Один из популярных способов прийти к гениальной идее – мозговой штурм. Но многие компании превращают уникальную уловку в бессистемную свалку, поэтому давайте разберемся, как правильно провести брейншторминг и добыть ту самую гениальную идею.
Что такое мозговой штурм?
Брейншторминг – процесс поиска решения конкретной задачи, при котором учитываются любые мысли и идеи – от адекватных до сумасшедших. Некоторые из них дальше преобразуются в новые решения. Главная задача метода – выйти за грани привычного мышления.
Зачем нужен брейншторминг? Структурированный и утвержденный процесс принятия решений в компании часто играет злую шутку, когда новые идеи автоматически загоняются в установленные рамки и на выходе мы имеем скуку смертную. Мозговой штурм помогает смешать опыт разных членов команды и добавить красок в процесс генерации идей.
Мозговой штурм бывает групповым и индивидуальным. Последний часто приносит более весомые результаты, потому что в группах часто нарушаются правила мозгового штурма, а уединенное размышление над проблемой помогает развить идею в нечто стоящее.
Группа, в свою очередь, помогает членам команды почувствовать себя причастными к процессу принятия решений, что в будущем положительно сказывается на инициативности и творческом потенциале. Но чтобы этот инструмент сработал, а ваше собрание не превратилось в базарную площадь, следует соблюдать ряд простых, но важных правил.
7 правил мозгового штурма
- Подготовьтесь. Для начала создайте комфортную атмосферу. Если пытаться генерировать идею века в полутемном помещении, в котором не хватает стульев, а чтобы попить воды надо спускаться на 3 этажа ниже, ни к чему результативному это не приведет.
- Определите секретаря, который будет записывать идеи на доске или флип-чарте.
- Если коллектив не привык работать вместе, проведите разминку, познакомьте всех друг с другом и растопите лед.
- Определите проблему. Даже если вы думаете, что все в курсе, лишний раз подробно опишите задачу.
- Не подгоняйте и в самом начале дайте время привести мысли в порядок и придумать первые идеи.
- Поощряйте каждого.
- Не собирайте больше 10 человек за раз. Эффективность крупных групп намного ниже.
19 техник для действительно гениальных решений
Самая большая ошибка – лупить из пушки по воробьям. Для решения любой задачи существует миллиард путей – правильных и нет, реальных и космических, откровенно глупых и гениальных. Если попытаться охватить их все, вы либо лишитесь рассудка, либо соскользнете в проторенную колею – наиболее удобный порядок мыслей, выработанный годами работы в вашем бизнесе.
Чтобы этого не случилось, задайте мозговому штурму цель – направление, в котором следует развернуть орудия:
- Путешествуйте во времени.
Представьте, что вам надо решить возникшую проблему 10, 100 или 1000 лет назад. Как бы вы выкрутились в период святой инквизиции и что бы предложили тогда? Или наоборот – представьте, что вокруг безграничные возможности развитого сообщества 2200-го года или постапокалиптическая пустошь 2201-го.
- Телепортируйтесь.
Попробуйте взглянуть на проблему, если бы она настигла вас в другой стране, в совсем другом климате или просто на другой планете. Какие бы решения вы предлагали тогда?
- Меняйтесь.
Как бы вы попробовали решить поставленную задачу, если бы постарели на 10 лет или, к примеру, набрали сотню килограммов веса. Мысленно измените в себе привычный параметр образа – национальность, часть внешности, уровень здоровья, расу или степень сумасшествия. Это откроет новый спектр решений, который скрывает от вас подсознание.
- Примеряйте другие роли.
Поставьте себя на место вашей супруги, отца, лучшего друга или заклятого врага. Что бы сделали они? Попробуйте влезть в шкуру знаменитости и подумать мозгами Эйнштейна, Теслы или Микки Мауса. Еще вариант – наградите себя невероятными суперспособностями – суперменским умением летать, халковским желанием крушить или госдумовской заботой о населении. Как бы вы поступили тогда?
Что на вашем месте придумал бы кролик?
- Заполняйте пробелы.
У вас есть отправная точка – условия, при которых вы оказались. И есть конечный пункт назначения – цель, к которой вы стремитесь. По порядку заполняйте пробелы между этими понятиями, максимально подробно дополняя стадии. К примеру, короткий путь от желания до первой прибыли может выглядеть так: кредит в банке – создание сайта – аренда склада – первая закупка – отработка воронки продаж – запуск рекламы – продажа – повторная продажа. На самом деле пунктов будет намного больше, потому что каждый основной потянет за собой сотни дополнительных. Ваша цель – распутать и учесть их все. Из этого пункта вытекает следующий.
- Составляйте умные карты.
Плетите их как паук паутину. Разветвляйте задачи настолько, насколько это укладывается в понятие «умственное здоровье». Расщепите задачу на миллион мелких осколков и для каждого подберите решение. При таком подходе всплывают любые подводные камни.
- Подсматривайте.
Но не у соседа или конкурента. Смотрите дальше – на другие области. Найдите похожую проблему за пределами отрасли и посмотрите, какие решения уже показали классный результат. Чтобы было понятнее. Допустим, у вас есть группа ВКонтакте, где вы продаете тяжелое строительное оборудование. И вы хотите привлечь в эту группу подписчиков. Все ваши конкуренты в таком случае делают серьезные посты на стену, покупают статьи. Вы же можете пойти другим путем – настроить таргеттинг на ту же самую аудиторию, но контент предложить развлекательного плана – с шутками и мемами про строителей. Конечно, в этом конкретном случае качество подписавшихся будет разным, но брейншторминг в этом направлении даст вам много более удачных идей.
- Составьте SWOT-таблицу.
- Поменяйтесь мозгами.
Работая в группе, предложите каждому члену команды написать свои идеи по вопросу на бумаге. Далее поменяйтесь исписанными листами и попробуйте дать больше идей, опираясь на варианты, предложенные другими людьми. Отличный способ сломать устоявшийся внутренний порядок мышления.
- Выбирайте лучшие идеи.
Этот способ больше остальных похож на традиционный брейншторминг. Поставьте команде задачу «набросать» максимум идей. Выберите лучшие и на их основе дайте еще больше похожих решений. Продолжайте, пока не найдете идеальный выход или пока уборщица не выгонит вас домой.
- Осуждайте.
Начните с самого начала – поставьте под сомнение ту проблему, над которой вы решили поломать мозг. К примеру, вам надо придумать тему для лонгрида в блог TexTerra. Подумайте, а почему именно TexTerra? И зачем лонгрид, если можно сделать серию коротких постов? Часто бывает, что задача изначально ставится неправильно. Чтобы это понять, ее надо детально рассмотреть.
- Не ограничивайте себя в ресурсах.
Представьте, что на выполнение задачи у вас есть ничем неограниченные ресурсы. Как бы вы действовали, если бы получили бесконечный бюджет или сколько угодно времени?
Что если в ваших руках бесконечность?
- Не останавливайтесь, пока не насобираете 101 идею.
Или попробуйте набрать 101 решение за указанный отрезок времени.
- Используйте случайный фактор.
Выберите случайное слово, изображение или параметр, которое станет базой для всех предложенных идей.
- Ищите помощь.
Попробуйте представить, какие силы сейчас находятся на вашей стороне, а какие мешают осуществлению проекта. Думайте не над основной задачей, а над тем, как усилить положительные факторы и свести к минимуму отрицательные.
- Преувеличивайте.
Что будет, если ваша проблема раздуется в 10 раз? А что, если вы одновременно столкнетесь с 10 подобными задачами? Как вы станете выкручиваться в такой ситуации? И наоборот – можно уменьшить цель брейншторминга в 10 или 100 раз. Как решить такую ерунду?
Когда совсем ничего не лезет в голову (для экстремалов от бизнеса)
- Займитесь спортом.
Отправляйтесь на пробежку, доведите себя до изнеможения, заставьте кровь циркулировать по телу. Отвлеките мозг на выполнение другой работы, освободите подсознание.
- Не спите.
Совсем. Вплоть до галлюцинаций. А вдруг?
- Напейтесь.
Если посчитать, сколько гениальных песен, фильмов, картин и литературных произведений было создано под влиянием опьяняющих веществ, идея выглядит рабочей. Но я не рекомендую, потому что в 99,9% случаев результат такого эксперимента – только головная боль.
Пьяный мастер своему ушу не хозяин
Конечно, методы не назовешь универсальными. Всю двадцатку к одному и тому же проекту не применишь, но это и не требуется. Достаточно иметь на вооружении несколько действенных техник.
10 ошибок, которые вы часто не замечаете на своих штурмах
- У вас нет темы и направления для штурма. Огульное требование «Давайте, набрасывайте идеи» – самый большой идиотизм на таких собраниях.
- У участников нет мотивации придумывать что-то из ряда вон.
- Команда не обладает достаточной подготовкой для решения обозначенных задач.
- В команде собраны клоны друг друга. Какой смысл искать идею среди 10 программистов, которые работают почти под копирку? Пригласите на собрание маркетолога или дизайнера – тогда, возможно, будет неожиданный результат.
- Упертость в выборе устаревших идей, которые когда-то сработали. Убийство нестандартных решений прямо во время работы.
- Гиперсерьезность.
- Частые прерывания на кофе и покурить.
- Преждевременный финал. В смысле принятия решения.
- В команде собраны конкурирующие звенья компании, когда решения одних могут усложнить жизнь остальным.
- Работа из-под кнута и отсутствие времени спокойно подумать.
Как выбрать ту самую идею?
После мозгового штурма остается тонна идей, которые надо упорядочить и отсортировать. Если реализовать план явно сложно – вычеркиваем, если у вас не хватает ресурсов (и нет реальных источников) – вычеркиваем, если никому не интересно – вычеркиваем. Можно задать себе ряд вопросов:
- Как быстро это можно осуществить?
- Насколько велика отдача?
- Просто ли это сделать?
- Дешево ли?
- Рискованно?
- Что вам подсказывает
пятая точка…шестое чувство?
Чтобы сузить круг «подозреваемых», можно попросить каждого участника выбрать ТОП-5 идей. Важно, чтобы списки были анонимными – на этой стадии групповое мышление только навредит.