Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Геймификация в маркетинге: важные элементы, примеры механик и список полезных сервисов

24 декабря 2019 Лия Канарская
Время чтения: 12 минут Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Геймификация в маркетинге: важные элементы, примеры механик и список полезных сервисов Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Поговорим о том, как вы отдыхаете после работы, если без книг и музыки. Признавайтесь: сидите вечерком в «Ферме» и растите помидорки? Или фармите голд в танках? А может, пушите крипов, ведь теперь за это можно шмоток срубить?

Возможно, и игры, и этот сленг вам не знакомы. Но нельзя то же самое сказать о других. Еще Фридрих Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себя человеком, когда играет.

Все уже порядком утомились от информационного однообразия (от полезного контента, к сожалению, тоже), поэтому на замену выходят новые инструменты вовлечения целевой аудитории.

Что такое геймификация и зачем она нужна брендам

Геймификация в маркетинге – применение игровых механик для решения бизнес-задач. Это помогает:

  • изучать потребности целевой аудитории;
  • наращивать необходимые ассоциативные связи;
  • увеличивать количество взаимодействий с контентом;
  • привлекать новых клиентов и удерживать старых;
  • формировать потребность в продукте;
  • увеличивать число продаж (в том числе повторных) и средний чек;
  • вызывать положительные эмоции от взаимодействия с брендом;
  • повышать лояльность и доверие пользователей;
  • обучать сложным процессам и продуктам.
Пример от банка: AlfaActivity – игровая механика, позволяет клиентам накапливать деньги для активного отдыха

Главная задача геймификации – создать условия для изменения поведения потенциальных клиентов (под вашим контролем, для решения ваших целей и на ваших условиях!).

Геймификация позволяет избежать негатива и наладить почти «нерекламный» контакт с аудиторией, выгодно выделяясь на фоне конкурентов, которые ее не используют. Вы получаете больше активности, больше взаимодействий с аккаунтами в соцсетях, а значит – больше охвата. Вовлеченные в игру пользователи охотнее делятся информацией с друзьями. В итоге геймификация может дать более дешевые лиды по сравнению с другими рекламными форматами.

Серьезное преимущество геймификации перед другими инструментами – потенциальная виральность.

Основные элементы геймификации

  1. Придумайте вознаграждение, чтобы простимулировать пользователя к участию: ценный приз, определенный статус, похвала, признание заслуг в глазах других пользователей. Оно может быть фактическим или эмоциональным. Вознаграждение мотивирует, вовлекает и объясняет конечный результат участия в игре.
В группе «Церебро Таргет» активные участники получают в подарок доступ к сервису

Результат должен быть понятным и иметь ценность для вашей ЦА.

  1. Давайте дополнительные вознаграждения – рандомные или за определенные действия. Например, участникам лайк-тайма в гивах Instagram дают денежные призы, но этот розыгрыш идет плюсом к главным призам.
  2. Соревновательный характер помогут реализовать points (баллы или очки), badges (бейджи, награды/значки) или leaderboars (списки лидеров / рейтинги). Это очень нравится пользователям.
Пример из жизни: юбилейный значок клуба анонимных алкоголиков (на фото – Eminem)
  1. Ограничение по времени или действию. Например, в конкурсе участвуют только пользователи, которые написали отзыв или оставили комментарий к посту. Дедлайны могут быть как для отдельных заданий, так и для игры в целом.
В анонсе розыгрыша мерча в группе TexTerra сразу указано время его окончания
  1. Добровольное участие. Сделайте вход бесплатным и максимально простым хотя бы вначале.

Это ролик инвестиционной игры Investorville, где потенциальные покупатели недвижимости учились бесплатно управлять инвестициями в игровом режиме, но на основе реальной информации от застройщиков и экономистов. Результат: австралийским банком выдано 600 ссуд приблизительно на 400 000 $

  1. Возможность поделиться результатом. Позвольте поделиться информацией о уровне в игре с помощью соцсетей, чтобы расширить охват и завирусить игровой контент. Обычно бренды пишут, что участие в конкурсе продолжится только после расшаривания.
Так, игра «Побег из офиса» от банка Тинькофф предлагает выиграть билеты в Европу тем, кто делится результатом в социальных сетях
  1. Простые правила обеспечат легкий вход любому пользователю. Если сразу озадачить игрока сложными условиями, он может сдаться и отказаться от участия.
Хэллоуинский конкурс в группе TexTerra с максимально «простым входом»: для участия нужно задать вопрос в трансляции

А вот дозированная подача новых правил и постепенное усложнение задач на каждом этапе вряд ли испугает пользователей. Сделайте легкий вход в игру, дайте легкие задания, а потом уже – более сложные.

  1. Система штрафов как мотивация. Если люди не совершают нужных действий и не следуют правилам игры, они получают наказание.
Информацию о наказании в конкурсе нужно продумать заранее
  1. Возможность достижения победы для всех. Пользователь должен иметь доступ к общему рейтингу, видеть, как он продвигается на всех уровнях игры. Тогда он поверит, что выиграть возможно.
Во «ВКонтакте» есть множество приложений-помощников, которые помогают участникам узнать свой статус в игре и общий рейтинг участников
  1. Организуйте общение. Создайте чаты или закрытые группы в социальной сети. Общение с другими игроками придаст эмоциональной окраски.
Сервис TargetHunter создал закрытую группу для обсуждения новой версии 3.0, в которую вошли далеко не все пользователи – только самые лояльные

Внедрять элементы геймификации – не значит постоянно проводить розыгрыши и конкурсы. Иногда это способ обозначить ваше отношение как бренда к лояльным подписчикам / постоянным посетителям / дорогим вам клиентам.

  1. Возвращение ушедших пользователей. Наверняка вы видели систему награждений за ежедневное посещение приложения или сайта (например, такое есть у «Юлы»). Также можно настроить email-рассылку с призывом вернуться в игру.
Email-рассылку можно использовать и для возвращения действующих, и для приглашения новых игроков
  1. Анализ и расшифровка. Используйте тестирование гипотез и аналитику для сбора/обработки данных, чтобы максимизировать эффективность геймификации, внедрять новые задания и другие методы мотивации.

Внедрять геймификационные элементы можно на разных этапах воронки продаж. Например, когда пользователь сравнивает товары или уже желает приобрести конкретный.

Тут, например, чат-бот предлагает помочь с выбором игрушек. Не совсем игра, но элементы присутствуют

Примеры игровых механик в социальных сетях

Классический вариант геймификации – продуманная система лояльности: баллы/бонусы за покупки, накопительные скидки по количеству/стоимости приобретенных товаров. Но сейчас для внедрения интерактивности есть намного больше вариантов:

  1. Предложить пользователям пройти тест, чтобы проверить свои знания или узнать ответ на интересующие вопросы.
Пример теста в промопосте VK
  1. Или организовать квесты соревновательного характера.
Квесты можно организовать и в офлайне, и в онлайне: все зависит от ваших целей и особенностей ниши
  1. Предложить решить небольшие занимательные задачи (на сообразительность, логику, воображение).
  2. Устроить конкурсы комментариев и лайков.
В группе «Алтайский мед» самые активные получают баллы от «умного мишки», их можно использовать при покупке
  1. Разработать простую игру на внимательность. Так некоторые блогеры предлагают искать подписчикам информацию в своих постах, а потом вручают призы победителям. Это увеличивает вовлеченность, эффективность контента.
  2. Выпустить брендированные инстаграм-маски или фотофильтры и использовать в качестве вознаграждения, они в тренде.
Появилась возможность самостоятельно создавать AR-маски: теперь в описании профилей блогеров Instagram можно увидеть нечто вроде #маскизаподписку, это дополнительная мотивация для новых посетителей
  1. Запустить ограниченный по времени аукцион.
  2. Предложить участвовать в конкурсах за стикеры.
Кто хочет стикеров, девочки? Подписываемся

Хорошее решение – настроить чат-бота в соцсетях для тех, кто только что подписался. Он может помочь проводить тесты, записывать на прием и много другое. Автоворонка в чат-ботах – это, как правило, смесь полезного контента и постов, наглядно демонстрирующих экспертность.

Автоворонка в действии. Прежде чем продавать, можно дать пользователю полезную информацию

Бонус: 10 сервисов для геймификации, которые стоит освоить

Теперь несколько специализированных ресурсов для внедрения геймификации:

  1. Activeusers – сервис для внедрения не только игровых механик, но и автоматизированных действий. С его помощью можно создавать голосования и комментарии в виджете прямо на сайте, картинки, динамические обложки, различные визуальные игры вплоть до настольных. С Activeusers вы также можете принимать платежи, предоставлять отдельным группам пользователей платный доступ к материалам, генерировать промокоды. Есть интеграция с Senler, данными «Google Таблиц», «Яндекс.Кассой»,GetCourse и CRM-системой «Битрикс». Цена в месяц зависит от тарифа: «Профи» обойдется в 1 450 р. в месяц, «Эксперт» – в 3 000 р., «Vip» стоит 25 000.
  2. Приложение «Самые активные» от LetsCover. Позволяет внедрить в группу «ВКонтакте» игры, чат-бота, рейтинговую систему поощрения подписчиков за определенные активности (лайк, вступление в группу, отзыв, публикация поста, комментарий, репост и т. д.). Пользователи могут проверять, сколько у них баллов, и смотреть рейтинг самых активных. LetsCover дает возможность использовать множество других виджетов, в том числе и динамические обложки:
Для работы используется официальное API от «ВКонтакте»

Пробный период позволяет бесплатно вести одну группу 48 часов. Начальный тариф – 200 рублей в месяц, за эту сумму доступен весь функционал сервиса для работы с одной группой. Стоимость растет пропорционально числу страниц, которые нужно подключить. Так, 30 групп обойдутся вам в 4 200 р. ежемесячно.

  1. Boss.Direct – чат-бот для Instagram, который помогает составлять автоворонки продаж. Вы сможете спланировать путь покупателя, знакомя его с продуктом или услугой и приводя к покупке. С его помощью можно автоматически отвечать клиентам на их вопросы в переписке, формировать готовые заявки и отправлять их в систему CRM или на почту.
Когда клиент пишет в директ из рекламы в Stories или напрямую, бот видит сообщение и отвечает на него

Когда клиент пишет в директ из рекламы в Stories или напрямую, бот видит сообщение и отвечает на него

Пробный период длится 5 дней и стоит 39 р. На основном тарифе цена 990 р., годовой тариф обойдется в 9 990.

  1. ManyChat – чат-бот для Facebook. Функции аналогичные предыдущему.
  2. Bothelp – платформа для продаж через рассылки и чат-боты в Facebook, с аналитикой заявок и продаж. Сервис может автоматически отправлять личные сообщения клиентам, которые комментируют определенный пост в Facebook или нажимают на объявления. Бот позволяет дарить купоны и скидки, отвечать на общие вопросы или делиться контентом с пользователями. Цена зависит от числа контактов (активных подписчиков), варьируется от 29 до 549 $ в месяц.
  3. Sub.by – конструктор игр для Instagram. Смысл в том, чтобы самые активные лайкающие и комментирующие подписчики Instagram получали баллы за свою активность. У пользователей есть возможность следить за своими успехами в таблице лидеров – подписчики могут быстро найти себя по логину. Стоимость зависит от количества подписчиков, минимальный тариф – 10 $ в месяц.

Здесь есть необычные настройки, которые помогают превратить ваш инстаграм-профиль в настоящее «поле битвы»:

  • Можно выставить максимум комментариев от 1 человека на пост. Например, 5. Это значит, что за 6 и последующие комментарии баллы начислены не будут.
  • Можно ограничить посты, на которых можно проявлять активность. К примеру, на последних трех. То есть за более старые записи баллы начисляться не будут.
  • Установить минимальное количество слов в комментарии. К примеру, 4 слова. И все бессмысленные комментарии (менее 4 слов) сразу можно будет отсечь.
  • Можно вручную добавить или отнять баллы у любого участника. Это открывает большие возможности розыгрыша баллов. Например, сразу в Stories или прямых эфирах «Инстаграм».
На главной странице вы можете выбрать уже готовые варианты игр и даже изучить кейсы
  1. Pointagram – командный онлайн-сервис в виде игры, которая визуализирует ваши общие достижения. Позволяет устроить соревнования между сотрудниками, – например, на звание «Сотрудник года» – проводить для них викторины и опросы, давать отдельные задания и трофеи за их выполнение, создавать образовательные тесты.

Презентация сервиса на английском языке

Можно пользоваться сервисом бесплатно, но с ограниченным функционалом. Стоимость полной версии – от 59 до 499 евро в месяц.

  1. Sailplay – сервис для автоматизации маркетинга. Позволяет создавать триггерные письма, сегментировать клиентов, создавать программы лояльности и т. д.
  2. Learnis – инструмент для разработки квестов жанра «выход из комнаты», викторин или терминологических игр «Объясни мне». Подойдет образовательным проектам.
  3. Evolution+ – виртуальная облачная платформа для геймификации. Позволяет выстраивать последовательный игровой сюжет, с постепенным погружением. Достижения демонстрируются в новостной ленте, рейтингах и личных профилях. Система коммуникаций позволяет публиковать новости, вести личные блоги, просматривать и оценивать достижения игроков, ставить лайки и получать отзывы. В процессе игры участники получают различные задания – миссии, за выполнение которых выдаётся награда. Виджеты платформы легко подключаются к сайтам и могут быть оформлены под фирменный стиль бренда. Платформа накапливает большое количество информации о клиентах и пользователях: данные соцсетей, история активности и покупок, личные предпочтения и многое другое. Аналитика позволяет сегментировать клиентскую базу по различным признакам, выявлять тенденции, проводить эффективные маркетинговые акции. Цена по запросу.

P. S.

Геймификация вряд ли в ближайшее время потеряет свою актуальность. В первую очередь потому, что она очень привлекательна для многих пользователей: «хлеба и зрелищ» люди хотят всегда.

Чтобы игровой подход приносил пользу для бизнеса, нужно:

  1. Формировать тематические онлайн-сообщества вокруг вашего бизнеса с помощью социальных механик.
  2. Учитывать интересы целевой аудитории и выбирать соответствующий формат.
  3. Использовать тренды, чтобы привлечь больше пользователей.
  4. Не делать механики и правила сложными.
  5. Уделять внимание дизайну.
  6. Предлагать достойные бонусы за расшаривания, чтобы постараться сделать игру вирусной.
  7. Использовать ньюсджекинг, связывать игровой процесс с реальностью – праздниками, значимыми событиями.

Внедрение игрофикации – только один из способов коммуникации и вовлечения аудитории. Чтобы по максимуму добиться охвата ЦА, отстройки от конкурентов и повышения лидов, нужно комплексное продвижение бизнеса в интернете.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Обгоните конкурентов в онлайне. Мобильное приложение под ключ: от разработки ТЗ до продвижения. Посмотреть
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных