«Яндекс» сообщил о продаже двух сервисов – «Новостей» и «Дзена» – VK. Условия сделки пока не раскрыты, но считать ее завершенной все же рано: ФАС еще не одобрила.
Новость не стала шокирующей: о планах «Яндекса» продать два сервиса стало известно еще в начале марта. Тогда «Яндекс» отказался комментировать сделку, но заявил, что хочет сосредоточиться на технологических сервисах и услугах. Такая позиция сегодня понятна: и «Новости», и «Дзен» как контентные площадки требуют строгой модерации, скажем так, а обеспечить ее без финансовых и временных потерь невозможно, а в противном случае компании будут грозить серьезные юридические и репутационные риски.
Сейчас главный вопрос – что произойдет с «Новостями» и «Дзеном» после перехода под управление VK. Сомнений много.
- Свои новости у VK уже есть – это VK Пульс и Mail.ru Новости. Захочет ли VK развивать еще одного конкурента или «сольет» новоприобретенный сервис?
- И аналогичный вопрос – останется ли «Дзен» самостоятельной площадкой? Пока кажется, что да: слишком много серьезных и финансово убыточных изменений претерпела площадка в то время, когда уже обсуждалась покупка сервисов. Но специалисты рекомендуют не полагаться только на логику, а просчитывать все варианты, особенно имиджевые.
- «Дзен» жил и развивался во многом благодаря трафику из поисковика «Яндекса». Будет ли площадка по-прежнему получать приоритетные позиции в поисковой выдаче?
- Появится ли у пользователей возможность через единый рекламный кабинет VK запустить таргетированную рекламу в «Дзене» и «Новостях»?
Вопросов в этой истории пока больше, чем ответов. Но ведущие специалисты TexTerra делают прогнозы.
Скорее всего, «Дзен» и «Новости» полностью интегрируют с экосистемой VK.
Я много работаю с «Дзеном», поэтому поделюсь соображениями именно об этом сервисе.
Систему монетизации «Дзена» вполне могут оставить, поскольку у VK есть своя система поддержи авторов во «ВКонтакте».
Что касается рекламы, возможно, со временем изменится таргет. Сейчас для его запуска на площадке используются базы данных «Яндекса». Соответственно, после покупки будут использовать базы данных VK. Вероятно, возможности настроек таргета станут шире.
Вызывает сомнения то, что у VK уже есть площадка, которая позволяет запускать рекламу на статьи, – «Пульс». Как будет выстраиваться работа с этими площадками параллельно, пока непонятно.
Я думаю, в итоге мы получим одну огромную платформу – суверенную соцсеть. Ее будет легче контролировать на соответствие законодательству – и в публикациях, и в комментариях. Возможно, рекламный кабинет от этого даже выиграет, а вот контент…
Приобретение новых сервисов существенно расширит настройки таргетинга внутри «ВКонтакте»: они станут более тонкими, работа станет эффективнее.
Предполагаю, что приложение «Дзена» адаптируется под рекламные объявления «ВКонтакте»: не будет проблем с переходом по ссылкам. Во «ВКонтакте» будет больше рекламы от «Дзена».
Пока продажа сервисов «Яндеса» кажется мне скорее плохой, чем хорошей новостью.
В последнее время «Дзен» и так стал давать авторам меньше трафика – сначала из-за выключения, а затем из-за переноса ленты рекомендаций. После перехода «Дзена» под управление VK трафик там, скорее всего, станет еще ниже: сейчас «Дзен» живет по большей части за счет случайной аудитории из поисковика. Здорово, если в «Дзене» можно будет запускать рекламу из единого кабинета – это во многих смыслах удобнее для SMM-специалистов, но зачем она будет нужна, если площадка лишится основного источника трафика?
Но больше всего меня, конечно, тревожит монополизация рекламного и, главное, информационного рынка.
Если новостной блок можно представить интегрированным со «ВКонтакте», то «Дзен» – слабо. Поэтому, вероятно, он останется отдельной экосистемой, которая будет еще одним плейсментом для рекламы.
«ВКонтакте» давно готовил почву, чтобы выводить новости внутри площадки. К примеру, есть лента рекомендаций, которая называется «Актуальное», и в тематические блоки новостей попадают именно публикаци от СМИ – и по экономической, и по общественно-политической, и по другим тематикам. Скорее всего, вся тематическая лента с учетом новых цифр по пользователям «ВКонтакте», перетечет туда. Еще один вариант – сделают доставку новостей в поисковик. Но, на мой взгляд, все же более вероятно, что оба сервиса будут интегрировать со «ВКонтакте».
Насчет «Дзена» у меня нет четких предположений. Поскольку «ВКонтакте» активно поощряет авторов, возможно, VK будет переводить трафик – и авторов, и аудиторию – из «Дзена» во «ВКонтакте». Либо, что логичнее и проще, они оставят «Дзен» со всеми механиками, но будут ее подгибать под VK и интегрировать со «ВКонтакте». Это повлечет за собой смену алгоритмов.
Пока перенос всего трафика из «Дзена» во «ВКонтакте» кажется нереальным, но я не исключаю, что постепенно мы придем к одной большой соцсети вместо нескольких