счетчик Яндекс.Метрики

Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Внутренняя SEO‑оптимизация сайта Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Эту статью можно использовать и как полезный чек-лист для SEO-специалиста, и как инструмент контроля. Если вы руководите командой, поручите своему специалисту проработать все 13 пунктов и подготовить отчет.

Такой аудит поможет:

  • выявить технические и контентные ошибки, которые мешают росту трафика;
  • понять, какие UX-факторы снижают конверсию и удержание клиента;
  • составить понятное ТЗ для корректировок.

SEO-аудит по этим 13 пунктам поможет быстро проверить, насколько качественно ведется внутренняя оптимизация и куда уходит время вашей команды.

В этом блоке мы разбираем внутренние факторы оптимизации сайта — от метатегов и структуры страниц до карты сайта и перелинковки. Это та база, без которой поисковая система не сможет корректно оценить ваш ресурс. Если факторы проработаны грамотно, вы получаете рост органического трафика и видимости.

Сюда входят стандартные теги title, description, keywords, а также кодировка, область просмотра, имя автора и другие. 

Самая большая ошибка — вообще не заполнять метатеги, надеясь, что поисковики сами проанализируют контент на странице.

Приложение SEO META in 1 CLICK позволяет проверить корректность всех метатегов в один клик.

Title, description — как сделать «продающий» сниппет без спама

  • Не смешивайте тег title и заголовок H1 — это разные структурные элементы.
  • Помните, что лучше ранжируются страницы с короткими броскими заголовками. Старайтесь уложиться в 70 символов.
  • Не бойтесь знаков препинания в заголовках — используйте длинные тире, двоеточия, запятые, точки. Такие заголовки часто залетают в топ, имеют хорошую кликабельность.
  • Соблюдайте орфографию, грамматику, регистр букв. Все это влияет на кликабельность сниппета и восприятие вашего сайта в результатах поиска.
  • Не используйте в title поисковую фразу в прямом вхождении, не спамьте ключевыми словами в заголовке.
  • Используйте цифры в начале заголовка, чтобы мотивировать читателя перейти на страницу. Пример: «33 секретных методики...».
  • Убедитесь, что title передает корректный интент и релевантен тексту страницы.
  • Коммерческие сайты должны использовать динамические параметры. Например, стоимость товара или отзывы о нем. Проверьте сниппеты агрегаторов — в них всегда присутствуют динамические элементы.

Отдельно про description: как его правильно заполнять

Рекомендуем составлять описание, которое будет логическим продолжением заголовка и подтолкнет пользователя к переходу. Хорошо работает description, который начинается с глагола и побуждает к действию: «смотрите», «скачайте», «проверьте».

Задействуйте количественные показатели и конкретику. Например, стоимость товара. Коммерческие сайты могут добавлять достоинства товара и выгоды, которая гарантирует их компания.

Не используйте поисковые фразы в точном вхождении.

Необязательно покупать платные инструменты для сбора семантического ядра, на первых порах можно воспользоваться сервисом подбора слов Яндекса.

Важно понимать, что даже с уникальным контентом новый сайт не сможет обойти конкурентов по высокочастотным запросам. Поэтому чтобы получить первый трафик, используйте низкочастотные запросы.

Сформировать семантическое ядро с нуля не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Упрощенный план действий:

  • соберите базовые поисковые фразы по интересующей вас тематике;
  • соберите идеи с помощью сервисов вроде Serpstat, проанализируйте ключевые запросы конкурентов в своей нише;
  • удалите из ядра неэффективные ключи с низкой частотностью;
  • проведите кластеризацию — каждой ключевой фразе присвойте определенную страницу сайта.
Читайте также
Что такое семантическое ядро и как его составлять

Отдельно про sitemap.xml: как понять, нужен ли он вашему сайту

Руководства по внутренней поисковой оптимизации сайтов убеждают, что sitemap.xml для робота — обязательный элемент, без которого нельзя рассчитывать на результат. На практике краулеры прекрасно индексируют сайт и без всяких специальных карт.

Когда без sitemap.xml не обойтись:

  • на сайте много разделов, и они не не поддаются иерархической логике,
  • на сайте много страниц — десятки тысяч,
  • некоторые веб-страницы не слинкованы друг с другом,
  • вы часто актуализируете контент на уже опубликованных страницах.

Карту сайта удобно создавать с помощью специальных плагинов для sitemap.xml — они есть почти у каждой популярной CMS. Альтернативный способ — воспользоваться онлайн-сервисами вроде Mysitemapgenerator.

Онлайн-сервис Mysitemapgenerator для создания sitemap.xml и других форматов карт сайта

Сервис Mysitemapgenerator умеет генерировать не только sitemap.xml, но и html-карту, товарные фиды Google и Yandex, ленты RSS и фиды для iTunes

Все эти инструменты однокнопочные. В онлайн-сервисах достаточно указать ссылку на домен и нажать кнопку «Сгенерировать». Подробно о том, как создать и настроить sitemap.xml мы писали в этой статье.

Сгенерированную карту необходимо добавить в Яндекс Вебмастер и Google Search console. В Яндекс Вебмастере откройте раздел «Индексирование» и выберите «Добавить файл Sitemap»:

Внутреннее SEO сайтов: добавление sitemap.xml в Яндекс.Вебмастер

В панели Яндекс.Вебмастера выберите файл sitemap.xml и нажмите «Добавить»

В Google Search Console аналогичный раздел называется «Индексирование» — в нем также нужно выбрать пункт «Файлы sitemap»:

Добавление sitemap.xml в Google Search Console

В разделе «Файлы Sitemap» укажите адрес карты сайта и нажмите «Отправить»

Вы обращали внимание, что у нас в блоге встречается такой элемент?

Внутренняя перелинковка на сайте через блок «Читайте также»

Такой блок помогает связывать релевантные материалы между собой и улучшать поведенческие факторы

Для внутренней оптимизации страниц сайта перелинковку лучше всего делать вручную — так вы сами сможете подбирать наиболее релевантные страницы, идеально связывая их друг с другом. 

Главная задача перелинковки — улучшение пользовательского опыта. А еще это повышает релевантность веб-страниц и перераспределяет их вес.

Выведем сайт в топ для роста трафика и продаж
SEO-продвижение сайта

Даже самый полезный контент не принесет результата, если сайт плохо индексируется или у него технические ошибки. В этом блоке собраны ключевые технические моменты, которые напрямую влияют на видимость в поиске.

Файл robots.txt сообщает поисковым роботам, какие разделы сайта можно сканировать, а какие лучше пропустить. Но это не строгий запрет, для краулеров это скорее рекомендация. Большинство поисковых систем ее выполняют, однако в отдельных случаях директивы могут быть проигнорированы.

  • По умолчанию запрет индексации в robots.txt отсутствует. Сайт индексируется полностью, пока вы сами не добавите запрещающие директивы.
  • Главная цель robots.txt — уменьшить нагрузку на сервер. Вы ограничиваете краулеров, чтобы они не тратили ресурсы на второстепенные страницы.
  • Robots.txt используют для малозначимого или дублирующегося контента. Например, страницы фильтров, поиска или корзины.
  • Этот файл не подходит для скрытия конфиденциальной информации. Даже если закрыть раздел в robots.txt, он все равно может попасть в индекс. Для таких случаев используют другие инструменты: noindex, пароли, закрытие на уровне сервера.

Даже если вы создали запрещающую директиву для сканирования в robots.txt, такая страница все равно может быть индексирована поисковой системой. Для ограничения показа в SERP используйте другие инструменты.

Где найти стандарт исключения для роботов на своем сайте

Файл всегда находится в корне сайта. Самый простой способ его отыскать — выполнить поиск по всем файлам сайта. Для этого открываем административную панель хостинга и находим файловый менеджер. Например, на хостинге Beget доступен поиск как по файлам, так и по тексту:

Поиск файла robots.txt в файловом менеджере хостинга Beget

Найти robots.txt можно в корне сайта через файловый менеджер панели хостинга

Синтаксис robots.txt элементарный:

  • User-Agent: название краулера. Например, поисковый робот Google называется Google-bot, а краулер «Яндекса» — просто Yandex.
  • Allow — разрешает сканировать страницу.
  • Disallow — запрещает сканировать страницу.

Не забудьте добавить в карту сайта ссылку на sitemap.

Например, мы хотим показать Google, что сканировать нужно все страницы, кроме страницы контактов. Директива будет такая:

User-Agent: Google-bot
Allow: 
Disallow: / contacts

Правильно настроенный robots.txt уже заметно улучшает внутреннюю оптимизацию сайта.

Перенаправление или редирект — автоматическая переадресация с одной страницы на другую. 

Правила работы с редиректами:

  • не настраивайте перенаправление для robots.txt,
  • чтобы страница передала вес, настраивайте перенаправление на релевантную страницу,
  • не используйте более двух перенаправлений с одной страницы,
  • задействуйте перенаправление только в крайнем случае — создавая редирект на трафиковые страницы, вы можете потерять позиции в поисковой выдаче, что приведет к снижению трафика.

Чтобы проверить корректность работы перенаправления, обязательно очистите кэш браузера.

Дубли контента — это повторы уже существующих на сайте страниц или их частей внутри сайта. Чаще всего они появляются из-за технических ошибок или недоработок.  Естественно, такие страницы перестают быть уникальными. А Google высоко ценит уникальность не только в интернете в целом, но и в рамках отдельного сайта.

Дубли могут быть полными, если это полностью одинаковые страницы, и неполными — когда повторяются только отдельные блоки или фрагменты контента. Сильнее всего сайту вредят полные дубли, но ликвидировать нужно оба вида повторов.

В ходе работ по внутренней оптимизации сайта обязательно проверьте самые частые источники дублирования:

  • HTTP или HTTPS в начале ссылок,
  • изменение структуры сайта,
  • изменение структуры URL,
  • слеш или его отсутствие в конце ссылок,
  • наличие или отсутствие www в начале доменного имени,
  • страницы печати,
  • GET-параметры.

Все перечисленное относится к полному дублированию. А вот неполные дубли, как правило, появляются по следующим причинам: 

  • буквенная пагинация — решить проблему можно, настроив Canonical на главную основного каталога;
  • replytocom — относится только к сайтам на WordPress, где по умолчанию используются древовидные комментарии и каждый раз при ответе генерируется новый URL. Решение — установить Disqus или вообще отключить древовидные комментарии. Правда, тогда вашим посетителям будет неудобно комментировать друг друга;
  • однотипные товары и схожие описания также рождают дубли. Решить проблему можно, переписав неуникальный фрагмент описания. Еще один способ — сгруппировать схожие товары в единой карточке, а для установки различающихся свойств ввести элемент-селектор.

Избавиться от дублей автоматически удается не всегда — чаще всего приходится работать вручную: проверять источники повторов, настраивать технические правила или переписывать контент. Но именно устранение дублей дает ощутимый эффект: сайт становится чище, страницы быстрее индексируются, а позиции в поиске укрепляются.

Семантический или человекопонятный URL — это ссылка с понятными словами вместо служебных символов.

  • Несемантический URL: /index.php?cat=2&subcat=1&id=193;
  • Семантический URL: /product/smartphones/Apple

В самых популярных CMS настроить семантический URL можно в админке. Например, в WordPress человекопонятные ссылки активируются в разделе «Постоянные ссылки»:

Настройка семантических URL в WordPress

В разделе «Постоянные ссылки» выберите вариант «Название записи», чтобы включить семантические URL

Преимущества семантического URL по сравнению со стандартным:

  • пользователь видит структуру сайта и понимает, чему посвящена страница,
  • в ссылке можно использовать как кириллицу, так и латиницу,
  • можно включать в тело ссылки ключевое слово, хотя доподлинно неизвестно, является ли наличие таких слов в URL прямым фактором ранжирования.

Существуют и внешние битые ссылки, но мы рассматриваем внутреннюю оптимизацию сайта, поэтому речь пойдет о внутренних. Битые внутренние ссылки — это URL, которые ведут на несуществующую страницу сайта.

Внутренние битые ссылки могут появиться по следующим причинам:

  • некорректная работа плагинов,
  • технические ошибки,
  • страница была удалена,
  • глобальное изменение структуры ссылок.

Это самые часто встречающиеся источники битых линков, но вообще причин гораздо больше. Например, это может быть сбой при настройке сервера.

Если ваш сайт подключен к Яндекс Вебмастеру и Google Search Console, найти внутренние битые ссылки вы сможете в обоих инструментах. Посмотреть другие варианты поиска таких ссылок можно в этой статье.

В Яндекс Вебмастере откройте раздел «Индексирование» и перейдите в отчет «Страницы в поиске»:

Проверка битых ссылок в Яндекс Вебмастере

Яндекс Вебмастер позволяет обнаружить битые ссылки

В Google Search Console найти битые ссылки можно в разделе «Индексирование», вкладка «Страницы». Пролистайте до блока «Почему эти страницы не индексируются». Найдите строку «Не найдено (404)» и кликните по ней — откроется список всех URL, которые Google нашел, но не смог загрузить.

Проверка исключенных страниц с ошибкой 404 в Google Search Console

В отчете «Покрытие» просмотрите исключенные страницы с кодом ответа 404

Из отдельного ПО можно порекомендовать Majento SiteAnalyzer, а среди онлайн-сервисов — Online Broken Link Checker.

Да, улучшение UX тоже входит в сферу работ по внутренней SEO-оптимизации сайта, поскольку влияет на поведенческие факторы. Даже если контент и техническая база в порядке, плохой пользовательский опыт может снизить позиции. В этом разделе разберем ключевые элементы, которые помогут удержать аудиторию и повысить ее вовлеченность. 

Когда пользователь попадает на несуществующий адрес — например, страница была удалена или URL набрали с ошибкой, сервер отдает код 404. 

Давайте взглянем на эту ситуацию с позиции пользователя. Как вы поступите, если после клика в поиске попадете на такую страницу?

Базовая страница ошибки 404 без навигации

Простейший вариант страницы 404 никак не помогает пользователю решить его задачу

Скорее всего, вы сразу закроете сайт и начнете искать другие, на которых будет ответ на ваш вопрос.

Но если перед вами будет удобная навигация и предложение продолжить поиск — есть шанс, что вы останетесь.

Функциональная страница 404 с поиском и ссылкой на главную

Ссылка на главную и поисковая строка позволяют пользователю продолжить навигацию даже на странице 404

Ссылка на главную и поисковая строка дают пользователю возможность быстро продолжить поиск нужной информации.

Настраивая 404-ю страницу, помните: главное — сделать так, чтобы посетитель сразу не закрыл ваш сайт, даже если не нашел интересующий его контент. Вдохновиться идеями можно в этой статье.

Мобильный трафик уже давно обогнал десктопный, поэтому если ваш сайт неудобно открывать со смартфона, у него нет будущего. Решение одно — внедрить мобильные страницы. Это может быть либо полноценная мобильная версия на отдельном субдомене, либо адаптивный шаблон без дополнительного домена.

  • Краулерам проще обойти один домен, а не два. Поэтому быстрее будет проиндексирован сайт с адаптивным шаблоном, а не с мобильной версией на субдомене.
  • У мобильной версии могут возникать проблемы при выполнении перенаправления на такой субдомен.
  • Если у вас адаптивный шаблон, ошибки мобильных страниц становятся неактуальными.
  • В адаптивной версии удобнее делиться контентом — адрес страницы не меняется.

Таким образом, с точки зрения поисковой оптимизации у адаптивной версии есть некоторые преимущества. Кроме этого, контент в адаптивной версии сайта никак не урезается, отсутствует проблема дублирования страниц. А еще заниматься администрированием сайта сможет тот же сотрудник, что и раньше. С мобильной версией так получается далеко не всегда.

Мобильная версия часто имеет ограничения по дизайну и функционалу, из-за чего среди постоянных пользователей может увеличиться процент отказов.

Еще недавно внутренняя SEO-оптимизация сайта требовала отслеживания скорости загрузки ресурса. Но теперь Google оценивает сайт по комплексу метрик Core Web Vitals. Это не только скорость, но и стабильность верстки, и отзывчивость интерфейса

Соответствие сайта Core Web Vitals — прямой фактор ранжирования, так что вхождение сайта в «зеленую» зону этих метрик крайне желательно.

Основные показатели Core Web Vitals — LCP, FID и CLS

Скорость загрузки теперь рассматривается в связке с показателями Core Web Vitals

Показатель

Что измеряет

Цель

Расшифровка

LCP (Largest Contentful Paint) — скорость загрузки основного контента

Время, за которое загружается самый крупный видимый элемент страницы, например, изображение

Пользователь должен увидеть основное содержимое быстро

Хорошо: ≤ 2,5 секунды

Нужно улучшить: 2,5-4,0 секунды

Плохо: > 4,0 секунд

INP (Interaction to Next Paint) — отзывчивость интерфейса

Задержку между действием пользователя (клик, ввод, нажатие) и реакцией сайта

Сайт должен реагировать быстро и плавно

Хорошо: ≤ 200 мс

Нужно улучшить: 200-500 мс

Плохо: > 500 мс

CLS (Cumulative Layout Shift) — визуальная стабильность

Насколько «прыгает» макет при загрузке — например, если текст смещается, когда подгружается баннер или кнопка

Элементы страницы не должны неожиданно сдвигаться

Хорошо: ≤ 0,1

Нужно улучшить: 0,1-0,25

Плохо: > 0,25

Как проверять Core Web Vitals

Проверить соответствие своего сайта метрикам Core Web Vitals можно, например, при помощи Pagespeed Insights и Google Search Console

Как улучшить Core Web Vitals

  • Удалите лишние плагины.
  • Убедитесь, что в настройках сайта установлена корректная версия PHP.
  • Убедитесь, что хостинг отдает производительность, достаточную для проекта.
  • Проверьте производительность сервера.
  • Задействуйте кэширование страниц.
  • Используйте заданные размеры для всех элементов страницы, включая кнопки, картинки и баннеры.
  • Попробуйте внедрить AMP-страницы.
  • Задействуйте ленивую загрузку и не бойтесь делать компрессию изображений на сайте.
  • Максимально уменьшите размер кода страницы. Выбросьте ненужный Java, посмотрите, какие «стили» задействованы: CSS тоже стоит сократить.

Если показатели Core Web Vitals все равно остаются неприемлемыми, проверьте тему сайта — это актуально для Wordpress и других популярных CMS такого типа. Платные красивые темы часто невероятно прожорливы и потребляют колоссальное количество ресурсов, создавая огромную статическую нагрузку на хостинг. 

Если вы проверили каждый пункт этой инструкции и ни один источник проблемы не подтвердился, скорее всего, причина низких показателей именно в теме, и ее придется заменить на более легкую.

Читайте также
Как работать с Core web: что мешает рендерингу на сайте и как от этого избавиться

Этот инструмент используется для разметки данных на странице. Словарей семантической разметки много, самый оптимальный вариант — schema.org в синтаксисе JSON LD. Эту связку рекомендует Google, но и Яндекс также понимает словарь schema.org и показывает расширенные сниппеты на его основе. 

Внедрять семантическую разметку на странице можно вручную или автоматически. Например, плагинами для CMS. 

Читайте также
Как использовать микроразметку Schema.org: руководство для чайников

Этот шаг относится к внутренней оптимизации и продвижению сайта, но специально регистрировать новый сайт в Google и Яндекс не требуется. Если вы публикуете полезный и качественный контент, краулеры в течение нескольких дней сами проиндексируют его. 

Другое дело, если вы хотите получать подробную статистику по присутствию сайта в поиске. Но и в этом случае сайт добавляется не в Google и Яндекс, а в Google Search Console и Яндекс Вебмастер, соответственно.

В статье разобрались, что входит во внутреннюю оптимизацию сайта и как провести SEO‑аудит по 13 пунктам, чтобы повысить трафик, улучшить UX и укрепить видимость бренда в поиске. Чтобы не потеряться в деталях, используйте более краткий чек-лист. Так вы сможете быстро оценить состояние сайта и понять, что требует доработки прямо сейчас.

1. Диагностика и отчетность

  • Настройте отчеты в Google Search Console и Яндекс Вебмастере.
  • Отправьте актуальный sitemap.xml в панели вебмастеров.

2. Контент и метатеги

  • Обновите шаблоны title и description для топ-страниц.
  • Через время проверьте CTR у страниц, которые приносят больше всего трафика.

3. Техническая оптимизация

  • Проведите чистку дублей и битых ссылок.
  • Обязательно удалите лишние редиректы и цепочки перенаправлений.

4. UX и скорость

  • Проверьте Core Web Vitals и начните оптимизацию по показателям.
  • Убедитесь, что сайт адаптивен.
  • Настройте содержательную 404-ю страницу.

Такой экспресс-аудит может стать хорошим стартом оптимизации сайта. Но для стабильного роста нужны регулярные работы, от расширения семантики до формирования ссылочного профиля.

Если вы хотите вывести сайт в топ и закрепить результат, напишите нам в Телеграм или на почту — поможем выстроить стратегию продвижения для вашего проекта.

Читайте также:

Яндекс.Вебмастер или Search Console Google: какая панель лучше и для каких задач

Полный гайд по… хлебным крошкам

Как оптимизировать мобильный трафик на сайт – это необходимо для хорошей выдачи

Поделиться статьей:

Новое на сайте

10 окт 2025
290
ИИ-выдача — новый уровень конкуренции в нейросетях

Сегодня в поисковых системах нейросети решают, кого показать пользователю — вас или конкурентов. При этом они могут перепутать факты или написать о компании откровенную чушь. Узнайте, что говорят о вас и ваших конкурентах ChatGPT, Gemini и ЯндексGPT.

9 окт 2025
349
Промышленный маркетинг: как редакция помогает заключать и продлевать сделки

В промышленном маркетинге контент часто воспринимают как второстепенный инструмент, но именно он помогает говорить с клиентом на его языке. Эксперт рассказала, как продуктовый редактор может стать частью системы продаж и помогать быстрее заключать сделки.

8 окт 2025
518
Телеграм Поиск: как работает новый инструмент

Как устроен поиск каналов в Телеграм, можно ли считать его полноценным инструментом продвижения и как оценивать результаты при отсутствии сервисов аналитики на площадке.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных