Рекламные бюджеты падают, но бизнес все равно продолжает нести блогерам деньги!
В конце прошлого месяца TexTerra выступала в Мурманске на Молодежном арктическом форуме – рассказывали о блогерах и рекламном рынке на текущий момент. Делимся здесь основными выводами!
Профессия «блогер» – пациент скорее жив
Что продает блогер? Не контент, не рекламу и не место в сторис – он продает свою аудиторию (как делает любое медиа). Подписчики и их внимание – это ресурс, который нужен рекламодателям от блогеров. Чем больше и активнее аудитория, чем больше она доверяет блогеру – тем лучше.
До начала кризиса в марте-2022 40-60 % всего рекламного рынка в России (по данным исследования Unisender) приходилось на заблокированные соцсети, а также YouTube и TikTok. Большая часть аудитории была сконцентрирована здесь – и блогеры смогли собрать целевые сегменты вокруг себя. Всем было счастье: инфлюенсерам – внимание людей и рекламные бюджеты, брендам – конверсии и поддержка лидеров мнений.
После блокировки некоторых соцсетей блогеры плакали (в прямом смысле – записывали слезливые сторис) не столько потому, что потеряли «дело всей жизни» – они потеряли рекламные гонорары. Но все-таки пытались переводить аудиторию в другие соцсети. Чаще всего – неудачно: конверсия в Telegram и ВК была от 3 до 20 %. Многие в комментариях отправляли блогеров «работать на завод». Однако у аудитории и рекламодателей потребность в инфлюенсерах остается. А раз продолжается спрос, будет и предложение – пусть и на других площадках.
Блогеры взяли себя в руки и продолжили попытки удержания аудитории. Кто-то и вовсе остался в заблокированных соцсетях, но отток аудитории там произошел значительный.
По данным Brand Analitics, число русскоязычных авторов сократилось на 54 % с 1 февраля по 15 мая 2022.
РНК говорит, что русскоязычная аудитория заблокированной соцсети-с-картинками сократилась в пять раз.
Методологию исследования можно изучить у Brand Analitics
По свежему исследованию LiveDune видно, что охваты постов у блогеров упали в некоторых категориях больше, чем наполовину. Но есть и удивительный вывод…
Охваты в ленте заблокированной соцсети-с-картинками рухнули
Охваты сторис у наноблогеров (имеют до 10 000 подписчиков), в целом, стабильны (а некоторые даже выросли)!
Ядро постоянно следило именно за жизнью в сторис (где чаще и продавали рекламные размещения брендам). Не так все радужно у блогеров со средней и большой аудиторией (больше 50 000 подписчиков) – даже в сторис охваты упали.
Наноблогеры плотнее работают со своей аудиторией – вот и результат!
Картинка получается такая: самые упрямые и верные «соцсети-с-картинками» блогеры все еще остаются и пытаются раскачивать аудиторию. Некоторым даже удается собирать миллионные просмотры в Reels!
Но в общем на платформе происходит серьезный отток и авторов, и аудитории.
При этом блогеры-то никуда не исчезли – количество авторов суммарно во всех соцсетях снизилось только на 10 % (по данным Brand Analitics).
По данным Brand Analitics, общее количество авторов упало, но не драматически
А что происходит с рекламодателями?
21 % российских рекламодателей малого и среднего бизнеса полностью зарезали бюджеты на таргетированную рекламу в соцсетях. Для многих самыми конвертящими каналами были именно запрещенные соцсети, а трата бюджетов на тестирование других площадок для МСП сегодня – слив денег.
А вот крупные бизнесы во время кризиса продолжают делать ставку на блогеров – такой вывод можно сделать из исследования SMM & Influencer Marketing Media Direction Group. Там проанализировали размещения брендов на страницах блогеров с 1 марта по 31 мая 2022 на разных площадках: YouTube, Telegram, «ВКонтакте», заблокированные соцсети, «Одноклассники», Twitter, «Яндекс.Дзен».
Результат предсказуемый: Meta и ее соцсети признаны государством экстремистскими организациями, поэтому активность компаний в этих соцсетях (даже создание контента и продвижение у блогеров) может быть приравнена к спонсированию экстремистов. Хотя юристы трактуют запреты по-разному, лишь несколько отечественных брендов рискнули на интеграции.
Безусловный лидер – YouTube. Рекламу показывать нельзя, зато интеграции у блогеров (которые все еще удерживают там аудиторию) никто не отменял.
Из 1165 интеграций на YouTube – 902!
Так что блогеры точно живы и пытаются выжать максимум из собранной на зарубежных площадках аудитории.
Отечественные соцсети – в погоне за блогерами
Нашим соцсетям нужно то же, что и всем, – аудитория (и, соответственно, деньги). Потому что блогеры для соцсетей – это:
- Приток новой аудитории инфлюенсера с других площадок;
- Рост вливаемых в платформу рекламных бюджетов;
- Поддержка во внешнем поле.
И «ВКонтакте», и «Яндекс.Дзен» предлагали программы монетизации и поддержки авторам еще до кризиса. Только широкой аудитории они были не особо нужны. Но когда облюбованные площадки блогеров стали схлопываться, они задумались – где еще реально быстро набрать аудиторию? Пришлось тестировать новые платформы.
Когда предлагаешь блогерам из заблокированных соцсетей перейти на другие, реакция всегда примерно одинаковая – как у принца Луи
Соцсети сейчас усилились в поддержке блогеров (особенно, конечно, VK) – тут и программа для клиперов (создателей «Клипов»), и для стримеров. Зарабатывать можно, но главная сложность – чтобы хоть что-то заработать, сначала придется вложиться в развитие своей страницы.
К примеру, чтобы заработать на партнерской программе во «ВКонтакте», нужно иметь среднесуточный охват сообщества – от 7500 человек, и это только одно из условий… Непросто для новичков! Но лучше прочитайте все условия у «ВК».
Авторы «ВКонтакте» даже монетизируют желание людей… высказаться! То есть в прямом смысле получают деньги за то, что человек может оставлять в сообществе комментарии. Это одна из функций VK Donut – некоторые авторы выбирают монетизацию через донаты.
Заявку на монетизацию контента в «Яндекс.Дзене» можно отправить, когда вы получите 100 подписчиков. Звучит легко, но на деле начинающие блогеры сталкиваются со всякими подводными камнями и с постоянными изменениями во внутренних процессах площадки. Кроме того, ваш успех сильно зависит от выбранной темы канала – насколько она интересна широкой аудитории. Тут лучше послушать одного из блогеров на «Дзене» – он зарабатывает 30-50 000 рублей в месяц даже сейчас!
Сложнее всего блогерам пришлось в Telegram – вымученные гивы тоже не дали качественных результатов. Новичкам в блогерстве и вовсе лучше не делать ставку на эту площадку – органически продвигаться тут можно, но аудиторию на взаимопиаре придется набирать очень долго.
Новые соцсети никто не знает!
Никто из аудитории, которая слушала автора этой статьи на форуме, не смог правильно назвать все соцсети в последнем ряду на фото. Увы!
Это TexTerra на Молодежном арктическом форуме – за фото спасибо слушательнице – Тамаре Ветловой
YAPPY – российский аналог TikTok – очень хорошо продуман по визуалу и пути пользователя. Но его логотип в офлайн-аудитории никто не опознал. Живых создателей контента в самой соцсети пока тоже мало: если пролистать ленту минут 5-10, вы, скорее всего, не увидите большого количества реакций на видео. Но понаблюдать за платформой и начать ее тестировать блогерам стоит – можно начать с дублирования своих старых видео.
ЯRus «опознали» несколько человек в аудитории. Сама платформа внешне напоминает «Яндекс.Дзен» – тут есть и заметки, и видео.
Во вкладке «Новости» – только СМИ, преимущественно выходят общественно-политические новости. Может, в этом секрет источника заработка площадки?
Даже музыку послушать можно! Правда подборка треков пока – очень на любителя (и нет, это не мои персональные рекомендации…):
Когда я зашла в приложение впервые, оно подсовывало мне в музыке «Бутырку»… Так что сейчас уже эволюция!
Главная фишка соцсети – в ней нет рекламы! (здесь рекламодатели могли бы пустить безутешные слезы). Но есть профит для блогеров: люди видят только тот контент, на который подписываются – то есть вы можете зацепить их внимание. Читатели поддерживают автора «Монетками» – платформа дает их активным пользователям платформы. В будущем создатель контента сможет превратить «Монетки» в реальные деньги и вывести их на счет. Вот только кто платит и музыку заказывает, если пользователь не тратит настоящих денег, а реклама полностью отсутствует, – не очень понятно.
Так себя позиционирует ЯRus. Вот только откуда деньги на блогеров, Зин?
Кризисные выводы: блогеры по-прежнему нужны рекламодателям и соцсетям. Но если вы думаете, что сможете там легко заработать – подумайте еще раз. Сейчас придется потратить много времени на изучение площадок, их возможностей, набор аудитории. Приятные бонусы в виде реальных монеток придут не сразу, если вообще придут. Команда на старте вам тоже не нужна – все-таки и ей нужно чем-то платить.
Начинающий блогер – это 10+ специалистов – в одном (и да, это картинка из моей презентации, потому что мемы на выступлении – это круто)
Еще важно не держать яйца в одной корзине: совмещать разные платформы и экспериментировать с форматами.
Ну и закончу, как блогер: Мурманск, спасибо за гостеприимство! Полярный день я все-таки поймала – удивительное явление (как и развитие блогеров в кризис, кстати). Зовите и вы нас в гости – приедем, поделимся экспертизой, придумаем вместе интересный проект!
На фотографии справа в Мурманске уже почти 10 вечера, а солнце-то – вот оно!