Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Креативные индустрии – что это такое простыми словами Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Чтобы было понятнее, чего хотят депутаты, разрабатывающие закон о креативных индустриях, сразу оговоримся, что это, по сути, очередной нацпроект наподобие экономики данных, о котором мы писали.

Сегодня доля креативных индустрий в экономике нашей страны составляет 2-2,5%, но как показывает зарубежный опыт, эту долю можно значительно увеличить.

Но сначала под креативные индустрии нужно подвести законодательную базу, без которой у явления нет даже официального названия. Работа же над новым законопроектом о регулировании креативных индустрий находится на завершающем этапе.

Но о чем речь и что за прибыльное дело такое – «креативные индустрии»?

Креативные индустрии – это очень широкое понятие, которое охватывает рекламу, дизайн, фэшн, интерактивные развлекательные программы, архитектуру, СМИ, кинематографию, изобразительное и театральное искусство, дизайн… – всё, где часть добавленной стоимости формируется за счет творчества и прав на интеллектуальную собственность.

Благодаря, в том числе, появлению нового закона доля креативных индустрий в экономике России увеличится до 6-7% к 2030 году:

«Мы рассчитываем, что уже в осеннюю сессию в Госдуму будет внесён текст законопроекта, который будет носить в первую очередь определяющий, понятийный характер. В некоторых развитых странах доля в экономике креативных индустрий уже достигает 10%, у нас в стране это всего 2−2,5%. Председатель правительства поручил, чтобы мы к 2030 году выросли до 6-7% — это реально», — сказал на Восточном экономическом форуме первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко.

О самом законе пока мало что известно, но Денис Кравченко подчеркнул, что будут даны правовые определения понятиям «креативная экономика», «креативное предпринимательство» и «субъект креативного предпринимательства».

Также закон позволит создать «инфраструктуру, которая бы позволила развиваться бизнесу в этом направлении». Чиновник упомянул и о возможности господдержки бизнеса, который относится к креативным индустриям. А региональные органы власти смогут определять приоритетные для себя направления креативных индустрий.

«Мы, законом в том числе, закрепим отдельный федеральный орган, который будет за это отвечать. Это, скорее всего, будет Министерство экономического развития РФ, поскольку мы рассматриваем креативные индустрии как потенциальный новый драйвер нашей экономики. Кроме того, безусловно, часть направлений креативных индустрий останется в совместном ведении, поскольку отрасль достаточно емкая и обширная, неправильно было бы отдавать ее полностью под одно ведомство», – объяснил Денис Кравченко.

Креативная экономика – мировой тренд

Креативные индустрии – это не новые направления деятельности и не новые сферы. Это новый срез уже существующих сфер деятельности, с помощью которого из общей массы пытаются выделить те занятия, которые могут сформировать новые экономические модели, новые типы социальных отношений и даже новые культурные парадигмы. И на первое место тут выходят представители творческих профессий, которые могут сочетать талант с технологиями.

Термин «креативная экономика» был предложен журналом BusinessWeek в августе 2000 года. Но за 23 года никто толком так и не смог определить креативные индустрии и четко сформулировать их роль в культуре и экономике.

Все индустрии тесно связаны друг с другом, что затрудняет их разделение на креативные и прочие. Стандартная классификация тут оказалась бессильной. Поэтому креативные индустрии приходится назначать, и это личное дело каждой отдельно взятой страны.

Например, в 2015 году такую попытку предприняло Министерство по цифровизации, культуре, медиа и спорту Великобритании, и назначило креативными индустриями:

  • рекламу и маркетинг;

  • архитектуру;

  • ремесла;

  • промышленный и графический дизайн, создание моделей одежды;

  • кинематограф, ТВ, видео, радио и фотографию;

  • разработку ПО, сервисов, приложений, игр;

  • издательское дело и прессу;

  • музеи, галереи, библиотеки;

  • музыку, театр, искусство.

Благодаря этому срезу становится понятно, почему креативным индустриям уделяется все большее внимание – это драйверы развития экономики, это сферы, благодаря которым идет технологический прогресс: умные дома и города, беспилотные автомобили, интеллектуальные помощники и создание уникальных товаров, пользующихся спросом.

То есть, креативные индустрии существовали всегда, но до недавнего времени срез по ним просто не делался. Но в последнее время встал вопрос – что следует развивать, чтобы подхлестнуть прогресс, а вместе с ним и экономику?

И логика простая: видно четкое разделение креативных индустрий на создающие и продвигающие – мало создать умные очки (кое-кто на этом уже погорел), надо показать их удобство и заставить людей их покупать и носить, а значит без креативного продвижения и рекламы не обойтись. В культуру и быт людей нужно внедрить столько всего интересного!

Понимание важности креативных индустрий должно создать благоприятный инвестиционный климат. И обосновать инвестиции.

Продвигаем сайты
Подробнее

Креативные индустрии в России

Денис Кравченко оценил современную долю креативных индустрий в экономике России всего в 2−2,5%. Но есть и другие оценки.

Например, в 2020 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) провело исследование влияния креативных индустрий на экономику РФ. Оказалось, что их вклад составляет 4,98% ВВП или более 5,3 трлн рублей в год (в 2018 году показатель был на уровне 2,2% ВВП). По регионам картина была еще более радужной. В экономике Москвы вклад креативных индустрий в валовой региональный продукт составлял 18,5%, в Санкт-Петербурге – 12,6%, в Тюменской области – 8,9%, в Костромской – 7%, в Новосибирской области – 5,4%, а в Томской области – 5,2%. Средний же показатель в мире тогда составлял 3%.

«Сейчас [в 2023 году – прим. ред.] вклад креативных индустрий в экономику страны составляет 4,87% ВВП, и эта цифра может быть значительно выше при создании определенных условий», – говорит директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

Откуда же такой разнобой данных у Дениса Кравченко и Светланы Чупшевой?

Марина Абрамова, директор ФГБУ Центра поддержки молодежных творческих инициатив «Роскультцентр»:

«Сегодня нет утвержденного реестра креативных отраслей в России, соответственно, никто не может корректно высчитать объем креативного сегмента ни в регионах, ни в России в целом. Поэтому я считаю, что все существующие цифры неправдоподобны, на них нельзя опираться. Никто в России качественно не подсчитывал долю в ВВП страны данного сегмента. Это можно будет сделать только после того, как на федеральном уровне зафиксируют основные понятия, реестр креативных отраслей и единые метрики оценки».

Креативные индустрии в мире

Средний вклад креативных индустрий в мировой ВВП – 6,6%. В развитых странах эта доля достигает 8-12% при среднегодовом росте в 15%, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики (по данным Концепции развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года). Но, конечно же, есть и другие данные.

Так согласно исследованию института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики (ВШЭ) лидером по доле креативных индустрий в ВВП является Италия (6,1%). На втором месте – Великобритания (5,8%), а замыкает тройку лидеров Австралия (5,7%). В США доля составляет 4,5%, в Канаде – 2,7%, в Бразилии – 2,6%.

По объему же валовой добавленной стоимости креативных индустрий лидируют Китай и США, оставляя далеко позади все остальные страны мира – 988 млрд долларов и 921,6 млрд долларов соответственно.

То есть, Россия – в тренде и не в хвосте, и намерена теперь уделить особое внимание креативным индустриям, а после принятия закона мы, наконец-то, сможем узнать, какой вклад они делают в ВВП нашей страны. Также мы узнаем, как Правительство будет поддерживать креативные индустрии.

Читайте также:

Нет таланта к бизнесу? Да и черт с ним

Только не в найм: кем быть интроверту в этой вашей экономике

Я потратил на франшизу 10 миллионов – но получаю 500 000 в месяц

Продвинем ваш бренд

– пусть о вас знают все!

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

22 июл 2024
282
Анализ XYZ: применение в логистике и торговле

Как провести оценку прибыльности бизнеса и не вылететь в трубу.

22 июл 2024
6 924
Как работает реклама на Яндекс.Картах – полный гайд [обновлено]

А также рассказываем про другие геосервисы Yandex: «Навигаторе» и «Метро».

22 июл 2024
75 590
Нейромаркетинг: как завладеть мозгом покупателя

Вы приходите домой и понимаете, что купили совершенно не нужную или не подходящую вам вещь, поддавшись сиюминутным эмоциям: внезапному подъему настроения, грусти, страху быть не таким, как все, усталости... бывало же?

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.