SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Материал обновил
Полное руководство по внутренней перелинковке сайта [обновлено] Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Эта статья будет полезна в первую очередь тем, кто еще не имеет сайта. Если у вас уже есть сайт – вы найдете здесь немало интересных идей.

Вот мои наблюдения, полученные на собственном опыте работы с внешними и внутренними ссылками. Только то, что лично у меня сработало плохо или хорошо на нескольких десятках разноплановых проектов:

  • Для нового проекта ждать трафик с Google без ссылок и переходов по ним (с сайтов, соцсетей, форумов и т. д.) первые 3–6 месяцев смысла почти нет. Если ваша аудитория – пользователи «Гугла», вам придется так или иначе учиться работать с внешними ссылками.
  • Внутренняя перелинковка нужна в первую очередь для того, чтобы решить проблему пользователя, а не для возможности впихнуть нужный запрос в анкор ссылки.
  • Ссылка, по которой регулярно переходят пользователи, работает гораздо лучше, чем та, которая просто где-то есть.
  • При прочих равных (если две страницы очень похожи по контенту, трасту сайта, поведенческим факторам и т. д.) выше будет страница, на которую ссылаются.
  • Отличный контент без внимания не останется – на него поставят ссылки и без вас.
  • Нарастить позиции и трафик внутренними ссылками иногда быстрее, чем созданием нового контента. «Яндекс» и «Гугл» любят ссылки.

Фильтр сайта или его бан в поисковых системах также быстрее всего приходит именно из-за ссылок. В том числе и за злоупотребление внутренней перелинковкой, так как на нее владельцу сайта влиять проще простого.

Последние несколько лет важность ссылок падает. Не в обиду патриотам, но русскоязычный сегмент интернета по сути копирует в развитии англоязычный интернет с запозданием в 3–5 лет. Практика показывает, что чаще всего специалисты уделяют внимание двум видам ссылок:

  • ссылки на уровне домена,
  • ссылки на уровне страницы.

Здесь кроется самая частая ошибка – на западе процесс работы с внешними ссылками называется «link building», то есть создание ссылок на сайт, построение ссылок. Не покупка, а в первую очередь работа с тематическими сайтами, их авторами, форумами и прочим. Создание лучшего контента, которым будут делиться.

И на западе так это и работает – если ваша целевая аудитория пользуется «Гуглом» (например, это жители США), нужно понимать, что с вероятностью, близкой к 100 % вы НЕ продвинете проект, не работая с внешними ссылками. Не покупая их, а занимаясь тем самым «link building», анализируя конкурентов, работая с другими сайтами и их аудиторией.

Для русскоязычных проектов, ориентированных на жителей России, на первый год жизни проекта от 50 до 95 процентов посетителей приносит «Яндекс», и мы до сих пор имеем дефицит качественного русскоязычного контента, то есть в первую очередь у нас работают те факторы, которые связанны с качеством конкретной страницы сайта:

  • Насколько контент страницы соответствует запросу пользователя. Качество контента на странице, удобство его потребления, насколько он решает проблему посетителя.
  • Объем контента, его читабельность (разметка), уникальность, скорость загрузки страницы, дополнительные «фичи» вроде микроразметки, https-протокола, корректного показа на устройстве пользователя.
  • Вовлеченность пользователя, поведенческие факторы. Это кликабельность страницы и домена на разных позициях выдачи, процент отказов, глубина просмотра сайта, время на сайте.

И с помощью внутренней перелинковки можно влиять на все 3 фактора. Сейчас на примерах разберем. Вот очень хорошо сделано:

Вид страницы сайта «утепление балконов»

Что хорошо в этом примере:

  • Блок с внутренней ссылкой размещен так, как будто так и надо – это полезная дополнительная информация для пользователя.
  • Ссылка контрастная и заметная, в анкор органично вписан запрос продвигаемой страницы.
  • Хорошая читабельность, понятно, что пользователь увидит, когда перейдет по ссылке.
  • В блок перелинковки, который не выбивается из темы страницы, можно вписать от одного до 10 слов, которые дадут дополнительный трафик по низкочастотным и низкоконкурентным запросам на текущую страницу. Внимательный читатель найдет в первом примере несколько неслучайных совпадений с данными «Яндекса»:
Вид страницы сайта https://wordstat.yandex.ru/

По сути, такой блок внутренней перелинковки не противоречит ни одному из 3 пунктов, которые относятся к понятию качественной страницы. Блок линковки дополняет контент страницы, увеличивает ее объем и читабельность, повышает шанс, что пользователь задержится на сайте чтобы больше узнать об утеплении балкона.

Что на мой взгляд можно сделать лучше – раз уже есть этот блок, можно было сослаться и на другие страницы, которые приглашают пользователя ближе к подписанию договора – сроки, гарантии, цены. Вот другой пример:

Вид еще одной страницы сайта про «утепление балконов»

Что хорошо во втором примере:

  • Указаны цены.
  • Ссылки разбиты на группы.
  • Отдельный блок преимуществ заказа именно в этой компании.

Что не очень хорошо – это сквозной блок, т.е. он такой же и на множестве других страниц. С SEO-составляющей (передача весов на важные страницы) такой блок справляется. А недостаток – на странице про балконы 3 ссылки исключительно про окна, они никакой добавочной ценности не несут и пользователю скорее всего не нужны.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Для больших проектов блоки перелинковки – один из способов быстро проиндексировать страницы сайта. Самый понятный (хотя и не совсем корректный) пример – новостные сайты, им критично важно, чтобы все новости как можно раньше попадали в результаты поиска. Конкретно для новостных сайтов еще важно добавить сайт в «Яндекс.Новости» и Google News, так как в первую очередь новостная выдача формируется на основе RSS-фидов. Вот так это выглядит:

Пример поиска новостей

Такая выдача формируется именно за счет отправки данных в «Яндекс.Новости» и Google News. А вот как используется перелинковка на новостном сайте:

Пример страницы новостного сайта

Такие блоки на любом сайте позволят ускорить попадание новых страниц в результаты поиска. Небольшой совет – новые страницы в нишах с пустой выдачей дают первых посетителей через несколько дней после публикации.

Главный плюс внутренней перелинковки не в SEO. Основное преимущество – правильное выстраивание путей пользователя по сайту и, как следствие, – рост конверсии. Самый «жирный» пример из личного опыта:

  • На сайте был размещен раздел со справочной информацией.
  • Спустя 3–4 месяца посещаемость справочного раздела из поиска в несколько раз превысила посещаемость основных продающих страниц сайта.
  • В течение следующих 4 месяцев проводились эксперименты по размещению на справочных страницах блоков линковки на продающие страницы.
  • Продающие страницы в поиске выросли по основным запросам в среднем на 25–30 % (SEO-эффект, который, впрочем, мог быть и результатом других работ по сайту).
  • От 5 до 11 процентов перешедших на продающую страницу по ссылкам в блоках линковки заказывали товар (в среднем, около 8 % конверсия). При том что средняя конверсия продающих страниц по всем источникам трафика, включая поисковый – редко была выше 3 %.

То есть просто за счет того, что на всех информационных страницах сайта были размещены ссылки вида «А посмотреть цену и купить вы можете тут» – в месяц было от 30 до 50 новых обращений.

Похожие эксперименты я проводил на разных проектах, разной тематики. В финансовом выражении перелинковка давала явные и измеримые финансовые результаты, которые очень просто замерить:

  • В блоке линковки в ссылку «зашивалась» UTM-метка с указанием, с какой страницы был клик.
  • В системе аналитики для чистоты статистики берутся данные, где страницы входа на сайт – страницы, имеющие блок линковки.
  • По меткам считаются посетители сайта, которые стали клиентами (для этого нужно настроить цели в «Яндекс.Метрике» или Google Analytics).

Более наглядно:

Структура ссылок

Этот способ доступен для любой CMS и даже для небольшого сайта, работающего на HTML-файлах. Недостаток у этого способа только один – у вас не будет быстрого доступа к прозрачной статистике по каждой ссылке, если у вас не настроена связь систем статистики и программы учета заявок.

Более продвинутый уровень – настроить модуль работы со ссылками для вашей CMS, которая позволяет:

  • Вставлять код на несколько страниц сразу (сначала вы расставляете в коде страниц места, где будут расположены ссылки, а затем в 1 клик ставите нужный блок на любое количество страниц).
  • Автоматически считать количество переходов по ссылкам (позволяет отбирать наиболее кликабельные блоки).
  • Проводить А/Б тесты автоматически (если устраивают текущие показатели кликабельности и конверсии варианта А – не менять все блоки, а показывать вариант Б заданному проценту посетителей).
  • Показывать блоки линковки, оформленные для устройства пользователя (в зависимости от используемой ОС и разрешения экрана показывается адаптированный под это устройство блок).

Если используемый вами движок сайта не имеет подобных модулей – скорее всего, вам придется осваивать какую-либо из систем TDS (Traffic Delivery System). ТДС – системы распределения трафика, позволяют подменять код страниц на заданный в зависимости от десятков параметров – по разрешению дисплея, по ОС, по ключевому слову, по геолокации и т. д.

Вступление получилось достаточно объемным, поэтому еще раз коротко о важном:

  • Раньше количество внешних ссылок на сайт и на конкретную страницу было важнее, чем качество контента и поведенческие факторы. Сейчас (по крайней мере для «Яндекса») даже сайт с нулевым количеством ссылок может получать посетителей, если страница качественная.
  • Без внешних ссылок в Google трафик получить сложно. Во многих коммерческих тематиках в топ-10 старые, неудобные, но накачанные ссылками сайты.
  • «Яндекс» в коммерческих тематиках также учитывает ссылки.
  • За покупку ссылок можно получить фильтр и в Google и в «Яндекс». Хорошая покупная ссылка – та, про которую вы бы сами не подумали, что она куплена.
  • Внутренняя перелинковка хорошо работает для SEO, но это оправдано скорее для больших проектов, где есть откуда и куда ставить ссылки.
  • С помощью внутренней перелинковки можно улучшить страницу-донор на своем сайте и получить нужный анкор на другую страницу.
  • Внутренняя перелинковка позволяет «зацепить» пользователя и переправить его на посадочную страницу.
  • Внутренние ссылки с посещаемых страниц сайта на новые ускоряют их попадание в выдачу.
  • Перелинковку с упором в маркетинг, а не SEO, можно посчитать очень точно – в заработанных деньгах.
  • Заниматься внутренней перелинковкой нужно с научным подходом – считайте все и вся, экспериментируйте.
  • Не изобретайте велосипед – скорее всего, под ваши нужды уже есть модуль для движка сайта или вам подойдет одна из систем TDS.

Для себя я впервые открыл термин «SILO», прочитав статью (вы тоже можете это сделать, там объем – примерно на 30–35 книжных страниц). Основная идея проста:

Группировка страниц сайта в тематические разделы позволяет поисковикам точнее определять тематику страниц в этих группах и тематику сайта в целом. Оптимизатор же может выборочно «усиливать» некоторые страницы в группах, используя внутренние ссылки.

Дословный перевод «SILO» (бункер) не пошел в ход у русскоязычных SEO-специалистов. Обычно используются термины «кластер», «группа страниц», «категория».

Сейчас существует 2 наиболее часто встречающихся подхода при проектировании архитектуры сайта. «Архитектура сайта» звучит заумно и сразу кажется, что это очень сложно. Скажу проще – это то, какие страницы на сайте делать и почему, как их группировать.

Первый подход – собрать как можно больше пользовательских запросов и распределить их по страницам сайта по принципу семантической релевантности. То есть, запросы группируются по текстовому совпадению. Это выглядит примерно так:

Запросы для страниц сайта

При таком подходе:

  • Собираются все возможные запросы в нише сайта, удаляются нецелевые (другие города/страны, не подходит по типу товаров или услуг, по цене и так далее).
  • Запросы разбиваются на группы по текстовому (и частично) по логическому совпадению. Качество разбивки зависит от того, насколько исполнитель разбирается в нише сайта. Если разбирается плохо – можно на посадочной странице увидеть запросы под разную целевую аудиторию, например, «дешево» и «премиум».
  • Из списка страниц набрасывается структура сайта. Очень часто – основные 10–20 страниц имеют какую-то связную структуру, а остальные страницы – просто публикуются в разделе «Информация», «Полезные материалы» или аналогичном.
  • Эти страницы размещаются на сайте, после чего продвижение сводится к покупке ссылок и редкому добавлению новых страниц.

Первый недостаток такого подхода – чаще всего новые группы запросов не собираются. Сайт останавливается в развитии на том этапе, на котором был создан.

Второй недостаток – внутренняя перелинковка делается по какой-нибудь из схем, найденных в интернете:

Примеры внутренней перелинковки

Если сайт не имеет внятной логической структуры, нормальную перелинковку в нем сделать очень сложно.

Если же на сайте все страницы свалены в кучу – определить тематику раздела сайта или группы страниц поисковые системы не могут. Небольшие (100–1000 страниц) сайты обходят в выдаче гигантов вроде «сайт обо всем» в том числе благодаря узкой специализации сайта или его раздела.

Третий недостаток подобной схемы – само качество страниц, но это тема отдельной статьи. Если коротко – в большинстве случаев нельзя взять и сделать страницу, которая качественно ответит на 40–50 запросов, особенно если часть из них коммерческие, а часть – информационные.

Поисковые системы могут определить тему отдельно взятой страницы сайта. И могут быстро и корректно определить структуру сайта, если страницы разделены по разделам сайта физически или логически. Физическое разделение:

Пример определения структуры сайта поисковиками

То есть в браузере структура URL выглядит примерно так:

название-сайта/legkovie/diametr

название-сайта /legkovie/marka-avto

название-сайта /legkovie/brend

название-сайта /legkovie/sezon

название-сайта /legkovie/sezon/letnie

название-сайта /legkovie/sezon/zimnie

При такой структуре сайта поисковики отлично понимают, какие страницы более точно отвечают на запрос пользователя. И вы получите более-менее корректную перелинковку в рамках одной группы страниц автоматически. Самые важные страницы попадут в основное или дополнительное меню, на вложенность страниц укажут «хлебные крошки» – навигация по разделам сайта и их иерархии. Вот пример:

Пример иерархии сайта

При этом все страницы одной группы ссылаются на родительские страницы, дочерние страницы, соседние группы. Поисковику в целом проще понять, о чем раздел сайта. Сайт получает трафик:

  • По узким запросам (например, «купить ноутбук asus модель Х») – на страницу карточек товара;
  • По более широким запросам («купить ноутбук asus») – на страницу категории;
  • По конкурентным высокочастотным запросам («купить ноутбук») – на страницу «Ноутбуки».

При этом достаточно просто «накачать» внутренними ссылками необходимые страницы – например, разместив в категории блок «топ продаж», «лучшие по рейтингу» или аналогичные со ссылками на нужные страницы. Это применимо не только к интернет-магазинам. Вот из другой ниши:

Пример организации ссылок

Вместе они образуют кластер. По общим запросам в выдаче показывается весь каталог, по более узким запросам – соответствующая страница кластера. Как вы понимаете, чем больше ниш объединяет сайт – тем больше кластеров он может вместить.

Логическое разделение структуры сайта отличается только тем, что средствами движка сайта не задается структура URL, и связность страниц поисковые системы определяют по их перелинковке. Все страницы сайта могут иметь один и тот же уровень вложенности, например:

название-сайта/page1 название-сайта /page2

название-сайта /pageN

название-сайта /pageN+1000

В таком случае поисковые системы с большой вероятностью будут определять самые значимые страницы по внутренней перелинковке. Это будут страницы из главного меню (так как оно присутствует на всех страницах сайта), а также страницы с максимальным количеством внутренних ссылок.

Кластеры тоже будут определяться по внутренним ссылкам. Например, 100 страниц сайта ссылаются друг на друга, а все они – на 101-ю страницу, и текст на этих страницах имеет общую семантику (например, «проект», «дом», «брус», «цена»). Поисковые системы определят, что это – страницы одного раздела. Но организовывать правильную структуру ссылок на таком сайте сложнее, и на 100 % автоматом сделать базовую перелинковку внутри кластеров не получится, нужно будет продумывать и записывать правила для каждой группы страниц. Как это выглядит:

Пример группировки по кластерам

По структуре ссылок поисковые системы понимают, что страницы 2, 3, 4 и 10 – страницы одной группы, и что 10 – основная страница группы (так как все остальные ссылаются на нее).

Основное неудобство такой схемы сайта — это сложность в выстраивании структуры сайта за счет перелинковки. Вот что говорит по этому поводу Джон Мюллер, специалист по работе с вебмастерами Google:

Цитата Джона Мюллера

А изменение структуры сайта может занять время и не принести плодов. Так что если у вас нет явной путаницы со структурой – лучше просто продолжать работу.

При создании структуры сайта «для SEO» находятся все возможные запросы пользователей и создаются группы страниц под эти запросы. При создании сайта для людей – обратная ситуация. Создается структура сайта, закрывающая все возможные запросы со стороны пользователей, а при создании эти страницы оптимизируются в том числе и под запросы из статистики поисковых систем.

Основные преимущества этого подхода:

  • На сайте будет больше страниц, за счет понимания потребностей целевой аудитории.
  • Страницы будут связаны между собой в первую очередь не по семантическому признаку, а по потребностям пользователей. Это дает возможность привести посетителя на сайт на любом этапе от выбора товара/услуги до выбора – где купить.
  • За счет связности страниц лучше поведенческие факторы на сайте – больше глубина просмотра, время на сайте.

Возьмем несколько разных коммерческих ниш и разберем наглядно, как структура сайта для людей позволит убить двух зайцев – получить корректную внутреннюю перелинковку и отличные поведенческие факторы. Ниши:

Как пример, возьмем одну узкую группу интересов клиентов – дома из бруса с мансардой. В лучшем случае, при SEO-подходе на сайте будет создано от 1 до 5 страниц (проекты, фото, отзывы, готовые объекты).

А вот такую группу страниц на сайте можно сделать, если подумать о потребностях пользователя:

Структура страниц, ориентированная на пользователя

Сюда же можно добавить разные фундаменты, кровлю, квадратуру, геометрию (6х6, 8х8, 10х10), наличие террасы и еще 30–50 опций. При таком подходе количество релевантных внутренних ссылок между этими страницами будет исчисляться десятками или сотнями, было бы что на них показывать. Такая группа страниц будет собирать трафик по сотням запросов – от низкочастотных до высокочастотных. И если нужно будет в SEO целях «перелить» вес на какую-то из страниц – вы сможете это сделать, достаточно будет добавить на страницы-доноры блоки линковки.

Помимо внутренних ссылок – конверсия на этих страницах будет выше, проверено в разных нишах.

И при создании таких групп страниц идеи для создания нового контента будут расти как снежный ком. Например:

  • Отличия клееного и профилированного бруса, преимущества и недостатки.
  • Какой тип фундамента можно использовать при строительстве двухэтажного дома из бруса.
  • Что входит в строительство дома из бруса «под ключ».

Если сделать шаг в сторону от каталожной структуры практически любого интернет-магазина, продающего материалы для стройки и ремонта, откроется множество идей, которые пока еще толком не реализованы. В лучшем случае для помощи покупателям и для увеличения среднего чека используются блоки «с этим товаром покупают».

При этом полностью игнорируются ГОСТы, СНИПы, нормативная документация. Каждый, кто затевал ремонт, вспомнит неоднократные походы и поездки «докупить то или это». Это почти неизбежный шаг даже при наличии грамотно составленной сметы. И для получения внутренних ссылок можно использовать:

  • Технологические карты на проведение работ со списком инструментов и материалов. Например, с технологической карты на укладку ламината можно получить ссылки на материалы, на используемые инструменты, на страницы категорий ламината по классам.
  • Инструкции по подбору и использованию расходников – начиная от краски и заканчивая фрезами.
  • Фото интерьеров из каталогов поставщиков – можно ставить внутренние ссылки на используемые артикулы материалов.
  • Инструкции вида «Как самому сделать такие-то работы».

А теперь вопрос – вы где-то видели такое? Я пока видел только в каталогах, вроде этого:

Это PDF-файл, а могла бы быть страница сайта

И такие страницы отлично вписываются в структуру сайта, они полезны посетителям, они дают внутренние ссылки. Нужно просто подумать о людях, а не о SEO.

Обычно портал города представляет собой сборник новостей, каталога организаций, афиш различных событий и прочего. Сделать сайт более полезным для пользователей и получить внутренние ссылки на нужные страницы просто. Достаточно выводить данные в формате, полезном пользователю:

  • Не просто список детских садов или школ – а по районам и остановкам.
  • Любые услуги вроде доставки еды разделить на круглосуточные и не круглосуточные.
  • Мероприятия разделить на бесплатные и платные. На детские и взрослые. Для детей дошкольного возраста, для младших классов и так далее.

Вот пример для Москвы:

Полезная информация, которая может быть размещена на сайте

И там будет множество групп запросов вроде «куда сходить с ребенком 2/3/4 лет в Москве», «куда сходить с девушкой ночью в Москве» и других.

Подход «структура сайта для людей» можно отлично совместить с маркетинговым подходом. Это работает в нишах с большими чеками, с долгим путем от посетителя до клиента. Компании, которые первые научатся выстраивать структуру страниц так, чтобы направить будущего клиента на нужный этап перед продажей – рано или поздно обгонят конкурентов. Или не дадут конкурентам себя обойти.

Какие вопросы будут меня интересовать, если я захочу построить дом, но сам я при этом не связан со строительством?

  • Сколько этажей и комнат нужно?
  • Заказывать проект и строительство отдельно или нет? Как лучше и почему?
  • Какую форму дома выбрать (если это не ограничено формой и размером участка)?
  • Нужен ли подвал/цокольный этаж?
  • Нужен ли чердак или мансарда?
  • Высота потолков?
  • Какой фундамент подойдет?
  • Из чего делать стены?
  • Если несколько этажей – какие сделать перекрытия?
  • Из чего кровля?
  • Сколько камер должно быть в стеклопакете?

Это только часть этапов строительства «коробки». Каждый из этих пунктов можно «развернуть» еще на такой же список.

И вот тут открываются огромное поле деятельности для развития сайта и создания новых материалов. Например, в моем регионе стеновых материалов можно навскидку назвать 7 или 8 (кирпич, ракушняк, газобетон, брус, сип-панели, шлакоблок, термодом, пенобетон). У каждого есть свои преимущества и недостатки. Если компания занимается только строительством – можно смело делать кластер страниц, профессионально сравнивая все эти материалы.

И это будет очень полезный материал. И по ссылкам между такими страницами посетители охотно переходят. И сайт встает в топ просто за счет того, что время на сайте и количество просмотров страниц – в 2–2,5 раза выше, чем у конкурентов.

Такие страницы повышают доверие к компании, и могут давать лиды. Форма подписки вида «Укажите почту и телефон и получите сравнительную характеристику топ-10 материалов для стен уже через 3 минуты» даст заявки потенциальных клиентов.

Такой подход еще не даст упустить страницы, которые могли быть упущены при создании структуры сайта и при сборе запросов. И каждая из этих страниц позволит разместить внутренние ссылки на продающие страницы.

Также, на страницах узкой направленности конверсия выше. Если вы читаете эту статью, у вас, возможно, есть сайт. Представьте, что вас не устраивает текущий хостер (ваш интернет-магазин на «Битриксе» стал тормозить после добавления 30 000 товаров) и вы ищете нового – какое предложение вам подойдет:

  • Отличный хостинг для вашего сайта.
  • Хостинг для больших интернет-магазинов на «Битрикс».

Скорее всего, второе. И это работает в любой нише, где большинство клиентов делают выбор, а не руководствуются вау-эффектом.

Структура сайта и перелинковка очень сильно влияют на позиции сайта. Разумеется, если сайт соответствует базовым требованиям:

  • На сайте нет технических ошибок, мешающих продвижению сайта.
  • Информация актуальна и конкурентоспособна (например, цены плюс-минус средние по рынку).
  • Сайт быстро загружается, удобен для пользователя.

Как более-менее корректно сравнить эффективность продвижения большого сайта, который пытается охватить тематику полностью, и небольшого узконаправленного проекта, которые конкурируют по группе запросов? Если не знать финансовых показателей, можно сравнить количество посетителей, поделенное на количество страниц сайта. Например, вот средние показатели по двум тематикам:

Таблица со средними показателями по двум тематикам

Данные для всех сайтов взяты из одних и тех же сервисов, поэтому погрешности для всех примерно одинаковы. Конкуренция – процент запросов, по которым сайты пересекаются в топ-10. Здесь не учитывается траст домена, возраст сайта, ссылки и прочее – хотя по всем этим показателям большие сайты имеют преимущество.

Такие данные я собирал абсолютно для разных проектов, в разных нишах. И зависимость одна – сайты, работающие в более узкой нише (за редким исключением, менее 5 %) собирают в разы больше посетителей на 1 страницу. Например, вот сайты, которые добровольно светят свою посещаемость. Я выбрал сайты, имеющие менее 1 000 страниц в индексе «Яндекса» и Google:

Таблица с сайтами, имеющие менее 1 000 страниц в индексе «Яндекса» и «Google»

Остальные 30 – специализированные сайты. Что это значит:

  • Сайт не про все банковские продукты вообще и их сравнение, а только про дебетовые и кредитные карты. Или только про ипотеку и ее условия.
  • Портал не про бухгалтерию от ВЭД до 1С а только про все для ИП.
  • Сайт продает не 100500 наименований строительных товаров, а только двери. Или только деревянные двери.
  • Интернет-магазин продает не все для рукоделия, а только все для вязания.

Почему у сайтов более узкой тематики количество посетителей на 1 страницу бывает в сотни раз выше, чем у более крупных конкурентов?

Чем меньше контента, тем проще делать его качественным. Отличным примером можно считать backlinko.com – сайт зарубежного SEO-специалиста. Сотни тысяч переходов из поиска ежемесячно, при том, что на сайте 71 страница. Внутренняя перелинковка там тоже сделана отлично – нажать хочется на каждую ссылку в тексте.

Страницы на таких сайтах обычно связаны между собой, дают больше информации. Там, где на большом проекте будет 1 страница, на маленьком будет несколько связанных между собой в кластер или группу. Причем чаще всего каждая из страниц группы на маленьком проекте будет более полной, чем страница на большом.

За счет предыдущего пункта посетители проводят больше времени на сайте, смотрят несколько страниц. Переходят по внутренним ссылкам. То есть внутренняя перелинковка работает в разы лучше, если на сайте цикл материалов, удобно связанный между собой, чем если это просто ссылки для перекачки веса страниц.

Многие тематики имеют свой сленг либо специализированные термины. Маленькие тематические сайты в разы по семантическому охвату превосходят большие. Примерно так:

Семантическое превосходство маленького проекта

Вот и получается, что небольшие сайты, с хорошо проработанными страницами, с классным контентом, с хорошей логической структурой (посетители «зависают» на сайте и смотрят по 5–10 страниц) собирают сопоставимый с мастодонтами трафик, при несопоставимых затратах.

Если у вас коммерческий ресурс, который зарабатывает на продаже товара или услуги, правильную логическую структуру можно описать одним предложением:

Потенциальный клиент на каждой из страниц сайта должен видеть простой и понятный ему следующий шаг, который приближает его к заключению сделки.

В некоторых случаях это сделать очень просто. Например, интернет-магазины почти всегда работают по этой схеме.

Схема переходов посетителей по сайту

Цель – оформление заказа. Для этого посетитель должен добавить товар в корзину. Добавить товар в корзину можно или из карточки товара, иногда – и из категории. Значит все пути пользователя по сайту нужно выстраивать так, чтобы он попал или в категорию, или в карточку товара. На примере выше – на популярный артикул может ссылаться 10 категорий, статья (или несколько), соседние артикулы.

И остальные страницы, которые напрямую не продают товар или услугу – ссылаются на продающие страницы. Это может быть раздел вопрос-ответ, справочная информация, страницы сравнения, статьи в блоге, новости.

На маленьких сайтах (10–100 страниц) все просто, самые основные страницы расположены в меню, а значит – получают ссылки со всех остальных страниц. Помимо меню с других страниц также могут ставиться внутренние ссылки в маркетинговых или SEOшных целях.

На средних сайтах (до 10 000 страниц) обычно реализована или каталожная структура (если это интернет-магазин) или рубрики. Страницы размещены по группам (рубрикам, категориям), каждая страница группы ссылается на другие страницы этой же рубрики. Для SEO на самые важные рубрики и страницы ставятся ссылки с других подходящих рубрик.

На больших порталах (с сотнями тысяч и миллионами страниц) или реализуется подход с категориями (только с поправкой на количество категорий), или просто все страницы ссылаются на более-менее подходящие страницы по принципу Википедии. Какая-то системная работа по перелинковке на таких проектах малореальна по следующим причинам:

  • Много UGC-контента – пользователи создают контент сайта.
  • Сайт получает трафик по сотням тысяч запросов. «Прокачать» внутренними ссылками страницы можно только выборочно, если есть какие-то страницы, дающие основной результат (продажу чего-либо).
  • Часто трафик событийный, либо вообще разовый. Это особенно актуально для новостных ресурсов – нужно просто размещать больше новостей и делать это быстрее.

На сегодняшний день нет никакой разницы, организована ли структура сайта по уровням вложенности (иногда доходит до 4 или более уровней) как на больших проектах:

Пример сайта Avito с четырьмя уровнями вложенности

Иногда бывает и так – Главная страница/category/sub-category/sub-sub-category/ sub-sub-sub-category/page/page-option

Такой вариант удобен тем, что автоматически все страницы в цепочке ссылаются друг на друга. Недостаток – нужно заранее продумать структуру сайта, иначе перенос страниц из одного раздела сайта в другой потребует настройки редиректов. Какая это каторга – не поймете, пока не потребуется разнести несколько тысяч страниц в несколько сотен разных разделов.

Второй подход – все страницы сайта могут находиться на 2–4 уровне вложенности:

Пример второго подхода

А по факту, товар находится на втором уровне, а блок /p выводит или текущую категорию, или еще какой-то параметр магазина.

Преимущество такого подхода – все основные страницы вообще могут находиться в одной категории, а остальные страницы просто выводят списки для удобства пользователей. Например, все товары находятся по адресу site/tovarN100500, а категории вида:

Главная страница /notebook-asus/

Главная страница /notebook-asus/8gb-ram

Главная страница /notebook-asus/core-i3

Просто являются листингами товаров по заданным характеристикам. Основной плюс такого подхода для внутренней перелинковки – с таких категорий можно получить десятки внутренних ссылок на продвигаемые товары.

Недостаток – достаточно много или работы головой, или руками. Товары сами в категории не появятся, нужно будет их включать руками, или продумывать шаблоны вывода.

Я привожу примеры для интернет-магазинов как наиболее доступные к пониманию, но этот же принцип можно применить к проектам самых разных тематик. Например, для сайта о собаках информацию о породе можно держать в одной категории, допустим, «Главная страница/poroda/haski», а выводить ссылки на нее на десятках других страниц проекта:

Главная страница/srednie-sobaki/

Главная страница/krasivie-sobaki/

Главная страница/sobaki-dlya-semei-s-detmi/

Если вы точно знаете, что у вас не будет времени или возможности заниматься перелинковкой точечно – выбирайте одну из автоматических схем, завязанных на структуру URL. Получаются следующие варианты…

Первый – все страницы ссылаются друг на друга:

Пример распределения весов при первом подходе

В такой ситуации все страницы более-менее равнозначны, все страницы перелинкованы между собой.

Второй вариант – внутренними ссылками прокачиваются главная страница и блок основных страниц:

Пример распределения весов при втором подходе

Третий вариант – вес переливается на конечные страницы сайта. Схема была бы аналогичной, только стрелки шли бы в обратном направлении (к блокам страниц).

Любая из этих схем обычно зашита в логику работы движка сайта. Если же вы хотите перейти к продвинутой внутренней перелинковке, то схема будет примерно такой:

Пример распределения весов при третьем подходе

Как это будет реализовано в структуре URL и в физической структуре сайта – зависит от используемого технического решения.

По моему мнению такой вариант (или его адаптация под ваш бизнес) дает максимальную гибкость. В примере выше – ушла конкретная модель с производства и продажи – заменили на аналогичную. А в более консервативных темах за год-два на основные продающие страницы можно проставить десятки и сотни внутренних ссылок.

Если вам кажется, что схема с предыдущей картинки – это мои гипотезы о контент-маркетинге «как на Западе» и у нас это или не наступит никогда, или наступит когда-нибудь лет через 5, перейдите на любую из статей по запросу:

Страница «Гугл» с результатом запроса

Более 1 000 материалов, в которые отлично вписывается внутренняя перелинковка с намерением пригласить посетителя пройти ближе к кассе и расстегнуть кошелек:

Пример распределения ссылок на одной странице

Каждая ссылка ведет на соответствующий раздел «Яндекс.Маркета». Конечно, в рамках интернета 1000+ статей – это капля в море. Но это «Яндекс». Который всей своей аудитории по любым коммерческим запросам может выводить «Яндекс.Маркет».

И большие компании делают то же самое:

Пример распределения ссылок на страницах Google

Думаете, в больших компаниях не умеют считать деньги? Опыт мне подсказывает, что производство одной страницы для этих сайтов может стоить в десятки (если не сотни) раз дороже, чем владельцу интернет-магазина или тематического сайта. И 2 000 статей для примера справа почти наверняка обошлись в несколько миллионов рублей (а скорее в сумму с 7 нулями).

В рунете много ниш, куда большие компании дотянутся только через несколько лет. И все эти годы именно вы можете получать посетителей и продавать им свои товары. Нужно просто начать раньше, почти всегда этого достаточно.

Чтобы успешно реализовать внутреннюю перелинковку, которая совместит и SEO и маркетинг – возьмите на заметку следующие приемы:

Характеристики товаров или услуг. Все, что можно считать характеристикой – должно храниться в формате, который позволит получить полную информацию автоматически. Например, если вы продаете обои, все характеристики вроде «однотонные», «с крупным рисунком», «белые обои», «с черным рисунком» и прочие варианты – должны быть закреплены за соответствующими артикулами. Чтобы вы могли в пару кликов создать категорию «белые обои с черным рисунком», просто сложив характеристики.

Лучше 1 раз увидеть, чем несколько раз прочитать. Классические ссылки тоже работают хорошо, если они к месту. Но в информационных материалах и лучше предусмотреть красивый вывод линковки. Хотя бы баннерами, если это уместно:

Пример баннера

Вот еще хороший пример:

Пример ссылок

Мыслите широко – чем больше возможных групп целевой аудитории вы сможете охватить – тем больше вы получите посетителей и продаж.

Лучше всего на длинной дистанции работает контент-маркетинг. Из года в год алгоритмы поиска меняются, каждый месяц выходит новая вау-технология, которая «должна порвать рынок и забрать весомую долю продаж». А проекты, которые системно работают над производством качественного контента, просто ежегодно растут. В посещаемости, в узнаваемости, в деньгах.

И это не только в консервативных нишах, где за последние 20 лет принципиально ничего нового не появилось и еще 20 лет не появится (например, многие строительные ниши). Посмотрите, сколько посетителей собирают проекты, посвященные технике. Техника устаревает ежегодно, но лидирующие порталы и многие новички спокойно собирают свою долю аудитории.

Подумайте, как с имеющимся контентом создать новые страницы, решающие потребности ваших возможных клиентов.

При проектировании нового функционала сайта (контентный раздел, фильтры, блог, вопрос-ответ и прочее) думайте, как можно из этого раздела быстро ставить полезные и удобные ссылки на продаваемые товары и услуги.

Сразу считайте эффективность. Анализируйте конкурентов, делайте прогнозы.

Многие приемы, указанные ранее, просто реализовать в интернет-магазинах или каталожных сайтах. Но что делать, если у вас небольшой проект, узкой тематики? Универсальный вариант – раздел с вопросами и ответами.

Вот несколько рекомендаций по такому разделу:

  • Не делайте все одной страницей. Отдельный вопрос – отдельная страница.
  • Давайте полезные ответы. Странички «для SEO» с ответами вроде «а узнать это вы можете, позвонив по телефону» если и выйдут в ТОП – надолго там не задержатся. Кроме этого, на малоинформативных страницах сложнее ставить ссылки на другие страницы сайта.
  • Сделайте раздел удобным. Никаких светло-серых шрифтов 11 размера. Если вам самим неудобно читать такие страницы – посетителям тоже будет неудобно, и они уйдут.
  • Если вопросов много, сделайте удобную навигацию. Подразделы, заголовки.
  • Странный совет, но проверенный на своих проектах. Если у вас есть онлайн-консультант – не давайте посетителям добавлять вопросы. Они часто будут короткие, неумные и неграмотные. И одинаковые или однотипные. Что плохо и для удобства, и для SEO.
  • На страницах вопросов дайте возможность связаться с вами с этих же страниц – номера телефонов, мессенджеры, соцсети.

Помимо вопросов-ответов можно использовать справки, сравнения, инструкции, нормативы. Если у вас мало идей для подобных разделов, посмотрите самые трафиковые сайты вашей ниши в больших городах. Если старые проекты еще могут выезжать за счет ссылочного, возраста домена, траста сайта и прочего – молодым сайтам приходится создавать классный контент.

Если вы ищете «черный женский длинный пуховик с капюшоном» – вы задержитесь на этой странице:

Пример страницы по запросу «черный женский длинный пуховик с капюшоном»

И находится в топ-3 по многим целевым запросам. В том числе и из-за перелинковки – на других страницах присутствуют ссылки с прямым вхождением запроса.

Когда вы будете в следующий раз гулять по городу, обратите внимание на цвета профиля ПВХ окон, кроме белого и «под дерево». А потом поищите в своем городе что-то вроде «окна пвх %color% %city% цена». И посмотрите на выдачу в очень конкурентной нише. Да хотя бы в Москве:

Пример страницы по запросу «окна пвх %color% %city% цена»

Даже на скриншоте видно, что цена окон с цветным профилем выше на 40%. Такой запрос можно отлично отработать в разделе «вопрос-ответ», можно создать отдельную страницу с типовыми размерами и ценами. И покупатель позвонит, если его все устроит. И такие страницы могут накачивать ссылками другие страницы. Сплошная выгода, в общем.

Как всегда есть маленький подвох. Чтобы на сайте появились такие страницы, нужно сперва подумать, а затем поработать.

Если у вас уже есть сайт с большим количеством страниц, могу посоветовать только очевидное – считайте вес страниц и ссылайтесь на самые важные страницы с остальных. Это самый простой и безболезненный способ «перелить» вес. Напоследок небольшой чеклист.

  1. У вас должно быть семантическое ядро для сайта – запросы пользователей, распределенные по страницам сайта. Информационные запросы должны размещаться в информационном разделе, коммерческие – на продающих страницах.
  2. По возможности не должно быть каннибализации в рамках одного проекта. То есть одну группу запросов на сайте должна представлять одна страница. Если страниц несколько – сайт будет конкурировать сам с собой в выдаче, это плохо. Если такое есть – объединяйте в одну страницу, настраивайте перенаправление с удаленной страницы.
  3. При работе с внутренними ссылками соотношение из пункта 4 можно не соблюдать, правило только одно – не перегибайте с анкорами. Лучше естественно вписать неполный запрос, чем неестественно вписать полный.
  4. Избегайте битых ссылок на сайте, если их у вас много – вы «переливаете» вес страниц в никуда.
  5. На странице-доноре достаточно 1 ссылки на страницу-акцептор, если их будет несколько, передаваемый вес от этого не увеличится. Если поставить нужно несколько ссылок, можно закрыть ненужные ссылки в скрипты.
  6. Ссылки, по которым переходят, передают бОльший вес, чем просто ссылки.
  7. Ссылка должна выглядеть как ссылка (например, другой цвет, подчеркивание, эффект при наведении), если это текст.
  8. Страница-акцептор может быть понижена за слишком неестественное внутреннее ссылочное окружение. Поэтому лучше использовать конструкции из 2-3-4 слов, при этом в рамках сайта повторяющиеся не часто.
  9. Если в качестве ссылки используется изображение – в качестве анкора будет учитываться тег “alt” для этого изображения.
  10. Поисковики умнее чем вы думаете, поэтому не пытайтесь «накачать» важные страницы js-скриптами с различными способами скрытия ссылок.
  11. Меньше заморачивайтесь. Любая избыточная манипуляция со стороны сайта – сигнал, что сайт пытается как-то обхитрить алгоритмы поисковиков. Я еще не видел ни одного сайта, который словил бы значительную пессимизацию за работу с внутренними ссылками, если там ссылки просто давали удобную навигацию (и при этом продвигали целевые страницы).
  12. Используйте такие блоки перелинковки, в которых самому хочется нажать на ссылку.
  13. Для посещаемого проекта можно быстро продвинуть новые страницы по неконкурентным запросам просто проставив ссылки и получив переходы внутри сайта. Этот прием также ускоряет попадание страниц в основной индекс поисковиков.
  14. Работаете со ссылочным – считайте результат. В SEO-показателях или деньгах. Если используете внутренние ссылки для маркетинговых целей – проводите тесты, выбирайте лучший вариант.
  15. Если у вас нет перелинковки – внедряйте, вы увеличиваете время на сайте, количество просмотров страниц.
  16. Если у вас структура сайта построена не на URL, а на ссылках – старайтесь линковать в пределах тематических разделов сайта.
  17. Если не знаете, откуда брать ссылки – заведите блог или контентный раздел.

Два простых правила:

  • Поправьте или уберите битые ссылки.
  • Убедитесь, что важные страницы получают наибольшее количество внутренних ссылок.

Бесплатная программа Xenu (скачать можно с официального сайта) позволяет за несколько минут просканировать небольшой сайт и найти битые ссылки. Скачивайте, запускайте. После установки:

Пример интерфейса программы Xenu

Без этого пункта вы только внутренние ссылки проверите, при этом внешние ссылки могут быть битыми. После проверки достаточно отсортировать проверенные ссылки по столбцу «Status», чтобы увидеть ошибки:

Пример интерфейса программы Xenu - поиск ошибок

Для этого используйте комбинацию Ctrl + R. Повторная проверка ошибок нужна, потому что программа могла ошибиться – на момент проверки ссылка могла быть недоступной, хотя на самом деле все в порядке. Такое может произойти из-за секундного сбоя в работе сайта, из-за слишком долгого ответа сервера. Если после повторной проверки ошибки остались – проверяйте, что не так. Для того, чтобы открыть страницу с битой ссылкой нужно:

Пример интерфейса программы Xenu - повторная проверка ошибок

Расшифровка:

  1. Переходим в свойства URL со статусом «not found».
  2. В разделе «Page URL» указана битая ссылка.
  3. В разделе «N pages linking to this one» указана страница (или страницы), на которых размещена эта ссылка.

Все что вам останется сделать – это исправить битые ссылки.

Для небольших сайтов (до 2 000 страниц) хватит бесплатной версии программы Page Weight Lite, скачать ее можно по ссылке.

Вид интерфейса программы Page Weight Lite

Я рекомендую включить опцию «использовать robots.txt», чтобы программа не учитывала закрытые от индексации разделы сайта в расчете веса страниц сайта.

После того, как программа соберет все ссылки с сайта, жмем «Расчет веса»:

Процесс «Расчет веса» в программе Page Weight Lite

Для небольших проектов хватит и 2-х проходов, чтобы определить самые цитируемые страницы сайта. Выставлять большее значение есть смысл, только если после двух итераций разница весов отличается незначительно, и вы не можете понять, какие страницы получают наибольший вес. Для расчета внутреннего веса лучше не учитывать внешние ссылки. Сегодня они есть, завтра их нет ­­– поэтому отключаем эту опцию.

Результат «Расчета веса»

В этом конкретном примере все в порядке. 10+ основных продающих страниц имеют наибольший внутренний вес.

Если у вас наибольший вес получили не те страницы, что нужно – разбирайтесь, почему так произошло.

Надеюсь, материал был вам полезен. Если у вас есть вопросы или замечания – пишите в комментариях.

Читайте также:

Что такое мисселинг и чем он опасен

Отзывы на Яндекс.Картах: гайд по отработке

Как запускать рекламу в «Яндекс.Директ» в 2024 году — полный гайд

Продвинем ваш сайт

в поиске «Яндекса» и Google

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

15 ноя 2024
432
Как оптимизировать контент под поисковую выдачу нейросетей

Microsoft поделился стратегиями оптимизации в поисковых системах с ИИ, сделав акценты на запросах пользователей, языке и обновлении контента.

15 ноя 2024
500
Как продвигать эстетичный контент во «ВКонтакте»: советы блогеров и примеры контента

Как набрать тысячи подписчиков на красивых картинках – советы блогеров. Бонус: список идей для контента.

15 ноя 2024
9 215
Заставьте все страницы сайта генерить целевой трафик: оптимизируем фильтры

Вместо того, чтобы создавать тысячи страниц под НЧ-запросы – сделайте и оптимизируйте страницы фильтров. Это гораздо быстрее и эффективнее.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.