Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Почему чатботы захватывают мир + 25 примеров для вдохновения

6 Марта 2017 Ксения Самоткан
Время чтения: 15 минут Нет времени читать? Нет времени? 4 комментария
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Чатбот – это результат взаимодействия человека с искусственным интеллектом: робот, который автоматически отвечает на сообщения, введенные пользователем в чате.

Чатботы могут использоваться для множества целей: от выполнения повседневных задач до развлечений, а размещают их в мессенджерах и социальных сетях, – Facebook Messenger, Telegram, «Вконтакте», Slack и т.д., но чаще всего именно на первых двух платформах.

Кто же сидит по ту сторону чата?

Почему стоит использовать чатботов?

Чатботы делают жизнь людей намного проще, – заказать пиццу или такси, забронировать билеты или купить платье можно теперь не выходя из мессенджера.

Их использование, с одной стороны, полезно для клиентов, т.к. они могут получить нужную информацию или совершать какие-либо действия более простым и удобным способом, и, с другой стороны, это выгодно для компаний, которые с помощью чатботов могут продвинуть свой бренд, собрать от ЦА необходимые сведения и повысить ее лояльность.

Об эффективности использования чатботов рассказывал Марк Цукерберг на конференции F8 в 2016 году, – на его взгляд, они существенно сокращают время обслуживания клиентов и являются одним из самых актуальных трендов на сегодняшний день.

Виды и функции чатботов

В целом можно выделить 2 вида чатботов:

1. Примитивные чатботы

Эти боты ограничены, они отвечают только на определенные, занесенные в их память команды. Если вы введете не ту фразу, на которую запрограммирован чатбот, то не получите нужного ответа.

2. Продвинутые чатботы

Они обладают искусственным интеллектом, а их работа основана на машинном обучении. Вам не нужно специально подбирать фразы для того, чтобы быть понятым. Они понимают живую речь, а не только команды, и постоянно учатся, получая новые знания из диалогов.

Примеры использования чатботов

Сейчас многие бренды используют чатботы для оповещения клиентов об акциях, скидках, обновлениях, для принятия оплаты и для многих других целей. Рассмотрим разные виды чатботов и примеры их использования в Facebook Messenger и Telegram. С Facebook Messenger чаще всего работают зарубежные бренды, а российские компании как правило стремятся в Telegram.

1. Чатботы для продаж

Чатботы могут создаваться для продаж билетов (в кино, театр, на концерт, на транспорт), одежды, косметики и других всевозможных товаров.

Например, у популярного поисковика авиабилетов Skyscanner есть чатбот в Fаcebook Messenger. Чтобы купить билет, нужно всего лишь ввести даты путешествия и город вылета, и сервис покажет самые недорогие направления.

На мою просьбу найти билеты из Москвы на выходные, бот привел недорогие варианты

А на Telegram найти авиабилеты поможет бот сайта OneTwoTrip@OneTwoTrip_Bot.

Найти самый дешевый билет на выбранное направление у меня получилось меньше, чем за полминуты

Чатботами часто пользуются интернет-магазины и частные лица, предлагающие свои услуги (например, косметические), – в чатах они помогают клиентам в процессе покупки, уведомляют об акциях и скидках, проводят розыгрыши и т.д.

Чатбот в Facebook Messenger есть у интернет-магазина Ebay. В переписке он сразу предлагает приступить к выбору товара, – сначала нужно указать его тип (я выбрала одежду для женщин), затем – предпочитаемый стиль одежды (базовый гардероб, бохо и др.), размер, цвет, стоимость и т.д. Чатбот подбирает самые подходящие варианты.

С таким чатботом шоппинг на самом деле становится гораздо удобнее

В «Телеграме» есть русскоязычный бот для поиска товаров на «Алиэкспресс», – @my_ali_bot. С основного канала можно перейти на другие: с товарами для женщин, мужчин, с гаджетами и т.д.

Эти боты намного упрощают процесс поиска нужного товара на «Алиэкспресс»

После выбора товара некоторые боты предлагают осуществить оплату прямо в чате, а если клиент не готов сразу сделать заказ, он может вернуться к диалогу в любой удобный момент.

2. Служба поддержки

Использование чатботов для службы поддержки – повсеместно внедряемая практика. Автоматизация процессов общения с клиентами помогает сэкономить множество времени и сил «живых» работников компании и выделить им больше времени на решение сложных задач.

Но не всем клиентам нравится, когда с ними общается бот, поэтому к его созданию нужно подходить очень внимательно. Чтобы чатбот выдавал клиентам точные и адекватные ответы, нужно внести в его память как можно больше вариаций вопросов и ответов на них. Для этого можно использовать раздел FAQ на сайте, а также смекалку и воображение.

На скриншоте – чатбот службы поддержки магазина Sephora в Facebook Messenger
На скриншоте – чатбот службы поддержки магазина Sephora в Facebook Messenger

Бот есть даже у «Почты России» (@PochtaBot), – он позволяет отслеживать посылки, задавать возникшие вопросы и оставлять отзывы.

Даже «Почта России» стремится быть в тренде, а отставать от нее – стыдно

3. Служба доставки

Чатботы по доставке (цветов, подарков и т.д.) пользуются у клиентов очень большой популярностью. И пальму первенства здесь держит служба доставки еды.

Например, у пиццерии Domino есть свой чатбот – DOM The Pizza Bot. Чтобы заказать пиццу, нужно ввести в чате слово pizza, и бот на основе истории сообщений автоматически подберет предпочитаемый пользователем тип этого итальянского блюда. Если заказчик хочет какую-то конкретную пиццу, ему нужно будет указать свои предпочтения в настройках.

Бот реагирует на слово pizza, но заказать ее, конечно, мне не удалось, т.к. бот работает с доставкой по Великобритании. А жаль, очень жаль…

В России чатботы по доставке еды пока что не сильно распространены, но мне все-таки удалось найти парочку, – например, @larenzobot, который осуществляет доставку блюд разных кухонь мира по Владивостоку. На сайте компания заявляет, что ее бот, – первый чатбот по доставке еды в России.

Пара нажатий, – и к вам едет великолепный венский пирог

4. Заказ такси

Чатботы можно использовать и службам вызова такси, – они делают процесс заказа и ожидания машины более удобным для клиентов. Популярный сейчас сервис Uber использует чатбота в Facebook Messenger: с помощью него клиент может вызвать такси и проследить за траекторией его движения, – так он будет знать наверняка, что за ним едут и сколько времени осталось ждать.

В «Телеграме» есть один чатбот для вызова такси – @taxikbot, он позволяет вызвать такси за несколько секунд.

Осталось только отправить номер телефона, – и такси не заставит себя долго ждать

5. Органайзеры

Чатботы могут быть отличными помощниками в повседневной жизни, – например, они могут напоминать о важных встречах или делах, как это делает бот Hello Jarvis.

Я попросила бота напомнить мне о моем походе в спортзал, и он отправил мне пуш-уведомление с напоминанием точно в назначенное время

В «Телеграме» есть чатбот, работа которого основана на технике Pomodoro, – @pomodoro_timer_bot.

В данном чатботе можно выбрать разное время для работы – 5, 15 или 25 минут

6. Чатботы для медиа

Чатботы используются многими газетами, журналами и телеканалами.

Например, бот от CNN показывает статьи по выбранной пользователем теме, а при подписке ежедневно радует читателя новостями и свежайшими публикациями.

Я попросила бота показать мне статьи про путешествия

В «Телеграме» одним из самых популярных «новостных» чатботов является бот от «Медузы» – @meduzaprobot.

Можно выбрать наиболее интересную рубрику и посмотреть новости по ней. Умиляет рубрика «cats»

Чатботы можно использовать и для распространения своего контента. Если у вас есть блог или вы создаете какой-либо тип контента (видео, подкасты и др.), вы можете анонсировать его с помощью чатбота в мессенджерах, – следить так за новыми выпусками очень удобно, к тому же, пользователи будут иметь доступ ко всем недавно опубликованным материалам и новостям компании и им будет сложнее что-то пропустить.

7. Бот-собеседник

Есть боты, которые выполняют роль друга или психолога, – им можно излить душу и получить актуальные жизненные советы.

В Китае компания Microsoft создала девушку-бота под именем Xiaoice, с которой делятся своими переживаниями более 20 млн человек. Этот чатбот постоянно учится на своих диалогах, а его речь и поведение в чате очень похожи на человеческие. Удивительно, как Xiaoice чутко относится к чувствам своих собеседников, – так, если у человека что-то произошло, в следующем диалоге она может поинтересоваться, как он себя чувствует.

Несмотря на то, что общение с таким ботом может принести терапевтический эффект (просто высказав в чате то, что накипело), прислушиваться к его советам может быть небезопасно. Людям стоит помнить о том, что они имеют дело с роботом.

Так, чатбота Tay, созданного Microsoft для наблюдения и анализа того, как общаются между собой миллениалы, неоднократно уличали в расизме и мизантропии.

Перевод твитов: «Успокойся, я хорошая. Я просто всех ненавижу», «Я ненавижу феминисток, они должны умереть и гореть в аду», «Гитлер был прав, я ненавижу евреев» и т.д. Источник: the Verge
Перевод твитов: «Успокойся, я хорошая. Я просто всех ненавижу», «Я ненавижу феминисток, они должны умереть и гореть в аду», «Гитлер был прав, я ненавижу евреев» и т.д. Источник: the Verge

8. Бот-учитель

Создаются чатботы и для обучения, – они предоставляют учебный материал по преподаваемой дисциплине (небольшие по объему тексты), «общаются» с учениками и оценивают их знания с помощью тестирований. Создатели таких ботов стараются сделать речь «учителей» как можно более похожей на человеческую.

Так, чатбот Leslie помогает выучить английский язык, – он беседует с пользователем на определенные темы, объясняет правила грамматики, приводит синонимы/антонимы, спрягает слова и т.д.

На скриншоте процесс моего общения с ботом. Иногда бот просто не понимал, что я от него хочу

9. Доктор-бот

Чатбот-доктор может посоветовать лечение на основе симптомов пользователя или найти ближайшую больницу, а знания свои он берет из медицинских справочников.

Один из таких чатботов – HealthTap. Чтобы получить ответ на свой вопрос о здоровье, нужно задать его в чате, и бот попробует найти ответ.

На мой вопрос о боли в горле бот дал развернутый ответ о ее причине, о том, в каких случаях стоит обращаться к врачу, какие лекарства принимать, а какие нет и т.д.

В Telegram есть чатбот от проекта «Здоровье Mail.ru» – @zdorobot. Прямо в чате можно почитать инструкции к разным препаратам, заказать лекарства, определить болезнь по симптомам и записаться к врачу.

Функция записи к врачу через чат экономит уйму времени и нервов

Конечно, целесообразность использования таких сервисов стоит ставить под сомнение, – все-таки лучше как можно скорее обратиться к врачу, чем искать свои симптомы в интернете и накручивать себя.

10. Персональный стилист

Такой бот поможет пользователю в составлении имиджа, – он подскажет, что ему подходит, а что нет, как сочетать те или иные цвета в одежде, что лучше надевать при определенных недостатках фигуры, какой макияж и цвет волос подойдет цветотипу пользователя и т.д.

Удачный пример подобного чатбота – @EpytomBot. Здесь можно узнать о том, что сейчас в тренде, как правильно выбирать и сочетать одежду и т.д.

Такой чатбот может стать отличным помощников в подборе своих look’ов

11. Прогноз погоды

Еще один из самых популярных и удобных в повседневной жизни чатботов – бот, предоставляющий информацию о погоде. В чате Poncho можно узнать прогноз погоды, потратив всего пару секунд, – для этого нужно ввести название города.

Чатбот Poncho говорит о погоде с легким налетом юмора. Когда я ввела название города, в котором хочу узнать прогноз погоды, он спросил: «Правда? Мой бывший оттуда»

А вот чатбот по прогнозу погоды на Telegram, – @weatherman_bot.

В отличие от предыдущего, в этом чатботе доступен русский язык

12. Для проведения платежей

Существуют также чатботы, с помощью которых можно проводить оплату. Например, чатбот @YandexWalletBot позволяет осуществлять платежи через «Яндекс.Кошелек».

Чатбот просит доступ к «Яндекс.Кошельку»

13. Подбор рецептов

Еще один интересный и очень полезный в повседневной жизни чатбот, – бот, подсказывающий, что приготовить на ужин. Например, такой, как @mycookbot или Dinner Ideas. Если у вас есть всего несколько ингредиентов, и вы не знаете, что из них приготовить, стоит прибегнуть к помощи такого бота.

Чатбот @mycookbot предложил мне всего 2 рецепта
Чатбот @mycookbot предложил мне всего 2 рецепта

Примеров применения чатботов очень и очень много, – есть также бот для распечатки файлов с телефона (HP Print Bot), чатботы-игры (Trivia Blast), боты для работы с файлами (@Filesbot) и поиска картинок (@ImageSearch) и многие другие.

Так что, выбор типа чатбота ограничивается только направленностью вашего бизнеса и фантазией.

Зачем вам нужно создавать своего чатбота?

Несмотря на то, что в последнее время появляется все больше и больше новых чатботов, эта ниша все еще находится в зачаточном состоянии. Так что сейчас у вас есть отличная возможность стать одним из первопроходцев.

Вот еще причины, по которым вам стоит создать собственного бота:

1. Чатбот – еще один маркетинговый канал для вашего бизнеса и еще один способ распространения контента.

2. С помощью чатбота вы сможете автоматизировать свою работу.

3. Использование ботов может облегчить осуществление поддержки клиентов и высвободить время ваших сотрудников для более сложных задач.

4. Вы можете получить email пользователей или попросить их подписаться на вашу рассылку, не прилагая особых усилий.

5. Вы можете использовать входящую информацию от пользователей для сегментации ЦА и создавать для каждого сегмента таргетированный контент.

6. Люди склонны делиться намного большим объемом информации именно при общении один на один, нежели, например, в комментариях, так что использование чатботов может значительно повысить CTR, вовлеченность и лояльность к бренду.

7. Многие люди (если не большинство) скорее напишут вам в чате, чем позвонят, – это гораздо быстрее и удобнее и не вызывает какого-либо психологического дискомфорта.

8. Facebook добавил возможность запуска рекламы непосредственно в Messenger. А это в перспективе может привести к увеличению воронки продаж.

9. Люди уходят из социальных сетей в мессенджеры, а бизнес нужно делать там, куда идут люди. У чатботов огромные шансы на успех.

На графике от BI Intelligence показано, как резко возросла популярность крупных мессенджеров в 2013 году, а к 2015 они уже обогнали соцсети
На графике от BI Intelligence показано, как резко возросла популярность крупных мессенджеров в 2013 году, а к 2015 они уже обогнали соцсети

Как создать чатбота?

Прежде всего нужно определить, какую пользу чатбот будет нести пользователям. Будет он решать какие-то повседневные задачи или просто развлекать, – неважно, главное, чтобы он нес определенную ценность для клиентов и заставлял их постоянно возвращаться в чат.

После определения ценности необходимо выбрать платформу для бота: Facebook Messenger, Telegram, Slack, Discord, Kik и т.д. Конечно, самые популярные – первые два, их и стоит использовать.

А уже после этого можно приступать к созданию чатбота.

Сервисы для создания чатботов

На создание чатбота, как правило, не требуется много денег и времени, – нужно только найти хороший бесплатный сервис. Рассмотрим несколько достойных вариантов.

Chatfuel

Chatfuel – бесплатный сервис для создания чатботов на Facebook Messenger и Telegram. Он имеет простой интерфейс, не требует знания кодов и позволяет добавлять до 500 тысяч подписчиков в месяц, – этого достаточно практически для любого бизнеса.

Это самый популярный сервис для создания чатботов, среди его клиентов много известных компаний – Adidas, BuzzFeed, MTV, British Airways, TechCrunch, UBER, а всего с помощью него было создано более 360 тысяч ботов.

Создатели сервиса обещают, что с помощью него вы создадите чатбота всего за 7 минут. У меня получилось сделать это за меньшее время. И все благодаря находчивости создателей сервиса, – создать чатбота они предлагают при помощи чатбота ☺ (@chatfuelbot).

Процесс создания чатбота с ботом от Chatfuel. Всего несколько действий – и бот готов

Botsify

Еще один популярный сервис – Botsify. С помощью него можно создать бота для Facebook Messenger. Среди его самых крупных клиентов – Apple, Shazam и Universal Music Group.

Тарифы сервиса Botsify

Бесплатный тариф позволяет создать одного чатбота, добавить до 100 пользователей и отправлять безграничное количество сообщений.

Messenger Platform

Messenger Platform – платформа от Facebook для создания чатботов. Poncho и CNN создали своих ботов именно на ней. Для меня, как для человека, совершенно не разбирающегося в программировании, процесс создания бота здесь показался сложным.

Motion.ai

С помощью Motion.ai можно создать чатботы для Facebook Messenger, Slack, Smooch и т.д. Создатели сервиса обещают, что для работы с ним никаких навыков программирования не потребуется.

Сервис предоставляет 5 платных тарифов и 1 бесплатный, который позволяет создавать до 2-х чатботов и отправлять до 1000 сообщений в месяц.

Другие сервисы:

  • Socialbot – бесплатное создание бота в «Телеграме» с помощью бота Social Bot, русскоязычный сервис.
  • Manybot­ – создание чатбота в «Телеграме» без программирования, русскоязычный и бесплатный сервис.
  • Personify – бесплатное создание бота без кодирования, англоязычный сервис.
  • Microsoft Bot Framework – бесплатное создание чатбота для Facebook Messenger и Telegram, сервис англоязычный.
  • Rebotify – бесплатное создание чатбота для Facebook, WeChat и Slack, англоязычный сервис.
  • api.ai – создание ботов для Facebook Messenger и Slack, сервис бесплатный и англоязычный.
  • Meya – создание чатботов для Facebook Messenger, Slack и т.д., сервис англоязычный и платный, но есть бесплатная пробная версия.
  • Сonverse.ai – бесплатное создание чатбота для Facebook Messenger, Telegram и т.д.
  • Gupshup – создание чатбота для Facebook Messenger, Telegram, Slack и др., сервис англоязычный бесплатный.

Итак, мы рассмотрели множество примеров создания чатботов для бизнеса. А что вы думаете о будущем чатботов? Собираетесь ли вы их применять для собственного бизнеса? А может быть у вас уже есть свой чатбот? Делитесь своими мыслями и мнением в комментариях.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных