажется, с помощью ChatGPT можно создавать контент без привлечения авторов — но на самом деле Google это не очень любит.
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«В последние несколько лет контент, созданный с помощью искусственного интеллекта (ИИ), становится все более популярным, поскольку он позволяет компаниям и авторам сэкономить на написании текстов.
Алгоритм Helpful Content, который Google всё усиляет и усиляет — нацелен на то, чтобы снизить значимость автоматизированного наполнения и отдать предпочтение контенту, ориентированному на людей.
Это означает, что SEO-специалистам необходимо понимать, как использовать ИИ в своих интересах, не попадая при этом под удар борьбы Google с искусственно сгенерированным контентом».
Следите за технической стороной
- Сделайте технический аудит сайта. Проверьте, что метатеги title и description прописаны на всех страницах сайта, robots.txt доступен для Гуглбота, пустые страницы удалены, исправлены ошибки 404.
Надежда Плечкова, SEO-специалист в MediaNation:
«Необходимо обращать внимание на структурированные данные в Google — микроразметку. Размеченные данные позволяют не только сделать сниппет (предпросмотр страницы в выдаче) более привлекательным для пользователей, но и помогают поисковым роботам лучше понимать данные. Google Search Console часто указывает на недочеты, которые рекомендуется исправить для корректного отображения данных в поиске».
- Проверьте Core Web Vitals и особенно обратите внимание на скорость загрузки страниц (LCP).
- Проверьте, что с мобильной версией сайта все хорошо. Про мобильный трафик много разных данных: кто-то пишет, что на него приходится 60% всего трафика, кто-то — что еще больше. Это и не важно — важно то, что с каждым годом доля мобильного трафика увеличивается. Если ваш сайт неудобен с мобильного, пользователям будет не важно, какой на нем контент размещен — они просто закроют страницу.
- Следите за качеством контента. Речь не только про экспертность, но и про то, что контент должен быть интересным и разнообразным — с картинками, видео, минимумом рекламы и максимумом активности на странице (речь о лайках и комментариях).
- Обновляйте контент. Большинство текстов на сайте теряют актуальность уже через 2-3 года — обновляйте его, чтобы пользователям было интересно и они не выходили с вашего сайта. Это позволит задержать их на страницах и улучшить поведенческие факторы.
- Продвигайтесь с помощью внешних ссылок. Только не закупайте их на биржах — это уже не работает. Лучше всего обмениваться ссылками с авторитетными ресурсами, которые «в тему» вашей сфере.
Что насчет контекстной рекламы в Google
Пользователи из России уже почти три года не видят рекламы в Google. Раньше первые позиции выдачи были стабильно заняты объявлениями, а сейчас там обычная, органическая выдача.
Никаких объявлений о том, что в России сервис не работает, нет, но и интерфейса для запуска рекламы в стране — тоже:
Эксперты говорят, что можно запускать контекстную рекламу с помощью иностранных данных, но понадобится не только кликнуть какую-то страну, а и иметь все легальные данные для запуска:
Дмитрий Кононов, маркетолог Angels IT:
«Запускать рекламные кампании в Google можно, но для этого нужны полные зарубежные данные для регистрации и работы с аккаунтом: e-mail, карта, номер телефона. Это во-первых.
Во-вторых, запускать рекламу можно везде, но не на российскую аудиторию. Поэтому остается возможность продавать пользователям из других стран. Это могут быть как сами иностранцы, так и проживающие за границей русскоговорящие люди.
В-третьих, если заморачиваться с поиском иностранных данных для работы не хочется, есть вариант воспользоваться услугами посредников: с ними можно получить доступ к работающему аккаунту и запускать рекламу.
Легально ли все это? Использование Google не запрещено, и карать вас никто не придет, но заблокировать аккаунт на стороне «Гугла» вполне могут, поэтому работать лучше аккуратно».
Никита Шабалин, руководитель SEO-направления компании BetBoom:
«Уже появляются компании, которые позволяют рекламировать продукт через AdWords. Они берут на себя ответственность и через Cloudflare покупают домен для компании в зоне .com. Следующий шаг — выбор местонахождения сервера в той или иной стране, где был бы актуален продукт. Далее, как и всегда, пишут статьи и размещают контентные блоки, при клике на которые будет происходить перенаправление на ваш ресурс в зоне .ru.
Основной недостаток — реклама может производиться только на зарубежных территориях. Это значит, что в большинстве случаев данный тип рекламы не подходит для российских компаний».
Некоторые даже попробовали запускать рекламу. Результат был неоднозначным:
Денис Голубков, SEO-специалист Intensa:
«Мы опытным путем выяснили: можно оплачивать рекламу с зарубежного юрлица и запускать с таргетингом на зарубежную аудиторию — тогда проблем нет.
Что касается охвата российских пользователей: когда мы запускали рекламу на русскоязычную аудиторию по всему миру, оказалось, что ее видят многие российские пользователи.
Google однозначно не декларирует, как работает отнесение пользователя к той или иной стране. На определение влияют:
- страна, указанная в профиле;
- IP;
- фактическое местоположение;
- транзакции с использованием платежной системы той или иной страны.
И хотя пользователи из РФ официально не видят рекламу, в теории они ее могут увидеть из-за особенностей определения местоположения.
При этом, если смотреть статистику РК по Google Analytics, России в списке посетителей нет вообще. Это подтверждает, что реклама показывается тем пользователям, которых Google не считает российскими.
Так или иначе, из-за отключения контекстной рекламы выросло число переходов с органического поиска. Интерес бизнеса к SEO-продвижению в Google тоже возрос, так как это по сути — единственная возможность получать трафик из Google в России».
Некоторые эксперты считают, что нет смысла сейчас тратить время на контекстную рекламу. Вот почему.
Павел Мрыкин, эксперт сквозной аналитики Calltouch:
«Есть различного рода рекомендации, как можно попробовать обойти систему, чтобы показывать рекламу пользователям, которые используют VPN. Например, можно настроить рекламных кампаний с упоминанием геопозиции, если необходимо найти клиентов в конкретном регионе.
Однако если рассматривать запросы пользователей, то мы увидим следующую картину: по запросу “купить цветы” выдает 386 424 запросов, “купить цветы +в москве” ― 22 074 запросов, “купить цветы +в екатеринбурге” ― 3330 запросов, “купить цветы +в нижнем” ― 3042 запросов. Это говорит о том, что количество клиентов, которые уточняют свой запрос геоприставкой, гораздо меньше, чем кажется изначально.
Поэтому в 2023 году стоит принять новые правила игры и работать не над возвращением трафика из этого источника, а над качеством обслуживания, конкурентными преимуществами, клиентской базой и другими процессами внутри компании, которые вам подвластны и дадут больший эффект».
Обратите внимание на Яндекс
Яндекс.Директ работает. Да, он не поможет вам получить трафик из Google, но вы сможете получать его из Яндекса. Конкуренция сейчас высока, потому что многие уделяют Яндексу прицельное внимание после ограничения функционала Google — будет сложно. Но лучше хоть какая-то контекстная реклама, чем никакой.
Никита Шабалин, руководитель SEO-направления компании BetBoom:
«Многие специалисты сталкиваются с отказами модерации в Яндекс.Директ из-за тематики. Бороться с этим можно и нужно, обратившись в службу поддержки Директа, описав проблему и предоставив им все документы, которые разрешают деятельность вашего ресурса в России. В списке документов могут быть нормативно-правовые акты, лицензии, акты на ООО, договоры аренды. Благодаря этому набору модераторы на законных основаниях смогут пропускать ваши кампании».
Читайте также:
7 главных SEO-трендов 2025 года
Продвижение сайта: 66 шагов, которые позволят вам выйти в топ