Заказов от малого бизнеса будет больше
Сергей Бахинский, руководитель отдела продаж TexTerra:
«IT-компании, даже те, что имеют свой пул специалистов по разработке в штате, в декабре очень активизировались. Тут две причины. Внутренние специалисты у них fulltime загружены улучшением и оптимизацией собственных продуктов – это во-первых. Во-вторых, при разработке сайта, который продвигал бы их товары и услуги, необходимо учитывать нюансы SEO и маркетинга в целом, а также пользовательский опыт (UX) – и вот этих компетенций у них не всегда хватает. Тогда они идут к нам.
Приходят еще, например, российские производители чего угодно — начиная от одежды и аксессуаров и заканчивая сложными техническими штуками (генераторами, бесперебойниками, оборудованиями для «облаков» и т. д.). А еще все чаще приходит малый бизнес: барбершопы, юристы, автосервисы – правда, больше за разработкой лендингов, сайт для них часто дорог».
Деньги будут в игровой индустрии
Облачный гейминг развивается, потому что для современных игр необходим мощный компьютер, приобрести который сейчас сложно и очень дорого. Прибавьте еще к этому расходы на электроэнергию – и вы поймете преимущество облачного гейминга. Ну а учитывая повсеместный переход на мобильные устройства, гейминг этот тоже часто – мобильный.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки TexTerra:
«В этом году активизировался рынок так называемых игровых ценностей. Геймеры хотят приобрести для своих игровых персонажей какие-то новые скины, расширенные функции или оборудование, например, новый тип вооружения – и в помощь им такие платформы.
Поэтому у нас был рост запросов на разработку ресурсов, где игроки могут приобретать что-то для прокачивания своего персонажа в разных играх. Например, мы с нуля делали сайт для платформы продажи игровых ценностей Frostyboost. Плюс к этому в 2022 мы много разрабатывали дизайн-интерфейса разных игр – вот пример нашего дизайна для 3D-шутера – то есть спрос на это сейчас точно есть».
Mobile может стать не только first – но и only
Принцип mobile first (то есть фокус прежде всего на мобильную версию), который главенствует в разработке уже несколько лет, продолжает крепнуть и шириться. Пользователи все больше и больше «сидят» только с мобильных устройств – их процент на некоторых из наших проектов достигает 80. Значит, важно понимать, как сайт будет работать на мобилке, – а для этого надо изучить пользовательские сценарии и заложить удобство еще на этапе прототипирования.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки TexTerra:
«Появляется на некоторых проектах и такой подход: давайте сначала ориентироваться на мобилку, а десктопную версию делать во вторую очередь – это тоже имеет место быть. Первые опыты в этом направлении мы начали больше года назад, и иногда это действительно оправданно».
Еще одна интересная тенденция – различные решения с мобилок перебираются в десктоп. Появилось много сайтов, которые выглядят как мобильная версия, адаптированная под десктоп. Например, у них кнопки на всю ширину контейнера. Вообще так принято делать на мобильных версиях… вернее, было принято только на них, – но теперь такое решение будет встречается на десктопах все чаще.
Приложений станет больше… еще больше!
Мобильные версии все равно зависят от мобильного трафика, а пользователям не очень нравится его тратить. Приложение же может загружаться и без этого, а трафик расходовать только на подтягивание нового контента и на обновления. Поэтому когда у бизнеса есть бюджет – он и заказывает разработку приложения.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки TexTerra:
«Приложение лучше браузерной версии еще по одной причине – тут шире возможности для маркетинга. Заходили бы вы так часто посерфить от скуки на Wildberries, если бы надо было каждый раз загружать сайт из закладок браузера, а не нажимать на значок приложения? Вряд ли. Опять же, здесь проще настроить корректные пуш-уведомления… ну и многое другое. Через приложение на смартфоне клиента вы как бы находитесь в постоянном контакте с ним».
Изобретение примерно пятилетней давности – PWA-приложения – начинают, наконец, уверенно завоевывать рынок разработки. Здесь тоже все ресурсы приложения хранятся на клиенте, а по сети передается только меняющийся контент.
Иван Беляков, project-менеджер отдела разработки TexTerra:
«Если совсем простыми словами, то PWA – что-то среднее между полноценным приложением и ярлыком сайта. В разработке это проще, а для пользователя визуально почти никакой разницы – только экономия трафика».
Самописные чат-боты станут полноценными магазинами
Большинство простых чат-ботов собраны на конструкторе – но у них очень ограниченный набор функций. Это не данность, которую стоит принимать как есть, если нужен более «умный» и сложный бот. Например, мы без проблем разрабатываем самописных чат-ботов – таких, которые учитывают особые пожелания заказчика.
Андрей Буссе, руководитель отдела разработки TexTerra:
«В проекте, который мы только что завершили, основной задачей было автоматизировать оформление заказов. Раньше оно происходило в полуручном режиме, теперь пользователи могут выбрать из линейки необходимый товар, его количество, место доставки, время доставки и прочее. То есть мы заменили одним ботом целый отдел продаж.
Единственное, чего пока в боте нет – это автоматизации приема платежей. Но на самом деле этого просто не было в техзадании, а так с этим проблем нет, нужно будет – сделаем и это».
Заменять таким ботом одного-двух сейлзов, возможно, и нецелесообразно (хотя со временем по деньгам отобьется и это), а вот отдел продаж из, скажем, десяти специалистов – однозначно дешевле. Поэтому для некоторых бизнесов просто must.
Технический подход будет меняться медленно
Самая сложная для перестройки область – собственно, техническая. Взять и начать применять новые веяния дизайна просто, а вот начать кодить как-то принципиально иначе – нет, потому что возникают проблемы с совместимостью.
Михаил Манченко, project-менеджер отдела разработки TexTerra:
«Например, казалось бы, jQuery давно пора перестать использовать – эта библиотека сильно грузит страницу. И на новых проектах ее действительно давно вытеснили другие фреймворки и расширения. Но так как в 2016–17 годах был просто бум jQuery, на ней много чего написали, то поддерживать долгоиграющие проекты тоже приходится на ней. В целом, обычная проблема legacy».
Или вот еще один пример – адаптация контента не по ширине сайта, а по ширине контейнера. Очень удобно, очень здорово – только вот поддерживают эту модель пока всего около 75 % браузеров. А это маловато.
Читайте также:
Как провести анализ сайта конкурента — гайд по SimilarWeb