Маркетинг – он везде. Подаешь резюме – продаешь себя и свои способности. Залипаешь в интересном паблике – кидаешь ссылку друзьям, пусть припадают. Смотришь любимый сериал – и там герои ведут себя не абы как, а по digital-законам. Посмотрим, какими маркетинговыми инструментами пользуются герои «Игры престолов»!
Монетизируй то, что удается лучше всего
В жизни, как и в маркетинге, надо использовать самые сильные стороны. Берем рандомного бизнесмена. Если ему лучше всего удается выстраивать долгосрочные стратегии – вот пусть этим и занимается, а текучку отдаст заму. А может, он гений переговоров? Пусть сам общается с крупными клиентами и партнерами, все остальное можно делегировать.
В «Игре Престолов» многие герои знают себе цену, пестуют и монетизируют свои лучшие качества. Вспомним Маргери Тирелл. Хоть она и неглупа, основное достоинство рыжей чертовки – интересная внешность. Маргери знала силу своей красоты и стала женой короля. Беднягой Томменом она вертела как хотела и стала ему дороже, чем котятки. Немыслимо!
Попробуй демаркетинг
И наоборот: если спрос на товар очень сильно растет – придержи коней, остынь, возьми тайм-аут. Иначе последствия могут стать непредсказуемыми. Арья Старк специально сдерживала свою растущую женственность – сначала из страха быть обнаруженной, потом – по привычке. В результате все забыли, как выглядит меньшая дочь Неда Старка – тут-то она и нанесла ответный удар. За маму, за папу, за братьев – эта каша будет горькой!
Попробуй кросс-маркетинг
Объединяйтесь с партнерами! Перекрестный маркетинг – это когда кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. А если они создают тандем – становятся вдвое сильнее.
В «Игре Престолов» Ланнистеры объединяются с Тиреллами, чтобы вместе удержать Железный трон. Профит Ланнистеров понятен – в случае победы королем станет друг и союзник, а значит, будущее обеспечено. Ну а Тиреллы испокон веков примазывались к сильным, а не к неудачникам. Получается, обе стороны заинтересованы в сотрудничестве.
И комплексное продвижение
Причем продвижение в буквальном смысле: в течение семи сезонов «со всей земли, из гнезд насиженных» слетались к столице королевства представители разных кланов, чтобы сойтись в великой битве. В маркетинге так же: нужно продвигать свои товары и услуги по всем фронтам, по всем каналам – только так будет максимально эффективный выхлоп.
Интригуй и властвуй
Создал новый продукт – создай и интригу, подсади потребителей на иглу ожидания, как это сделали… нет, не Reebok, а ребята из дома Старков. Шли сезоны, Старков методично истребляли, но каждый раз кто-то из них многозначительно повторял: «Зима близко». И зрители томились в нетерпении, что же случится той зимой.
Или Джон Сноу в конце пятого сезона – жив он остался или мертв, Джордж Мартин бы его побрал?! Эту интригу и в хвост и в гриву использовали в рекламных кампаниях. Отечественный банк «Открытие», например, выпустил специальную карту с принтами из сериала. Один из главных вопросов-слоганов этой кампании – жив ли Джон?
Промо-ролик с животрепещущим вопросом
Изучай повадки партнеров
Даже не так – изучай психологию. Что может быть интереснее, чем анализировать мотивы других людей и понимать, почему они поступили именно так, а не иначе! Вот Серсея Ланнистер, например, не изучала. Опытная интриганка, она приближала к себе полезных людей и завлекала в свои сети, но забыла, что «в игре престолов даже самые незначительные фигуры наделены собственной волей и могут отказаться делать придуманные для них ходы» (так сказал Петир Бейлиш, к которому мы еще вернемся). На Его Воробейшестве она и прокололась. А все потому, что не раскусила мотивы серого кардинала Королевской гавани – он сам хотел власти не меньше, чем она. Ну и получила тюрьму и увлекательную прогулку по улицам города.
А Визерис Таргариен? Смазливый блондинчик, презрительно пфекающий на дикарей? Брат Матери драконов явно недооценил своих потенциальных партнеров. Дотракийцы готовы были брать штурмом Железный трон, но терпеть закидоны самовлюбленного индюка явно не собирались. Итог – прекрасная корона на голове Визериса. Золотая, жаркая, твоя.
Создавай креатив-контент
Необычные форматы прекрасно заходят в маркетинге. Взять наш блог: креативный контент (генератор тем для блога, стишки-порошки, игра CTA Rush, тесты – например, этот, этот и этот) пользуется популярностью. Оно и понятно: читателей надо периодически удивлять. Вот как Джон Сноу: долгие годы воины Ночного дозора опасались одичалых, а он, красавчик, сумел подружить два клана. Итог – и сам приблизил к себе свою любовь, и Дозор дополнительными бойцами обеспечил. Ведь в борьбе с белыми ходоками любые средства хороши.
Не лезь в чужой монастырь
Главный герой первого сезона, брутальный Нед Старк допустил распространенную ошибку начинающих маркетологов. Влекомый чувством справедливости, он северным медведем вломился в Королевскую гавань и начал наводить там свои порядки. Точно так же поступают новички, которые открывают с ноги дверь на незнакомый рынок, а потом удивляются, что ж конечность-то болит. А ты изучи ЦА, пойми ее боли, проанализируй, как играют конкуренты. Осмотрись, стань на рынке своим, а потом уже действуй. Иначе обязательно найдется какой-нибудь паршивец Джоффри, обладающий властью и принимающий жесткие решения. И слетит голова с плеч, и все зарыдают.
Разрабатывай стратегию
Главный интриган Семи Королевств Петир Бейлиш годами ждал исполнения своего плана. Этот хитрец ничего не делал спонтанно, без умысла – словно паук, он сплетал свою хитроумную сеть ради достижения цели – завоевания Железного трона. Женитьба на полусумасшедшей Лизе, опека над Сансой, помощь в объединении Тиреллов и Ланнистеров – все это звенья одной цепи. Точнее, ступеньки одной лестницы, о которой говорит Петир в беседе с Варисом:
Хаос – это лестница. Многие пытались взойти по ней, оступались и уже не пытались вновь – падение ломало их. Другим давался шанс взойти наверх, но они отказывались, продолжая цепляться за служение государству, своих богов или любовь. Все это иллюзии. Реальна лишь лестница. И можно лишь пытаться взойти по ней.
Применяй СТА – за Родину, за Станниса!
Вот этого добра во всех семи сезонах «Игры» навалом. Почти в каждой серии кто-нибудь да потрясает мечом и совершает призыв к действию – зовет в атаку, за родину, за Станниса. Нелишним будет напомнить правила эффективного СТА: информативность, убедительность, четкость призыва, ограничение во времени (сделайте это немедленно!), ништяки для пользователя, повторение – для лучшего эффекта.
Используй реферальный маркетинг
Отличная мысль – делать своих же клиентов амбассадорами бренда, чтобы по их рекомендациям в вашу секту вступали все новые и новые члены. О войске Дейенерис шла слава по всему Королевству, воины слушали легенды и мечтали служить под началом белокурой амазонки. Немалую роль в этом сыграл бедный Джорах Мормонт, которого Дейенерис с позором выгнала. Пожалуй, это самый преданный амбассадор, который без устали рассказывал историю драконьего войска встретившимся ему на пути.
Меняйся!
Нет ничего унылее, чем бренд или отдельно взятый бизнесмен, который увяз в прошлом и меняться не собирается. А зачем – и та-а-ак сойдет! Мир содрогается от новых веяний, яйца завоевывают «Инстаграм», Дудь просит Киселева снять штаны, а наш товарищ так и катается по жизни в прочном пузыре своего лампового мирка.
То ли дело Джейме Ланнистер! В начале первого сезона брат королевы показан нам отъявленным мерзавцем. Не отрываясь от любовных утех с родной сестрицей, он хладнокровно сбрасывает любопытного мальчишку из окна. Гнев богов на его голову – ну нельзя быть на свете подонком таким!
Но уже в третьем сезоне Джейме меняется – отрубленная рука творит чудеса, и тролль превращается в прекрасного эльфа. Зрители забывают все плохое и видят лишь светлый образ: мужественного справедливого воина. Полная перезагрузка личного бренда!
Размер – не главное
Я про Тириона, а вы что подумали? Обаятельный карлик показывает, что технические характеристики продукта не так уж важны. Иными словами, продать можно все что угодно (любого размера, цвета и назначения), главное – идеальный сервис. Вспомните, сколько женщин любило Тириона, и поплачьте. Силен!
Рекламируйся у микроблогеров
Толстяк Варис опутал всю Королевскую гавань сетью информаторов, которые рассказывали ему о каждой мелочи, что творится в государстве. Каждая такая пташка – по сути готовый микроблогер. О микроблогерах недавно рассказывала Проститутка Кэт (да, Катя написала уже две статьи для «Текстерры»!). Эти ребята, в отличие от топовых раскрученных блогеров, берут недорого, имеют постоянную преданную ЦА и самое главное – приносят вам в клювике ценную информацию о своих подписчиках - ваших потенциальных клиентах. Берите и пользуйтесь!
Хотите отлично разбираться в маркетинге и на раз-два видеть самые хитрые ходы? Тогда вам сюда – проходите онлайн-курсы от «Текстерры» и набирайтесь ума-разума. Инфа близко!