Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Ошибки в финансах, которые ставят бизнес под угрозу

18 Апреля 2019 Илья Еремин
Время чтения: 7 минут Нет времени читать? Нет времени? 3 комментария
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Описание картинки Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Вот открыл предприниматель бизнес. Разработал востребованный продукт, провел маркетинговые исследования, нашел свою целевую аудиторию. Прошел курсы по упаковке и сделал классный сайт, нанял классных продавцов.

А меньше, чем через три года компания закрылась. Вот и сказочке конец.

И это не художественный вымысел, а статистика: 97 % компаний малого бизнеса закрываются в течение трех лет. Скорее всего, процент был бы гораздо меньше, если бы помимо продаж, инноваций, маркетинга и упаковки предприниматели больше внимания уделяли финансам. Поэтому мы попросили главреда «Нескучных Финансов» Илью Еремина помочь разобраться в финансовых нюансах бизнеса. Ему слово!

Ошибки в финансах, которые ставят бизнес под угрозу

Всем привет! В этой статье я расскажу о пяти губительных ошибках предпринимателей, которые могут стоить им бизнеса.

Думают, что рост продаж приведет к росту чистой прибыли

Чтобы больше зарабатывать, нужно больше продавать. На первый взгляд, это логично. По этой логике предприниматели гонятся за увеличением выручки. Часто это срабатывает, но часто и негативно отражается на компании – работы становится больше, а прибыль падает.

Ошибки в финансах, которые ставят бизнес под угрозу

Увеличение продаж требует дополнительных расходов на найм и зарплаты новых сотрудников, расширение торговых площадей, увеличение рекламного бюджета и так далее. Параллельно с этим снижается средний чек, потому что для выхода на новых покупателей нужно снижать цену. В результате, темп роста выручки ниже, чем темп роста расходов.

Возьмем для примера строительный магазин. Пару лет собственник работал нормально, вышел на чистую прибыль 450 000 руб. в месяц. Казалось бы, жизнь удалась! Но стало скучно.

Собственник решил масштабировать бизнес, чтобы зарабатывать больше. Нашел деньги: часть взял из резервов компании, часть в банке. И открыл еще пять магазинов по всему городу.

Ни один из новых магазинов не выстрелил так же, как первый – в каких-то районах города спрос был ниже, в каких-то – конкуренция серьезнее. Но в целом масштабирование прошло нормально: сеть вышла на выручку 10 000 000 руб. в месяц.

Но расходы выросли еще быстрее. А еще снизился средний чек. В итоге, сеть зарабатывает на 100 000 руб. меньше, чем отдельный магазин. Работы при этом в шесть раз больше.

Дополнительные расходы «съели» практически всю выручку. Масштаб увеличился, работы стало больше, а денег – меньше

Выводят из бизнеса слишком много денег

Выводить из бизнеса на себя можно не больше, чем бизнес заработал – это все понимают. Но мало кто правильно считает чистую прибыль. Обычно предприниматели рассуждают так: что есть на счетах, то можно забирать. А потом деньги резко заканчиваются, компания попадает в кассовый разрыв, приходится срочно искать деньги.

Ошибки в финансах, которые ставят бизнес под угрозу

Деньги на счетах – это далеко не всегда прибыль компании. Даже не так. Деньги на счетах – это практически никогда не прибыль компании. Прибыль – это вообще не про деньги, а про обязательства.

Запомните: деньги становятся прибылью только тогда, когда бизнес выполнил по ним обязательства.

Возьмем для примера веб-студию. Она заключила с заказчиком договор на создание сайта и получила предоплату. Предоплата – это еще не выручка, это просто деньги заказчика, который тот любезно предоставил веб-студии в пользование. Выручкой эти деньги становятся, только когда студия сдала сайт. Тогда этими деньгами можно с чистой совестью пользоваться.

Но собственник веб-студии этого не знал. Он обрадовался крупному заказу и закатил для своих сотрудников веселый корпоратив. Были квесты, смузи и музыка. А через пару дней позвонил заказчик: сказал, что в его компании жесткий кассовый разрыв, а раз студия еще не начала работу, деньги нужно вернуть.

Такого поворота собственник никак не ожидал

Запомните главное: считать прибыль нужно по выполненным обязательствам, а не по деньгам на счетах.

Зарывают прибыль в дебиторку и запасы

Бизнес может быть прибыльным на бумаге, а в реальности сидеть без денег. Так получается из-за того, что прибыль – это не обязательно деньги. У нее бывают и другие агрегатные состояния: дебиторская задолженность, запасы на складе. Прямо как у воды, которая может быть в виде жидкости, льда и пара. Суть одна и та же, но свойства разные.

Ошибки в финансах, которые ставят бизнес под угрозу

Дебиторская задолженность – это долги клиентов перед вами. Например, у вас типография и вы даете клиентам отсрочки платежа: выполняете заказ, а они оплачивают его через 15 дней. Когда вы сдали заказ, то фиксируете выручку – ведь свое обязательство вы выполнили. Но деньги за этот заказ вы еще не получили – они в дебиторке. Выручка есть, а денег нет.

С запасами аналогичная история. Их закупка – это не расход компании, а просто перевод актива из агрегатного состояния «Деньги» в агрегатное состояние «Запасы». Проблемы возникают, когда запасов становится слишком много, а зарплаты сотрудникам платить нечем.

Так было у одной компании по производству косметики: прибыль росла месяц за месяцем, а собственник слишком много денег вкладывал в пополнение склада, и потому постоянно попадал в кассовые разрывы. Хотя по отчетам компания богатела.

У активов на самом деле больше агрегатных состояний, чем у воды. Но в контексте этой ошибки больше всего проблем доставляют запасы и дебиторка

Не планируют траты и поступления

Типичная история: предприниматель увидел, что на счету стало много денег, и решил сделать благое дело – инвестировать их в развитие компании. Заказал новый сайт, который точно повысит конверсию. Начало хорошее. Продолжение – не очень.

Через неделю пришло время платить зарплаты – на это денег хватило. Потом за деньгами пришел арендодатель – ему тоже получилось заплатить. А когда бухгалтерия оповестила о том, что пора платить налог за квартал, денег на счетах уже не было. Привет, кассовый разрыв! Пришлось брать кредит, чтобы сотрудники не ушли.

Ошибки в финансах, которые ставят бизнес под угрозу

Собственник не попал бы в такую ситуацию, если бы вел платежный календарь. Это документ, в котором отражаются все планируемые поступления и траты. Он помогает заранее увидеть кассовый разрыв и не допустить его.

Фрагмент платежного календаря. 7 августа у компании 440 000 рублей на счете. Кажется, что можно потратить 300 000 рублей на сайт. Но платежный календарь предостерегает: это приведет к кассовому разрыву 11 августа

Затягивают сроки проектов

Прибыльный проект может утащить компанию в минус, если его сроки затягиваются. Бизнесу приходится нести больше расходов на обеспечение своей работы: зарплаты, аренду и так далее. Выручка, при этом, остается прежней.

Покажем на примере. Две ремонтные бригады получили одинаковые заказы с оплатой 500 000 руб.

Ремонтная бригада «Гепард» заранее договорилась с поставщиками материалов, тщательно спланировала работу, отрядила на проект обученных мастеров – и справилась за два месяца.

Бригада «Черепаха» решила: как потопаем, так и полопаем. Мастера никуда не спешили (а зачем, зарплату же платят), поставщики сначала затянули поставку, а потом привезли не те материалы. В итоге, на ту же самую работу ушло четыре месяца.

Казалось бы, ну потратила «Черепаха» больше времени – но доход-то тот же самый! Да. А прибыль меньше в четыре раза.

 Бригада «Гепард» заработала на 170 000 рублей больше. А ведь «Черепаха» эти дополнительные два месяца не могла брать новые заказы – это упущенная выгода

Знания в области финансов сами по себе не помогают бизнесу больше зарабатывать. В конце концов, это просто цифры в табличках. Но эти цифры дают информацию о состоянии бизнеса, его сильных и слабых сторонах. Грамотный предприниматель видит в цифрах деньги, которые он может заработать, и понимает, как это сделать.

Надеемся, эта статья поможет вам избежать необдуманных финансовых решений и спасти бизнес. А мы, в свою очередь, приведем клиентов из сети. Обращайтесь!

Илья Еремин
Автор: Илья Еремин
Все статьи этого автора
Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных