Оплата товаров и услуг в интернете – это удобно, но рисково. Чтобы не «попасть», нужно знать основные признаки «лохотрона» и самые распространенные схемы мошенничества, уметь находить в сети реальные отзывы и проверять юридическую информацию (ИНН, ОГРН). Однако от неприятных ситуаций никто не застрахован: каждый может потерять бдительность, поддаться эмоциям и понадеяться на авось.
Так и я попал впросак, когда понадобилось срочно купить клубни топинамбура на посадку. А потом несколько недель боролся с мошенником с помощью… SEO и SMM.
Ни денег, ни товара – только обещания
Осенью я решил, что не зря учился на агронома и пора применять знания на практике. Теща выделила под эксперименты часть своего огорода. В качестве монокультуры выбрал топинамбур, так как он неприхотливый, востребованный, полезный для здоровья и экологии в целом.
Предложений в интернете было мало. Кто-то молчал, кто-то отказывался отправлять свежие клубни, кто-то работал только крупным оптом. Нашел сайт – он был явно сделан на бесплатном конструкторе, но не производил впечатления «однодневки», и это меня успокоило. Было видно, что им занимаются: подключенный бизнес-тариф, статьи, юридическая информация и скан сертификата соответствия.
Консультант (назовем его Алексей) мгновенно ответил в чате на вопросы. Он пообещал, что недели не пройдет с момента выкопки клубней до прибытия в терминал транспортной компании (важна срочность, так как свежий топинамбур быстро подсыхает и становится непригодным для посадки).
Я посчитал оптимальное количество посадочного материала и третьего октября внес предоплату.
Скриншот чека
По e-mail также сообщил ФИО, телефон, город и название ТК. На следующий день Алексей написал, что оплата принята, а мне должен позвонить некий работник компании (назовем его Александр) по поводу отправки заказа.
Оптимистичное начало: мошенник обещает, что все будет отправлено в срок
Дальше – тишина. Когда через несколько дней я спросил о заказе, Алексей заверил: клубни уже копают, заказ скоро отправят.
Еще была надежда: Алексей мгновенно отозвался и сообщил, что все в порядке
Я ждал, потом не выдержал, сам нашел телефон Александра и позвонил ему. Как оказалось, Алексей – лишь посредник, который владеет сайтом и принимает заявки. Именно Александр выращивает топинамбур и отправляет заказы. Он ответил, что Алексей дал неверную информацию. Они «начали копать только на выходных (8-9 октября), и, если оплатили товар, он будет отправлен завтра (12.10)».
Алексей игнорировал письма от 10 и 11 октября, но быстро позвонил после моего контакта с Александром и сказал, что решать такие вопросы нужно только с ним.
14 октября: снова никакой информации. В ответ на мой вопрос Алексей придумал новую отговорку – мол, выкопали, но не нашли машину, скоро отправим.
Новая сказочка от мошенника
Дальше откладывать было нельзя, так как ночью температура воздуха стала опускаться ниже нуля. Оставалось еще чуть-чуть до закрытия дачного сезона.
В итоге позвонил товарищу 17 числа. Как вы смогли догадаться, товар не был отправлен. Я попросил вернуть деньги и отменить заказ. Алексей попросил номер карты, а на следующий день сообщил, что 2 800 рублей отправлены и скоро дойдут.
Переписка в следующие несколько недель выглядела примерно так
Спойлер: свои деньги я получил только через два с лишним месяца. К счастью, вовремя перестал надеяться на недобросовестного продавца – нашел посадочный материал в своем регионе и успел заложить плантацию в конце октября. В противном случае пришлось бы терять урожайность и тратить время весной.
А сейчас о том, как же мне все-таки удалось «стрясти» свои деньги с мошенника.
Mein Digital Kampf
В ответ на требования вернуть предоплату следовало молчание или новые отговорки. В конце концов я устал «кормиться завтраками» и решил действовать. В первую очередь обратился к знакомому юристу. Она сказала, что скриншотов переписки и скана чека «Сбербанка» достаточно для взыскания денег через суд. Естественно, ни малейшего желания обращаться туда или, тем более, в полицию, у меня не было.
Но на тот момент я уже год удаленно работал копирайтером, мало-мальски разбирался в SEO и SMM, и решил бороться digital-методами.
Создание вики-страницы «Вконтакте»
У меня есть паблик «Вконтакте», посвященный травам и здоровому питанию. В нем я создал wiki-страницу, на которой собрал все необходимое: историю, скриншоты, ссылки, контактные данные, реквизиты продавца. ФИО, телефон и название сайта указал в title и h1, чтобы страница лучше ранжировалась в поиске и могла предостеречь возможных покупателей.
Сделать вики-страницу может любой администратор сообщества «Вконтакте». Для этого нужно создать ссылку вида https://vk.com/pages?oid=-XXX&p=PAGE_TITLE, где XXX – id паблика или группы, а «page title» это название страницы. Такая страница доступна любому без авторизации «Вконтакте». Подробнее о возможностях вики-разметки читайте в официальном сообществе.
В процессе сбора информации я обнаружил и другие случаи нарушения закона Алексеем. Оказывается, предприниматель привлекался к административной ответственности за пьянство и был ответчиком в арбитражном споре. Ситуация похожая: товар оплачен и не выслан, время посадки прошло, предоплата не возвращена. Ссылки на судебные решения и постановления я также добавил на вики-страницу, которую затем использовал для посева в соцсети.
Посев в соцсеть и тематические форумы
Доносить правду нужно не только ради того, чтобы достучаться до должника или отомстить. Важно предупредить потенциальных клиентов мошенника о возможных проблемах.
Я опубликовал информацию в нескольких «Черных списках» и «Подслушано». Такие сообщества есть почти у каждого, даже маленького населенного пункта.
Пример поста, размещенного в «Подслушано»
Также добавил пару постов в тематические группы и на форумы, где сидит целевая аудитория продавца, а на fermer.ru даже нашел других пострадавших.
Как правило, администраторы сообществ охотно пропускают такие посты. Главное – наличие доказательств и соблюдение установленных ими требований.
При огромном желании можно оповестить всех друзей недобросовестного продавца и каждого участника его группы (паблика). Главное – придерживаться следующих правил:
- чередовать отправку ЛС с другими видами активности (постингом, лайкингом, френдингом и т.д.);
- менять текст сообщений: обращаться к каждому получателю по имени, использовать синонимы, добавлять/удалять знаки препинания;
- избегать активных ссылок, особенно сокращенных (goo.gl и т.п.).
Все это поможет исключить блокировку аккаунта, с которого вы рассылаете сообщения. Можно перестраховаться и делать рассылку с «фейка».
Массированная атака
Стоит регулярно напоминать должнику о себе (скорее всего, он должен многим людям, поэтому может о вас забыть). Я действовал на всех фронтах:
- звонил по телефону и писал SMS;
- отправлял сообщения через лид-формы на сайте;
- писал на e-mail и в соцсети – в сообщество и ЛС.
Если у нерадивого предпринимателя включена контекстная реклама (и нормально не прописаны стоп-слова), можно донести месседж необычным способом. Откройте поисковик, введите ключ, на который настроена рекламная кампания, и дополните призывом к действию. Например, припишите фразу «верни деньги». Человек получит послание, если посмотрит статистику запросов.
Не угрожайте: это ничего не даст. Ваша задача – предупредить продавца о последствиях потери репутации.
Обращение к партнерам по бизнесу
Я снова позвонил поставщику Александру и попросил прояснить ситуацию. Выяснилось, что он даже не видел этих денег – Алексей просто присвоил их себе. Раньше Александр постоянно сталкивался с задержками и отговорками, поэтому стал работать с ним только по предоплате.
Поставщик созвонился с Алексеем в начале ноября. Тот сказал, что отдаст мне деньги. После этого разговора ничего не изменилось: снова отговорки и пустые обещания. Повторно я вышел на связь с Александром 19 декабря. К тому времени должник попытался убрать из интернета информацию о себе и даже успел обмануть своего единственного (!) поставщика.
Терпение поставщика лопнуло
Через пару дней после этой переписки я получил деньги обратно.
Итоги digital-борьбы
Профит есть, работа прошла не зря. Как я это понял:
- в ТОПе по репутационным запросам стала выходить моя вики-страница и несколько страниц сайтов-антимошенников с моим текстом (подобные ресурсы в автоматическом режиме собирают жалобы в свои базы данных);
- товарищ стал требовать у администрации «Черных списков» убрать негативную информацию, ссылаясь на закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ;
- у интернет-магазина появился новый домен, то есть владелец попытался мимикрировать;
- продавец попросил удалить все упоминания о нем, когда полностью вернет долг.
Конечно, риск потери репутации вряд ли беспокоит профессиональных аферистов, проворачивающих свои дела через фейковые аккаунты, сайты-однодневки и чужие паспортные данные. Методы борьбы, описанные в предыдущем разделе, не очень страшат настоящих мошенников, но сильно затрудняют их деятельность, а также хорошо подходят для воздействия на безответственных людей.
Большинство организаций и предпринимателей переживает за свое доброе имя, боится потерять деловую репутацию. Когда она находится под угрозой, PR-специалисты начинают активно действовать: стараются быстро уладить конфликт и решить спорный вопрос.
Ниже – два жизненных примера.
Обычный клиент банка vs. угроза деловой репутации
У моего отца кредит в популярном банке. Он вносит ежемесячные платежи в начале месяца, поэтому в декабре 2016 года заплатил нужную сумму раньше – хотел избежать просрочки из-за новогодних праздников.
С третьего января ему стали приходить SMS с требованиями погасить долг. Сообщения приходили по 4 раза в день. Отец жаловался по телефону, писал претензии в отделениях банка и через интернет. SMS-террор закончился только через две недели, когда сотрудники соизволили исправить ошибку.
Никто не извинился.
Другое дело, когда случай становится известным широкой общественности. Например, Сергей Кальварский пишет в «Фейсбуке» (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена). На аккаунт продюсера подписано 13000 человек.
Отрывок из публикации на «Финсайде»
Вопрос решили уже через несколько часов.
«Финсайд» цитирует следующий пост Сергея
Кстати, если хотите быстро решать проблемы с финансово-кредитными организациями, обращайтесь на «Банки.ру». Статья Артема Ейскова поможет правильно составить жалобу на портале.
Делаем выводы
Постараюсь кратко резюмировать вышесказанное и перевести историю в практическую плоскость.
- Googl’ите тщательнее! Всегда гуглите перед тем, как покупать товар, заказывать услугу или устраиваться на работу. Ищите больше информации по адресу сайта, юридическим данным, номеру телефона, познакомьтесь с понятием траста сайта. Разбавляйте брендовый запрос ключом «отзывы»;
- Действуйте смелее! Русская пословица «под лежачий камень вода не течет» как нельзя лучше передает смысл. Звоните, пишите, «распространите среди жильцов вашего ЖЭКа». В крайнем случае обращайтесь в суд и полицию (прокуратуру);
- Читайте больше! Изучайте маркетинг и психологию, повышайте юридическую и финансовую грамотность. Must read по теме интернет-мошенничества: публикации МВД и «Викиучебника», серия материалов в «Т—Ж» и сайт «Лохотроны.рф».
А у вас был опыт столкновения с недобросовестными продавцами или мошенниками? Будет здорово, если поделитесь историями в комментариях.
Читайте также:
Интернет-маркетинг по-деревенски: как фермер клиентов в соцсетях искал
Оформление страницы «ВКонтакте»: самый подробный гайд в рунете
Как сформировать репутацию в интернете и управлять ею: инструкция