Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Нежданная свобода: как я полюбил самоизоляцию и цифровое отчуждение Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Сегодня снова я пойду

Туда, на жизнь, на торг, на рынок…

Велимир Хлебников

Респиратор на лице все время – это, оказывается, приятно. Ты будто в домике (ну или в доспехе). А тусоваться, как выяснилось, было очень нервным и затратным делом. Не отдых это, а работа – то, что называют «общением». Ходить в магазины – никакой не «шоппинг», а битье ног понапрасну. Шопинг – это с бутербродиком перед монитором. Когда в наушниках – саундтрек к «Ведьмаку», а на экране – отзывы, отзывы, отзывы на товар и сайт производителя. А удаленный труд в свободном графике – счастье. Счастье, я сказал!

Банальная истина – «все познается в сравнении». Как-то даже неловко ее повторять. Но это лишь до тех пор, пока внезапно не накрывает понимание: е-мое, ведь было-то вон как, а стало вот чего. Произошли крупные подвижки, без преувеличения эпохальные. Понимание чего-то большого, меняющего наряду с твоей миллионы чужих жизней всегда является неожиданно. И в нем много как раз сравнений.

Вот, скажем, первые 40 лет своей биографии ты не высыпался. Как погнали в детский сад в замшелые года – так с тер пор и не давали тебе спать. Спрашивается, кто решил, что этот мир сконструирован для «жаворонков»? И почему обычай начинать дела ни свет ни заря жив до сих пор? Ведь наука ясно говорит: 60 % людей – не «жаворонки» и не «совы». Ведь даже в России с ее неровно развитой экономикой 60 % граждан заняты в непроизводственном секторе. И все стараются изображать элитную праздность. Никто, по большому счету, не привязан к световому дню. Коров не доит, не полет брюкву.

С какой стати в твоем городе каждый день в 8 утра раздается тоскливый стон сирены? И ты вытаращиваешь непонимающие глаза в потолок, прикидывая, как половчее добежать вместе с семьей до бомбоубежища? И лишь через минуту соображаешь, что это какой-то гребаный завод по очень плохой, устаревшей традиции знаменует начало нового дня тяжким воем, предвещающим страшное… Мало того, в 5 вечера он повторяется. Мол, слышишь, рабочий? Положи инструмент и иди в свою отдельную квартиру улучшенной планировки варить пролетарские щи.

Эту невротизирующую людей пакость следует запретить законодательно по всей России. Сирены – для оповещения о катастрофах, и баста…

Так вот, спать тебе не давали ни в школе, ни в вузе, ни на наемной работе, на которую следовало ехать – долго, далеко и успевать до сирены. Было принято продавать свое время, а не навыки, услугу, продукт. Важно было стойко отсиживать совещания, планерки, собрания трудового коллектива. Слушать, как на тебя орет вышестоящее звено менеджмента и самому орать на трех с половиной подчиненных.

Боже, сколько же было этого непрестанного психологического насилия всех над всеми в доцифровую эру! И сохранялось оно в почти неизменном виде, пока не грянула пандемия. Если бы не это несчастье (которое, как в пословице, «помогло»), еще годы и годы в России рынок труда менялся бы неповоротливо, хоть и в ту же в сторону – удаленки, свободного графика и формулирования понятных, прозрачных условий между заказчиками и исполнителями, бизнесом и подрядчиками, работодателями и наемниками.

А уж как проклятый вирус пнул онлайн-торговлю и цифровизацию сферы услуг – любо-дорого посмотреть. В онлайн пошли вообще все, и там стало невпроворот работы для таких, как ты. И для НЕ таких тоже, хотя многие пока не догоняют…

Директор? Какой еще директор?

Однажды приходит озарение с изрядной примесью удивления: слушай, а на тебя ведь уже лет 10–15 никто не орал. Вот как стал цифровым самозанятым, когда это еще не было мейнстримом, так с тех пор и не орали.

Трудовые отношения сделались «горизонтальными» – наконец-то. Естественными, в кои-то веки. Всем абсолютно пофиг, в какое время дня ты делаешь свое узкоспециальное дело – есть оговоренные сроки сдачи, и они с люфтом, что немаловажно. Срочность – в топку. Размеренность и неспешность в сочетании с регулярностью усилий – наш общий идеал.

И ты не знаешь, общаясь с заказчиками, которые – уже да, партнеры – кто из них кого «выше», и кто на кого должен орать. Кажется, это уже и не принято. Тебе даже на телефон звонят от силы 7 человек, и все это близкие родственники, очень старые друзья или «служба безопасности Центробанка». Телефон вообще стал не для работы и болтовни, а для авторизации в онлайн-сервисах, чтоб они были здоровы.

И будильник дома у тебя «заводится», дабы вовремя выключить пароварку, и больше ни для чего. И ты высыпаешься, высыпаешься за всю фигню – за школу, за пионерлагеря летом с их маразматическими линейками, за вуз или что там было, за те «ламповые» времена, когда приходилось трамбоваться в автобус в 7:20 и ни минутой позже.

Читайте также
Вирус, новые локдауны, нервы: пора сбегать на удаленку навсегда

Время от времени слышишь от знакомых: «Да тебе просто повезло с такой работой». Думаешь – ах, значит, повезло мне? А 20+ лет упертого труда и некоторое чутье на будущие сдвиги? Да не вы ли, господа, 10 годков назад посмеивались над самозанятостью вашего покорного слуги, над его упрямой сосредоточенностью на текстах, блогах, сайтах? Над конструированием безнадежных контентных проектов и выполнении второй, а то и третьей «никому не нужной» работы после первой «никому не нужной» работы? Не вы ли снисходительно указывали на более чем скромный и нестабильный уровень дохода самозанятого в онлайне в далеком (как сейчас видится) 2010-м?

Повезло, ага. Мне звезда упала на ладошку, я ее спросил «Откуда ты?»…

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Цветочки цифровизации уже нравятся, ждем ягодки

Все (напоминаю), все-все познается в сравнении. Покопайтесь в памяти, осознайте, какая наэлектризованная атмосфера хамства окружала нас в сфере обслуживания, в торговле и в госучреждениях до эпохи МФЦ, налоговых кабинетов в онлайне и маркетплейсов на любой вкус.

«Вас много я одна! Куда лезешь – самый умный штоле?» – это был основной лейтмотив российской аналоговой и даже полуцифровой доковидной жизни. Орали и командовали людьми все: продавцы, товароведы, завбазами, клерки в «Сбербанке», мелкие делопроизводители в госконторах, властители труб и электрощитков в ЖКХ, грузчики – и те позволяли себе.

И тут пришла «цифра». Во всех сферах экономики, которые возможно оцифровать. И больше ты не идешь ногами в магазин, где с тобой разговаривали, как с докучливым дебилом. Ты идешь на маркетплейс, который выбрал. И в один заказ собираешь английские булавки, шпингалет для шкафчика в ванной, книгу Проппа «Исторические корни волшебной сказки», «маленький» по нынешним временам HDD на 1 терабайт, наклейки с персонажами из игры Genshin Impact в подарок и милого мягкого котика с бубенчиком на шее.

Ты «самый умный штоле». Ты «лезешь», куда хочешь. И каждая веб-страница вежливо просит тебя: «Купите у нас, пожалуйста. У нас качественное и красивое, и цены хорошие, и бонусы, и баллы, и кэшбек». Курьер, как оказывается, помнит, в какое время к тебе лучше приезжать, и общается очень мило. Сменщик его – тоже ничего. Ты им все время ставишь пять «звезд». Нормальные парни.

Ты обнаруживаешь, что в твоей стране онлайн-банкинг лучше и шустрее, чем в какой-нибудь Англии, где шевелится в современном стиле один Revolut, да и то, создал его русский айтишник.

Когда платишь коммуналку перед тем же экраном, на котором только что был шопинг, и банковский кабинет не находит по ИНН твое ТСЖ, то прямо даже раздражаешься. Правда, через секунду вспоминаешь: все познается в сравнении. Остальные же шесть коммунальных вампиров нашлись? Заплатил же им? Без комиссии заплатил? Чего ж тебе еще надо?

На тебя больше не могут орать не только деловые партнеры. На тебя перестают орать те, кто никогда и не должен был, но раньше мог себе позволить – продавцы товаров, услуг и развлечений. И даже государственные бюрократы принялись сами себя заменять онлайн-сервисами (в это плохо верится, но факт).

И чем меньше ты ходишь куда-нибудь ногами, тем меньше крика. Потому что публичная коммуникация с клиентами онлайн – действительно публичная. А «частный разговор» по разные стороны прилавка еще пока позволяет нахамить. Пандемия отпугнула тебя от мест, где могут это сделать? А это точно плохое изменение в жизни?

Они вскоре исчезнут навсегда – что у бизнеса, что у чиновников – возможности вести себя безобразно с клиентами, которые платят напрямую или посредством налогов. Жаль, что к этому подталкивает тяжелое общественное испытание – нашествие смертельно опасного вируса. Однако тенденция и темпы изменений экономики и госуслуг в смысле перетекания в онлайн – сугубо положительные. То ли еще будет, и поскорей бы.

Читайте также
Цифровизация экономики – победа над провинциальностью

А как же на людей посмотреть и себя показать?

Типа самый болезненный вопрос. Вынужденная цифровая отчужденность, вот это все. Скажем, скоро выходит четвертая «Матрица», а за нею «Ампир V». Ну как не посмотреть на большом экране? И тут вспоминаешь: кинозал, вокруг тебя чавкают и булькают, гогочут в драматических местах, разговаривают в голос друг с другом и по телефону. Это точно лучший способ приобщиться к кино?

Или вот ты на концерте «Аквариума». В театре. Булькают в два раза чаще. После каждой песни монотонный нетрезвый голос вопит «Боря, давай «Мочалкин блюз». Людей много, очень. И поэтому значительное число неадекватных. И отчетливо понимаешь (в сравнении опять же): YouTube лучше. И пауза есть, и вокруг никого, и можно досмотреть потом, если морально устал.

Понятно, что все мы обезьяны и имеем какую-то древнюю потребность слиться с толпой. Нередко ведь замечал: идешь, например, по улице, видишь в ста метрах впереди последствия аварии. Угадываются искореженные машины, скопление людей, «скорая», мигают полицейские маячки.

Говоришь себе: обойду стороной. И тут же осознаешь, что какая-то необъяснимая сила словно толкает тебя чуть-чуть побыть зевакой. И мозг находит 10 вздорных объяснений, почему тебе нужно пройти именно мимо места трагедии (а там, скорее всего, трагедия). И лишь усилием воли давишь в себе обезьяну и обходишь толпу – далеко, за два квартала.

Чему учит самоизоляция во время эпидемии? Тому что, социальная эволюционная «потребность» потолкаться локтями среди себе подобных – это устаревшая «фича» психики, неактуальная в XXI веке. И даже в России. Кстати, здесь всегда умные люди советовали: увидел толпу – отойди.

Огрести «общения» и того же хамства при желании можно в соцсетях. Там ты в состоянии регулировать процесс. А во время киносеанса, концерта, дня города, встреч по интересам и прочих массовых мероприятий – нет.

Со временем вдруг посещает еще одно озарение: многодневное, многолетние «общение» с сотнями людей было огромной тратой времени и душевных сил. И, по большому счету, ничему хорошему, интересному или хотя бы выгодному не научило. Книги были и остаются в этом смысле лучше.

Самое ценное общение случается лишь с избранными. И то очень редко. Только когда уже развился настоящий голод послушать-поговорить, видя мимику собеседника. Даже дружба, пронесенная через десятилетия, оказывается, не требует частых встреч. Возможно, от некоторого дефицита болтовни она даже крепчает.

Порой вспоминаешь, что почти два года без гостей. Ни к тебе никто, ни ты ни к кому. А потом соображаешь – это сколько же чуши не сказано, сколько пустых споров не начато, сколько жирного не слопано, вредного – не выпито.

Самоизоляция – плохо и тяжело, говорите? Видимо, зависит от темперамента, психотипа и возраста. «Намордники», говорите? Хм. В маске-респираторе ходить оказалось очень даже ничего. Начинаешь понимать японцев и корейцев, которые ценят приватность, закрытое от случайных взглядов лицо.

В России «намордник» – нередко даже выигрышный аксессуар. Идешь, бывало, и хоп: «Слы-ы-ышь, земля-а-ак!» Обернешься такой на это и зыркнешь внимательно – взглядом, что сверлит из щели меж респиратором и бесйболкой. Все вопросы к тебе немедленно отпадают. Ну и ладушки, и иди своей дорогой, «земляк»…

Рациональная, хоть и вынужденная самоизоляция, как выяснилось, оказалась неплохой практикой. Главный вынесенный из нее урок видится таким: личное присутствие где бы то ни было переоценено. А вот акции приватности пока торгуются ниже их реальной стоимости.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

28 мар 2024
315
Правила сетикета – какие они и почему важны для вашей компании

В виртуальном мире существуют особые правила общения, не соблюдая которые легко навредить своему бизнесу.

28 мар 2024
4 071
Миф про многозадачность: мозг не умеет так работать

Так что работодатели зря пишут про этот навык на HeadHunter. Но способы всё успевать – есть.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!