Штраф возможен, даже если вы ведете рассылку по клиентам, давшим согласие.

Объясняем на свежем примере «Почта Банка», которому грозит штраф за рекламную рассылку без согласия абонента. Об этом сообщило Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу.

«Почта Банк», судя по всему, давно не проверял базу подписчиков и не чистил ее, но при этом рассылал адресную рекламу всем клиентам. В частности, некий Никита получил от банка две рекламные СМС-рассылки:

«Никита, только до 14.05 ставка 3,9% и 2 тыс. бонусов при оформлении онлайн pchtb.ru. Специально для вас 2,4 млн руб. на любые цели. pochtabank.ru» и «Никита, 2,5 млн руб. уже одобрены. Ставка от 4,5% при оформлении онлайн pchtb.ru до 07.06.2023».

Никита не стал ждать третьей СМС-ки и обратился в Санкт-Петербургское УФАС. Антимонопольщики выяснили, что Никита давно не является клиентом банка и никогда не давал согласия на рекламные рассылки.

Кроме того, были выявлены еще два нарушения – реклама содержала не все условия для получения кредита, и в ней не было наименования лица, оказывающего услуги. Но эти два нарушения касаются пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», и совсем другая история.

Нас же интересует п. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О рекламе»:

«Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ наказание за такую рекламу – штраф: 2-2,5 тысяч рублей для граждан; 4-20 тысяч рублей для должностных лиц; 100-500 тысяч для юридических лиц.

Получить штраф за рекламу без согласия абонента можно не только пользуясь сторонними базами. Ошибки могут закрасться и в собираемую компанией базу клиентов. Например, владелец номера может смениться, и новый обладатель не давал согласия на получение рекламных сообщений.

Согласно статистике Yota, 60% находящихся сегодня в продаже телефонных номеров не являются новыми, а принадлежали ранее другим людям. К слову, примерно такая же статистика и в США – 66% номеров уже были чьими-то раньше.

Номера могут возвращаться операторам связи для повторной продажи по разным причинам, но нас интересует частота, с какой следует обновлять базы.

«Если человек не пользуется номером больше полугода, то договор автоматически расторгается, и через какое-то время номер может поступить в повторную продажу. Эти условия прописаны в договоре и проговариваются с абонентом заранее. Повторная продажа номеров связана с тем, что номерных емкостей в России ограниченное количество и их бы попросту на всех не хватило. В повторную продажу номера поступают где-то через месяц-два после расторжения договора», – объясняет представитель МТС.

То есть, номера могут менять владельцев с шагом до 7-8 месяцев: вы отправите рекламу Никите, а там уже Никиты нет, а есть раздраженная из-за полученного сообщения, скажем, Наташа. Чтобы вас оштрафовал ФАС, Наташе достаточно зайти на официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы и выбрать пункт «Подача жалобы» в разделе «Электронное обращение». Далее остается заполнить несложную форму. И такое происходит нередко. Случай с «Почта Банком» – не первый и не сотый, но один из самых громких.

И при этом не сказать, что рекламные SMS-рассылки очень эффективны. Современные технологии и новые традиции (те же приложения) позволяют выстраивать более эффективные воронки продаж и без риска, что ваше продвижение обернется штрафом.

Читайте также:

Креативные индустрии – что это такое простыми словами

Пушкин и Толстой в рекламе – можно ли? Кейс Sokolov и «Литрес»

$150 млн на рекламу — как продвигалась «Барби»

#
Реклама Продвижение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.