Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Приспособленцы: почему мы хотим быть как все вопреки логике и морали Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Все любят айфоны, аниме и Цоя. Все любят «Игру престолов», котиков, Python и тупить в «Ютубчике». Иногда с этим лучше не спорить – в рабочем коллективе, в компании друзей, в чатике.

Все любят ядерную бомбу, ходить строем, мемасы с Жириновским и есть блины с лопаты. Бывают времена, когда сомневаться в этом просто опасно. Надобно быть как все.

«Все любят…» – и тут принято подставлять что-нибудь, требующее назойливой рекламы. Смело писать, кто такие эти «все», присобачивать показатель в 86 % и ссылаться на некие «опросы».

Продаете мобильное приложение, унылый клон клонович про «медитацию»? Заявляйте: «86 % айтишников используют практику осознанности». Хотите привести трафик на сайт магазина косметики? Вбрасывайте заголовок «86 % молодых жен делают это в одиночестве».

Потребитель, человек как таковой невыносимо социален. Мнение группы, к которой мы принадлежим или думаем, что принадлежим, часто значит для нас больше, чем собственная точка зрения. И даже больше чем понятия о добре и зле.

Одобрение окружающих для многих из нас настолько важно, что мы готовы есть нелюбимую еду, носить неудобную одежду, выбирать в супруги человека, который не нравится, и влезать в кредиты, чтобы демонстрировать, что наше потребление вполне «как у людей», а не то, что все подумали.

Одобрение окружающих заставляет нас время от времени требовать введения смертной казни для любителей Фейса и Моргенштерна*, для всех, кто носит белое и обтягивающее или преступно использует «неправильный» борщевой набор.

Этим с удовольствием пользуются маркетологи и политические пиарщики. Один из самых эффективных способов внушить толпе любую дичь – это сообщить ей, что 86 % «опрошенных» уже подняли ее на флаг. Значительный процент людей в этом случае невольно присоединяется к большинству.

По всей видимости, феномен этот природный, биологический и эволюционный. Сотни тысяч лет более «социальные» предки современного человека выживали успешнее всяких там мудреных нонконформистов.

Ученые давно интересуются, что происходит с мозгом человека, в любой ситуации выбирающего примкнуть к большинству. И несколько лет назад удалось пролить свет на неосознаваемые механизмы приспособленчества…

Люди очень хотят знать, что и почему следует любить

Люди очень хотят знать, что и почему следует любить

Присоединиться к большинству – это как выиграть в казино

В 2017 году российский нейробиолог, специалист по нейроэкономике Василий Ключарев задумал дизайн эксперимента, который вскоре удалось успешно реализовать с помощью коллег. Исследователи попытались при помощи магнитной энцефалографии зафиксировать, какие процессы происходят в мозге людей, узнавших, что их точка зрения совпадает или не совпадает с мнением большинства.

Была набрана группа испытуемых, каждому из которых показывали серию из 222 фотографий эмоционально нейтральных лиц, принадлежащих женщинам в возрасте от 18 до 35 лет. Участники эксперимента должны были оценить по 8-балльной шкале, заслуживает конкретное лицо доверия или не заслуживает. Испытуемые не знали, зачем это нужно, они участвовали в эксперименте за небольшое денежное вознаграждение.

Глядя на лица, люди присваивали каждому из них оценку при помощи кнопок с выбором числа от 1 до 8 («1» – лицо, совсем не вызывающее доверия, «8» – вызывающее полное доверие).

Участник на экране видел свою начальную оценку сразу после нажатия кнопок. А двумя секундами позже высвечивалась оценка, якобы вынесенная «большой группой» других людей. Также перед глазами испытуемого появлялась разница между его оценкой и оценкой группы – ноль, плюс или минус столько-то баллов.

Оценки несуществующей толпы на самом деле выдавал специальный адаптивный алгоритм, который делал так, чтобы в 33 % случаев групповая оценка совпадала с оценкой участника эксперимента (это считалось «бесконфликтным испытанием»), а еще в 67 % случаев была ниже или выше («конфликтное испытание).

То есть относительное количество «негативных» сведений о несовпадении с мнением группы, «позитивных» сведений о несовпадении с ним и сведений о полном равенстве оценок было одинаковым для всех участников эксперимента. О том, как формируются «оценки группы», испытуемые тоже не знали и верили, что кто-то их действительно выносил.

Сначала они в течение 35 минут оценивали лица и тут же видели рейтинг тех же лиц, присвоенный им «большим количеством других людей». Затем следовал получасовой перерыв, после которого участникам снова показывали те же 222 лица, и они опять должны были выносить оценки. Испытуемым не сообщали, что набор лиц повторяется, и, если они замечали это, то им не объясняли, почему фото нужно оценивать во второй раз.

И как оказалось, во время второй сессии участники эксперимента изменили свои первоначальные оценки в сторону оценки «группы» в среднем в 45,8 % случаев.

Лишь в 28 % испытаний они сохранили свои первоначальные оценки без изменений, а в 26 % – развернули их в прямо противоположную сторону.

В процессе обеих сессий ученые снимали показания энцефалографа, скрупулезно записывавшего изменения электромагнитных частот, на которых «работали» несколько зон мозга испытуемых. Сопоставление множества собранных данных позволило выявить, что в основе социального влияния на мнение человека лежат два общих механизма обучения, связанных с ощущением удовольствия от принятия правильных решений.

Когда участник эксперимента узнавал, что его оценка лица не совпадала с оценкой «большой группы других людей», в определенных долях его мозга возникал сигнал, сообщающий, что индивид «ошибся в предсказании вознаграждения».

Понятно, что никакой награды за совпадение с мнением толпы ученые испытуемым не обещали. Но бесстрастная техника фиксировала, что в случае, когда их оценка отличалась от групповой, люди неосознанно ощущали себя так, будто они «ошиблись», и им теперь не достанется «печенек» – какого-либо выигрыша, поощрения.

Если немного упростить, выяснилось, что несовпадение с мнением «народа» человеческий мозг считает «косяком», неправильным, плохим делом – отклонением от «нормативного» порядка вещей.

И наоборот, в случае совпадения с групповым мнением испытуемые ощущали (хотя и не осознавали этого), будто они совершили нечто хорошее. У участников эксперимента фиксировалась такая активность определенных зон мозга, которая бывает при получении немедленного химического вознаграждения за правильное, выгодное поведение.

Подобная награда ощущается человеком как приятное чувство при выигрыше в азартные игры или при правильном решении учебных задач.

Мало того, с помощью магнитной энцефалографии удалось понять, что мозг каждого испытуемого всякий раз ожидал соответствия своей оценки групповому рейтингу. И «страдал», когда этого не происходило.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Конформисты поневоле

Мы делаем это не нарочно. Сотни тысяч лет эволюция кнутом и пряником заставляла наших пращуров соотносить свои желания, порывы и мнения с устремлениями рода и племени. Еще каких-то двести лет назад человек имел больше шансов физически выжить и оставить потомство, если поступал так, как принято у большинства.

Поэтому сегодня мы автоматически, словно биороботы, хотим присоединиться к 86 % тех, кто одобряет любую ерунду. Это так естественно, но так неактуально, ибо закончились и родоплеменные отношения, и феодальные, и примитивно капиталистические. Цивилизация пришла почти во все уголки планеты, наука добралась до разгадки сложнейших тайн природы, в том числе и тайны конформизма. Уже в XX веке братья Стругацкие писали:

«То, что наиболее естественно, менее всего подобает человеку. Естественное всегда примитивно. А человек – существо сложное...»

Однако часто 86 % окружающих вопреки логике и признанным ими же этическим системам одобряют самые дикие вещи. Например, насилие неких «правильных» людей над «неправильными».

86 % нередко готовы разжечь новые инквизиторские костры, развязать кровавые конфликты и плохо мотивированные репрессии против «белых ворон» любого сорта. Что уж говорить о кульбитах моды на разные типы потребления, те или иные формы брака, и прочие менее спорные вещи.

Каждый день приносит нам доказательства того, что современный человек ужасно архаичен из-за того, что устройство его мозга не успевает за техническим, экономическим, социальным и этическим прогрессом.

Все новое, гуманное, сложное мы пытаемся запустить на старом «железе». А оно глючит, потому что веками развивалось в жестоких условиях постоянной смертельной опасности.

Да, все мы приспособленцы по умолчанию – в той или иной степени. Но уже достигли того уровня, когда можем спросить себя: «А пристало ли нам быть такими?»…

* включен в список иноагентов.

Приведем клиентов на ваш новый лендинг. С гарантией! Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

27 фев 2024
232
Главные нейросетевые тренды 2024 – отчет компании Deloitte

Ежегодный документ Tech Trends обещает повышение эффективности для компаний.

27 фев 2024
289
Нейросеть ВК обучают на ваших комментариях (и это законно!)

ВКонтакте разработала собственную языковую модель, которая может генерировать тексты.

27 фев 2024
317 379
Как сделать крутую подпись в почте: 15 советов + 6 сервисов

В среднем офисный работник отправляет в день до 40 электронных писем – оцените охват аудитории. Эффектная (и информативная!) подпись лишней не будет.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!