«МТС Маркетолог» был запущен в 2018 году – тогда он еще представлял собой сервис рекламных рассылок по SMS, Viber и электронной почте. Сегодня позиционируется как полноценная рекламная площадка с таргетингом, CPC-рекламой и все теми же рассылками. Лицо «МТС» Дмитрий Нагиев с экранов заявляет о простоте и доступности платформы, с помощью которой можно в несколько кликов запустить рекламную кампанию на выбранную аудиторию и привести новых клиентов.
Стоит ли сервис внимания или это «клон» более известных площадок? Рассказываем в этом обзоре.
Первое приближение к «Маркетологу»
Если взглянуть на страницу продукта, то можно отметить желание «МТС» представить публике мощный сервис «в одном окне», позволяющий бизнесу запускать кампании без необходимости вникать в тонкости настройки рекламы. Судя по содержанию страницы, можно сделать вывод об аудитории сервиса: это скорее малый и средний бизнес. По опыту взаимодействия с таковыми, «МТС Маркетолог» действительно может занять свою нишу и быть востребованным.
Правда, по слухам, в презентации сервиса «МТС» демонстрировала кейс металлургической компании, продававшей прокат в сфере B2B. Однако статей по этому поводу найти не удалось.

Главная страница сервиса «МТС Маркетолог»
На сайте, как мы видим, заявляется «умный» таргетинг с помощью Big Data. Портрет аудитории будет проработан системой и на его основании подберут реальных людей, которым реклама будет показана:
- в виде рассылок (SMS, MMS, e-mail, Viber);
- баннерами;
- в социальных сетях;
- на сайтах, входящих в CPA-сети;
- на других сайтах (CPC-кампании, программатик).

Виды рекламы в интернете: полный гайд
Хотелось бы понять, использует ли «МТС» собственные системы работы с аудиторией и сети трафика, либо же идет через посредников (имеющиеся на рынке CPA-площадки и таргетинговые платформы). Мониторинг статей на эту тему ничего не дал, компания позиционирует продукт как использующий собственные алгоритмы и сети.
Стоимость услуг рассчитывается по-разному. Рассылки – от стоимости одного сообщения, также от стоимости единицы считаются CPA и CPC, а вот таргетированная реклама (соцсети и программатик) – уже от минимального бюджета (50 и 100 тысяч рублей соответственно).
Заглядываем внутрь
Вход в личный кабинет осуществляется по номеру телефона, на который в процессе быстрой регистрации придет код доступа. После этого откроется приветственное окно запуска новой кампании:

Стартовое окно сервиса
Здесь опять-таки видно, что «МТС» пытается упростить клиенту работу, сужая настройки до конкретных решений. При этом сервис несколько раз предлагает помощь по настройке. В принципе, большинство рекламных сервисов сегодня предлагают провести рекламодателя за руку, поскольку такой подход компаниям выгоден (просто давайте деньги, тем более что, если пользователь не разбирается в инструменте, то и с аналитикой результатов у него будет не очень), и «МТС» в данном случае не является исключением.
Попробуем создать кампанию для поиска новых клиентов, например, рассылку:

Создаем новую рассылку в «МТС Маркетологе»
Процесс достаточно стандартен и начинается с подбора аудитории, затем можно будет выбрать вид рекламы, произвести настройку показов и отправить кампанию на подтверждение.
Подбор аудитории стартует с выбора базовых демографических и географических параметров. Далее становится доступна настройка геолокации:

Настройка геолокации в сервисе
Учитывая, что «МТС» может отслеживать геопозицию пользователей своих технологий, данная возможность должна быть интересна. Однако при настройке геолокации стоимость отправки сообщений будет увеличена на 0,5 р. (это показано в виде шильдика в верхнем правом углу).
Вопрос в том, что понимать под регулярным появлением в зоне. Автор статьи бывает в центре города 1-2 раза в неделю, при этом сообщения от «МТС» приходят относительно компаний из совершенно разных районов города (но все-таки чаще всего ближе к месту жительства).

Интересы и детальные настройки аудитории
Следующей настройкой аудитории является выбор ее интересов. Пример на скриншоте дает понять, что в принципе «МТС» эти данные должны быть доступны, ведь компания подключает пользователей к интернету, может следить за их действиями на смартфонах и отслеживать геолокацию.
Далее можно выбрать доход аудитории (скорее всего, показатель более формальный) и детальные настройки портрета: возраст детей, любовь к путешествиям, занятость, траты на связь и мобильный интернет. Часть этих показателей также кажется относительно формальной: нет уверенности в том, что компания на 100 % знает эти данные по всем своим пользователям.

Таргетинг на свой сегмент
Можно использовать и персонализированный таргетинг, загружая в систему собственные списки (сегменты) аудитории. Причем имеется в виду не список телефонов потенциальных клиентов, а телефоны, по которым эти клиенты звонят. Либо же указать сайты, посещаемые аудиторией и даже имена отправителей SMS (если вы получали сообщения от компаний, они уже могут обладать именем, например, «dostavka_edi»).
Такую возможность вы вряд ли найдете на обычных рекламных площадках, и если брать в расчет абонентов «МТС», то их «Маркетолог» должен определять с филигранной точностью. По сути это схоже с таргетингом в «ВК», когда вы парсите аудиторию тематического паблика и показываете этой аудитории свою рекламу. Проблема только в том, чтобы собирать данные для передачи в сервис от «МТС». Если не хотите делать это вручную, то можете купить базу, например, у программы «Контур».
Последняя настройка – классический ремаркетинг на списки телефонов абонентов «МТС». Естественно, вы можете подсунуть системе список с включением номеров других операторов – они обработаны не будут, и останутся лишь нужные телефоны. Так не придется выискивать нужных абонентов вручную.
Еще одна интересная возможность – это исключение одной аудитории из другой:

Исключение аудитории прошлых кампаний для минимизации спама
Попробуем задать аудиторию для рекламы рассылкой, скажем, барбершопа в определенном районе Екатеринбурга. Интересно, что даже если задать географию как «жители Екатеринбурга», а геолокацию «регулярно бывают в центре Москвы», то можно найти «клиентов» в количестве 82 человек. Такие сочетания вполне себе интересны для тех компаний, которые знают портрет клиента до мелочей.
Зададим аудиторию мужчин 25-44 лет из Екатеринбурга, регулярно бывающих в 5 км вокруг интересующего нас ТЦ с 19 вечера до часа ночи. Иногда сервис подвисает при выборе геолокации, что заставляет думать о том, что он ищет реальную аудиторию. Добавим также интересы «посещают парикмахерские» и «интересуются услугами для красоты и здоровья». Ограничим доход величиной от 45 000 рублей.
Аудитория получилась в целом масштабная для рассылки: 11319 человек. Но нас не заставляют рассылать сообщения на всю аудиторию, можно ограничиться и меньшим количеством. «МТС Маркетолог» рекомендует от 1000 SMS, вы можете выбрать и меньшее значение. После этого сервис считает итоговую стоимость, почему-то довольно долго.

Логика подсказывает, что итоговая стоимость составит 7000 рублей
Как видите, нельзя задать время отправки ранее 9 часов утра, что соответствует нормам законодательства. Так что, скорее всего, если реклама в SMS поступает вам ночью, то это или ошибка сервиса, или работает другой рекламный оператор.
Вы также можете выбрать другие виды рекламы, так или иначе воздействующие на ту же аудиторию:

Виды рекламы в блоке рассылок «МТС Маркетолога»
Итоговая стоимость получилась в 7000 р., что достаточно адекватно для охвата двух тысяч реальных людей, особенно если их интересы и поведение действительно соответствуют заданным.
Далее нам будет предложено настроить само сообщение: выбрать имя отправителя (по умолчанию Promo, собственное имя еще нужно согласовать), ввести текст, указать ссылку для подсчета кликов. Как только все данные будут внесены, можно сохранить кампанию и приступить к ее запуску.
Для этого потребуется сначала создать профиль рекламодателя:

Способы создать профиль физического лица
Для юридических лиц придется заполнить всю карточку компании. Ну а далее предстоит пополнить бюджет и стартовать нашу рассылку.

Чек-лист для вашей email-рассылки: теперь все заработает!
Способы рекламирования вне рассылок
Как понятно из обзора возможностей, рассылки с помощью «МТС Маркетолога» должны работать более-менее точно. Но нас интересуют прочие способы рекламирования, в частности – их сравнение с возможностями аналогичных сервисов.
Но тут ждет разочарование: в личном кабинете возможностей для запуска рекламы в CPA или программатик-платформе нет, для этого придется оставить заявку через сайт сервиса:

Заказ рекламы в социальных сетях

Заказ программатик-рекламы
Это обстоятельство заставляет задуматься о том, что «МТС» лишь обрабатывает аудиторию, которую затем передает сервисам-посредникам. То есть вы получаете некоего маркетолога на аутсорсе (маркаут), который будет настраивать рекламу за вас.
После того как вы выбрали «Оставить заявку», будет предложено ввести свой телефонный номер и ждать звонка специалиста. Что происходит дальше, описывает опыт некоторых компаний в интернете:

Опыт типографии при использовании сервиса был крайне негативным
В приведенном кейсе рассказывается именно о заказе таргетированной рекламы через менеджера, который сначала долго мурыжил клиента с обработкой брифа, а затем выставил внушительный счет, траты с которого себя в итоге не оправдывали. Кроме того, клиент жалуется на скудную информацию о работе созданных кампаний. Да, случай датируется 2020 годом, но после этого положительных кейсов также пока не видно.
На основании этого опыта можно вынести несколько неутешительных заключений:
- Запуск кампаний происходит достаточно долго и с определенными проблемами взаимодействия.
- Во время работы РК вы не видите никакой статистики, она появляется лишь в отчетах менеджера уже после завершения.
- На рекламу запрашивается довольно весомый бюджет (хотя в кейсе ребятам удалось сторговаться): от 100 000 р.
- Рекламодатель слабо осведомлен о том, какие на самом деле настройки имеет реклама, что ему делать для ее улучшения и как получать больше лидов. Сами же лиды не особо качественные.
- Как плюс – возможность вернуть деньги из бюджета обратно.
В процессе поиска не удалось найти развернутые успешные кейсы работы с «МТС Маркетологом», однако сервис активно продвигается как используемый большим количеством компаний:

Почти идентичные сообщения из разных регионов заставляют задуматься
Если смотреть на вещи экспертно, то использование сервиса «по заявке» – это ваш страх и риск. Как такового массового опыта работы с МТС-посредником между вами и рекламой еще нет. Однако сервис рассылок с личным кабинетом потенциально должен быть интересен. Через него также можно отправить заявку, скажем, на рекламу в соцсетях, но аудитория уже будет настроена по вашим параметрам.
Собственно, несложно угадать схему работы «МТС Маркетолога» с соцсетями: вы задаете портрет, который «МТС» обрабатывает и выгружает списки пользователей как базу данных собственных телефонных номеров. Загрузив ее в социальную сеть в качестве списка для ретаргетинга, компания может показывать рекламу заданной вами аудитории абонентов «МТС».

Программатик реклама – модный термин или будущее рекламного рынка?
Подводим итоги
При заявленном многообразии рекламных возможностей в «МТС Маркетологе» полноценно реализован только личный кабинет рассылок, остальные способы рекламирования работают при взаимодействии с менеджером-посредником.
При этом можно сказать, что на основании возможностей «МТС» для работы с абонентами аудиторию можно настроить достаточно эффективно для рекламы любой сферы бизнеса. Есть и исключения, вот черный список сервиса:
- Агитационная политика.
- Религиозная тематика.
- Азартные игры.
- Алкогольная продукция.
- Наркотические средства.
- Рецептурные фармацевтические препараты.
- Табачная продукция.
- Взрывчатые вещества; оружие, продукция военного назначения.
- Интимная медицина.
- Медицинские услуги по прерыванию беременности.
- Торговля человеческими органами.
- Порнография; товары и услуги для взрослых.
- Увеселительные заведения, интимные услуги.
- Сайты, сервисы знакомств.
- Сетевой маркетинг.
- Товары, производство которых запрещено на территории РФ.
- Услуги по написанию дипломов.
- Услуги экстрасенсов, гороскопы.
- Услуги, конкурирующие оператору: операторы сотовой связи («МегаФон», «Билайн», «Теле2» и пр.), киберспорт, интернет и ТВ-провайдеры, мобильные приложения с ТВ-трансляцией, мобильные приложения для чтения книг, мобильные приложения с музыкальными сервисами, мессенджеры, телемедицина и др.
Если ваша компания не занимается этими видами деятельности, то можно пробовать различного рода рассылки. Стоит помнить, что данный вид рекламы –скорее «утепляющий», и сходу получить с небольшого бюджета много лидов у вас вряд ли получится. Пробуйте различные таргетинги, анализируйте их работу через опрос знакомых и текущих клиентов (приходили ли им сообщения и т. п.), повышайте узнаваемость вашего бренда. В этом направлении сервис «МТС Маркетолог» точно сможет вам помочь.
Если же мы говорим о возможностях для рекламы в социальных сетях, CPA, CPC, программатике, то здесь площадка не дает видимых плюсов рекламодателю. Как вариант, лучше пользоваться прямым доступом к нужным рекламным сервисам, а еще лучше будет нанять «своего» маркетолога, который возьмет на себя работу по продвижению и сможет давать адекватные отчеты по своим действиям.