Полноценный аудит сайта пока способен сделать только человек. Тем не менее, существуют инструменты, с помощью которых можно проверить кое-какие показатели автоматически. Это будет бесплатно, быстро, и при этом вы сможете увидеть многие критичные ошибки технического характера.
В этой подборке – 18 бесплатных (и условно-бесплатных) инструментов для технического анализа, которые помогут понять некоторые слабые стороны внутренней (и отчасти внешней) оптимизации сайта.
Онлайн-сервисы
Собрали сервисы, начать работать с которыми сможет даже новичок.
Инструменты поисковых систем: «Яндекс.Вебмастер» и Google Search Console
Вся основная информация о сайте есть в аккаунтах для вебмастера «Гугла» и «Яндекса». Поисковики даже предоставляют некоторые инструменты для технического анализа сайта. Что здесь можно проверить:
- Позиции в поиске.
- Запросы, по которым пользователи переходят на сайт.
- Внешние и внутренние ссылки.
- Файл robots.txt.
- sitemap.
- Микроразметку.
- Оптимизацию под мобильные устройства.
- Ответ сервера отдельных страниц.
- Индексирование.
- Нарушения и угрозы безопасности.
- Показатели качества (ИКС – для «Яндекс»).
В «Яндекс.Вебмастере» и Google Search Console представлена актуальная информация «из первых рук». Но у такой проверки есть пара недостатков:
- Нельзя проверить чужой сайт.
- Нельзя посмотреть данные сразу по двум ПС.
Иногда нужно быстрое овервью своего или чужого сайта (например, перед покупкой) или анализ конкурента. Для этих целей будут полезны бесплатные комплексные инструменты.
Megaindex
Сервис имеет более 30 инструментов для владельцев сайтов, в том числе для экспресс-аудита. Данные Megaindex активно используют другие сервисы и расширения при оценке сайтов. Чтобы начать пользоваться приложениями, необходимо зарегистрироваться.
Инструмент «Анализ сайта» позволяет получить отчет по следующим показателям:
- Видимость в поисковых системах и количество ежемесячных переходов.
- Посещаемость (источники трафика, количество посещений в месяц).
- обратные ссылки.
- Популярные ключевые слова.
- Конкуренты.
Бесплатная версия имеет ограничения: по каждому отчету показываются только первые пять результатов (5 обратных ссылок/ключевых слов/конкурентов и т. д.).
Приложение «Внешние ссылки» дает статистику по ссылающимся ресурсам, анкорам ссылок и самым популярным страницам.
Приложение «Аудит сайта» дает ограниченную информацию по ресурсу, но с помощью него можно проверить мета-теги и битые ссылки. Инструмент дает оценку «неудовлетворительно» слишком коротким или отсутствующим заголовкам и описаниям.
Pr-cy.ru
Здесь можно быстро проверить сайт по основным показателям – отчет выводится на одной странице. Удобно проверять конкурентов и вообще любые чужие ресурсы. Сервис позволяет узнать:
- Количество проиндексированных страниц.
- Наличие фильтра «АГС» и вирусов.
- Наличие сайта в реестре запрещенных ресурсов.
- Посещаемость по данным Liveinternet.
- Похожие сайты.
- Ссылки на сайт.
- Социальную активность (количество ссылок из соцсетей) и аккаунты (не всегда определяются автоматически).
- Общую оптимизацию главной страницы (тайтл, дескрипшен, заголовки, текст, наличие микроразметки и т. д.).
- Серверную информацию (IP, возраст домена, кодировка, SSL-сертификат, используемые на сайте технологии и т. д.).
- Юзабилити (фавикон, код 404, скорость загрузки, удобство для мобильных).
- Статистику по поисковым словам.
Более подробные данные по сайту доступны только при подключении платных тарифов.
Be1.ru
Сервис похож на предыдущий по типу анализируемых данных (отличаются лишь некоторые). Основное различие – в их представлении. Фишки, которых не было у предыдущего сервиса:
- Примерная оценка стоимости сайта.
- Динамика входящих и исходящих ссылок.
- Динамика видимости сайта в «Яндексе».
- Упущенная семантика (по которой продвигаются конкуренты, а вы – нет).
- Динамика посещаемости и более подробные данные о демографии посетителей.
- Чуть более детальная статистика по конкурентам.
Также у сервиса есть удобное расширение для Chrome, а в подвале сайта можно найти другие полезные инструменты для анализа сайта.
Sitechecker
Сервис помогает выявить технические ошибки на сайте. Проверка занимает около 2 минут в среднем. Если сайт небольшой, то быстрее.
К сожалению, в бесплатном режиме можно проверить только 4 страницы. Но даже этого хватит, чтобы получить подсказку о том, какие моменты нужно доработать (часто ошибки, встречающиеся на одной странице, есть и на других похожих).
Главный минус – отчет по сайту формируется на английском языке.
Основные ошибки (замечания, предупреждения), которые показывает Sitechecker:
- Страница с протоколом https ссылается на страницу с http (подключили SSL-сертификат, но не до конца настроили переадресацию). Сервис укажет страницы, в которых нужно найти и исправить ссылки на новые.
- Дублированные заголовки H1 или теги <title>, которые должны встречаться на странице единожды.
- Слишком короткие тайтлы.
- Недостаточное количество контента на странице (Code Ratio < 10% – меньше 10% по отношению ко всему содержимому страницы, которое включает также HTML-теги, стили, JS).
Ошибки, встречающиеся на определенных страницах, показаны в разделе «Issues». Каждая из них помечена цветом, символизирующим степень критичности. Самые важные проблемы – красные. Если нажать на конкретную ошибку, вместо кнопки «Learn More» появится «How to fix» – подсказка, как решить проблему.
Можно получить отчет по определенной странице, нажав на нее. Большая часть данных доступна только на платном тарифе. Однако кое-какую информацию бесплатно посмотреть все же можно (сниппет в Google, заголовки и количество текста на странице, объем HTML-кода и т. д.).
SEO Site Checkup
Простой и удобный сервис для проверки сайта по основным техническим показателям. Отчет выводится на одной странице. По традиции, сначала общая оценка, затем рассматриваются отдельные аспекты.
Всего сайты тестируются по пяти категориям показателей: общая оптимизация (метатеги, ключевые слова, битые ссылки, sitemap), скорость, сервер и безопасность, удобство для мобильных и продвинутое SEO (структурированные данные, кастомная 404-я страница, отсутствие тегов noindex и пр.).
Если какие-то пункты содержат ошибки, вы увидите пометку в виде красного крестика и кнопку «How to fix», которая поможет понять, как исправить проблему.
Seobility SEO Checker
Сервис практически аналогичен предыдущему, но есть некоторые отличия. Например, он уделяет большое внимание анализу контента на странице и оценивает внешние факторы – ссылки с других ресурсов (в том числе с «Википедии»).
Контент оценивается поверхностно (по сути, только главная страница), но некоторые замечания могут быть полезными: слова из заголовка первого уровня или тайтла не используются в тексте, количество слов или параграфов слишком маленькое и т. д. Также сервис отмечает положительные моменты: использование списков, отсутствие элементов шаблонных текстов (Lorem Ipsum) и др.
Nibbler
Еще один англоязычный анализатор сайтов. В бесплатном режиме тестирует только 5 страниц и выдает общий отчет по нескольким категориям:
- Доступность.
- Пользовательский опыт.
- Маркетинг (популярность ресурса по данным Alexa).
- Технологии.
По результатам анализа сервис дает общую оценку сайта по 100-балльной шкале.
Данных на выходе не так много, но кое-что интересное узнать можно. Из того, чего нет в других сервисах — оценка оптимизации страниц для печати.
Еще здесь довольно подробная статистика по изображениям на страницах. Инструмент выдает ошибки, если в тегах изображений не прописан их размер, используется недружественный вебу формат или какие-то картинки растянуты в браузере из-за несоответствия реальных размеров тем, что указаны в HTML-тегах.
Сервис также указал, что нет сервиса бронирования (хотя он не всем сайтам нужен). Нашел некоторые недочеты в ссылках, не нашел фавиконки, хотя она есть. Обнаружил несколько дубликатов ссылок. Сервис не только показывает недочеты, но и дает рекомендации как их исправить.
Инструменты Mangools
Mangools (англоязычный сервис) предлагает набор SEO-инструментов, в том числе SiteProfiler, предназначенный для экспресс-аудита. Пользоваться бесплатно можно только первые 10 дней.
Выдает 4 основных отчета:
- Общая статистика. Сюда входят авторитетность, цитируемость, траст (берутся показатели, разработанные Moz и Majestic) и популярность (ссылающиеся IP, Alexa Rank).
- Обратные ссылки. Динамика по ссылкам (в том числе удаленным) за последние 4 месяца. Здесь же показано количество ссылающихся доменов, доля dofollow и активных ссылок в общей массе и тексты анкоров. Посмотреть все ссылки на сайт можно в приложении LinkMiner.
- Топовый контент. Выводятся самые популярные по количеству расшариваний и ссылающихся доменов страницы.
- Конкуренты. Показываются топовые сайты по схожей тематике со статистикой по количеству общих ключевых слов, ссылающихся IP и рейтингом Alexa.
Самый интересный отчет – топовый контент. С его помощью можно определять темы, которые больше всего интересуют пользователей.
Разработчики сервиса также предлагают браузерное расширение для Chrome и Firefox. В бесплатной версии доступна вкладка On-page SEO (внутреннее SEO), а также можно посмотреть часть данных из общего отчета SiteProfiler.
On-page SEO выдает отчет о странице, на которой вы находитесь. Здесь несколько разделов: вид в поисковой выдаче, метатеги, структурированные данные, заголовки, ключевые слова, внешние ссылки, упоминания в соцсетях и проверка скорости в PageSpeed Insights.
Для бесплатного расширения очень даже неплохо.
SEOTO.ME
Достойный инструмент для аудита с минималистичным дизайном. К сожалению, бесплатная версия показывает только 30% данных, то есть если у вас много страниц с ошибками, в отчетах вы будете видеть только треть.
Для того чтобы получить аудит, необходимо пройти быструю регистрацию, добавить сайт и подождать какое-то время, я ждала чуть больше часа.
Сервис оценивает разные составляющие: страницы, контент, теги, картинки, ссылки и т. д.
В отчете «Страницы» инструмент выдает статистику по каждой странице: статус (проиндексирована, не проиндексирована, неканонический URL, не HTML и т. д.), код ответа сервера, наличие счетчиков «Яндекс.Метрики» и Google Analytics, время загрузки, уникальность и уровень вложенности.
Ошибки обнаружить легко – они помечены красным цветом.
Крайне полезной штукой для меня оказалась проверка орфографии в разделе «Контент». Здесь можно найти все опечатки, встречающиеся на страницах.
В разделе с тегами можно выявить ошибки и недоработки в тайтлах, дескрипшенах и заголовках H1-H6. Вкладка «Картинки» выдаст статистику по всем графическим файлам на сайте – разрешение, размер, скорость загрузки. Здесь же будут отмечены битые изображения и с пустым тегом <alt>.
СайтРепорт
Бесплатно проверяет только 25 страниц.
Сводный отчет показывает примерно те же данные, что и ранее рассмотренные сервисы, даже меньше. Ничего нового.
Некоторая информация в моем случае не совпала с действительностью (количество проиндексированных «Гуглом» страниц и упоминаний домена). Другие сервисы были точнее.
Общая информация мало нас интересует. Что действительно важно – левая колонка с отчетами.
Все данные представлены в виде графиков и таблиц, по каждому пункту дается справочная информация.
В разделе «Текст» очень полезная статистика по наполнению каждой страницы.
В разделе «Контент» в табличке также отмечаются грамматические ошибки.
Из наиболее интересных отчетов:
- Релевантность ключей. Содержит статистику по вхождению, релевантности и частотности (по Wordstat) ключевых фраз для каждой страницы. Данные «Вордстата» неточные, много «мусорных» ключевиков, но в целом полезный отчет.
- Видимость и конкуренты. Здесь можно узнать запросы, по которым сайт находится в топ-10 и топ-50 «Яндекса» и Google, а также проследить их динамику за год. В бесплатной версии показываются только по 10 запросов из каждого поисковика. Это сильно ограничивает функциональность инструмента, но позволяет узнать десятку самых популярных страниц сайта и количество запросов, по которым они отображаются в топ-10 и топ-50 поисковой выдачи.
- Производительность. Отчет, похожий на тот, что выдает GTMetrix или PageSpeed Insights.
Браузерные расширения
MozBar
После установки расширения на посещаемых страницах будет появляться черная полоса от Moz с информацией. Прежде всего, это PA (Page Authority – авторитетность страницы) и DA (Domain Authority – авторитетность домена), а также заспамленность страницы ссылками.
DA и PA – комплексные показатели, используемые сервисом Moz, которые высчитываются на основе количества ссылок на страницу и их авторитетности и веса. Справа от логотипа есть три иконки, нажав на первую из которых, можно узнать информацию о странице.
Что входит в перечень анализа:
- Элементы на странице (On-Page Elements): тайтл, дескрипшен, ключевые слова, заголовки, выделения текста жирным или курсивом, текст тега alt.
- Общие атрибуты (General Atributes): IP-адрес, страна, адрес в кеше «Гугла», адрес канонической страницы, наличие тегов meta robots, скорость загрузки страницы.
- Метрики ссылок (Link Metrics): авторитетность страницы, домена, внешние ссылки с атрибутом follow, общее количество ссылок. Некоторые данные доступны после активации премиум-тарифа:
- Разметка (Markup): schema.org, Open Graph, микроформаты.
- Http-статус страницы.
Также с помощью расширения можно подсвечивать ссылки на странице: открытые и закрытые от индексации, внешние и внутренние.
Кнопка Page Optimization (оптимизация страницы) доступна только после покупки премиума, который также дает полный доступ к большому количеству метрик и полезных инструментов (данные о посещаемости, отслеживание позиций, диагностика и поиск ошибок, рекомендации по оптимизации, возможности для получения внешних ссылок и т. д.).
Seo-tools
Скачать для Chrome
Этот виджет собрал почти все инструменты для быстрой проверки разных показателей сайта. Достаточно выбрать интересующий пункт (проверка скорости, адаптивности, наличия вирусов и т. д.) и кликнуть на значок соответствующего сервиса. Расширение перенаправит вас на страницу, где будет сформирован готовый отчет.
Далеко не все ссылки в расширении работают. Что-то уже безнадежно устарело. Но пока инструмент еще не потерял актуальность и может быть полезным.
Также здесь можно быстро посмотреть sitemap интересующего сайта и файл robots.txt.
Lighthouse
Расширение Lighthouse для браузера Chrome выпустил сам Google еще в 2018 году. Поэтому инструменту можно доверять.
Чтобы провести экспресс-аудит открытой в браузере страницы, необходимо нажать на значок расширения и выбрать «Generate report». Он откроется на новой странице и визуально будет напоминать другой сервис Google – PageSpeed Insights.
Сайт анализируется по нескольким показателям:
- Производительность. Для оценки используются: время, за которое отобразилась первая часть контента (First ContentFul Paint); время, за которое отобразился основной контент страницы (First Meaningful Paint); индекс скорости (Speed Index) и другие метрики для измерения скорости загрузки сайта. Приложение даже предложит посмотреть пошаговые скриншоты загрузки страницы.
- Доступность. По большей части это проверка дизайна и юзабилити (насколько это возможно автоматическим методом): соблюдение контраста фона и элементов сайта, правильное использование тегов при оформлении списков, наличие атрибута [lang] и т. д. В открывающемся списке под заголовком «Additional items to manually check» можно найти перечень еще нескольких пунктов, которые важно проверить на сайте вручную, так как сервис здесь беспомощен.
- Лучшие практики (технические аспекты и UX-решения). Использование протокола HTTPS, отображение картинок с правильным соотношением сторон, отказ от устаревших API и пр.
- SEO. Lighthouse проверяет правильность robots.txt, наличие тайтла и дескрипшена, читабельность (размер) текста, отсутствие запрета индексации и т. д.
Кроме того, здесь можно проанализировать на наличие ошибок и недоработок прогрессивное веб-приложение сайта.
Инструмент показывает успешно пройденные тесты и рекомендации по тому, какие показатели можно улучшить и как это сделать.
Десктопные программы
Screaming Frog SEO Spider
Программа работает на Windows, Mac и Linux. Бесплатно проверить можно не более 500 страниц.
Screaming Frog SEO Spider сканирует все элементы на страницах (ссылки, картинки, CSS) и анализирует их с точки зрения поисковой оптимизации. С помощью этой утилиты можно понять, как поисковые системы видят сайт. При этом все происходит быстро, в автоматическом режиме, и не нужно проверять отдельно каждую страницу.
Чтобы начать проверку, введите адрес сайта в верхнюю строку и нажмите «Start».
Основные моменты, на которые нужно обратить внимание при анализе:
- Коды ответа сервера. Вкладка «Response Codes» позволит понять, используют ли страницы правильные редиректы (301 или 302), нет ли удаленных, несуществующих страниц с кодом 404.
- URL. В этой вкладке можно быстро найти URL страниц, не отвечающие стандартам (слишком длинные, неинформативные, содержащие кириллические символы, повторяющиеся и т. д.).
- Тайтлы и дескрипшены. Если метатеги были заполнены наспех и им не уделялось должного внимания, обнаружить все слабые места позволят вкладки «Page Titles» и «Meta Description» соответственно.
- Изображения. Утилита анализирует картинки на страницах и собирает данные о них в таблицу. Самый важный пункт – размер изображений. Если картинок на сайте много, стоит задуматься об их оптимизации, так как картинки большого размера могут тормозить скорость загрузки сайта и занимать ценное место на хостинге.
В целом у программы довольно обширный перечень функций и она дает много возможностей для всестороннего технического анализа сайта. Но чтобы разобраться со всем этим новичку, придется потратить какое-то время. Усложняет задачу еще и то, что у программы нет русскоязычной версии.
SiteAnalyzer
По набору функций может побороться с платными аналогами. При этом некоторых функций, таких, как «Визуализация ссылочных связей» на графе, нет даже у большинства платных аналогов.
Ясно, что бесплатных альтернатив у платных краулеров предостаточно, однако большинство из них обладают довольно ограниченным функционалом, но SiteAnalyzer выглядит очень достойным внимания на фоне остальных бесплатных программ.
Программа визуально довольно близка со Screaming Frog SEO Spider и обладает основным функционалом «лягушки», имеет русскоязычный интерфейс, поэтому разобраться с ее работой опытному либо начинающему сеошнику не составит большого труда.
Основным отличием SiteAnalyzer от Screaming Frog является возможность хранения всех сайтов в единой базе в виде списка проектов, который расположен в левой колонке приложения. Поэтому, все ранее проверенные сайты уже «под рукой» – просто выбираем нужный из списка и получаем все его страницы с подробной информацией по каждой из них.
Визуализация ссылочных связей на графе предназначена для визуального отображения внутренней перелинковки сайта, что дает дополнительное представление о структуре сайта и помогает определить хабовые страницы и разделы.
Вкладка «Дашборд» позволяет отобразить подробный отчет о текущей оптимизации сайта на одной странице путем отображения всех найденных ошибок и указанием степени их критичности.
Помимо этих данных в отчете присутствует указание общего показателя качества оптимизации сайта, рассчитываемого по 100-бальной шкале относительно текущей степени его оптимизации. Дополнительно имеется возможность экспорта данных вкладки «Дашборд» в отчет в формате PDF.
Website Auditor
Еще одна хорошая русскоязычная программа для поиска ошибок на сайте, на этот раз бесплатная.
Количество анализируемых показателей значительно меньше, чем в Netpeak Spider. Но для простейшего аудита ресурса вполне сойдет.
Что проверяет программа:
- Индексирование и сканирование. Ресурсы с кодом состояния 4xx и 5xx, закрытые от индексации страницы, robots.txt, карта сайта, настройка 404-й страницы.
- Перенаправления. Проблемы с версиями HTTP/HTTPS, страницы с редиректами 301 и 302, страницы с большим количеством перенаправлений и т. д.
- Кодировка и технические факторы. Страницы с фреймами или ошибками в коде HTML, удобство для мобильных и пр.
- On-page. Дубли заголовков и метаописаний, слишком длинные или пустые заголовки и дескрипшены.
Кроме всего этого Website Auditor исследует на предмет ошибок ссылки, изображения, URL-адреса и дает полезные рекомендации для приведения сайта в порядок.
Еще несколько полезных сервисов для проверки отдельных показателей
Некоторые моменты оптимизации сайта можно проверить более подробно при помощи специализированных сервисов. Приведем несколько из них.
Проверка скорости загрузки и адаптивности
В одной из предыдущих статей мы уже кратко обозревали 10 бесплатных инструментов проверки скорости загрузки и адаптивности сайта. Эти сервисы не потеряли актуальность, поэтому можно смело пользоваться подборкой для анализа веб-ресурса.
Поиск битых ссылок
Один из лучших бесплатных сервисов по проверке битых ссылок (даже получил награду в 2012-м году).
Чтобы провести проверку, нужно ввести капчу и выбрать один из вариантов отчета: только об отдельных битых ссылках или все случаи появления каждой битой ссылки (второй вариант займет больше времени, и отчет может получиться огромным).
В колонке Page where found сервис показывает список url страниц с битой ссылкой и саму ссылку в исходном html-коде (src). Последняя колонка таблицы показывает ответ сервера для каждой страницы.
Расширение для Chrome Check My Links
Введите адрес проверяемой страницы в адресную строку, откройте сайт и щелкните на значок расширения. Через несколько секунд/минут он отчитается об анализе ссылок на странице.
Зеленый цвет означает, что ссылками все окей, желтый указывает на URL с предупреждениями, а красный свидетельствует о битой ссылке.
С помощью инструмента можно легко находить битые ссылки в статьях (как раз там они чаще всего и встречаются).
Разное
Симулятор поисковой выдачи. Позволяет посмотреть, как будет выглядеть тайтл, описание и URL страницы в результатах поиска Google.Сниппет можно посмотреть как в десктопной, так и мобильной выдаче.
Валидатор кода сайта. Здесь можно проверить, насколько правильно был сверстан ресурс. Новичку все будет совершенно непонятно, поэтому пользуются им обычно разработчики. Которые, к тому же способны понять, какие ошибки кода следует исправить, а какие не повлияют на работу сайта и позиции в поисковиках.
В качестве заключения
Не забывайте, что бесплатный экспресс-аудит – это не решение всех проблем, а лишь небольшая помощь для тех, кто хочет немного улучшить работу и ранжирование ресурса.
Чтобы аудит был полноценным, сайт должен анализироваться по самым разным критериям, включая те, какие нельзя проверить с помощью программ и сервисов. Если вам нужна помощь в этом деле, обращайтесь к нам. Мы проводим комплексные аудиты сайтов, в которых рассматриваем не только технические аспекты, но и структуру, юзабилити, конкурентную среду, семантическое ядро и внешнюю оптимизацию.
Читайте также:
Мобильное приложение для бизнеса: зачем нужно и сколько стоит
Как вывести сайт в топ при помощи скрытой семантики (LSI)
Как файл htaccess может улучшить ваш сайт: топ-10 лайфхаков для вебмастера