Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Регистрация названия бренда: как подступиться к «Роспатенту» и сэкономить 20 000 рублей

1 апреля 2021 Ирина Резникова
Время чтения: 11 минут Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Регистрация названия бренда: как подступиться к «Роспатенту» и сэкономить 20 000 рублей Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Материал подготовила Ирина Резникова, старший партнер патентного бюро «Градиум», юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный по товарным знакам № 1947.

Согласитесь, один бренд сложно запомнить, если он напоминает другой, более раскрученный. Такое регулярно встречается в нашей практике: бизнес-гиганты судятся с маленькими фирмами, потому что те неосознанно включают элементы чужого брендинга в свое обозначение.

Почему же уникальность компании, ее названия и логотипа играет такую важную роль в формировании имиджа? И как закрепить за собой все отличительные черты бренда? Разбираемся в статье.

Уникальность и товарный знак

«Ромашкой» или «Конфеткой» уже никого не удивишь, – настолько обыденными стали эти названия. Чтобы быть узнаваемой, компании нужно принципиально новое название, которое быстро запоминается и легко ассоциируется с вашей деятельностью. Если у вас уже есть такое, поспешите защитить его товарным знаком.

Оригинальные, звучные названия, как и яркие логотипы, «разбирают» очень быстро.

Только в прошлом году было подано более 80 тыс. заявок на регистрацию товарного знака, из которых лишь 3,5 тыс. (всего 5%) были одобрены с 1 раза.

Уникальность бренда – это 1 шаг к его защите. Увы, с одной оригинальностью долго на рынке не прожить: если вы нацелены на развитие и расширение бизнеса, необходима регистрация товарного знака. Вот 8 преимуществ данной процедуры.

  1. Вы становитесь правообладателем обозначения (названия, логотипа или доменного имени) и получаете в собственность нематериальный актив, способный приносить прибыль.
  2. Товарный знак дает вам право на использование знака охраны ®.
  3. Вы получаете правовую охрану от неправомерных действий конкурентов. В случае незаконного использования обозначения вы сможете обратиться в суд. И наоборот: закон будет на вашей стороне, если вы получите претензию о нарушении чьих-то прав, за исключением случаев, когда схожий товарный знак был зарегистрирован раньше
  4. За нарушение исключительного права можно взыскать компенсацию. Нарушителей можно привлечь к уголовной или административной ответственности - зависит от типа нарушений. Так, за однократное использование товарного знака предусмотрен штраф до 200 тыс. р. Если ваше обозначение использовали для продажи товаров, штраф может достигать их пятикратной стоимости.
  5. Права на товарный знак можно продавать или передавать. К примеру, если другие фирмы заинтересуются реализацией товара под вашим брендом, вы сможете передать им это право на взаимовыгодных условиях. Для этого нужно составить лицензионный договор или договор франчайзинга.
  6. Вы можете внести товарный знак в Таможенный реестр. Это позволит задержать контрафакт.
  7. Реклама без ограничений. Обычно СМИ неохотно рекламируют бренды, не защищенные товарным знаком. Свидетельство о регистрации дает вам право продвигать бренд в любых СМИ, а также на билбордах.
  8. Выход на маркетплейсы. Сейчас очень прибыльно и удобно сотрудничать с известными маркетплейсами, например, OZON, Wildberries, Lamoda. Но дело в том, что они подписывают договор только с владельцами товарных знаков. Реже – с представителями.

Да, на рынке немало фирм, работающих без товарного знака. Кто-то не хочет терять времени на сбор документов, некоторые боятся затрат. Однако в любой момент может появиться правообладатель – тот, кто зарегистрировал обозначение раньше, воспользовавшись вашими страхами.

Так своего названия лишилась уже не одна фирма. В 2019 году АО «ТНТ-Телесеть» пыталась получить права на бренд «Универ». Каково же было их удивление, когда оказалось, что такой товарный знак уже зарегистрирован ООО «Мегаполис», производителем овощных консервов. Ответчику удалось доказать, что они зарегистрировали бренд еще до популяризации сериала, поэтому «ТНТ-телесеть» суд проиграл.

Создать уникальный бренд сложно, но еще сложнее его защитить. Чтобы не потерять наработанную годами репутацию, задумайтесь о ее правовой охране.

Как проверять товарный знак. Критерии «Роспатента»

Почему только 5% заявок из 100 получают юридическую защиту? Причина кроется в количестве критериев, по которым «Роспатент» проверяет каждую заявку. Чтобы наверняка зарегистрировать товарный знак, ознакомьтесь с самыми распространенными ошибками заявителей.

Нет различительной способности

Если ваше обозначение похоже на другое, ранее зарегистрированное, получить свидетельство не удастся. В п. 1 ст. 1483 ГК РФ говорится, что товарный знак должен быть уникальным, в противном случае его смысл теряется. Здесь же указано, что обозначение не должно:

  • быть общеупотребительным (например, слово «авто» взять нельзя);
  • быть термином или символом, считающимся общепринятым (круг или треугольник - общепринятые обозначения);
  • быть описанием характеристик товара или услуги;
  • быть выражено в форме, которая отражает его свойства.

Потребитель, видя обозначение, должен ассоциировать его именно с вашей фирмой. Если этого не происходит, значит, обозначение не уникально и не может стать охраноспособным. Уже по этой причине важно проверить товарный знак заранее и убедиться в его уникальности.

Не имеет смыслового значения

Бессмысленные сокращения или символы не зарегистрируют в качестве товарного знака. Какой бы оригинальной ни казалась буква «А» в сочетании с цифрами «11», охраноспособной она стать не сможет.

Включает государственную символику

В названии фирмы, в логотипе или ином средстве индивидуализации нельзя использовать ни государственную символику, ни официальные наименования (например, названия орденов и знаков почета, наименования государств, официальные аббревиатуры и т.п.).

Противоречит моральным и нравственным принципам

ГК РФ запрещает использовать антигосударственные лозунги и символы, а также названия, вступающие в конфликт с общественными интересами. По причине такого противоречия было отказано в регистрации обозначений «Душа ангела» и «Национальное богатство» для товаров 33 класса МКТУ (алкогольная продукция).

Включает изображение памятников культуры или их наименование

Несколько лет назад Роспатент отказал в регистрации обозначению, которое включало изображение корабля, символа Адмиралтейства. В список запрещенных обозначений также входят объекты природного наследия, культурные ценности, хранящиеся в коллекциях. Единственный способ получить свидетельство о регистрации – взять согласие с собственников или уполномоченных лиц.

Это обозначение включено в перечень общеизвестных

Общеизвестными считаются товарные знаки, которые знает и легко идентифицирует широкий круг граждан. База этих обозначений в свободном доступе на сайте ФИПС. Даже если общеизвестное обозначение относится к другому классу МКТУ, зарегистрировать не удастся.

Название или логотип копирует художественное произведение

Все художественные и научные тексты защищены авторским правом, поэтому их нельзя использовать в обозначении без согласия автора. Сюда же относятся цитаты из книг и фрагменты произведений искусства.

Ассоциируется с именем известного лица или целиком копирует его

Согласно п.9 ст. 1483 ГК РФ, упоминание в товарном знаке известного в РФ лица без его согласия запрещено. К примеру, если вы захотите назвать кофейню «Киркоров», потребуется согласие самого артиста.

Такое название уже зарегистрировано другими юридическими лицами или ИП

Часто заявители получают отказ из-за наличия в реестре товарных знаков такого же обозначения. Согласно ГК РФ, обозначение не может быть схожим «до степени смешения» с ранее зарегистрированным знаком. Иными словами, оно должно быть полностью уникальным. Однако небольшая вероятность зарегистрировать подобный товарный знак все же есть:

  • если правообладатель аналогичного обозначения отозвал заявку или аннулировал товарный знак;
  • если приоритет вашей заявки более ранний, чем у схожего обозначения;
  • если у вас есть письмо-согласие от правообладателя на регистрацию схожего обозначения.

Обозначение похоже на другие средства индивидуализации товаров и услуг

К ним относятся промышленный образец, фирменное наименование и коммерческое обозначение. Если после проверки товарный знак признают схожим с одним из этих обозначений, он не будет зарегистрирован.

В обозначении присутствуют орфографические или грамматические ошибки

Если наличие ошибок не оправдано, и «Роспатент» не находит в них смыслового значения, заявка будет отклонена.

Как доработать обозначение до уникального

Даже если результаты поиска товарного знака показали, что обозначение неуникально, не спешите кардинально его менять. Любое обозначение, даже созвучное зарегистрированному бренду, можно доработать. Иногда замена одной буквы полностью меняет ситуацию, но чаще требуется комплексный подход. Вот несколько советов, как доработать товарный знак самостоятельно.

  1. Сделайте одну из букв нечитаемой. Замените ее на символ, схожий с начертанием буквы, на рисунок. Так, компания «Керами» смогла зарегистрировать название бренда только после того, как заменила первую букву обозначения на графический символ.
  2. Уберите элементы, сходные с противопоставленным товарным знаком. В практике уже были случаи, когда регистрации препятствовал один символ или цветовое сочетание. Замените синий цвет на бирюзовый, бабочку – на птицу, и обозначение станет уникальным.
  3. Замените кириллицу латиницей. Например, «Клаксон» может спасти переименование в «КлакSon», но сработает это именно в связке с визуальной подачей.
  4. Сведите к минимуму фонетическое сходство. Владельцы словесных товарных знаков могут заменить исходное название на однокоренное, но не созвучное противопоставленному. Например, «Анастасия» смело меняйте на «Стася», «Миссис Смитт» - на «Миссис Сплит» и т.д.

Кто поможет зарегистрировать товарный знак

Законом не запрещено подавать заявки в «Роспатент» самостоятельно. Для этого достаточно иметь электронную подпись и учетку юрлица (ИП) на госуслугах. Однако и риски отказа при самостоятельной регистрации высокие, а затраты на пошлины в сумме от 20 000 р. вам никто не вернет.

Помощь в регистрации в «Роспатенте» оказывают патентные бюро. У таких компаний выше результативность – с ними больше шансов получить свидетельство на товарный знак. Дело не только в опыте: над вашей задачей трудятся сразу несколько специалистов.

  1. Патентный поверенный - эксперт, чья квалификация подтверждена «Роспатентом». Именно он отвечает за то, чтобы товарный знак был уникален и наверняка прошел регистрацию. Очень часто поверенными становятся специалисты после работы в «Роспатенте».
  2. Юрист по интеллектуальным спорам - профессионал, который защищает права на ваш товарный знак в случае отказа. Оспаривает решение «Роспатента» в палате по патентным спорам.

На сайте «Роспатента», кстати, есть рейтинг патентных бюро.

Патентные поверенные и юристы помогут с документами, а «Текстерра» разберется с креативной и маркетинговой составляющей: придумаем яркое название и сделаем так, чтобы аудитория запомнила именно его. Готовы приступить к разработке нейминга?

За что платят патентным бюро

  • Патентный поверенный проводит поиск товарного знака по всем базам (открытым и закрытым), оценивает вероятность регистрации. По результатам проверки торговой марки составляет рекомендации для дальнейшей работы.
  • На основании рекомендаций патентного поверенного юрист по интеллектуальной собственности разрабатывает стратегию для регистрации товарного знака в исходном виде. Если это невозможно, составляет план работы дизайнерам.
  • Графический дизайнер дорабатывает название или логотип и презентует его в 3 вариантах. Каждый из них уже уникален.
  • Вы выбираете понравившийся дизайн, и патентный поверенный регистрирует его в «Роспатенте».

Что в итоге

Вам не нужно углубляться во все тонкости регистрации бренда и тратить силы на его уникализацию, если развитие бизнеса не является вашей целью. Если же вы заинтересованы в увеличении стоимости компании, нужно уделить внимание защите интеллектуальных прав и капитализации интеллектуальной собственности.

Начните с проверки названия на уникальность и оцените риски нарушений бренда.

Ирина Резникова
Автор: Ирина Резникова
Все статьи этого автора
Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Хотите, сделаем для вас топовый канал на Дзен? Узнать подробности
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных