Судя по «Вордстату», летом интерес пользователей к теме возможной блокировки «Ютуба» несколько утих по сравнению с весной. Но количество высказываний должностных лиц по этому поводу и не думает снижаться – скорее наоборот.
Отчасти это объясняется тем, что в июле в правительстве прошел очередной круглый стол про угрозы в интернете для несовершеннолетних. Затрагивалась там и тема самого популярного видеохостинга, и участники не преминули выступить с выражениями личных мнений.

Проблема в том, что дальнейшего развития событий, похоже, не представляют даже люди, приближенные к правительству и к лицам, принимающим решения. Смотрите сами.
«Вот-вот заблокируют!» – «Заблокируют, но потом!» – «Не будет блокировки»
Игорь Ашманов, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека наиболее пессимистичен (для зрителей YouTube). Пару дней назад заявил, что зарубежный видеохостинг может быть заблокирован уже осенью. Потому что к осени «нормализуется» работа с видео во «ВКонтакте» и на Rutube (а вот это показывает спикера достаточно оптимистичным человеком).
Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров тоже полагает, что YouTube будет заблокирован – но только после того, как Rutube нарастит серверные мощности, а «ВКонтакте» – выделит видеохостинг в отдельный ресурс. Поскольку про осень спикер не упоминал, вероятно, он предполагает, что работа потребует большего количества времени.
Депутат Госдумы Антон Горелкин считает, что YouTube и Google пока не переходят черту, за которой может последовать их блокировка в РФ.
Сенатор Александр Башкин тоже не находит серьезных оснований для блокировки YouTube, особенно если учесть, что «Россия — открытое государство, оно приветствует конкуренцию. Так что пусть YouTube работает».
Глава Минцифры Максут Шадаев заявил еще в мае, что YouTube «закрывать» не планируют. Вернее, могут, но это будет самым последним шагом.
Итог этих заявлений? Аудитория в растерянности, телеграм-каналы и сайты получают свои прочтения, а спикеры – лишние упоминания во всех новостных ресурсах благодаря горячей теме.
К сожалению, принимать решение будут не они, а где-то в другом месте, представителей которого среди спикеров, указанных выше, нет. Так что дальнейшая инструкция о том, что делать нам, пользователям, если все-таки «да», остается актуальной.
С чего это все взяли, что Ютуб могут заблокировать
Если коротко: тревога стала нарастать из-за новостей о санкциях зарубежных соцсетей в отношении российских СМИ и об ответной реакции Роскомнадзора. И из-за «торможения» Фейсбука с Инстаграмом (обе соцсети и владеющая ими компания Meta признаны экстремистскими на территории РФ) у обычных пользователей в России – эту новость активнее стали муссировать блогеры, пытаясь перевести аудиторию на другие площадки.
1. Google заявил, что YouTube удалил сотни каналов и тысячи видео, которые, по мнению видеохостинга, нарушают его политику или являются ложными. РБК сообщает, что их Ютуб-канал заблокировали на Украине.
2. Роскомнадзор заявил, что замедлил трафик Facebook. Главная причина – ограничения для четырёх аккаунтов российских СМИ. РНК заявил, что «администрация социальной сети маркировала материалы российских СМИ как недостоверные и наложила технические ограничения на поисковую выдачу» и требовал разблокировать СМИ, пояснить причины блокировки. Ответа не последовало.
Вице-президент Meta Ник Клегг написал на своей странице в Twitter, что Facebook отказался от требований прекратить маркировку. Также Facebook запретил российским государственным СМИ показывать рекламу и заниматься монетизацией в соцсети.

Тучи над YouTube в России: в ответ на удаление каналов RT все слышнее разговоры о блокировке
3. Пользователи заметили сбои и в Instagram (принадлежит Meta, как и Facebook), хотя заявлений насчет блокировки этой площадки в России нет. Но многие блогеры и бизнес-аккаунты стали активно переводить аудиторию из Инсты на другие площадки, чаще всего – в Телеграм. Ну так, на всякий случай.
Вывод: В целом, пока самые масштабные ограничения при работе с соцсетями касаются СМИ, политических высказываний. Но опасения бизнес- и IT-сообщества (даже тех представителей, которые стараются просто работать работу) нарастают. Если вы им подвержены и переживаете из-за потенциальной блокировки соцсетей, боитесь потерять аудиторию и монетизацию Ютуба, лучше найти альтернативную площадку для своего канала прямо сейчас. Как минимум, для спокойствия.

Что делать в кризис? – 13 правил SMM-специалиста
Два главных правила при блокировке Ютуба (и любой соцсети)
Прежде чем поговорить о конкретных площадках, начнем с главного и очевидного. Нет, не с VPN, который подключали пользователи во время масштабной блокировки Telegram в 2018 году. Опять же, никто не знает, будет ли VPN работать в этот раз, появятся ли особые расширения для браузеров и другие уловки. Так что начну с омниканальности и необходимости контента.
1. Используйте не только Ютуб, а все площадки с видеоконтентом. Даже в спокойное время диджитал-специалисты проповедуют разделение трафика и переупаковку контента для разных интернет-площадок. Это значит, видеоблог компании можно (и нужно!) вести не только на Ютубе, но и в Яндекс.Дзене, Одноклассниках, ВКонтакте (как бы смешно это сейчас ни звучало).
Когда мы вольны выбирать, то останавливаемся на самом удобном и эффективном канале. Какая-то из площадок, конечно, всегда будет лучше, но выбирать только ее – всегда ошибочно (можно элементарно подвергнуться взлому или атаке, потерять эту площадку и вместе с ней – все контакты с аудиторией). Так что продолжать публикацию минимума контента на каждой площадке, где есть аудитория, всегда стоит.
Вывод: не бросайте другие видеохостинги и площадки, которые поддерживают видео. Если у вас их еще нет, заведите аккаунты в качестве запасных – расскажите о них своей аудитории, дублируйте или переупаковывайте туда контент.

Что такое омниканальность, и зачем она вам нужна
2. Будьте гибкими и не забывайте про свой опыт. Даже при худшем сценарии контент никуда не исчезнет, соцсети и блоги (личные и бизнес) не пропадут. Людям нужно высказываться. Нужно показывать свои услуги и товары. Самим площадкам тоже нужны бюджеты и аудитория – это их хлеб. Государству тоже важно транслировать свою позицию не только через СМИ, но и в соцсетях.
Да, придется заново собирать аудиторию и привыкать к другому функционалу (а не везде он, конечно, привлекательный). Но ведь у вас это уже получалось на том же Ютубе – принципы работы с контентом на всех площадках примерно одинаковые.
Вывод: если вы умеете работать с контентом и аудиторией, сможете адаптироваться к любой площадке.
Куда идти, если Ютуб заблокируют
Не буду говорить про Instagram TV или Vimeo – если Ютуб отключат, в блок могут полететь все зарубежные сервисы. Тогда для продолжительных роликов у нас останется не так уж много вариантов – несколько основных отечественных площадок: Яндекс.Дзен, ВКонтакте и Одноклассники, Рутуб. Возможно, появятся и новые, но пока кажется, что эти сервисы останутся основными.
Видео сегодня вышло вперед на всех медийных площадках, но отечественные стали активно включаться в эту гонку и конкурировать с YouTube не так уж давно. Что бы ни говорили площадки о широкой аудитории пользователей на них, все еще есть много недоработок. Многие правила и форматы работы этих платформ тоже могут вызывать вопросы и неудобства.
Но сейчас это уходит на второй план – при блокировке Ютуба гораздо важнее будет оставаться на связи с аудиторией. Вспомните, когда-то и Ютуб придумали, как сайт знакомств, а Инстаграм был «соцсетью для фоточек». Но как только на площадку приходят авторы и рекламные бюджеты, она все равно эволюционирует. Если мы лишимся всех зарубежных хостингов, внутренняя конкуренция наших платформ будет расти: придется прислушиваться к авторам, улучшать функционал.
1. Видео в Яндекс.Дзене
Не могу сказать, что это уже устоявшийся для площадки формат. Пока с ним экспериментируют: у кого-то видео взлетают, у кого-то нет. По сути, любые ролики для широкой аудитории могут быть актуальны. К примеру, лайфхаки, обзоры, кулинария. Можно заливать видео длиной до 3 часов. Можно подключить монетизацию: если ролик длится дольше 120 секунд, в нем появятся рекламные блоки.

Как раскрутить канал в «Дзене» и заработать на видео – гайд
2. Видео во ВКонтакте и в Одноклассниках
VK Video – видеоплатформа внутри соцсети, объединяющая весь видеоконтент экосистемы ВК (тут и видео с Одноклассников, и «Клипы»). Платформу презентовали в октябре 2021, амбиции большие – создать самый крупный видеосервис в России. Тогда же создатели заявляли, что ежедневное количество просмотров видео – 1,15 млрд. А недавно на конференции SOCIAL MEDIA FEST-2022 Павел Борисов, менеджер по стратегическому развитию Одноклассников, утверждал, что суточный рекорд просмотров видео в Одноклассниках сейчас – 1 млрд.
Во ВКонтакте гораздо больше пользовательского видеоконтента, чем профессионального, поэтому платформа планировала создавать профессиональный контент самостоятельно. Так что тут точно будет востребован качественный контент, а не снятый на коленке.
Сейчас в VK Video есть тематические вкладки, возможность настроить приватность видео (например, показывать ролики только подписчикам), доступ к видео для незарегистрированных в соцсети пользователей.
3. Rutube
В конце декабря 2020 «Газпром-медиа» стал главным владельцем Рутуба. Активный перезапуск платформы состоялся в апреле 2021. Позиционируется, как главный аналог Ютуба в России, так что при блокировке его, вероятно, именно эту платформу будут промоутировать активнее других. По сути, функционал похож на возможности Ютуба. Можно загрузить ролик длительностью до 300 минут.
И немного про Телеграм и сам Ютуб
Увы, Телеграм – не видеохостинг, не получится загружать туда полновесные видео. Зато можно активно промоутировать свою «запасную» площадку, публиковать анонсы роликов и переводить через Телеграм первый трафик на видео.
В описании к вашим роликам на Ютубе и во вкладке «Сообщество» уже сейчас можно оставить ссылки на новые ресурсы, чтобы постоянная аудитория знала, где вас искать.
Вместо вывода
Главное – не паниковать. Если Ютуб просто «замедлится», как было с Твиттером, сильных проблем при работе с площадкой, скорее всего, не будет. Но даже в ситуации полного бана паниковать не нужно – вспомните свой опыт и выстраивайте коммуникацию заново на другой площадке. На какой – решать вам.

Готовимся к «нереалистичному»: в России, вероятно, отключат YouTube, Facebook, «Инсту», а то и Google