Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Что такое UX и UI, и почему UX-дизайнеров не бывает Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Выражение «UX/UI-дизайнер» – абсурд. Пользовательский опыт (или UX) имеет такое же отношение к дизайну, как маркетинг к контекстной рекламе. То есть контекстная реклама – один из многих инструментов маркетинга. А дизайн, в том числе UI-дизайн – один из многих факторов, формирующих пользовательский опыт или UX.

  • В чем разница между UX и UI?
  • Кто такой UX-дизайнер на самом деле и почему ему не нужна Figma и Photoshop?
  • Какую роль в формировании пользовательского опыта играет маркетолог, руководитель и собственник предприятия?

Давайте обсудим.

Чтобы ответить на этот вопрос, разберем понятия.

UI или пользовательский интерфейс сайта (англ. user interface) – совокупность элементов, с помощью которых посетитель пользуется веб-страницей. К ним относятся:

  • Меню.
  • Модальные окна.
  • Формы.
  • Кнопки.
  • Ссылки.
  • Контент.

Например, чтобы пользователь мог добавить товар в корзину, в интерфейсе интернет-магазина есть кнопка «Купить». Чтобы посетитель мог посмотреть дополнительные материалы по теме, в интерфейсе нашего блога есть врезки «Читайте также» (см. ниже).

UX или пользовательский опыт – пользовательское восприятие и реакции на взаимодействие с сервисом, услугой или продуктом. UX включает эмоции, ожидания, предпочтения, личное восприятие, физические, психические и поведенческие реакции, которые возникают перед, во время и после взаимодействия.

Это определение – перевод из документа ISO 9241-210:2010 Ergonomics of human-system interaction.

Теперь простыми словами. Пользовательский опыт формируют не только элементы сайта. На UX клиента интернет-магазина влияют:

  • Ассортимент товаров.
  • Цены.
  • Наличие удобных способов оплаты.
  • Наличие удобных способов доставки.
  • Стоимость доставки.
  • Качество товара.
  • Качество упаковки при пересылке.
  • Возможность вернуть или обменять товар.
  • Тембр голоса оператора колл-центра.

Список далеко не полный. Последний пункт подчеркивает, что на UX влияют не только объективные факторы. Пользовательское восприятие, эмоции, ожидания, предпочтения, физические и психические реакции, – вот некоторые субъективные факторы, которые формируют пользовательский опыт.

Простой пример на иллюстрации показывает отдаленное отношение UX к дизайну.

Один и тот же продукт в разных магазинах

На сайте интернет-магазина товар стоит 900 рублей, к тому же его нет в наличии. В группе частного продавца в сети «ВКонтакте» этот же товар стоит 600 рублей. Внимание, вопрос: при чем здесь дизайнер?

Дизайнер в привычном смысле этого слова полностью не контролирует UX. Комплементарные цвета бесполезны, если вы продаете некачественный продукт. С помощью «Фотошопа» не нарисуешь прямые руки сотрудникам службы доставки, которые плохо пакуют бьющиеся товары. Дизайнер, даже если ему на бейдже добавили приставку UX-, не может полностью формировать пользовательский опыт.

Руководитель отдела дизайна Lloyds Banking Group Дэн Макоски говорит, что UX-дизайна не существует. Опыт – субъективные переживания, которые не может контролировать дизайнер. Специалист может только повлиять на пользовательский опыт.

Тем не менее дизайнер через интерфейс и визуальное оформление сайта влияет на пользовательский опыт. Другие специалисты тоже влияют на пользовательский опыт:

  • Автор и редактор помогают посетителю найти на сайте нужную информацию.
  • Веб-разработчик превращает макеты дизайнера в живые веб-страницы.
  • Рабочий на заводе делает качественный продукт, за которым пользователь приходит на сайт.
  • Менеджер по продажам помогает клиенту понять, какой именно продукт ему нужен.

Можете самостоятельно продолжить этот список с поправкой на сферу деятельности компании и особенности веб-проекта.

Кого же можно назвать дизайнером или проектировщиком пользовательского опыта? Кто планирует, реализует и контролирует взаимодействие клиента с бизнесом? Кто может выпрямить кривые руки упаковщиков, намекнуть снабженцам на скудный ассортимент, научить хорошим манерам грубиянов из колл-центра?

В зависимости от масштабов предприятия, это топ-менеджеры и собственники.

За пользовательский опыт или опыт взаимодействия потребителя с бизнесом отвечает топ-менеджер или владелец предприятия. Его первый помощник – маркетолог или руководитель отдела маркетинга. Вот настоящие проектировщики или дизайнеры UX.

В этой статье говорится о нашей услуге
Разработка UI/UX-дизайна

Выше сказано, что прямые руки упаковщиков, доброе сердце операторов колл-центра и наметанный глаз редактора влияют на UX. UI-дизайн тоже влияет на пользовательский опыт. Примеры ниже это подтверждают. Но сначала нужно разорвать еще один шаблон.

Дело в том, что нет общепринятого определения термина и сферы ответственности веб-дизайнера в целом и UI-дизайнера в частности. У нас веб-дизайнером называют проектировщиков веб-страниц. Эти специалисты проектируют интерфейс, делают прототип и отдают макет веб-разработчику. А веб-разработчик реализует дизайн средствами HTML, CSS, JavaScript и других инструментов.

В буржунете веб-дизайнер – специалист, который проектирует и реализует веб-страницы. Посмотрите на программу курса Responsive Web Design на freeCodeCamp. Это основы HTML и CSS. Такого же подхода придерживается образовательный ресурс «Хекслет». В первом уроке курса по HTML и CSS преподаватели объясняют, почему лучше называть веб-дизайнерами тех, кого в рунете принято называть верстальщиками.

Второй подход логичнее, так как на UX влияет не только проект веб-страницы в целом и веб-интерфейса в частности, но и корректность реализации этого проекта. Примеры ниже это подтверждают.

Это самый банальный пример влияния пользовательского интерфейса на пользовательский опыт. Когда на лендинг приземляется обычный человек, он видит красивые фотографии товара. Когда на лендинг приземляется человек с нарушением зрения, картинку он не видит.

Проблему решает атрибут alt тега img. Если вы не напихали в него ключевых слов, а описали изображение, незрячий человек понимает содержание фотографии с помощью скринридера.

Незаметный для большинства атрибут становится элементом UI и улучшает UX незрячих пользователей

Наверняка вы сталкивались с неприятной ситуацией: заполняете длинную форму, пытаетесь отправить данные и получаете сообщение об ошибке. Реализация UI с учетом стандартов HTML5 защищает от этой проблемы и улучшает UX.

Попробуйте ввести цифры или текст в поле Email address ниже. Если вы вводите некорректное значение, форма моментально показывает это. Для этого веб-дизайнер указал тип данных для поля формы (input type="email").

See the Pen Email validation by Dmitriy Dementiy (@dmitriy-dementiy) on CodePen.

Обратите внимание на иллюстрацию. После перехода на страницу авторизации пользователь может сразу вводить номер телефона. Ему не надо устанавливать курсор в поле формы.

Курсор установлен в поле формы сразу после перехода на страницу

Веб-дизайнеры улучшили пользовательский опыт с помощью атрибута autofocus.

Анкоры типа «здесь», «читайте еще» или «тыц» снижают удобство UI и ухудшают пользовательский опыт. Большинство пользователей переживет это, так как может прочитать окружающий текст и по контексту понять, куда ведет ссылка.

Людям с нарушениями зрения сложнее. В скринридерах есть навигация по ссылкам на странице. Слепые люди слышат анкоры, но не видят окружающий текст. Поэтому важно использовать информативные анкоры. Например, вот ссылка на пошаговое руководство по «Яндекс.Директ».

Внешний код может блокировать загрузку страницы. Внимание на иллюстрацию.

Внешний скрипт заблокировал загрузку части контента страницы

Чтобы избежать проблем с UX, веб-дизайнер настроил асинхронную загрузку скриптов. В этом случае контент страницы загружается, даже если внешний скрипт временно или постоянно недоступен.

Большинство сервисов, включая Google AdSense, РСЯ и другие, предлагают пользователям код с асинхронной загрузкой по умолчанию. Иногда владельцы сайтов отказываются от этой опции из-за неопытности. Это может крайне негативно влиять на пользовательский опыт.

Добавление блока рекомендаций в интерфейс сайта – простой и эффективный способ улучшить пользовательский опыт. Это актуально как для контент-проектов, так и для ecommerce-сайтов. Интернет-магазины с помощью рекомендательных блоков типа «Смотрите также» или «С этим товаром покупают» увеличивают конверсию и повышают средний чек.

Блок рекомендаций делает UI удобнее, улучшает UX и повышает средний чек

Добавить блок рекомендаций в интерфейс сайта можно с помощью сервисов типа Relap или myWidget, а также средствами выбранной CMS.

Директор по дизайну компании Apple Джонатан Айв утверждает, что в хорошем пользовательском интерфейсе не должно быть лишних элементов. Отказ от сайдбара – простой и эффективный способ убрать из интерфейса сайта лишний элемент и улучшить UX. В данном случае улучшение пользовательского опыта трансформируется в рост эффективности сайта. Это подтверждают исследования, о которых мы писали в статье о юзабилити сайдбара.

Отказ от сайдбара делает интерфейс страницы проще и эффективнее

Элементы интерфейса с визуальным откликом помогают посетителю пользоваться страницей и улучшает UX. Примеры:

  • Изменение кнопки при наведении курсора.
  • Изменение цвета поля или другое визуальное подтверждение корректного заполнения формы.
  • Прогресс-бар, который меняется по мере прокрутки страницы.
Самый простой пример визуального отклика – изменение внешнего вида элемента при наведении курсора

Свободное пространство подчеркивает элементы интерфейса, помогает пользователям искать нужный контент или функциональность. Чтобы улучшить UI и UX, добавьте на страницу «воздух».

На этой странице много «воздуха», поэтому посетителю удобно получать информацию и выполнять действия

Примеров выше достаточно, чтобы показать влияние пользовательского интерфейса на пользовательский опыт.

Должен заметить, что Дмитрий рассматривает работу с пользовательским опытом в широком смысле, с точки зрения бизнес-процессов от и до. Этот подход актуален в случае, если у компании в штате есть свои специалисты, которые занимаются данными вопросами. Наше агентство также занимается работой с пользовательским опытом, однако мы это делаем в рамках работ по продвижению, т. е. тех процессов, на которые мы как подрядчик можем повлиять: анализ ЦА, анализ поведения с помощью систем статистики, опрос фокус-групп и т. д. Но и в рамках выполняемых нами работ UX-проектирование дает свои плоды и является важным фактором качественной поисковой оптимизации.

Пользовательский опыт выходит далеко за пределы компетенции веб-дизайнера. Дизайнер может влиять на UX с помощью UI. Но называть специалиста по созданию веб-страниц проектировщиком пользовательского опыта нельзя. Это все равно, что назначить кассира в магазине у дома ответственным за финансовый результат и требовать от него таких же объемов продаж, как в гипермаркете.

UX не ограничивается сайтом. На пользовательский опыт влияет рабочий у станка, грузчик, снабженец, продавец, дизайнер и разработчик сайта, автор и редактор, аккаунт-менеджер и так далее. А дирижирует этим оркестром руководитель предприятия и его правая рука – маркетолог.

В завершении уместно процитировать Стива Джобса, который был реальным UX-дизайнером или проектировщиком пользовательского опыта.

Дизайн – не то, как выглядит вещь. Дизайн – то, как она работает.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

26 дек 2024
12 398
Что подарить дизайнеру на Новый год — 19 идей

Дизайнеры из разных компаний поделились своими вариантами.

26 дек 2024
8 455
Главные и неожиданные тренды поведения клиента

Проанализировали свежий прогноз GlobalWebIndex на 2025 год. Спойлер: будьте гибким, не игнорируйте энергетические напитки и подумайте про женский спорт.

26 дек 2024
1 889
Рекламные спецпроекты – это хорошо (считают 72% россиян)

Но надо использовать игры, квизы и тесты!

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.