счетчик Яндекс.Метрики

Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как влиять на поведение пользователя на разных этапах воронки продаж Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Еще недавно главной задачей дизайнеров было создание красивых интерфейсов, и многие были уверены, что это автоматически приводит к росту конверсии. Однако реальность показала, что на конверсию влияет не столько эстетика, сколько удобство для пользователя — насколько ему понятно и легко взаимодействовать с сайтом или приложением.

Если раньше заказчики приходили к нам с запросом «сделайте красиво», то теперь все чаще запрос звучит так: «у нас есть трафик, подскажите, почему нет конверсии». Многие понимают, что причину неработающей системы нужно искать именно в плохом пользовательском опыте.

Как влиять на поведение пользователя на разных этапах воронки продаж

Артем Алейник

руководитель UX/UI направления TexTerra

Почему красивые сайты не всегда продают

Исследование немецких ученых, представленное на конференции ACM CHI* в 2023 году, показало: в первые секунды эстетичный дизайн воспринимается пользователями как удобный, даже если это не так. Причина — красивую картинку нам легче визуально обработать. Когда же мы начинаем глубже взаимодействовать с эстетичным, но неудобным интерфейсом, иллюзия быстро рассеивается — и красивый дизайн перестает нас привлекать.

* Ежегодная конференция ACM CHI считается одной из самых рейтинговых конференций в области компьютерных наук.

Вот почему красивый дизайн — отнюдь не гарантия продажи. Если сайт неудобный или его логика непонятна, пользователь поведет себя предсказуемо — он уйдет, сразу или чуть позже.

Маркетологи привыкли опираться на цифры: трафик, охваты, конверсии. Анализ поведения пользователей помогает связать эту сухую аналитику с реальностью. Почему потенциальный клиент ушел с лендинга через 8 секунд, почему кликнул на третий экран, а не на первый, почему не увидел кнопку, хотя она есть?

Разложим эти ситуации по этапам воронки продаж и посмотрим, где и как теряются посетители сайта.

Покажем, где теряются ваши лиды, поможем это исправить
UX-АУДИТ САЙТА

Холодный трафик: как не потерять клиента за первые 10 секунд

Пользователь, который впервые зашел на сайт из рекламы, рассылки или поиска, еще ничего о вас не знает. У него нет доверия к бренду и мотивации изучать ресурс дольше пары кликов. Любая сложность на пути — и вот он уже уходит на другой сайт.

Поведенческая аналитика «холодного» пользователя:

  • высокий bounce rate (отказы выше 60-70%) — пользователь не находит интересной «зацепки» и поэтому сразу закрывает вкладку;

  • низкий показатель времени на сайте (меньше 10-15 секунд) — даже не успевает дочитать заголовок;

  • слабый охват лид-магнитов — не реагирует на спецпредложения, потому что они плохо заметны или не соответствуют его ожиданиям;

  • просмотр 1-2 страниц — структура сайта не вызывает интереса двигаться дальше;

  • низкий CTR на баннеры и кнопки — офферы не цепляют или элементы интерфейса теряются.

Причина «плохого» поведения пользователя на сайте почти всегда в первом экране: если он не дает четкий ответ на вопрос, что это за компания и чем она может быть полезна, человек закрывает вкладку.

Пример: маркетологи интернет-магазина дизайнерских футболок RIPT Apparel провели А/В-тестирование кнопок CTA и сравнили эффективность черной малозаметной кнопки и контрастной зеленой. Тест показал, что после изменения цвета кнопки на зеленый конверсия сайта выросла на 6,3 %.

Сравнение черной и зеленой кнопки CTA на сайте RIPT Apparel

Пример A/B-теста в интернет-магазине футболок: замена незаметной черной кнопки на контрастную зеленую увеличила конверсию на 6,3%

Позже компания сделала еще один редизайн. Сейчас кнопка оранжевого цвета и расположена обособленно от фото товара, что делает ее вполне заметной и кликабельной. Для большего удобства пользователей дизайнеры убрали с фото отвлекающий фон и добавили возможность увеличения по клику.

Современный дизайн карточки товара RIPT Apparel с оранжевой кнопкой

Редизайн карточки товара RIPT Apparel: большая оранжевая кнопка CTA, минимум отвлекающих элементов и удобное увеличение фото

Частые ошибки

Чаще всего UX-ошибки можно увидеть в мобильной версии сайта. Если у компании основная масса пользователей приходит со смартфонов, то на поведение этой аудитории на сайте серьезно влияют следующие ошибки:

  1. Отсутствие ясного оффера — пользователь не понимает, чем занимается компания и какую выгоду он получает;

  2. Кнопка «В корзину» или «Купить» не фиксируется на экране и пролистывается, если пользователь скроллит страницу;

  3. Первый экран перегружен второстепенными элементами, которые отвлекают внимание пользователя от менее заметной кнопки CTA.

Рекомендация: первый экран должен работать как лифт-питч — сразу объяснять ценность продукта и вести к действию. Здесь важно тестировать первые секунды взаимодействия на сайте: именно в этот момент человек решает, останется он с вами или уйдет к конкурентам.

Теплый трафик: почему пользователи застревают в середине воронки

Теплый трафик — это люди, которые уже знакомы с брендом. Они заходили на сайт, подписаны на рассылку, проявляли интерес, но пока не купили. Теплые пользователи могут потерять свою лояльность не потому, что у вас кнопка CTA съехала на второй экран, а потому что логика интерфейса мешает им двигаться дальше.

Сигналы аналитики поведения пользователя для теплой аудитории:

  • низкая конверсия с карточки товара или услуги — много просмотров, мало целевых кликов;

  • брошенные корзины — товар добавляют, но заказ не оформляют;

  • низкий CR с лендингов и форм захвата — пользователи выходят в середине воронки;

  • негативные отзывы о процессе заказа платных или получения бесплатных продуктов — через опросы, чат-бот или NPS.

Все это может говорить о том, что у вас сложно выстроен путь к заказу продукта — пользователь не может найти нужную информацию и не понимает, что делать дальше.

Пример: в книжном интернет-магазине посетителю приходится совершать лишние действия в карточке товара, чтобы посмотреть всю информацию — нажимать отдельно на кнопки «Описание», «Иллюстрации», «Отзывы». Маленькая кнопка «В корзину» незаметна под крупными цифрами цены.

Карточка товара с вкладками «Описание», «Иллюстрации», «Отзывы» и маленькой кнопкой «В корзину»

Пример перегруженной карточки товара: лишние клики по вкладкам и малозаметная кнопка «В корзину» мешают пользователю принять решение

На сайте другого книжного магазина все под рукой — достаточно проскроллить мышкой вниз. Не нужно совершать лишних нажатий, а кнопка «Купить» сразу бросается в глаза.

Карточка товара с доступной информацией и заметной кнопкой «Купить»

Пример удачного UX-решения: информация в карточке легко просматривается при скролле, кнопка «Купить» заметна и стимулирует к действию

Частые ошибки

Эти ошибки влияют на поведение клиента на сайте в тот момент, когда он уже явно проявил интерес к вашему продукту:

  1. На экране одновременно показываются две разных цены — стоимость одной единицы товара и итоговая сумма заказа;

  2. Незаметные CTA на карточке — например, кнопка «В корзину» теряется среди характеристик товара;

  3. Непонятные условия цены, доставки или скидки;

  4. Сложный поиск или каталог — нет фильтров, сортировка ограничена только ценой.

Рекомендация: сортировка только по алфавиту или цене ушла в прошлое, необходимы фильтры, которые упростят поиск по каталогу и сократят покупателю время. Например, должна быть возможность выбора сразу нескольких параметров фильтрации. Не забывайте про возможность вернуться к каталогу, если конкретный товар не заинтересовал покупателя.

Горячий трафик: почему клиенты с деньгами уходят в последний момент

Это самая уязвимая точка воронки. Пользователь вроде уже все решил: выбрал товар или услугу, готов заплатить. Но именно здесь компании часто теряют деньги — из-за того, что путь к покупке оказывается неудобным или снижает доверие.

Если анализ поведения на сайте показывает перечисленные сигналы, это говорит об изменениях в поведении именно горячих пользователей:

  • высокий процент брошенных корзин — 70% и выше, особенно если есть товар в наличии и цена в рынке;

  • много повторных заходов на страницу оформления без покупки;

  • ошибки при оплате или регистрации, которые могут быть вызваны сложным оформлением;

  • низкий CR на финальном этапе.

Пример: когда лидер электронной коммерции Amazon запатентовал* свою знаменитую технологию покупки в один клик, корпорация Apple выкупила разрешение использовать ее при продаже своих продуктов за 1 миллион долларов.

* Срок лицензии Amazon на «1-Click» истек в 2017 году, и теперь каждый может использовать эту технологию.

Кнопка «Купить в один клик» на карточке товара в интернет-магазине

Пример удачного UX-решения: пользователь может оформить заказ в один клик без лишних шагов — снижается риск потери горячего трафика на финальном этапе воронки

Частые ошибки

Потери на финальном этапе воронки особенно обидны, потому что теряются клиенты с деньгами «в руках». Важно регулярно проверять корзину, формы и платежные сценарии, смотреть на них глазами пользователя, чтобы не пропустить следующие ошибки:

  1. Рассинхронизация элементов корзины. Например, при изменении количества товара итоговая цена обновляется не во всех блоках. Пользователь видит нестыковки и придерживает платеж.

  2. Слишком длинные формы. Не стоит запрашивать лишние данные, если для покупки нужен только email и адрес доставки — каждое дополнительное телодвижение снижает вероятность завершения заказа.

  3. Указание на ошибку без подсказки. Если при заполнении формы появляется красная рамка, но нет подсказки, что пошло не так — пользователь бросает оформление.

  4. Нет подтверждения действия. Если после нажатия кнопки «Оплатить» пользователь видит опустевшую корзину без подтверждения факта оплаты, это сбивает с толку. Конечно, продажа состоялась, но, как говорится, осадочек остался.

Рекомендация: финальный этап оформления заказа должен быть максимально простым и прозрачным. Уберите лишние шаги, обеспечьте мгновенную обратную связь — «заказ оформлен», «платеж принят». Добавьте пояснения о том, что сейчас произойдет переход на сторонний сервис для оплаты. Ничего не должно вызывать сомнений.

Как понять, что влияет на поведение пользователя: UX или маркетинг?

Отличить UX-проблемы можно по характеру поведения пользователей и этапу, на котором они «выпадают» из воронки. В таблице ниже вы найдете примеры и вопросы, которые помогут в диагностике.

Критерий сравнения

UX-проблема

Проблема маркетинга

Проблема ценообразования

Когда уходит пользователь

Уходит с сайта или приложения после 1-2 шагов, не дойдя до оформления

Не доходит до сайта: мало трафика, нерелевантные переходы

Уходит на этапе знакомства с ценой

Что видно в аналитике

Высокие bounce rate и rage clicks, частые возвраты на шаг назад, прерывание сессий

Низкий CTR, CPC выше среднего в нише, низкий охват, маленький трафик

Высокий просмотр карточек или корзины, но мало покупок

Частая ошибка бизнеса

Фокус на рекламе вместо исправления интерфейса

Попытка улучшить UX при нерелевантном трафике

Переделка сайта вместо работы с УТП и конкурентным анализом

Очевидно, что UX напрямую влияет на поведение пользователя на каждом этапе воронки. Ошибки в интерфейсе приводят к потерям, которые измеряются уже не в кликах, а в реальных деньгах. Поэтому компании, системно работающие с UX, выигрывают конкуренцию даже там, где продукты и цены у всех одинаковы.

Если вы видите в своей аналитике просадки и не понимаете, что именно мешает конверсии, самое время провести UX-аудит. Разбор ошибок покажет, где именно уходят ваши клиенты и какие доработки могут повысить конверсии.

Хотите масштабировать бизнес без технических ограничений? Напишите нам в Телеграм или на почту. Проведем UX-аудит и подскажем, что стоит исправить уже сейчас, чтобы ваша воронка продаж заработала.

Читайте также:

Что такое UX-аудит и почему он поможет не всем

UX/UI-исследование вместо редизайна: как мы помогли производителю косметики улучшить сайт своими силами

Как увеличить конверсию сайта без масштабного редизайна — кейс сети поликлиник




Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

19 сен 2025
338
Кейс PR-продвижения: как заявить о себе, если вы B2B-стартап в сложной нише

Через год после запуска Tech Ex — промышленного стартапа — о нем все еще мало знали из-за узкой аудитории проекта и сложности продукта. Мы решили перераспределить бюджет с традиционной рекламы на PR-продвижение. Рассказываем в кейсе, как работает PR для нишевых проектов.

18 сен 2025
546
Накрутка поведенческих факторов: можно ли обмануть ПС и какие есть альтернативы

Накрутка поведенческих факторов обещает быстрые результаты, но может обернуться потерей бюджета. Правда ли, что поисковые системы всегда распознают такие схемы, как прокачать ПФ без потерь позиций в поиске и что по этому поводу думают специалисты TexTerra.

17 сен 2025
630
Сколько живет современный дизайн сайта

Дизайнеры Google, Т2 и технологического стартапа из США — о том, что сейчас происходит с трендами. Стоит ли вкладываться в новый интерфейс, если через пару лет он может устареть.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных