Еще в начале 2022 Google приостановил продажу контекстной рекламы в России во всех своих сервисах. Российским вебмастерам осталось только SEO. Рассказываем, как лучше всего продвигаться в Google в 2023 году и можно ли все-таки настроить контекстную рекламу обходными путями.
Можно ли в 2023 настраивать контекстную рекламу
Пользователи из России уже почти год не видят рекламы в Google. Раньше первые позиции выдачи были стабильно заняты объявлениями, а сейчас там обычная, органическая выдача:
Заходя в AdSense, где раньше запускались кампании, мы видим, что Россию в качестве страны биллинга и запуска рекламы тоже нельзя выбрать:
Никаких объявлений о том, что в России сервис не работает, нет, но и интерфейса для запуска рекламы в стране — тоже.
Эксперты говорят, что можно запускать контекстную рекламу с помощью иностранных данных, но понадобится не только кликнуть какую-то страну, а и иметь все легальные данные для запуска:
Дмитрий Кононов, маркетолог Angels IT:
«Запускать рекламные кампании в Google можно, но для этого нужны полные зарубежные данные для регистрации и работы с аккаунтом: e-mail, карта, номер телефона. Это во-первых.
Во-вторых, запускать рекламу можно везде, но не на российскую аудиторию. Поэтому остается возможность продавать пользователям из других стран. Это могут быть как сами иностранцы, так и проживающие за границей русскоговорящие люди.
В-третьих, если заморачиваться с поиском иностранных данных для работы не хочется, есть вариант воспользоваться услугами посредников: с ними можно получить доступ к работающему аккаунту и запускать рекламу.
Легально ли все это? Использование Google не запрещено, и карать вас никто не придет, но заблокировать аккаунт на стороне «Гугла» вполне могут, поэтому работать лучше аккуратно».
Никита Шабалин, руководителя SEO-направления компании BetBoom:
«Уже появляются компании, которые позволяют рекламировать продукт через AdWords. Они берут на себя ответственность и через Cloudflare покупают домен для компании в зоне .com. Следующий шаг — выбор местонахождения сервера в той или иной стране, где был бы актуален продукт. Далее, как и всегда, пишут статьи и размещают контентные блоки, при клике на которые будет происходить перенаправление на ваш ресурс в зоне .ru.
Основной недостаток — реклама может производиться только на зарубежных территориях. Это значит, что в большинстве случаев данный тип рекламы не подходит для российских компаний».
Некоторые даже попробовали запускать рекламу. Результат был неоднозначным:
Денис Голубков, SEO-специалист Intensa:
«Мы опытным путем выяснили: можно оплачивать рекламу с зарубежного юрлица и запускать с таргетингом на зарубежную аудиторию — тогда проблем нет.
Что касается охвата российских пользователей: когда мы запускали рекламу на русскоязычную аудиторию по всему миру, оказалось, что ее видят многие российские пользователи.
Google однозначно не декларирует, как работает отнесение пользователя к той или иной стране. На определение влияют:
- страна, указанная в профиле,
- IP;
- фактическое местоположение;
- транзакции с использованием платежной системы той или иной страны.
И хотя пользователи из РФ официально не видят рекламу, в теории они ее могут увидеть из-за особенностей определения местоположения.
При этом, если смотреть статистику РК по Google Analytics, России в списке посетителей нет вообще. Это подтверждает, что реклама показывается тем пользователям, которых Google не считает российскими.
Так или иначе, из-за отключения контекстной рекламы выросло число переходов с органического поиска. Интерес бизнеса к SEO-продвижению в Google тоже возрос, так как это по сути — единственная возможность получать трафик из Google в России».
Некоторые эксперты считают, что нет смысла сейчас тратить время на контекстную рекламу. Вот почему:
Павел Мрыкин, эксперт сквозной аналитики Calltouch: «Есть различного рода рекомендации, как можно попробовать обойти систему, чтобы показывать рекламу пользователям, которые используют VPN. Например, можно настроить рекламных кампаний с упоминанием геопозиции, если необходимо найти клиентов в конкретном регионе.
Однако если рассматривать запросы пользователей, то мы увидим следующую картину: по запросу “купить цветы” выдает 386 424 запросов, “купить цветы +в москве” ― 22 074 запросов, “купить цветы +в екатеринбурге” ― 3330 запросов, “купить цветы +в нижнем” ― 3042 запросов. Это говорит о том, что количество клиентов, которые уточняют свой запрос геоприставкой, гораздо меньше, чем кажется изначально.
Поэтому в 2023 году стоит принять новые правила игры и работать не над возвращением трафика из этого источника, а над качеством обслуживания, конкурентными преимуществами, клиентской базой и другими процессами внутри компании, которые вам подвластны и дадут больший эффект».
Рекомендации по продвижению в Google в 2023
Все упирается в SEO — это единственный полностью легальный, прозрачный и эффективный способ продвигаться в Google в 2023 году.
Займитесь SEO и будьте готовы ждать
Иван Смирнов, project-менеджер, TexTerra:
«Если вы еще не сделали этого с февраля 2022 года. Пользователи из России все еще могут использовать Google Analytics, чтобы отслеживать результаты своего SEO-продвижения, и Google Search Console, которая помогает добавить сайт в поиск.
SEO — это не быстро. Его результаты будут заметны через несколько месяцев, в то время как контекстная реклама давала результаты сразу, как начинала «откручиваться».
О том, как пользоваться Google Analytics, мы писали в нашем большом гайде».
Будьте готовы к выросшей конкуренции
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape:
«Сейчас пропорции трафика в российском сегменте Google глобально изменились. Это, разумеется, сильно повлияло на продвижение сайтов. В связи с уходом Google Ads многие отечественные компании увеличили бюджеты на поисковую оптимизацию. Это привело к росту конкуренции, а значит, теперь, чтобы успешно продвигать сайты, необходимо подстраиваться под принципы ранжирования поисковой системы».
Сделайте нормальный сайт
Дмитрий Кононов, маркетолог Angels IT:
«Факторов, влияющих на успешное попадание в выдачу, — много. Здесь и качество контента, и отсутствие технических ошибок, и время загрузки, и отзывы о компании, и “черти что и сбоку бантик”.
Все это давно знают, но почему-то плохих сайтов делают ничуть не меньше, чем раньше. А потом удивляются и горюют, что в выдачу не попадают. Рецепт успеха при этом донельзя простой: нужно делать хорошие сайты для людей. С нормальным дизайном и версткой, с экспертным, грамотным контентом без тонны ключей и призывов купить прямо сейчас.
Сайт должен быть:
- Адаптивным. В текущих условиях почти невозможно продвинуть сайт без хорошей мобильной версии. Оно и неудивительно: люди ходят в интернет со смартфонов и планшетов, а поисковики заинтересованы в том, чтобы пользователям было комфортно.
- Удобным. Без интуитивного интерфейса сайт не нужен никому, в первую очередь — его потенциальным пользователям. Google в его поисковой выдаче, естественно, тоже».
Будьте экспертом или наймите его на работу
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape:
«Прорабатывайте факторы доверия E-A-T. Google очень тщательно следит за тем, чтобы сайты предоставляли пользователям контент с высокой экспертностью. Если у вас нет возможности привлечь к сотрудничеству экспертов отрасли, следует развивать собственную экспертность, чтобы самостоятельно выступать в данной роли».
Мы постоянно пишем о том, как важно делать экспертный контент, и, возможно, вы от этого уже устали :) Но SEO-специалисты считают, что этому стоит уделить прицельное внимание в 2023 году:
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«По прогнозам, в 2023 году Google предоставит больше информации о том, что он считает качественным контентом. И в дальнейшем будет только совершенствовать алгоритмы, чтобы не допустить контент, созданный просто для того, чтобы угодить поисковым системам.
В конце 2022 года Google внес заметные дополнения в руководство по оценке качества. Аббревиатура EAT приняла вид EEAT. Теперь при оценке сайта дополнительно будет учитываться опыт (Experience). Это последнее дополнение означает, что Google ищет контент, который явно демонстрирует степень опыта, связанного с продвигаемым продуктом, информацией или услугой.
Так, если кто-то ищет информацию о туристических походах, например, в Австрии, результаты страниц поисковой системы (SEPR) должны продвигать контент из источника, имеющего реальный опыт туристических походов в Австрии. Аналогично, если пользователь ищет определенную модель велосипеда, Google хочет убедиться, что он представляет пользователю контент, созданный тем автором, который имеет непосредственный, личный опыт использования именно конкретного велосипеда».
Если раньше было достаточно экспертного контента, сейчас важно показывать, что у вас есть опыт в том, о чем вы пишете. Возможно, имеет смысл привлекать к созданию контента не только копирайтеров, но и экспертов в сфере — даже если они не умеют писать. Они смогут дать вам нужный для создания контента фактаж, а копирайтеры или редакторы смогут его доработать.
Следите за ссылочным профилем
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape:
«Определенное влияние на механики SEO на сегодняшний день имеет и последнее обновление Google December 2022 Link Spam Update. Оно нацелено на борьбу с black hat линкбилдингом — массовой простановкой ссылок с помощью таких программ, как GSA Search Ranker, а также PBN-сайтов.
По моему мнению, на работу оптимизаторов, которые запрещенные тактики не используют, этот апдейт не повлияет и серьезных последствий в целом не вызовет. Однако он подчеркивает важность качественного ссылочного профиля при продвижении в Google. Используйте заслуживающие доверия ссылочные сервисы, чтобы выводить сайты в ТОП, не вступая в конфликт с алгоритмами поисковой системы».
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«Google усиливает борьбу с любыми неестественными методами получения ссылок и делает акцент на здоровых методах построения ссылочной массы. Обновление распространяется не только на английский, но и на другие языки — его влияние может ощущаться во всем мире.
Что важно:
- грамотное планирование ссылочной стратегии;
- тщательный отбор сайтов-доноров для размещения ссылок;
- плавный и естественный рост ссылочной массы;
- максимальное разнообразие источников ссылок (форумы, каталоги, гостевые посты, доски объявлений и т.д.);
- чистота анкор-листа и отсутствие заспамленности».
Грамотно используйте контент, созданный ИИ
Нейросети, искусственный интеллект и особенно ChatGPT прогремели в 2022 году на весь мир. Кажется, с помощью ChatGPT можно создавать контент без привлечения авторов — но на самом деле Google это не очень любит.
Айрат Рахимзянов, SEO-эксперт:
«В последние несколько лет контент, созданный с помощью искусственного интеллекта (ИИ), становится все более популярным, поскольку он позволяет компаниям и авторам сэкономить на написании текстов. Новый алгоритм — Helpful Content — нацелен на то, чтобы снизить значимость автоматизированного наполнения и отдать предпочтение контенту, ориентированному на людей. Это означает, что SEO-специалистам необходимо понимать, как использовать ИИ в своих интересах, не попадая при этом под удар борьбы Google с искусственно сгенерированным контентом».
Что еще важно
Прав на ошибку в Google больше нет — если будете терять трафик, контекстной рекламой его получить не получится. Поэтому:
- Сделайте технический аудит сайта. Проверьте, что метатеги title и description прописаны на всех страницах сайта, robots.txt доступен для Гуглбота, пустые страницы удалены, исправлены ошибки 404.
Надежда Плечкова, SEO-специалист в MediaNation:
«Необходимо обращать внимание на структурированные данные в Google — микроразметку. Размеченные данные позволяют не только сделать сниппет (предпросмотр страницы в выдаче) более привлекательным для пользователей, но и помогают поисковым роботам лучше понимать данные. Google Search Console часто указывает на недочеты, которые рекомендуется исправить для корректного отображения данных в поиске».
- Проверьте Core Web Vitals и особенно обратите внимание на скорость загрузки страниц (LCP).
- Проверьте, что с мобильной версией сайта все хорошо. Про мобильный трафик много разных данных: кто-то пишет, что на него приходится 60% всего трафика, кто-то — что еще больше. Это и не важно — важно то, что с каждым годом доля мобильного трафика увеличивается. Если ваш сайт неудобен с мобильного, пользователям будет не важно, какой на нем контент размещен — они просто закроют страницу.
- Следите за качеством контента. Речь не только про экспертность, но и про то, что контент должен быть интересным и разнообразным — с картинками, видео, минимумом рекламы и максимумом активности на странице (речь о лайках и комментариях).
- Обновляйте контент. Большинство текстов на сайте теряют актуальность уже через 2-3 года — обновляйте его, чтобы пользователям было интересно и они не выходили с вашего сайта. Это позволит задержать их на страницах и улучшить поведенческие факторы.
- Продвигайтесь с помощью внешних ссылок. Только не закупайте их на биржах — это уже не работает. Лучше всего обмениваться ссылками с авторитетными ресурсами, которые «в тему» вашей сфере.
И еще: обратите внимание на Яндекс
Яндекс.Директ работает. Да, он не поможет вам получить трафик из Google, но вы сможете получать его из Яндекса. Конкуренция сейчас высока, потому что многие уделяют Яндексу прицельное внимание после ограничения функционала Google — будет сложно. Но лучше хоть какая-то контекстная реклама, чем никакой.
Никита Шабалин, руководителя SEO-направления компании BetBoom:
«Многие специалисты сталкиваются с отказами модерации в Яндекс.Директ из-за тематики. Бороться с этим можно и нужно, обратившись в службу поддержки Директа, описав проблему и предоставив им все документы, которые разрешают деятельность вашего ресурса в России. В списке документов могут быть нормативно-правовые акты, лицензии, акты на ООО, договоры аренды. Благодаря этому набору модераторы на законных основаниях смогут пропускать ваши кампании».
Читайте также:
Обновление принципов Google: теперь вашему опыту должны доверять