Девять проверенных инструментов.
Блогу, как и любому сайту, нужна поисковая оптимизация, а именно:
- регулярное обновление старых записей;
- планирование новых тем с учетом собранной семантики;
- публикация LSI-текстов;
- внедрение семантической разметки;
- оптимизация title;
- тегирование записей;
- улучшение читаемости;
- перелинковка;
- оптимизация мета-описания страницы.
Все перечисленные методы я испробовал на двух собственных контентных сайтах. Результат – плавный рост посещаемости уже через три недели после окончания мероприятий по оптимизации:
Обновление старых записей
Есть контент, который остается актуальным долгое время. Но даже такие страницы можно и нужно обновлять: добавлять полезную информацию, освежать актуальными цифрами. Можно улучшить структуру статьи, добавить полезные медиафайлы. Это важно, потому что Google оценивает качество страницы, а в некоторых случаях добавляет актуальную даты прямо в сниппет. Наличие даты в сниппете также влияет на кликабельность.
Обновляя контент в блоге, вы получаете еще один бонус: чем больше страниц вы обновите, тем чаще на сайт будут заходить краулеры поисковых систем. Новые страницы тоже будут индексироваться чуть быстрее при прочих равных условиях.
Как обновлять материалы
- Перед обновлением убедитесь, что страница опубликована более месяца назад, и в ее основе лежит информационный запрос.
- Проанализируйте страницу. Ответьте максимально объективно: насколько контент экспертный, несет ли он пользу аудитории?
- Найдите эксперта и отдайте ему статью на проверку. Серьезные ошибки нужно убрать.
- Создайте новые разделы и заголовки, пользуясь низко- и среднечастотными запросами.
- Дополните статью медиафайлами (например, полезной графикой).
- Оживите контент актуальными цифрами или другой статистикой.
- Добейтесь максимальной релевантности тайтла и контента на странице. Интент заголовока должен полностью соответствовать опубликованному тексту.
Обновляйте страницы, которые вообще не приносят вам трафик или приносят единичных посетителей. В этом главный смысл – заставить такие страницы «работать».
Примечание: можно и наоборот – обновлять только статьи, которые уже приносят трафик – это может дать еще больший приток новых читателей. Так действует TexTerra Daily. Вот еще 4 важных шага и советы для новичков как правильно обновить статью, чтобы она приносила рост в органике.
Планирование тем
Планирование тем в блоге должно происходить после исследования семантического ядра сайта.
Чтобы блог начал получать постоянный и стабильный трафик, вы должны посвящать значительное время планированию новых тем.
Я давно заметил, что очень популярные блоги редко подстраиваются под конкретные поисковые запросы. Они публикуют то, что интересно их целевой аудитории. Такая же история характерна для тематических и сильно нишевых блогов.
Другое дело – недавно созданные блоги. Они нуждаются в трафике и, чтобы набрать его, приходится искать компромиссы.
Как продвигать блог по запросам
Высокочастотные запросы – самые популярные поисковые фразы, которые получают много показов в месяц. Нельзя сказать, сколько конкретно: а разных нишах высокочастотными могут считаться фразы имеющие 500 показов в месяц или даже меньше. Но в основном высокочастотными называют фразы, набирающие от 1 000 показов в месяц.
Продвигаться по таким запросам новый сайт не сможет: конкурирующих доменов с качественным контентом уже слишком много.
Среднечастотные запросы – чуть менее популярные фразы с показами в диапазоне от 100 до 900 в месяц:
Низкочастотные – фразы с частотностью менее 100 показов в месяц. Продвигаться по ним проще всего:
Начинать продвижение лучше со среднечастотных и низкочастотных запросов. Для этого нужно:
- собрать маркерные запросы из Google, «Яндекс», YouTube, TikTok и других социальных сетей.
Для сбора базовых ключей из поисковых систем я рекомендую использовать «Планировщик ключевых слов из Google Рекламы» и «Подбор слов». Этих инструментов будет более чем достаточно. Для сбора ключевых слов из социальных сетей подойдет любой парсер. Например, ключи из YouTube хорошо собирает Ahrefs.
- Сгруппируйте запросы по интенту. Подробнее о том, как кластеризовать семантическое ядро, читайте в статье «Что такое семантическое ядро и как его составлять».
- Сформированную группу привяжите к конкретной странице. Одну группу ключей сразу под несколько страниц подстраивать не стоит.
Если вы решите продвигаться только по низкочастотным запросам, проделайте следующее:
- соберите низкочастотную семантику и создайте под нее хотя бы 100 страниц с качественным экспертным контентом;
- отберите 10 ключевых фраз с наиболее высокой частотностью и самой маленькой конкурентностью. Частотность смотрим в «Подборе слов», конкурентность – в «Яндексе». Ищем интересующую ключевую фразу и смотрим, есть ли релевантные страницы в выдаче. Если релевантных страниц по выбранной ключевой фразе нет, записываем ключевую фразу и добавляем тему в контент-план.
SEO для блога: как продвинуть сайт в топ поисковиков
Как проверить конкурентность запроса
Помимо частотности можно проверять сложность запроса – этот показатель определяет, насколько тяжело вам будет конкурировать за первое место в поисковой выдаче. Для этих целей подходят Keyword Difficulty Checker от ahrefs, а также анализаторы SEMrush, Serpstat, Moz, KWFind. Но результат в этих сервисах условный – ориентироваться только на него точно не стоит. Вот, например, абсолютно некорректные данные в ahrefs. Выйти в топ по ключу «купить монитор» будет очень непросто:
Латентно-семантическое индексирование
LSI, или латентно-семантическое индексирование – алгоритм Google для определения релевантности страницы поисковому запросу. LSI-слова – слова и фразы связанные с главным ключом и наиболее часто появляющиеся с ним в результатах поиска.
LSI-слова – это не синонимы и не поисковые подсказки, а совсем другая семантика. Опытные оптимизаторы ищут LSI-слова вручную, но начинающим гораздо проще и эффективнее использовать сервисы: Pixel Tools (инструмент «ТЗ для копирайтера») или Megaindex (модуль «Анализ текста»).
Готовый список LSI слов для определенного ключа – это, конечно, хорошо. Но в отрыве от опыта эксперта, его навыков и возможности все это описать – бесполезно.
LSI-слова позволят удержать правильный интент заголовка. На моих сайтах такая оптимизация зарекомендовала себя наилучшим образом, и ей могут следовать даже начинающие авторы. Мы подробно расписали как собрать LSI-фразы в отдельной статье.
Оптимизация под расширенные результаты поиска
Сниппеты расширенных результатов поиска имеют самую высокую кликабельность в поисковой выдаче. Есть интересное исследования Advanced Web Ranking, согласно которому кликабельность расширенных сниппетов достигает 32,3 %.
Google может определить ваш сайт в расширенный сниппет автоматически, если ответ на странице будет релевантным запросу и полезным. Но лучше самим разметить данные на странице при помощи семантической разметки и обозначить, что именно должно быть в сниппете.
Семантическая разметка (а точнее, верстка) – способ разметки данных на странице в соответствии с их логическим и смысловым фактором. Это контент, который размечен специальными тегами.
Для разметки страниц под Google и «Яндекс» одходит словарь schema.org в синтаксисе JSON-LD. Чтобы проверить, поддерживает ли страница расширенные результаты поиска, воспользуйтесь инструментом Google или валидатором микроразметки «Яндекса»:
Страница может показываться в расширенных результатах поиска Google
Оптимизация тега title
Когда вашему блогу нужен стабильный трафик, тег title не менее важен, чем контент на странице. Оптимизируя заголовок страницы, можно улучшить кликабельность сниппета.
Мой опыт: не стоит вписывать более двух ключей в прямом вхождении на одну страницу с текстовым контентом до 2 000 символов. Не нужно начинать предложения с ключа.
Оптимизируя title под поисковой запрос, не забывайте о релевантности страницы. SEO для блога: как продвинуть сайт в топ поисковиков должен максимально соответствовать контенту, который опубликован на странице – это увеличивает шансы на попадание в топ по запросу.
В качестве title я не рекомендую использовать поисковые фразы в прямом вхождении, которую вы копировали, например, из «Подбора слов».
Во-первых, если перенести добытое таким образом ключевое слово в заголовок, он будет косноязычным.
Во-вторых, есть много свидетельств, что прямое вхождение ключевой фразы в заголовок не поощряется поисковыми системами.
Проанализируем страницу результатов поиска «Яндекса» по запросу «как сварить борщ с мясом»:
Как видим, ни в одном сниппете нет поисковой фразы в прямом вхождении.
Я всегда разбавляю ключи и стараюсь не использовать их в прямом вхождении. Пока что никаких санкций со стороны Google или «Яндекса» мои сайты не получали.
По моим наблюдениям, более важно не столько вхождение, сколько красота заголовка – визуальная и читабельная привлекательность.
Для примера проанализируем тайтлы разных страниц для поисковой фразы «когда в россии появился сотовый телефон». Сравните тайтл в этом сниппете:
В приведенном выше примере в тайтле нет ключевого слова «смартфон», так что интент вообще не считывается
...ка и в этом:
Оптимизация мета-описания страницы
Мета-описание страницы, или description – небольшой фрагмент текста до 155 символов (можно и длиннее, но Google его обрежет). Хотя description не является прямым фактором ранжирования, этот тег все равно должен использоваться на всех страницах блога. Чем больше информации вы сможете предоставить краулеру о странице, тем лучше.
Мета-описание страницы заключается в тег description и на странице может выглядеть следующим образом:
<!DOCTYPE html> <html> <head> <title>description</title> <meta name="description" content="Это – мета-описание страницы"> <meta name="keywords" content="несколько ключей для краулеров, релевантных тексту в теле статьи"> </head> <body>Тело страницы или полный текст</body> </html>
При составлении мета-описания я руководствуюсь тем, что description должен быть логичным продолжением title страницы. При составлении description придерживайтесь четырех правил:
- внутри description можно упомянуть ключевое слово один раз, но желательно – в разбавленном вхождении;
- начинайте дескрипшн с глагола;
- сохраняйте интент заголовка и текста страницы;
- чем короче, тем лучше.
Тегирование записей
Теги, они же метки, используются для сортировки страниц. Благодаря тегам вы можете быстро размечать страницы и объединять их в группы, которые еще называются категориями или рубриками. Они помогают читателю ориентироваться на сайте.
Если ваш сайт развернут на CMS, то категории / теги / метки он точно использует. Настройки нужно искать в панели управления сайтом. Например, в WordPress разделы и теги записи выбираются при создании страницы (см. скриншот выше).
Улучшение читабельности
Если страниц на вашем сайте очень много, проверить читабельность контента можно следующим образом:
- Откройте «Яндекс.Метрику» и найдите отчет «Страницы входа»:
- Для анализа возьмем пять самых популярных страниц:
- Посмотрите, насколько контент на этих страницах читабелен: визуально, семантически, стилистически. Насколько легко он усваивается при первом ознакомлении?
Текст неплохой, но нуждается в переработке и корректуре.
Вот лайфхаки, как улучшить читабельность текста в блоге:
- используйте маркированные и нумерованные списки для длинных перечислений;
- избегайте чрезмерно длинных предложений;
- делайте полезные заголовки;
- объединяйте текст небольшими абзацами, широкие абзацы – хуже;
- главные мысли выделяйте врезками любого подходящего к дизайну блога формата.
Полезная перелинковка на страницах
Релевантная перелинковка между страницами – это улучшение показателей метрики «Время на сайте» и снижение показателя отказов. Перелинковку можно делать вручную или автоматически с помощью плагинов и скриптов.
Тематический блог может использовать перелинковку для перенаправления трафика на страницы, которые еще не получают органический трафик.
Не относитесь к перелинковке формально и сможете улучшить показатели вовлеченности + увеличить количество страниц за один просмотр. Для этого:
- вручную проверяйте релевантность страницы анкору ссылки;
- давайте ссылки только на качественный контент;
- поставьте себя на место читателя и решайте, чего не хватает в каждом разделе статьи.
Эти шаги помогут поднять сайт в поисковой выдаче, но все-таки для полноценного продвижения в «Яндексе» и Google их недостаточно. Советуем прочитать еще статью «Продвижение сайта в поисковых системах: 55 шагов, которые позволят вам выйти в топ», а лучше сразу обратиться к нам за комплексным продвижением в интернете.
Читайте также:
Семантическая разметка – must have для сайтов. У вас точно она есть?
Полное руководство по внутренней перелинковке сайта
Как проверить сайт: 18 сервисов для бесплатного экспресс-аудита