4 марта 2022 года Роскомнадзор решил заблокировать Facebook, а 11 марта 2022 – заблокировать Instagram. Если вы находитесь на территории России, скорее всего, обе соцсети для вас сейчас недоступны.
Но у нас есть несколько полезных материалов для вас.
(Для тех, у кого соцсети работают, – текст статьи ниже, под списком ссылок)
Telegram:
Как запустить канал в Telegram
5 способов монетизировать Telegram
Как сделать стикеры для Telegram: пошаговый гайд
«ВКонтакте»:
Как оформить группу или паблик «ВКонтакте»: самое полное руководство
Продвижение «ВКонтакте»: большая подборка советов и сервисов
Таргетинг «ВКонтакте»: полный гайд по настройке
«Одноклассники»:
Полезна ли для бизнеса соцсети «Одноклассники»
«Яндекс.Дзен»:
Канал на «Яндекс.Дзене» для малого бизнеса: чем это полезно
Как написать продающую статью для рекламы в «Дзене»
8 мифов о «Яндекс.Дзене» для бизнеса
Как вы выбираете клинику, в которую пойдете на лечение? Где находите того самого врача? Скорее всего, в интернете: это самый доступный способ быстро оценить качество услуг, узнать адрес учреждения и записаться на прием. Для медцентров и врачей с частной практикой интернет становится полем боя – нужно постоянно сражаться за внимание клиента. Рассказываем, как в этом поможет формирование личного бренда.
Зачем врачу личный бренд
Личный бренд – это образ, который вы проецируете в мир. За ним может стоять и принадлежность к определенной компании, и ваши навыки, и личные качества. По сути, каждый, кто заводит аккаунт в соцсети, уже строит личный бренд, даже если не занимается продвижением своих услуг.
Бренд может приносить и выгоду: потенциальными клиентами становятся тысячи людей, а среди ваших подписчиков может оказаться будущий работодатель.
Врачу личный бренд необходим также, как и любому другому профессионалу. Развитие в медийном пространстве позволяет выделиться среди конкурентов, сформировать устойчивый образ эксперта. К тому же, большинство пациентов предпочитают обращаться к врачу, чье имя на хорошем счету. Если личный бренд развивает руководитель клиники, он может вызвать повышенный спрос на услуги всех специалистов медицинского учреждения.
Личный бренд позволяет развиваться не только в профессиональном плане, но и в личностном, потому что идет общение с совершенно разной аудиторией. Зачастую именно подписчики подают идеи для постов или изучения определенной отрасли медицины. Например, когда у меня появился Instagram, я узнала, что такое превентивная (профилактическая) медицина, и освоила эту специальность.
Формирование положительного образа в соцсетях позволяет врачу получить ряд преимуществ:
- увеличить поток пациентов;
- повысить уровень дохода;
- сформировать авторитет в глазах администрации;
- вызвать интерес других работодателей;
- создать репутацию эксперта.
Для меня развитие личного бренда – это один из способов взаимодействия с аудиторией, получения обратной связи. Это помогает повышать профессионализм и мотивирует на самореализацию. Всегда нужно быть в курсе последних исследований, профессиональных новостей, повышать свою квалификацию, учиться, в том числе и у коллег. Для меня это главная выгода. Бренд развивает меня больше, чем я его.
Есть и коммерческая выгода: если людям нравится блог, они чувствуют твой профессионализм – запись на очные консультации заполняется очень быстро.
Как сформировать личный бренд в соцсетях
Личный бренд складывается из внешнего вида, личностных и профессиональных качеств, отличающих специалиста от конкурентов. Его основу составляет репутация, которую имеет врач, то есть то, что о нем говорят пациенты и коллеги.
Я бы выделила пять этапов.
Первый – понять необходимость формирования имиджа в социальных сетях. Уровень сопротивления у всех абсолютно разный, и молодым специалистам освоение Instagram и TikTok дается проще, чем докторам с большим бэкграундом. Вторым привычнее общаться в Facebook, что тоже хорошо и важно для продвижения, но относится скорее к профессиональному присутствию в медиапространстве, чем к работе над привлечением пациентов.
Второй − ответить на вопрос: «Чем я могу быть полезен миру?» Когда сформирован образ, определен архетип, роли, ключевые коммуникационные сообщения, tone of voice, можно приступать к третьему этапу – формированию контента и публикациям.
Четвертый этап заключается в том, чтобы следить за реакцией аудитории, увеличивать количество интересного контента и сокращать тот, который остался незамеченным.
Наконец, пятый, – это начало сотрудничества с врачами сопряженного профиля, проведение конкурсов, работа с блогерами, покупка таргетированной рекламы, то есть выход на сторонние ресурсы.
Правильно выбранный канал
Для начала необходимо проанализировать свою целевую аудиторию. Ею могут стать люди, которые уже столкнулись с определенными заболеваниями, пациенты, которые находятся в зоне риска, или, к примеру, ваши коллеги. В зависимости от получившегося портрета выберите канал для продвижения.
По данным Mediascope, в России соцсеть «ВКонтакте» лидирует во всех возрастных группах. Далее данные разнятся.
Среди юзеров в возрасте от 12 до 24 лет второе месте по популярности занимает Instagram (73 %), третье – Facebook (36 %) и четвертое – «Одноклассники» (34 %).
В возрастной категории от 25 до 34 лет после «ВКонтакте» также следует Instagram (66 %), но за ним идут «Одноклассники» (47 %) и Facebook (43 %).
Пользователи от 35 до 64 лет после «ВКонтакте» чаще проводят время в «Одноклассниках» (47 %), затем следуют Instagram (46 %) и Facebook (44 %).
Составляя портрет среднестатистического подписчика, проанализируйте также его место жительства, гендерную принадлежность, сферу работы, уровень дохода. Ориентируйтесь на эти данные, выбирая канал коммуникации с людьми.
Если контент рассчитан на пациентов, рекомендую одновременно делать ставку на такие соцсети, как Instagram и «ВКонтакте» – там очень активная аудитория.
Если имидж эксперта выстраивается для профессиональной аудитории, лучше использовать Facebook или Instagram.
Выбор канала во многом зависит от того, какую соцсеть предпочитает сам специалист, потому что для успешного продвижения личного бренда важен комфорт. Возможно, таких площадок окажется несколько. Аудитория соцсетей отличается, поэтому параллельное ведение площадок позволяет увеличить охват.
Во «ВКонтакте» я проводил много времени, поэтому там и начал писать посты. Мне нравится эта соцсеть возможностью прикреплять разные типы файлов, закрывать комментарии. Есть и другие фишки, из-за которых мне здесь удобно. Блог я веду параллельно еще и в Telegram, и в Facebook, чтобы охватить пользователей этих соцсетей.
До окончания университета я пользовался соцсетью «ВКонтакте». Потом пришел Facebook, где зарегистрированы мои коллеги. Instagram был интересен с точки зрения удобства обработки визуального материала, когда это еще не было частью бренда. Теперь эти площадки выполняют другую функцию.
Facebook успешнее за счет моих заграничных подписчиков, так как у меня много коллег и друзей за рубежом. Мы поддерживаем общение и часто встречаемся на международных конгрессах. Также Instagram. Хотя последний – моя любимая соцсеть.
Игнорировать другие площадки также не стоит. Например, за рубежом широко популярен сервис Pinterest, а в России врачи все чаще используют для продвижения TikTok.
TikTok набирает популярность в медицинской сфере
Для построения личного бренда я использую Instagram. Эта площадка, как и другие соцсети, является отличным инструментом улучшения связи «врач-пациент». С помощью постов пациенты знакомятся с врачом еще до визита в клинику, и, когда перед ними будет стоять выбор специалиста, они почти наверняка обратятся к тому, которого уже знают, пусть и заочно.
Для увеличения трафика целесообразно использовать разные площадки. Сейчас из Pinterest люди идут на наш сайт охотнее, чем из Instagram, хотя вторая сеть считается более популярной. Все потому, что в Pinterest посты «работают» около трех месяцев, в Instagram – намного меньше. «ВКонтакте» и Facebook дают примерно одинаковый трафик.
Какую бы соцсеть вы ни выбрали, аккаунт в ней позволит пациентам познакомиться с вами еще до визита в клинику. То, насколько успешным будет созданный вами образ, во многом зависит от наполняемости аккаунта.
Контент
Зная свою целевую аудиторию, вы можете разработать контент, который будет ей интересен. Расскажем, как лучше доносить информацию до пользователей.
- Выберите удобный для себя формат.
Если врачу легко записывать видео – отлично, потому что сейчас это самый популярный формат. В последнее время также набирают популярность подкасты (аудиозаписи), но можно просто писать посты. Важно, чтобы формат был комфортен для самого врача.
- Составьте контент-план.
Грамотно составленный контент-план позволяет не думать над тем, какой пост опубликовать сегодня, а какой – завтра.
Надо балансировать на грани между полезным и интересным. Не нужно спешить поделиться с читателями всеми своими знаниями, загрузить информацией – это утомляет. Достаточно делать три поста в неделю – по одному информационному, развлекательному (викторины, вопросы-ответы, загадки, конкурсы и т. п.) и личному (размышления на какие-то темы, истории, рассказы об опыте). Тут не обойтись без контент-плана.
Информационные посты тоже следует разнообразить. Не нужно концентрироваться на одной теме – лучше охватывать разные, чтобы все читатели могли найти что-то интересное для себя. При этом следует избегать продаж: люди реагируют на такие попытки очень негативно, меньше доверяют экспертам, которые пытаются таким образом подзаработать.
Идей для постов у работающего доктора всегда много. Это и истории из практики, и какие-то актуальные темы, и вопросы читателей.
Впрочем, есть и другая точка зрения.
- Прислушивайтесь к аудитории.
У начинающих блогеров иногда возникают проблемы с идеями. Общение с подписчиками позволяет их решить: чем постоянно отвечать на один и тот же вопрос в комментариях или личных сообщениях, лучше сделать пост на эту тему.
- Чередуйте экспертный и личный контент.
Экспертный не значит занудный. Врач должен давать информацию, которая будет полезна аудитории, но она не должна быть однообразной. Развлекательные и личные посты позволят этого избежать.
Маркетологи рекомендуют публиковать 30 % личной и 70 % экспертной информации. Если человеку некомфортно выкладывать личную жизнь, не надо.
В случае, если целевая аудитория – пациенты, отзывы и случаи из практики в аккаунте врача необходимы. При этом все публикации должны быть сделаны в рамках законодательства. В частности, нельзя указывать личность пациента, публиковать его фотографию без письменного согласия с его стороны, в противном случае это будет нарушением Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
Желательно хотя бы изредка публиковать посты на отвлеченные темы и рассказы о себе. Так подписчики понимают, что у врача тоже бывают проблемы, и у него также есть личная жизнь. Специалист, который решил развивать личный бренд, должен быть притягательным для своей аудитории.
За основу продвижения берется экспертность, а также базовые человеческие ценности специалиста. Я знаю пациентов, которые при равных компетенциях и стоимости лечения выбирали врача, основываясь на том, как он транслировал свои хорошие отношения с женой и детьми.
Подобные посты создают образ семьянина, счастливого в браке, что положительно влияет на личный бренд
При построении и продвижении личного бренда врача в социальных медиа необходимо не просто оставаться собой, но и в принципе найти свой формат: насколько врач готов показывать личную жизнь, какие у него будут «стоп-темы», то есть те, на которые он не будет писать или говорить в stories и эфирах (для кого-то это политика, религия, секс и т.д.). Не стоит кого-то изображать или копировать, делать то, что противоречит вашим принципам, потому что так не сформируешь свою аудиторию и при этом очень быстро выгоришь.
Важно не переборщить с подачей личной информации, потому что аккаунт хирурга, где основной контент составляют фотографии и посты из путешествий, мало что скажет о нем как о специалисте.
Могу выделить три направления работы, важные для формирования личного бренда в медицине.
- Выкладывать экспертный контент со ссылками на первоисточники: зарубежные клинические рекомендации, исследования, национальные руководства, рекомендации Минздрава и т. д. Так врач покажет уровень своих знаний.
- Делиться личной жизнью, так как это показывает, что врач тоже человек, и у него есть свои заботы. Это позволяет пациенту ассоциировать себя с ним.
- Общаться и дискутировать с подписчиками. Умение ответить и поговорить с читателем подкупает. Метод работает вкупе с рассказами о личной жизни.
- Найдите баланс между академическим языком и сленгом.
Владеть информацией мало. Надо грамотно ее подать. Обилие медицинских терминов может отпугнуть потенциальных пациентов, но будет уместен, если целевая аудитория врача – коллеги. Для пациентов стиль повествования должен быть доступным для понимания и с добавлением эмоций.
Полезные и увлекательные посты и stories говорят о высокой интеллектуальной подготовке врача, но с подписчиками нельзя общаться сухой медицинской терминологией. Это самая частая ошибка начинающих врачей-блогеров. Важно находить баланс между академическим языком и интернет-сленгом, юмором.
- Используйте рубрики и хештеги.
Сориентироваться в потоке информации вашим подписчикам помогут рубрики и хештеги. Можно придумать свой хештег или даже несколько, что облегчит подписчикам навигацию по аккаунту.
Для дополнительного привлечения читателей подойдут акции, которые лучше размещать в stories. Конечно, нельзя забывать о хештегах: они приведут новых читателей, а старым помогут быстро найти нужную информацию. Стоит позаботиться не только об употреблении распространенных хештегов, но и об уникальных – это важная часть личного бренда.
- Выберите тональность коммуникации.
Тон ведения блога во многом зависит от характера автора: у кого-то он мягкий, у кого-то более серьезный. Выражается он не только в постах, но и в манере общения с подписчиками.
Tone of voice очень важен, когда про научные исследования необходимо рассказать широкой аудитории. Академический «кандидатский» формат может прочитываться как надменность или холодность, поэтому можно посмотреть, как происходит «упаковка» научного контента в научно-популярных СМИ.
- Не занимайтесь саморекламой постоянно.
Даже если врач с помощью личного бренда хочет увеличить количество пациентов, постоянно рекламировать себя не стоит. Задача блога заключается в том, чтобы доказать профессионализм. Навязчивая реклама своих услуг, напротив, вызывает недоверие, отталкивает.
Самая частая ошибка – поверхностно рассказывать об услугах (для этого есть поисковые системы, где всегда найдутся более подробные статьи), постоянно продавать и хвалить себя. Каждый потенциальный пациент приходит за пользой и ответами на свои вопросы, а не за рекламой – важно об этом позаботится.
- Соблюдайте требования законодательства и правила соцсетей.
В Кодексе этики российского врача, утвержденном четвертой конференцией Ассоциации врачей России в 1994 году, прописано, что врач должен сохранить в тайне медицинскую и доверенную ему личную информацию. Он не вправе разглашать без разрешения пациента сведения, полученные в ходе обследования и лечения. В ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также говорится о существовании врачебной тайны.
Не стоит выкладывать личные данные пациентов и нарушать врачебную тайну; занимать высокомерную и желчную позицию; давать дозировки препаратов и прочие поводы к самолечению.
Если хотите рассказать историю из практики, возьмите письменное согласие пациента или попробуйте обойтись без упоминания личных данных клиента.
Визуал
Исследование Университета штата Канзас показало, что человек воспринимает 80 % смысла, который несет фотография, всего после 36 миллисекунд просмотра. Это значит, что именно визуальный контент выполняет роль «наживки» для пользователя в тот момент, когда он прокручивает ленту новостей. Если взгляд подписчика зацепился за картинку, скорее всего, он прочитает пост, нет – пролистнет ленту дальше.
- Публикуйте только те фотографии, которые поддержат ваш имидж.
Внешний вид – это визитная карточка человека. Врач, который небрежно накидывает халат поверх обычной одежды, вызывает меньший авторитет, чем тот, кто одет в современный медицинский костюм.
Чтобы образ вызывал доверие, надо выглядеть соответствующе. Например, врач-косметолог, работающий в сфере эстетической медицины, должен быть ухоженным. Холеный, привлекательный вид доктора в сочетании с демонстрацией профессионализма вызывает доверие. Никто не соблазнится «сапожником без сапог» – собственный внешний вид будет лучшей рекламой для косметолога. Чистый халат, стильный костюм, ухоженные руки – все эти детали имеют огромное значение.
При этом важно быть не просто одним из многих симпатичных медиков в сети, а подчеркнуть индивидуальность, найти свои «фишки». Какие-то уникальные стилеобразующие детали помогут доктору выделиться среди коллег и завоевать свою аудиторию.
Примеры оформления фотографий от врачей-блогеров
Опрятный вид – обязательное условие и для личных фотографий, выкладываемых в блоге. Публикуя их, важно также соответствовать создаваемому образу. Например, снимки, на которых присутствует алкоголь или сигареты, могут быть восприняты негативно, так как они противоречат представлению многих о том, что врач должен пропагандировать здоровый образ жизни. Возрастной аудитории могут не понравиться снимки, где врач демонстрирует пирсинг или татуировки.
Конечно, это довольно спорный вопрос. Ведь врачи – тоже люди, которые отдыхают и по-разному самовыражаются. Некоторые из них демонстрируют это в своих блогах и тем самым отсекают часть аудитории, которая не принимает мысль о том, что врач может загорать в открытом купальнике или сделать пирсинг.
Лента, основу которой составляют картинки из интернета, – тоже не лучший пример для подражания.
- Найдите свою «фишку».
Важно создавать качественные и необычные снимки, чтобы привлечь внимание пользователей соцсети. Единообразная обработка фотографий, повторяющиеся элементы тоже важны: в будущем они помогут подписчикам распознавать именно ваш контент, «выцеплять» его в ленте новостей.
Такую ленту ведет терапевт и пульмонолог Олег Абакумов
- Размещайте на снимках медицинские атрибуты.
Таким образом вы сможете повысить уровень доверия аудитории. В 2012 году это подтвердили австралийские ученые из Университета Кертина. Они опросили 168 добровольцев и выяснили, что 95 % предпочитают обращаться к врачам, которые носят фонендоскоп.
Какие именно медицинские атрибуты использовать в композиции, зависит от специализации врача
- Помните, что снимки должны соответствовать нормам «СанПина».
В погоне за красивыми кадрами женщина-массажист не должна демонстрировать длинные ногти, пусть даже ухоженные, а иммунолог, рассказывающий об опасности коронавируса и необходимости носить маску, но не имеющий ее на лице, рискует создать себе отрицательный имидж.
- С осторожностью выкладывайте фотографии «до/после» и снимки со спорным контентом.
Визуальный ряд выстраивать можно по-разному: фотографии, инфографика, тематические рисунки. Если вы выбираете фото-контент, рекомендую пригласить профессионального фотографа для проведения фотосессии в фотостудии или клинике.
Фотографии «до/после» нужны, поскольку показывают результат работы специалиста и повышают доверие к нему со стороны подписчиков, но подать такие фотографии нужно красиво, чтобы блог выглядел эстетично.
Не рекомендую выкладывать фотографии из операционных с операционной раной. Социальные сети строго отслеживают контент, который может расценить как «потенциально неприемлемый». Такие снимки и видео наверняка будут заблокированы.
Правила во «ВКонтакте» содержат ряд ограничений. Например, важно следить, чтобы посты и снимки сексолога или пластического хирурга не были признаны вульгарными и непристойными.
В Facebook правила разделяют изображения раненых или мертвых людей в медицинских учреждениях и вне их. В первом случае, если на снимке видны, допустим, внутренние органы, добавляется экран с предупреждением, что контент может оказаться шокирующим. Во втором случае можно попасть под блокировку. Также в этой соцсети необходимо быть осторожным с публикацией обнаженных тел и сцен, поощряющих жестокость.
Руководство сообщества Instagram подчеркивает, что публиковать можно только подлинные материалы. Снимки, взятые из интернета, запрещены. Сложно будет опубликовать и использовать в рекламе фотографии тела – Instagram против привлечения внимания к особенностям и «недостаткам» тела.
Фотографии «до/после» показывают уровень мастерства наглядно, но для их публикаций надо соблюдать два условия. Во-первых, необходимо иметь письменное согласие пациента на публикацию снимка. Во-вторых, следует помнить про эстетичный вид ленты подписчиков.
Не каждому захочется видеть в ленте новостей больные зубы или ноги с варикозом. Это не значит, что стоматологам, флебологам, пластическим хирургам нельзя выкладывать фотографии своих кейсов, просто делать это надо эстетично. Например, оформив в видео-ролик и сделав заставку в общем стиле медицинского блога.
- Выкладывайте только качественные фотографии.
- Используйте картинки из фотостоков с осторожностью.
Для оформления постов можно использовать фотобанки, среди которых немало бесплатных. Это разбавляет визуальный ряд. Но оформлять ленту только снимками из фотостоков – не лучшее решение.
Идеально регулярно устраивать фотосессии, чтобы лента была красивой, но у меня не всегда есть время этим заниматься, поэтому часть моих постов – это картинки. Плюс, такое оформление облегчает поиск информации в ленте.
- Придерживайтесь единого стиля в оформлении.
Единый стиль привлекает внимание и вызывает желание прочитать посты
Продвижение аккаунта – всегда уравнение с несколькими неизвестными. У медработника и аудитории могут очень сильно отличаться представления относительно того, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что страшно. Это важно понимать. Например, фотографии медицинских случаев чаще всего интересны самому автору и его коллегам. Это может показаться противоестественным большей части аудитории. Необходимо это учитывать.
Экспертность
В социальных сетях показателями экспертности зачастую является количество подписчиков и харизма. Яркая личность, имеющая большую аудиторию, привлекает к себе внимание, и в результате люди часто обращаются к врачам, профессионализм которых вызывает сомнение.
На одной харизме в медицине далеко не продвинешься. Безусловно, она способствует появлению новых клиентов, а вот с удержанием и повторным визитом могут возникнуть проблемы. Здесь важно иметь настоящие отзывы, а также уметь работать с негативными. Ведь до принятия решения о визите в клинику клиент обязательно прочтет их в интернете.
Клиенты часто выбирают непрофессионалов по нескольким причинам.
Первая – цифровизация дала возможность всем, кто хочет, рассказывать о себе в соцсетях. Многие псевдоэксперты умело этим пользуются, накручивая подписчиков, лайки.
Вторая – людей привлекают уверенные в себе. Приятнее смотреть и вдохновляться человеком, который ничего не боится, легко добивается успеха и много зарабатывает, чем на скромного и невнятного. Увы, квалифицированные специалисты часто скромно делают свою работу и не кричат об успехах на каждом шагу.
Третья – все хотят быстрого результата, а псевдоэксперты как раз его и обещают. Зачем спрашивать о квалификации, если чувствуешь облегчение, уже прочитав посты?
Четвертое – когда люди сталкиваются с бюрократией и неуважительным отношением в больницах, а такое, к сожалению, бывает, они просто хотят найти специалиста, который поможет без лишних сложностей.
Как же показать свою экспертность?
- Пропишите опыт работы и наиболее значимые достижения в «шапке» профиля или stories.
За более подробной информацией можно направить подписчиков на свой сайт
У некоторых врачей нет клинического опыта. Они начитались, наслушались лекций, вебинаров и притворяют идеи в жизнь, перекраивая полученную информацию на свой лад. Когда теоретические знания накладываются на клинический опыт, это видно, и только тогда можно говорить об экспертности. В медицине крайне важно иметь стаж.
Доказать стаж можно с помощью поста о предыдущих местах работы, стажировках, прикрепив документы, фотографии, подтверждающие слова. Можно также собрать старые отзывы пациентов.
Важно разместить в интернете свою медицинскую лицензию, дипломы, осветить участие в профессиональных конференциях и выставках, упомянуть стаж и уровень клинической практики, показать выполненные работы и отзывы пациентов.
Компетентные специалисты часто не проявляют себя в интернете. Не понимают, зачем и как это делать.
- Не забывайте подтверждать свой профессионализм.
Выложить фотографию диплома о получении медицинского образования недостаточно. Медицина, как и любая другая наука, постоянно развивается, и пациенты больше доверяют врачам, которые продолжают повышать свой профессионализм: участвуют в конференциях, проходят курсы и т. д.
Любую экспертность в интернете необходимо подтверждать дипломами о профильном образовании, статьями с публикациями научных работ и комментариями в СМИ по своей специальности. Можно подавать заявки на участие в медицинских конференциях в качестве спикера и в онлайн-формате, а потом рассказывать об итогах своим подписчикам.
Регулярное улучшение умений и навыков, получение новых знаний вызывает доверие аудитории.
Сильный якорь для продвижения – это владение новой информацией. Тот, кто владеет передовыми данными относительно заболеваний лечения, следит за опытом зарубежных коллег, имеет бонус.
Публикуя сведения о пройденных курсах, стоит понимать, что не все подписчики разбираются в их значимости. Поэтому не забывайте сопровождать такие публикации комментариями о том, как полученные знания помогут вам на практике.
Выкладывать дипломы и сертификаты, рассказывать о регалиях нужно с точки зрения пользы вашей целевой аудитории. Если целевая аудитория врача – пациенты, следует не просто выкладывать снимки полученных дипломов, а рассказывать, как приобретенные знания помогут в постановке диагноза и лечении. Если целевая аудитория – коллеги, хорошо рассказывать об участии в профессиональных мероприятиях, поднимать темы, приводящие к дискуссии и вовлечению ваших подписчиков.
Коммуникация с подписчиками
- Публикуйте отзывы пациентов.
Работа с отзывами – важная часть продвижения в интернете. Можно выкладывать их в ленте новостей, но лучше, если часть из них будет закреплена в посте или добавлена в актуальные Stories. Во «ВКонтакте» можно создать обсуждение.
Положительные отзывы реальных пациентов будут иметь больший вес, чем дополнительный диплом об образовании. Дело в том, что в качество российского образования население нашей страны верит все меньше. В данном случае живые примеры, о которых громко говорит врач, очень важны.
Важно помнить, что пациенты смотрят не только на содержание отзыва, но и на ответ врача. Поэтому не игнорируйте комментарии! За хороший отзыв стоит поблагодарить, а негативный требует отработки.
В интернете есть иллюзия вседозволенности. В реальной жизни большинство людей никогда не позволят себе негативные высказывания о личности человека, а в социальных сетях это сделать легче. Врачу важно научиться отвечать на негативные комментарии под постами, следить, чтобы обсуждение не превращалось в базар, вовремя блокировать хейтеров. Нельзя позволять оскорбительным комментариям оставаться в ленте, как и их авторам – в блоге.
Иногда ответ специалиста может смягчить гнев недовольного пациента и даже привести к написанию дополнительного отзыва, уже позитивного.
Однако негативные отзывы бывают разные, и оставляют их не только пациенты. Если недовольство выражает другой специалист, некоторые врачи-блогеры предпочитают не спорить, а молча закрыть тему.
Негативные комментарии, безусловно, бывают. Как ни странно, они чаще всего исходят от людей с медицинским образованием и продиктованы не правильностью изложения материала, а личным отношением и жизненной позицией. Я не считаю необходимым поддерживать такую дискуссию. Ответить – это этикет, но все достойны своего мнения, и, если я вижу, что оно ошибочно, стараюсь не вступать в дискуссию.
Среди отзывов бывают также фальшивые, и удалять их – не всегда лучшее решение. Если это будет замечено, потенциальные пациенты могут воспринять такой шаг, как то, что врачу есть, что скрывать.
- Отвечайте на вопросы подписчиков.
- Проводите опросы.
Разобраться, какие темы пользуются наибольшей популярностью у аудитории, можно не только по количеству лайков и комментариев. Можно спросить об этом самих подписчиков в stories. Такой метод коммуникации поддерживает обратную связь и позволяет понять, какие темы волнуют аудиторию больше всего.
Первое, что необходимо сделать эксперту, да и любому собеседнику, – это поинтересоваться другим человеком. В этом плане прекрасно работают опросы о том, какие темы наиболее интересны аудитории. При этом можно совместить письменный опрос в клинике, в которой практикует врач, с опросом в социальных сетях. Instagram и Facebook позволяют это сделать в том числе в Stories, что увеличивает просмотры и повышает интерактив.
- Проводите прямые эфиры.
В соцсетях существуют разные инструменты, которые позволяют «быть ближе к аудитории». Например, в Instagram – это прямые эфиры, которые показываются подписчикам аккаунта. Их преимущество – двусторонняя связь. Главное – заранее сделать анонс и попросить оставлять вопросы в комментариях.
Во «ВКонтакте» можно проводить трансляции. Правда, они выводятся в рекомендации пользователей. С одной стороны, это позволяет анонсировать трансляцию большему количеству людей, с другой, охват может включать и нецелевую аудиторию.
Трансляции на Facebook позволяют общаться в прямом эфире, отвечать на вопросы и проводить виртуальные мероприятия. Информация о том, что вы проводите прямой эфир, также появляется в лентах новостей подписчиков.
Во время проведения прямых эфиров надо быть готовым к разного рода вопросам.
Интересное видео по теме: «Как построить личный бренд с нуля за 15 шагов»
Продвижение
Важно понимать, что продвигать личный бренд требуется постоянно. Делать длительные перерывы недопустимо, так как за время простоя подписчики могут вас забыть и даже отписаться. А это значит, что построение бренда придется начинать «с нуля».
Сложность в том, что нельзя останавливаться, нужно постоянно быть «на связи»: развивать блог, общаться с аудиторией (которая все время расширяется и это требует больше времени), участвовать в социальных проектах, выступать. Многим это не под силу, потому что это лишь часть жизни, и нужно успевать делать все остальное.
Реклама медицинских услуг содержит ряд законодательных ограничений, и потому важно четко следовать всем инструкциям и правилам. В частности, она регулируется Федеральным законом «О рекламе» и письмами и рекомендациями Федеральной антимонопольной службы.
Любое продвижение начинается со стратегии, составляется карта каналов коммуникации на основе media mix модели PESO (paid earned shared owned). Приоритет лучше оставить за собственными каналами: сайт, блог, социальные сети, журнал, подкаст клиники и т.п.
В сложных медицинских услугах всегда требуется подробное разъяснение, образовательная работа. Например, почему клиника выбирает определенный вид анестезии, и почему имплантология подразумевает процедуру в несколько этапов (в большинстве случаев). Все это надо рассказывать подробно, чтобы снять страх у пациента и работать с возражениями.
Контент-маркетинг позволяет эффективно решать задачи по удержанию клиентов и формированию программ лояльности.
Традиционные методы рекламы
Не стоит забывать про традиционные методы: буклеты, вывески, визитки и т. д. Этот способ прекрасно дополняет «сарафанное радио» и помогает довольным клиентам рекламировать понравившегося специалиста среди своих друзей, знакомых и родственников. Одно дело – создавать положительный образ врача на словах, а другое – сразу предоставить его контактные данные.
Главное – понимать, как отреагируют на вашу рекламу потенциальные клиенты. Иначе можно получить обратный результат.
Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда хорошие специалисты не могут грамотно сформулировать свои преимущества. Например, стоматология попросила меня в рекламной кампании сделать акцент на то, что участились случаи летального исхода на кресле стоматолога, поэтому нужно посещать одного семейного доктора и не рисковать здоровьем. Такой посыл отбил бы у людей все желание в принципе идти к врачу, а не простимулирует к посещению именно их стоматологии.
Таргетинг
Во время продвижения необходимо использовать SMM-инструменты, наиболее эффективным из которых является таргетинг. Особенности его запуска зависят от используемой площадки.
Прежде чем рекламное объявление будет опубликовано «ВКонтакте», оно проверяется на предмет соответствия законодательству РФ и Правилам размещения рекламных объявлений. Проверяется изображение, текст, настройки объявления, а также все материалы рекламируемого сайта или сообщества.
Лекарственные средства, биологически активные добавки, медицинские изделия, медицинские услуги и учреждения, косметические средства и косметологические услуги относятся к товарам и услугам, реклама которых содержит ограничения. Для ее запуска необходимо соблюсти ряд условий и предоставить определенные документы.
Правильно настроенная реклама в соцсетях может в разы увеличить продажи. В нашем учебном центре TeachLine преподаватели из TexTerra учат не просто механике работы с кабинетами, но генерации эффективных кампаний с момента создания идеи рекламы до аналитики. Подробнее о курсе можно почитать здесь.
Так, для рекламы лекарственных средств в настройках оформления необходимо поставить галочку напротив слов «Имеются противопоказания». Список документов зависит от того, что именно вы планируете рекламировать.
Товары, продаваемые на Facebook, должны соответствовать нормам сообщества этой соцсети, а товары, продаваемые в Instagram, – руководству сообщества Instagram
Реальные подводные камни – это невозможность рекламировать любые работы до / после (Facebook запрещает этот формат рекламы), демонстрировать акценты на конкретных частях тела и проблемах человека, заявлять, что это гарантированно их решит.
Проведение рекламных акций
Этот маркетинговый ход позволяет не только привлечь новых клиентов, но и получить прибыль. Он предполагает предложение скидок, бонусов, которые актуальны только в определенный промежуток времени. Например, на праздники.
Согласно закону «О рекламе», запрещается только проведение акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.
Большое значение для продвижения также приобретают тактические промо-акции: рассрочка на имплантацию, лечение под общим наркозом, пожизненная гарантия, современная анестезия, круглосуточная помощь, лечение под микроскопом при покупке определенной услуги, лечение кариеса без сверления (лазером), уникальный материал/оборудование, технология.
Полезным будет и проведение бесплатных онлайн-консультаций для подписчиков, так как это может стать хорошей рекламой врача. Они представляют собой удаленное общение врача с пациентом, и проводить их можно из любого населенного пункта. Для организации процесса используется видео- и аудиосвязь, а также переписка в наиболее популярных мессенджерах. Главное – не переборщить.
Иногда можно проконсультировать кого-то бесплатно – это своеобразный вклад в лояльность аудитории. С другой стороны, злоупотреблять бесплатными консультациями нежелательно, поскольку люди обычно не ценят то, что им досталось даром.
Реклама у других блогеров
Работа с инфлюенсерами – еще один эффективный инструмент продвижения. Лидеров мнений можно искать вручную, а можно использовать специальные сервисы.
Выбор блогера во многом зависит от вашей специализации. Пластическому хирургу найти инфлюенсера для продвижения может быть легче, чем проктологу. Если вы не знаете, блогера какого направления выбрать, можете попробовать рекламу у других медиков.
Реклама в СМИ
По закону «О рекламе», можно рекламировать медицинские услуги, медицинские изделия и лекарственные средства, но есть ряд ограничений. Например, лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту, можно рекламировать только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и подобных мероприятий, в специализированных печатных изданиях.
Даже реклама допустимых препаратов и услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Размер такого предупреждения должен составлять не менее 5 % рекламной площади.
Исключение – специализированные мероприятия и печатная продукция, предназначенная для медиков.
Для продвижения будут полезны комментарии в СМИ. Имеет смысл обратить внимание на профильные медицинские СМИ. Кроме того, многие lifestyle-издания сегодня уделяют медицине большое внимание, и там ваши комментарии могут быть востребованы. Важно помнить о последнем приказе Минздрава о согласовании комментариев медицинских работников по теме коронавируса.
Не так давно на площадке «Яндекс Q» появились тематические сообщества, где можно отвечать на вопросы читателей по своей теме.
Как продвигать личный бренд в условиях пандемии
Коронавирус внес свои коррективы в работу медицинских учреждений. Многие были перепрофилированы на прием неотложных и экстренных пациентов, больных COVID-19, какие-то на некоторые время закрылись.
Я пыталась вести онлайн-консультации, но они мне даются тяжело, потому что я врач очного приема. Для меня принципиально важно видеть пациента перед собой и проводить осмотр перед постановкой диагноза.
Затронул коронавирус и продвижение врачебных блогов, особенно вирусологов, пульмонологов, иммунологов.
В начале апреля была обновлена законодательная база в части статей 207.1 и 207.2 УК РФ за публичное распространение заведомо ложной информации под видом достоверной. Это значит, что все материалы о коронавирусе должны соответствовать действительности, не вводить в заблуждение читателя и не обещать излечение от COVID-19 имбирем или гомеопатией.
Мы все помним, как в период первой волны пандемии по родительским чатам гуляли анонимные голосовые сообщения от псевдоврачей с фейковой информацией о чипировании и другими конспирологическими вбросами.
Первыми на службу фактчекинга откликнулись Facebook, Twitter и Google. Они стали помечать непроверенный контент специальными плашками с предупреждением о том, что официальную информацию можно найти на сайте ВОЗ. Далее к борьбе присоединился Яндекс.Дзен, отфильтровывающий подозрительные дискуссии на своей площадке.
Безусловно, это пессимизирует выдачу медицинских блогов в поисковиках, но является качественным фильтром. Если доктор, который не имеет отношения к вирусологии, пульмонологии, иммунологии начинает активно комментировать проблематику коронавируса, подачу можно расценивать как спекуляцию на трагедии ради собственного пиара.
Многие врачи так или иначе поднимали тему пандемии в своих блогах.
Есть мнение, что после пандемии ведение личных блогов врачей изменится навсегда.
Требования общественности к контенту станут еще более серьезными, и мы будем тщательнее отслеживать следующие критерии:
- нейтральная тональность (без паники и негатива);
- отсутствие кликбейта в заголовках;
- отсутствие фейковой информации;
- проверка научным сообществом любой медицинской гипотезы;
- этичное обращение к читателям, пациентам, партнерам;
- наличие подтвержденных фактов и ссылок на материалы, оригинальные источники.
Резюме
Прежде чем начать выстраивать личный бренд, врач должен определиться с целью. Задать самому себе вопрос: «Зачем мне это надо?».
Кто-то хочет увеличить поток пациентов, и, как следствие, повысить доход и/или повысить свой авторитет в глазах администрации медицинской организации, в которой работает. Кто-то намерен создать себе репутацию эксперта среди коллег. Кому-то хочется просвещать пациентов или делиться знаниями с молодыми специалистами.
Есть специалисты, которым построение личного бренда неинтересно. Когда администрация медицинской организации пытается назначить такого врача «звездой» и начать его продвигать, эксперимент обречен на провал. Личная вовлеченность врача в построение бренда обязательна.
Личный бренд развивают представители всех сфер, и все больше врачей понимают его необходимость. Но для того, чтобы он формировался не стихийно и не только среди пациентов определенной поликлиники, следует приложить усилия: повышать свой профессионализм и быть активным в медийном пространстве.
Для продвижения в соцсетях необходимо:
- определиться с целью;
- понять, в чем заключается ваша уникальность;
- проанализировать целевую аудиторию;
- выбрать каналы для развития;
- проанализировать конкурентов;
- регулярно наполнять площадки качественным контентом;
- следить за визуалом;
- не останавливаться.
Сначала я делился медицинской информацией на своей странице во «ВКонтакте». Люди подписывались на мой аккаунт и просили создать сообщество. Так появились «Заметки детского врача». Сейчас в группе более 159 000 участников.
Это просветительская площадка. Прямой выгоды от нее я не получаю, так как ни разу не размещал рекламу. Известность позволяет сформировать высокий спрос и иметь более высокую стоимость приема, чем у коллег.