Да, они это заслужили. Инфантильные, с рассеянным вниманием, не воспитавшие в себе и начатков критического мышления, не умеющие видеть причинно-следственные связи.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Мы будем продавать им плацебо под видом лекарств, пустословие и сочувственные улыбки под видом психотерапии, рулетку под видом инвестиций в поливалютные корзины, беспомощную чушь под видом тренингов личностного роста и обучающих семинаров.

А если всего этого им будет мало, мы продадим им Тот Свет, связь с Мыслящей Вселенной и на закуску – чай для похудения из трав, собранных на горе Кайлас.

Они – это потребители. Мы – это маркетологи, рекламисты, копирайтеры и, не побоимся этого слова, инвестиционные аналитики со степенью MBA.

Идите к черту с вашей этикой. Вокруг нас бушуют бессердечная сволочь Эволюция и циничный парень Естественный Отбор. Им всё равно. А наши дети хотят выжить и иметь домик в Черногории, который мы им оставим в наследство.

И всё, что мы делаем, кстати, законно или практически законно. То, что эти высшие приматы не читают надпись «Биологически активная добавка. Не является лекарственным средством» – это их проблемы, а не наши. То, что их законодатели кое-чего на рынке не догоняют, или прямо заинтересованы в том, чтобы кое-чего «не догонять» – так они их сами выбрали.

Мы объясним нашим детям, что нужно быть умнее. Даже с игрушками. Оборот контрафактных цветных пушистиков и веселых пластиковых штучек в России достиг 30 миллиардов рублей. И 58 % потребителей не умеют отличать реплики от брендовых изделий. Это кто же им, бедненьким, мешает научиться?

То, что их дети, в отличие от наших, будут играть китайскими клонами, покрытыми слегка ядовитыми красками – не проблема. То есть, не наша проблема. Мы не станем отказываться от рекламных бюджетов, которые нам на блюдечке приносят импортеры пушистиков. Мы их освоим и отщипнем положенное – на домик у моря.

Мы расскажем своим детям: «Смотрите, какое совпадение: гомеопатические средства в России считают эффективными те же 58 % потребителей. Может быть, это одни и те же люди?» Кстати, обороты там так себе – жалкие 3,5 миллиарда. Игрушки – тема повкуснее.

Или вот похудение, а? Когда наши Машеньки и Олежки заимеют себе какой-нибудь необременительный по деньгам маркетологический бакалавриат, мы сообщим им: обратите, дети, внимание на рынок средств для похудения. Его объем в России – почти 14,5 кругленьких миллиардиков. Это хороший денежный ручеек. Неплохо бы вам, дети, встать там, где он течет – чтобы приятно омывал ножки.

Маркетинг – это психология. А психология – это золотое, платиновое дно

Ну а теперь давайте по-серьезному. То, что мы выше обсуждали – хорошо, но недостаточно масштабно. Кроме того, кое-какие рынки власти могут начать регулировать – оборот тех же игрушек или снадобий для достижения мимимишной стройности всё время находится немного под угрозой.

Нам бы, дети, обсудить с вами такой рынок, где перспективы реально захватывают дух, а ответственности – никакой. Итак, держите ушки на макушке, будущие маркетологи, копирайтеры, предприниматели.

Красиво жить нам предстоит на рынке «психологических услуг». Ребята, ш-ш-ш. В одном только Питере его объем достигает… 21 миллиарда рублей. В России вообще – даже подсчитать сложно. На интернет-ресурсе, который скромно называет себя «Сайт психологов №1», зарегистрировано более 35 000 персон из этого бизнеса. География их жительства – 1000 городов.

И представляете, дети, им всем нужны клиенты. И они станут вам хорошо платить за них – с охотой и профессиональной улыбкой. Потому что маржинальность «психологических услуг» – ломовая, потрясающая. Там основные затраты – техничный комплексный онлайн-маркетинг.

Там даже офисы не нужны. Это ж «телепсихология» теперь – видео на YouTube и в других соцсетях в стиле «Главная ошибка большинства женщин: почему вы теряете хорошего мужчину» приводят толпы клиентов. Консультации – онлайн, оплата – онлайн, всё онлайн, и с этим хорошо работают встроенные и сторонние системы аналитики.

Сразу стоит определиться с сектором. Самый огонь – это психостанки, печатающие деньги: «карьерный успех», «личностный рост» и «любовь к себе». И ценообразование на этом горячем рынке строится вообще от балды. Какое-то влияние на него, конечно, оказывает число соцсетевых подписчиков у «психолога» или «коуча», но не определяющее.

Это современный Клондайк, дорогие юнцы и юницы. Это ничем не замутненная свобода и чистое флибустьерство.

Ну каково количество пользователей соцсетей, которые в курсе, что в секторе, скажем, «психотерапия» клинически, экспериментально подтверждена эффективность методик только одной школы – когнитивно-поведенческой? А по поводу даже самых уважаемых направлений типа гештальт-терапии мнения ученых сильно разнятся? Да ничтожно оно – количество осведомленных участников соцсетей.

И самих ученых на Земле всего-то 6 миллионов. Кого интересует мнение этого микро-меньшинства, когда на рынке делаются внушительные легкие деньги с ошеломляющей скоростью?

Извлеките из сказанного очевидные и прагматичные выводы: лучше всего не говорить публично слово «психотерапия», а говорить «психология». Под второе можно подверстать всё, что угодно. И это никак нельзя зарегулировать законодательно. Ибо, несмотря на пугающие успехи нейробиологии (которые нам тоже на руку), ничего уверенного, определенного и юридически значимого про «психологию» наука пока сказать не может.

Будущие контент-маркетологи, учитесь с легкостью жонглировать словами «осознанность», «медитация», «поток» и так далее. Произносите их значительно, показывайте, что причастились тайн.

Собрав первую жатву, продвигайтесь дальше: умейте бросать вскользь словечки «сатсанг», «ретрит», «випассана». Про «тантру» не забудьте – она вкусно кормит и будет кормить еще десятилетия.

Пожалуй, избегайте связываться с продвижением экстрасенсов. Это, во-первых, дурной тон. Во-вторых, завтра-послезавтра оно может стать табу в законодательном смысле. А вот за «осознанность в выращивании дерева карьеры» ни нас, ни вас, дети, никто и никогда не прихватит.

На «умников» тоже есть узда и седельце, шитое серебром

Нет, нам недостаточно 58 % относительно недалеких потребителей. Остальные 42 % скептиков – тоже в наших руках. Ну слушайте, это же просто. Чем умней – тем скорее имеет сбережения. И такого персонажа обычно не устраивает доходность вкладов в районе 4 % годовых, пусть и с начислением сложных процентов. Он потому и умный, что понимает, как работают банки.

Ему мы станем рассказывать об «инвестиционных идеях», вместе с ним будем смеяться над вложениями в недвижимость, стройно подпоем в интересе к акциям западных робототехнических компаний и легальных, растущих как грибы сельхозпроизводителей медицинской марихуаны.

Мы отлично сумеем загнуть пренебрежительный пассаж о том, что Нассим Талеб устарел, что совокупно на среднесрочных и длинных интервалах рынки всегда растут, и никакие черные лебеди, будь они Трамп или BLM, критично на рост не влияют. И что нужно лишь довериться крутым дядькам, что управляют активами частных инвесторов. Эти ювелиры будут распределять ваши денежки хитрым пакетом – так, чтобы он «рос вместе с рынком». Это если без подробностей – вкуриваете, дети, общую канву?

Когда, «умники» дорастут до настоящего потребления, мы начнем воспитывать в них комплекс неполноценности. Но расскажем мы им не про голду на шее и лэнд крузеры размером с экскаватор, а про истинно статусное, неброское потребление. Мы хорошим русским языком объясним им, в каких компаниях и какими часами на руке следует слегка сверкнуть. Мы аккуратно донесем, какой эффект в определенных кругах имеет фотка в жанре «Весной 2020-го беседуем с Далай-ламой об этике бизнеса». И намекнем, картины каких авторов из числа русских передвижников могут подняться в цене через пять лет.

Тут, знаете ли, во одном флаконе со «smart-инвестициями», блокчейнами завтрашнего дня и свежим кураторским совриском (если передвижники пока не по карману) особенно хорошо идут биохакинг, истасканная и в хвост, и в гриву «осознанность», ультрамодные мобильные приложения «для медитации» и всякая там новая зеленая энергетика.

Чем умнее ЦА нашего контент-маркетинга, тем легче её инфицировать какой-нибудь «постинформационной революцией».

Если вы, конечно, держите нос по ветру, делаете себе труд читать правильные европейские и американские ресурсы, если у вас подвешен язык, и вы сами уже выработали для себя стиль коммуникаций и собственного экстерьера из разряда «скромный шик»...

Сами-то мы, конечно, отулыбавшись на презентациях, будем действовать по-дедовски. Тихо, не выбалтывая сокровенного псевдодрузьям, вкладывать в ту самую жилую недвижимость в странах ЕС или тех, что вскоре в него вступят. Открывать фирмочки в Словении, Черногории или Эстонии – кому где повезет. Распределять сбережения по вкладам со сложными процентами в устойчивых филиалах западноевропейских банков (да, мы пожертвуем доходностью ради сохранности). Мы привыкнем проводить все больше времени в собственном домике среди пальм какого-нибудь умильного городка вроде Херцег-Нови – со средневековыми крепостями, дешевым ВНЖ и перспективами гражданства. Оттуда и станем вести маркетинговые кампании для аудиторий родимой сторонушки.

Самую чуть мы вложимся в «металлические» счета. На осторожные спекуляции с акциями выделим не более одной шестой части сбережений. Еще одну шестую ввалим в своих Машенек и Олежек – чтоб английский язык у них от зубов отскакивал, чтоб контент-план блога о майндфулнессе могли сбацать за 15 минут – разбуженные среди ночи…

«Этика» – для наивных. Можно на досуге почитать про примеры альтруистического поведения у пчелок – это познавательно. А насчет альтруистического поведения у вида Homo sapiens давайте не будем. Все взрослые люди уже. Психологические услуги продаем.

Когда нас выкинут на пенсию…

… потому что мы потеряли чутье, и наш цинизм сделался недостаточно оголтелым, мы примемся жить. Возделывать сад, пробовать новые вина, собирать коллекционных кукол, ужинать в аутентичных, нетуристических ресторанчиках; ностальгически, но с усмешкой перечитывать Бегбедера (мальчик не знал, какими огненными будут 2020-е, он думал, что вкусил весь возможный треш и угар).

У нас будет несколько приятных лет, наполненных здравым гедонизмом. А затем наши дети устанут ждать наследства. Рационально воспитанные, знающие почем фунт лиха и хороший адвокат, они лишат нас дееспособности и сдадут в пристойный дом престарелых.

Там мы станем очаровывать и обманывать персонал и врачей, чтобы сбежать на запрещенную по медицинским показаниям прогулку. С другими старичками нам будет трудно поддержать разговор, потому что мы никогда и никого не любили, ничем не увлекались, а всякую прекраснодушную туфту вроде «этики» не ставили ни во что. Мы продавали, чтобы получить свой кусок жизни. Нас бросали молодость и мистер Естественный Отбор в этот сабельный поход.

Когда паркинсон, инсульт или перелом шейки бедра сделают нас униженно беспомощными, мы узнаем, что Машеньки и Олежки как раз сейчас пашут, как оглашенные, в бизнес-инкубаторе в Майами и приехать никак, ну никак не могут.

Мы будем еженощно просыпаться в четыре утра и лить непрошенные немые слезы. Но недолго – ровно до подъема остального дома престарелых. После полужидких завтраков мы начнем орать непослушным ртом на нянек и волонтеров, устраивать им мелкие стариковские пакости – пусть побегают.

Лишь в предрассветные часы нам будет страшно. Панически страшно. Но в любое другое время суток мы почти сумеем доказать себе: «Мы были правы, мы были мудры, мы были асы в своем классе – нас боялись подчиненные, представители клиентов и даже собственники бизнесов, которых мы учили уму-разуму».

Со временем, много разговаривая сами с собой (а где еще взять умного собеседника?), мы предсказуемо возненавидим весь этот чертов мир и в тяжелую минуту проклянем его за то, что мы были правы…

В день, когда наши комнаты в доме престарелых освободятся, персонал вздохнет с облегчением. А в Майами будет распита бутылка хорошего шампанского.

Читайте также:

Не иметь свое мнение: как мы становимся приспособленцами

Что делать, если тебе 40-50, профессия устарела, с работой трудно? Идем в «цифру»

50 лучших Telegram-каналов для маркетологов

#
Бизнес Психология Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.