Рассылка по интернет-маркетингу:

Как достичь состояния «эврики»

16 Октября 2013 Другие авторы
Время чтения: 6 минут Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:

Слышали такое слово – эврика? Да-да, именно его кричал бегущий голышом по улице Архимед, которому было поручено измерить объем золотой короны царя Сиракуз – а ведь она была неправильной формы. А сколько людей кричало его, проснувшись? Да не пересчитать! Конечно, все помнят о Менделееве. Некоторые еще знают о немецком физике Кекуле, который открыл бензол, увидев во сне змею из шести атомов углерода. Я вам даже могу рассказать о гитаристе Rolling Stones Ките Ричардсе, который спал с гитарой и магнитофоном, чтобы записывать внезапные ночные озарения. Так вот, он однажды утром обнаружил на пленке запись вступления к будущему хиту группы, за которым следовала получасовая запись его храпа. Похоже, утро вечера и впрямь мудренее.

Всем этим историям внезапного озарения часто предшествовала так называемая «полезная пауза» – психологи называют ее инкубационным этапом креативного процесса, который следует за информационным. С вами такого не случалось? Не бывало, что решение какой-нибудь проблемы внезапно приходило вам в голову само по себе, когда вы о ней совершенно не думали – во время прогулки, чтения книг или чистки ботинок?

Перерывы – это не лень. Это полезно.

Есть несколько причин, по которым бывает очень полезно на время отстраниться от проблем. Все они связаны с особенностями нашего мышления. Однако давайте сначала определимся, как наше мышление НЕ работает.

Многие люди имеют достаточно странное представление о том, как происходит мыслительный процесс в нашем подсознании. Они полагают, что внутри нас живет этакая армия крошечных умников, которые ищут для нас выход из ситуации, пока мы заняты чем-то другим. В конце концов, один из этих умников придумывает замечательную идею, подкидывает ее в наше сознание и – вуаля! – у нас случается озарение.

К сожалению, на самом деле это работает совсем не так. «Полезные паузы» действительно полезны, но не потому, что внутри нас кто-то работает над вопросом, пока мы отдыхаем, а совсем по другим причинам.

Перезагрузка мозга

Наша память немного похожа на флеш-карту авторегистратора, которая записывает видео по кругу, стирая старые записи. Конечно, у людей все устроено сложнее, но мысли в вашей памяти так же пытаются вытеснить друг друга. Когда вы начинаете думать о проблеме, определенные идеи переходят на первый план. Вы замечаете их потому, что они: а) подходят к описанию проблемы и б) успешно вытесняют конкурирующие воспоминания.

Как только мысли консервируются в длительной памяти (так сказать, откладываются в долгий ящик), им становится очень трудно достучаться до вашего сознания, даже если они несут очень важную информацию для решения проблемы. Отсюда и случаются хлопки по лбу со всей силы: «Да как же я мог забыть?! Это ведь лежало на поверхности!» Да очень просто могли – это вы думаете, что все лежало на поверхности, а на самом деле бедная идейка изо всех сил ползла на эту поверхность, выбираясь из тысяч ваших спрессованных мыслей.

Ослабляйте напряжение в своей голове, а то ведь может и замкнуть

Инкубационный период работает не потому, что у вас есть своя армия маленьких умников, лезущих из кожи вон, чтобы найти ответ. Когда вы отстраняетесь от проблемы и переключаетесь на что-то другое, ваша память перезагружается. Те идеи, что все время крутились у вас в голове, отходят на задний план. А те мысли, что были отложены в долгий ящик, постепенно становятся более доступными. Если вы снова обратитесь мыслями к своей проблеме после «перезагрузки», у старых воспоминаний будет гораздо больше шансов достучаться до вашего сознания.

Под другим углом

Воспоминания и мысли в нашем сознании всплывают ассоциативно. Если вы не можете вспомнить, куда положили ключи от квартиры (а все-таки жаль, что на них нельзя позвонить, да ведь?), то нужно вспомнить, о чем вы думали или говорили в тот момент, и что вы делали при этом. Наши мысли ассоциируются у нас с жизненным опытом – подумайте об овощах, и вам вспомнится либо обед, либо огород, а не просто картинка морковки из учебника по ботанике. Подумайте о дискотеке, и вам вспомнится последняя вечеринка в клубе. Как это связано с вашей проблемой? Напрямую. То, как вы описываете ее, прямым образом влияет на то, какие мысли придут к вам в голову.

Часто, когда вы хотите найти решение проблемы, вы описываете ее достаточно конкретно и однобоко. Вы загоняете себя в рамки той области, к которой она имеет отношение. Другими словами, если вы пытаетесь изобрести велосипед, то думаете о колесах, педалях и руле. Однако когда вы делаете перерыв и отстраняетесь от проблемы, все конкретные детали блекнут, а ее описание постепенно меняется и становится более абстрактным. Вы можете перейти от мыслей о руле и педалях к идее движения за счет передачи усилия от педалей к колесам. Со сменой общего понимания проблемы меняются мысли и идеи, всплывающие в вашей голове. Это и приводит к озарениям.

Роль интуиции

Однако бывает так, что вы прикладываете все усилия, чтобы посмотреть на проблему под другим углом, но… никак не можете. Застреваете на одном месте. В таких случаях полезные паузы просто выводят вас в окружающий мир и позволяют столкнуться с огромным количеством вещей, не связанных с вашей проблемой. Вот одна из таких случайных встреч и может привести к озарению. Исааку Ньютону, например, просто яблоко на голову упало – и вряд ли это могло бы случиться в его кабинете.

Вы никогда не сможете выключить свой мозг на сто процентов, и какая-то часть его все равно будет помнить о нерешенном вопросе. Так вот, именно эта часть и будет фильтровать все ваши мысли и ассоциации, примеряя их к решению проблемы. Существует вполне закономерное правило: когда у вас есть цель, которую вы должны достигнуть, вы будете замечать вокруг себя вещи, которая могли бы вам в этом помочь. Например, если вам нужно отправить письмо (бумажной почтой – да, она все еще существует!), то вы начнете замечать почтовые ящики по дороге на работу, хотя они висели там со времен царя Гороха, просто раньше были вам не нужны.

По такому же принципу ваше бессознательное будет относиться к проблеме, которая требует творческого решения – автоматически увеличится вероятность того, что вы заметите что-то вокруг себя, что может помочь найти выход из ситуации. Вы же не думаете, что Архимед впервые в жизни залез в ванну, когда его озарило? Конечно же, нет. Просто он обратил внимание на тот факт, что уровень воды в ванне поднимается при погружении туда тела только тогда, когда перед ним поставили конкретную задачу измерения объема.

Так что в следующий раз, когда вы застрянете на одном месте – просто сделайте паузу. Несмотря на то, что внутри нас нет никакой армии Эйнштейнов, работающих, пока вы отдыхаете (а так хотелось бы!), перезагрузка мозга может оказаться очень полезной. Примите ванну, поспите, начистите ботинки – не найдете озарения, так хоть в порядок себя приведете. Это тоже полезно.

Автор: Зухра Тасалиева

Адаптация материала Арта Маркмана The Value of Taking a Productive Pause

Другие авторы
Статьи, которые опубликованы под категорией «Другие авторы», были написаны фрилансерами, с которыми мы когда-то сотрудничали, или коллегами, которые захотели написать для нас гостевой пост. Для удобства читателей мы объединили их в одну рубрику. Имя автора вы можете посмотреть в конце статьи.
Другие публикации этого автора
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу: