Контент должен восприниматься легко. Текст разбивают на абзацы. Изображения выбирают хорошего качества. Звук записывают чисто и громко.
Вы скажете, что не у всех есть деньги, чтобы купить крутой микрофон. И будете правы. Но разве только вливая деньги можно достичь хорошего качества? Послушайте этот отрывок:
Он был записан на диктофон телефона Sony Xperia C3, а отредактирован в Sony Sound Forge Pro 11.0. До обработки он звучал так:
Поэтому если вы собираетесь создавать контент, в котором присутствует аудио, нужно научиться его обрабатывать. И для этого нужно подобрать подходящий аудиоредактор.
Или вы можете просто купить дорогой микрофон.
Как выбрать программу для работы со звуком
Определитесь, для чего вам нужен аудиоредактор. Исходя из этого можно понять, какие функции нужны:
- Удаление шумов – программа определяет, какие звуки лишние, и удаляет их. Иногда требуется участие человека.
- Реставрация – для обработки виниловых пластинок, например. Можно убрать клики или шуршание.
- Эквалайзер – регулирование громкости разных частот. Например, в мужском голосе более выражены низкие частоты. Следовательно, они громче. Но если вы уберете все высокие частоты, останется только бубнеж. Уберете низкие – голос станет тихим и механическим. Нужен баланс.
- Эффекты: эхо, искажение, delay и прочее. Чаще всего используется в музыке, но можно и голос менять по своему вкусу.
- Запись или создание звуков.
- Изменение громкости.
- Удаление, перетаскивание, копирование, накладывание и другие подобные функции.
Если собираетесь записывать подкасты, аудио- или видеоуроки, достаточно будет самого простого – Audacity. А вот если вы хотите писать музыку, вам нужны сложные профессиональные программы вроде Cubase или Adobe Audition.
Чаще всего обработка аудио будет заключаться в том, чтобы удалить лишние паузы и дубли, удалить шумы, покрутить эквалайзер и наложить эффекты вроде реверберации или компрессора, поэтому не тратьте без необходимости время на изучение сложных программ.
Audacity
Бесплатный редактор для начинающих. Есть все необходимые функции, но без излишеств: эквалайзер, звуковые эффекты, запись, работа с дорожками, удаление шума и так далее. Можно даже импортировать MIDI-файлы.
С его помощью можно прилично обработать аудио. Если записываете подкаст, можете наложить голос на музыку, чтобы создать нужную атмосферу.
|
|
Этот аудиоредактор породил на своей основе несколько других программ, некоторые из них даже лучше самого Audacity, но такого распространения они не добились. Среди них и Wavosaur.
WavePad
В бесплатной версии WavePad доступен конвертер, редактирование mp3, нем можно реставрировать записи с кассет и пластинок, прожигать компакт-диски, загружать файлы с облака.
Можете установить платные плагины, которые расширят функционал. Например, позволят работать в мультитрековом режиме.
|
|
Sony Sound Forge
Одна из лучших программ. В ней есть практически все функции, которые нужны для профессиональной работы со звуком:
- эффекты высокого качества;
- встроенная MIDI-клавиатура с около 130 звуковыми банками;
- подключение плагинов и управление их порядком (цепь плагинов);
- создание сэмплов;
- работа с большинством форматов;
- запись аудио на диски;
- и даже создание скриптов для работы с аудио.
С ее помощью можно творить чудеса и создавать шедевры – любое удовольствие за ваши деньги. Заплатить нужно всего ничего – 22 тысячи рублей. Так что если вам не нужен такой функционал, лучше попробуйте что-нибудь более бюджетное.
|
|
Adobe Audition
Излюбленная программа вокалистов. И не зря – таких возможностей для обработки голоса нет нигде. К тому же, Adobe Audition отлично удаляет голос с дорожек, что позволяет сохранить «минусовку», а потом наложить свой голос.
Сначала вам дают бесплатный период на 30 дней, а потом приходится покупать подписку – почти 2 000 рублей в месяц.
|
|
Онлайн-редакторы
Если вам нужно обработать звук один раз, а потом забыть об этом на всю жизнь, то лучше воспользоваться онлайн-редакторами. Разумеется, их функционал редко дотягивает даже до Audacity.
- Audio Editor Online от Diktorov.net. Можно загрузить файл, обрезать его, сделать тише или громче.
- Vocaroo – запись с микрофона, регулирование громкости. Для этих же целей можно воспользоваться системным диктофоном.
- Soundation. Полноценный редактор для создания музыки. Уже есть заготовленные звуки, можно воспользоваться MIDI-клавиатурой и еще много чего. Работает на Flash, поэтому может подвисать, если работаете над большим проектом.
Онлайн-редакторов много, поэтому обозревать все особого смысла нет – они все практически одинаковые.
Что такое обработка в режиме реального времени
Вы заметили, что у Sony Sound Forge и Adobe Audition есть «обработка в режиме реального времени». Это самая необходимая функция для тех, кто проводит вебинары и часто переговаривается в Skype.
Суть функции в том, что вы выставляете настройки и накладываете эффекты не на готовый файл, а прямо во время записи. Вы можете не запускать запись, а просто менять настройки звучания.
В итоге слушатели получат уже обработанный звук без шумов и с нужными частотами.
Проблемы, которые нельзя решить обработкой
Обработка звука – не панацея. Иногда вытягивать звук приходится другими способами, которые зависят от проблемы.
Вы слышали когда-нибудь шум, похожий на металлический скрежет или хруст пенопласта? Если на ваших записях со звуком происходит что-то подобное, то у вас фонит микрофон. Возможно, где-то об корпус замыкает контакт, а может проблема в чем-то другом.
Нужно найти место замыкания и изолировать контакт. Если не помогло – заземлите микрофон. Чтобы сделать это, возьметесь за корпус микрофона. Тут три варианта:
- Поможет.
- Ничего не изменится.
- Станет только хуже.
Если у вас второй или третий вариант – купите другой микрофон.
Другая распространенная проблема – звук из-под воды. Вы говорите, но что-то с голосом не так. Как будто вы находитесь под водой. Скорее всего у вас отошли контакты на головке или штекере. Решение: если есть паяльник, почините, если нет – купите новый микрофон.
Нормальный микрофон не обязательно должен быть дорогим, потому что можно купить хороший вариант в пределах 1 000, 500 и даже 150 рублей. Этого качества вполне достаточно, если вы не записываете оперный вокал.
Третья причина самая коварная. О ней мы говорили в начале ролика – глухой голос. Связана она с тем, что вы говорите неуверенно или слишком тихо. Тут уже дело не обработке и даже не в микрофоне. А решится эта проблема только с практикой.
Заключение
Всегда есть способ создать качественный контент, для этого нужно только проявить творческий подход. У вас может не быть денег на дорогое оборудование или софт, но от этого ли зависит результат? Если вы никогда не играли на гитаре, то хоть вы будете играть на Gibson, хоть на «Марии» – результат не изменится.
Поэтому подумайте о том, чтобы поработать над дикцией, говорите уверенно и громко, практикуйтесь. И тогда вам, возможно, не придется обрабатывать аудио.