Отвечаем на главные вопросы – откуда приходит аудитория, какие есть минусы, как туда попасть?
Обновление статьи
В одной статье мы собрали основное о Яндекс.Маркете, чтобы новым продавцам было проще принять решение, стоит ли идти на этот маркетплейс.
Что такое Яндекс.Маркет
«Яндекс.Маркет» (ЯМ; Маркет) — площадка, где собраны товары более 60 00 интернет-магазинов (ИМ) и где зарегистрированы более 17 млн пользователей.
До 2018 года это был сервис для сравнения цен, своеобразная витрина, откуда пользователи могли перейти в интернет-магазины. Теперь это полноценный маркетплейс, наподобие Ozon или WildBerries.
У сервиса есть веб-версия, а также приложение для iOS и Android.
Плюсы площадки
Яндекс.Маркет имеет огромную аудиторию: как видно из статистики за 2023 год, маркетплейс посещают более 17 млн покупаетелей, а оборот растет из года в год.
Другие плюсы:
- Подходит разным продавцам. Регистрация доступна ИП, юрлицам, самозанятым. Можно продавать со своего склада, доставлять самостоятельно, а можно положиться на сервис и склады маркетплейса.
- Оплата в «Сплит». Пользователи Маркета могут платить за товары частями без процентов и комиссий, что увеличивает вероятность покупки по сравнению с другими площадками.
- Широкая и постоянно расширяющаяся география. Чем больше открывается ПВЗ и складов, тем дальше и быстрее доставляются товары и тем больше спрос на них в новых регионах.
- ПВЗ еще есть не везде. Можно зарабатывать на открытии пунктов выдачи заказов: об этом — в последнем разделе статьи.
Минусы площадки
Про возможные минусы тоже стоит знать:
- Ограничение показов. Если накосячить с несколькими заказами, часть ваших товаров не будет показываться. Об этом читайте ниже, в разделе «Как проверяют магазины и товары».
- Блокировки. Можно нарваться на полное отключение магазина. Об этом — в разделе «За что магазин могут отключить».
Но если следовать всем правилам площадки, то с этими минусами не столкнетесь.
А вот с этим – да: 19 августа 2024 года «Яндекс Маркет» вдруг ввел сервисный сбор в размере 20 рублей за каждый заказ, что может отпугнуть немало клиентов (распространяется только на Москву и Московскую область, Екатеринбург и Нижний Новгород). С бракованных товаров сбор не взымается. Полученные же деньги пойдут на «расширение и поддержание работы технологической инфраструктуры».
Откуда пользователи приходят на Я.Маркет
Если кратко, то много откуда.
- Из поиска Google и Яндекс. Яндекс.Маркет появляется в выдаче по многим запросам:
- Из контекстной рекламы в Яндексе.
- Из контекстной рекламы на сайтах-партнерах Яндекса. А также — из рекламы блогеров:
- Также пользователи приходят, когда (если) видят рекламные баннеры-уведомления от приложения Маркета:
Какие есть модели работы и сколько придется платить Я.Маркету
Платить нужно за:
- Продажу товаров. Тут все зависит от ниши, в которой вы торгуете: например, за автокосметику удерживают 12%, за витамины — 11%, а за бытовую технику — 7 %. Больше информации — в подробной таблице распределения комиссий.
- Услуги маркетплейса. Тут все зависит от того, по какой схеме вы работаете с Яндекс.Маркетом.
На маркетплейсах работают в основном три модели взаимодействия продавца и площадки:
- FBO (Fulfillment by Operator) — когда вся логистика ведется силами маркетплейса. У Яндекс.Маркета это называется FBY — Fulfillment by Yandex.
- FBS (Fulfillment by Seller) — вы только отправляете товар через МП, но храните его на своем складе.
- DBS (Delivery by Seller) — когда маркетплейс выступает в роли витрины, за аренду которой продавец платит фиксированную стоимость, но хранит все у себя и отправляет товары сам.
Теперь расскажем, сколько платит продавец Яндекс.Маркету во всех описанных случаях.
FBY
При этой системе продавец отправляет поставки на склад (он называется транзитным), а с транзитного склада они идут на склады в разных городах. Оттуда товары отправляются покупателям, когда их кто-то заказывает.
Точки для работы по модели FBY у Яндекс.Маркета есть по всей России – увидеть их вы можете на этой карте.
За хранение на складе придется платить 3% от цены товара, если он весит меньше 25 кг, или 350 рублей, если весит больше:
О товарах по специальному тарифу: стоимостью до 99 рублей оплачиваются по 30 рублей; от 100 до 299 рублей — по 40 рублей; от 300 до 499 рублей — по 55 рублей
За доставку платится 5,5% от цены товара или 500 рублей за товар:
Еще нужно платить за доставку в другой регион. Стоимость доставки между регионами зависит от объема товара или его фактической массы. Для расчета стоимости Маркет сравнивает два значения — объемного веса и массы — и берет для расчета тот параметр, по которому оплата больше.
Если товар хранится на складе больше 120 дней, нужно платить дополнительно:
Подробнее — в статье про FBY.
FBS
Здесь заказы вы храните у себя, а отправляет их через службу логистики Яндекса. Нужно будет заплатить за обработку доставки в сортировочном центре. Если товар стоит до 500 рублей, он проходит по специальному тарифу, о котором мы писали. Если товар не подходит под условия тарифа, нужно будет заплатить:
- за обработку в сортировочном центре — 10 рублей,
- ПВЗ или курьеру, забравшему товар с вашего склада, — 25 рублей.
Еще нужно платить за доставку. И здесь всё, как при схеме FBY:
О товарах по специальному тарифу: стоимостью до 99 рублей оплачиваются по 80 рублей; от 100 до 299 рублей — по 95 рублей; от 300 до 499 рублей — по 115 рублей
За доставку в другой регион тоже нужно будет платить:
Заказы, которые покупатели не выкупили при доставке или вернули, хранятся в сортировочном центре бесплатно в течение пяти календарных дней. После этого за хранение нужно будет платить — 15 рублей за каждый календарный день.
Подробнее — в статье про FBS.
DBS
Продавец платит 2% от цены товара за каждый доставленный заказ, а если покупатель оплачивает заказ на сайте — плюс 1% за прием и перечисление денег.
Стоимость доставки до покупателя рассчитывает Яндекс.Маркет и пожелания продавца игнорирует. Учитываются стоимость, вес посылки, ее объем, самая длинная сторона посылки, а также место доставки. Доставка для покупателя стоит от 39 рублей до 11 999 рублей (это надо сделать заказ на 10 тонн).
Плата за доставку включена в чек покупателя — бесплатная она только в пункты выдачи и постаматы Яндекса или для пользователей Яндекс.Плюса — подписчиков сервисов Яндекса (Музыка, Кинопоиск, Маркет). Еще доставка может стоить чуть меньше, например, если в заказе несколько товаров от разных продавцов. В этих случаях за доставку или разницу платит Маркет.
Если продавец отменит заказ, нужно будет оплатить услугу «Отмена заказа» — то есть 75 рублей за каждый товар в заказе.
Вот что еще Яндекс пишет про эту модель работы:
- Вы готовы своевременно обновлять статусы заказов, чтобы мы могли консультировать покупателей и следить за качеством обработки заказов.
- Вы не допустите отмен заказов из-за отсутствия товаров на складах и в будущем сможете передавать нам данные о товарных остатках.
- Вы готовы принимать как предоплату, так и наличные при получении заказа.
- Подъем на этаж и доставка до двери покупателя включены в стоимость заказа.
- Сейчас по модели DBS не получится продавать книги, БАД, билеты, туры, музыкальную и видеопродукцию, а также товары, подлежащие маркировке в системе «Честный знак».
Подробнее — в статье про DBS.
Как попасть на Яндекс.Маркет
Как зарегистрироваться
- Зайдите на partner.market.yandex.ru.
- Нажмите «Стать продавцом».
- Укажите фамилию, имя, телефон и адрес электронной почты.
Если вы самозанятый, укажите номер телефона, которым пользуетесь в сервисе Мой налог.
- 4Придумайте название магазина.
- Укажите город, где хранятся ваши товары.
- Укажите, сколько у вас товаров и выберите категорию, в которой у вас больше всего товаров.
- Укажите форму бизнеса. Вы можете работать в качестве организации, ИП или самозанятого.
- Дальше нужно выбрать, кому продавать — физлицам или бизнесу. Если физлицам — никаких дополнительных действий не требуется Если юрлицам — товары будут продаваться на business.market.yandex.ru.
- Выберите форму работы — FBY, FBS, DBS. Потом ее можно будет изменить.
- Перейдите в личный кабинет.
Какие магазины и товары принимает Яндекс.Маркет
Прежде чем регистрироваться, проанализируйте свой интернет-магазин на предмет соответствия правилам Яндекс.Маркета:
- В продаже запрещены товары с уценки или стока — только новые;
- Заявки принимают только от ИП, юридических лиц и самозанятых.
- Избавьтесь от того, что запрещено к продаже:
- Взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий.
- Наркотические и психотропные вещества, а также их прекурсоры.
- Любые виды оружия, в том числе пневматическое, охотничье, антикварное, газовое, сувенирное.
- Пневматические винтовки (с любой дульной энергией).
- Лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету.
- Табачные и никотинсодержащие продукты, а также относящиеся к ним товары.
- Товары ритуального назначения: надгробия, памятники, гробы, поминальные венки и подобное.
- Косметические и парфюмерные тестеры и пробники.
Все остальное можно продавать.
Что делать, если вы не прошли модерацию
Магазин может не пройти модерацию в двух случаях:
- Нужны оригиналы документов. Тогда Маркет запросит их у вас, вы пришлете — и можно будет начинать работать.
- Магазин признан дублем другого магазина. Если считаете, что это ошибка — нужно писать в поддержку. Если это правда дубль, продавать здесь не получится.
Как проверяют магазины и товары
Яндекс проверяет по нескольким параметрам.
Выполнение заказов
У каждого магазина есть индекс качества. Индекс качества — число от 0 до 100. Оно характеризует, насколько хорошо работает продавец: вовремя ли отгружает или доставляет заказы, не отменяет ли их без уважительной причины. Чем лучше работает магазин — тем выше индекс качества.
Если ваш магазин работает по модели FBS, DBS или Экспресс, индекс влияет и на то, сколько заказов вы сможете обрабатывать.
Хорошая новость — как и рейтинг в Яндекс Go, индекс может повышаться, главное выполнять последние заказы хорошо.
Ограничения можно снять. FBS- и DBS-магазинам для этого надо повысить качество выполнения заказов. Если магазин не отключен, можно просто продолжать работать, стараясь не допускать новых ошибок и недочетов. Со временем индекс повысится и ограничения автоматически снимутся.
FBY-магазинам для снятия ограничений следует повысить качество выполнения поставок.
Если вы считаете, что индекс качества снижен и ограничения введены несправедливо, об этом можно сообщить Маркету и попросить решить проблему.
Документы
Прежде чем вывести товары на витрину, Маркет проверяет записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, лицензии и документы на товары.
Но иногда служба контроля качества запрашивает дополнительные документы у уже работающего магазина. Вот основные причины для этого:
- магазин поменял юридическое лицо;
- в ассортимент добавились новые категории;
- покупатель пожаловался на товар и нужно проверить его оригинальность.
Технические вопросы
Чтобы работать без отключений, магазин должен успешно проходить регулярные проверки, которые устраивает робот-пингер Маркета.
Еще важно корректно отвечать на запросы POST/stocks, POST/cart и POST/accept:
- на POST/accept нужно ответить принятием или отменой заказа в течение 10 секунд;
- если в ответ на POST/stocks магазин указал достаточное количество товаров в наличии, его нужно подтвердить и в ответе на POST/cart ;
- если магазин подтвердил наличие товаров в ответ на POST/cart, он обязан ответить положительно на POST/accept.
Грубые нарушения
Грубыми нарушениями считаются:
- Обман покупателей. Например, если в разговоре или в чате с покупателем продавец попросит отменить заказ, чтобы не оплачивать услуги маркетплейса. В первый раз Яндекс сделает предупреждение, во второй — отключит магазин, но разрешит подключиться снова. Надо будет объяснить Маркету ситуацию и рассказать, что сделано, чтобы ситуация не повторялась.
- Недобросовестная торговля. Недобросовестной торговлей считается продажа:
- неоригинальных товаров под видом оригинальных;
- уцененных или б/у-товаров под видом новых;
- товаров в неполной комплектации;
- товаров, не адаптированных к работе в России;
- товаров, запрещенных к продаже на Маркете;
- товаров, не соответствующих закону, и товаров, оборот которых запрещен в РФ.
- Магазины-дубли, что уже упоминалось.
За что магазин могут отключить
Исходя из вышесказанного, магазин могут отключить за:
- Низкий индекс качества. Нужно разобраться, что мешает магазину продавать хорошо, составить план по исправлению ситуации и отправить его в поддержку.
- Отсутствие ответа на запрос Маркета о проверке документов. Чтобы включить магазин, нужно отправить заявку в поддержку на восстановление.
- Технические поломки и неответы на запросы. Чтобы включить магазин, нужно отправить заявку в поддержку на восстановление.
- Грубые нарушения. Если некачественный товар оказался на Маркете по недоразумению, его нужно удалить из каталога и подать заявку на восстановление.
Во всех случаях надо будет рассказать Маркету причины, почему произошло нарушение, и что сделано, чтобы такое не повторилось.
Как добавлять товары на площадку
Товары добавляются с помощь YML-файла (или прайс-листа).
YML (Yandex Market Language, «Язык Яндекс.Маркета») — собственный стандарт Яндекса, основанный на языке разметки XML. YML-файл — это документ с данными о всех товарах, которые вы планируете рекламировать на Маркете.
Без YML-файла на Яндекс.Маркет попасть можно только через Excel. Посмотрите, как выглядит YML-файл (пример от Яндекса). По сути, это много строк кода, которые превращаются в каталог.
Его нужно либо создать вручную (шаблон есть в кабинете продавца, и вам нужно будет только заполнить его своими данными), либо с помощью CMS, с помощью которой работает ваш интернет-магазин.
Файл нужно загрузить в ваш личный кабинет на Маркете и, если все верно, у вас на «витрине» появятся товары.
Подробная инструкция, как и что делать — в статье «YML-файл для Яндекс.Маркета: что это, зачем и как его сделать».
Можно добавлять товары и по одному. Вначале попробуйте воспользоваться поиском — если подходящая для редактуры карточка товара уже есть на Маркете (не имеет значение, у какого продавца), то товар появится на витрине быстрее.
Если таких товаров нет, добавьте его через кнопку «Новый товар» в личном кабинете.
Если у вас есть готовый файл в формате ozon.ru, wildberries.ru или sbermegamarket.ru, то его тоже можно загрузить на Яндекс.Маркет.
Как продвигать свои товары на Маркете
Чтобы обойти 35 000 других продавцов, нужно продвигать товары. Рассказываем об основных способах.
Все это настраивается в личном кабинете продавца, куда вы попадаете после регистрации. Там же можно пополнить счет на продвижение, чтобы оплачивать услуги.
Буст продаж
Вот так выглядят буст-блоки:
Плата за буст продаж начисляется после доставки товара покупателю. Ее размер зависит от того, какая площадка привела к покупке.
- Если это буст-блок — специальное место на Маркете — продавец платит согласно аукциону второй цены: ставка ближайшего конкурента плюс 0,01 % от цены продажи товара.
- Если это рекламный блок в системе Директа, продавец платит назначенную ставку.
Разобраться в таком продвижении лучше любых инструкций поможет вебинар от Яндекса:
Полка
Полки — блоки с баннером или видео и набором товаров. Полку можно разместить в результатах поиска и в карточках товаров.
Маркет показывает полки, если покупатель интересовался выбранной категорией, открывал и просматривал карточки товаров в ней, делал поисковые запросы о ней, добавлял в корзину и заказывал товары из нее.
Полки работают по предоплате, стоимость в каждом случае индивидуальна. Пока что полки работают в бета-режиме — доступ к ним появится в личном кабинете.
Подробнее о полках — в вебинаре Яндекса.
Программа лояльности
На Маркете, как и на многих других сервисах Яндекса, действует Плюс — подписка, которая дает много разных преимуществ. Подписчики получают за покупки кешбэк баллами Плюса, которые потом могут потратить при совершении покупок.
Минимальный кешбэк баллами Плюса для покупателя — 1 %. В этом случае расходы распределяются так:
- продавец — 0,7 %;
- Маркет — 0,3 %.
Можно предлагать баллы Плюса за отзывы покупателям, чтобы стимулировать доверие к товарам и новые продажи.
Имиджевые услуги
У Яндекса много маркетинговых возможностей:
- размещение баннеров;
- создание лендинга;
- участие в промоакциях;
- отправка рассылок пользователям Маркета;
- управление страницей магазина;
- брендирование;
- размещение на ресурсах Яндекса.
А еще — фирменные пакеты, флаеры в заказы, цифровые экраны в ПВЗ и многое другое.
Еще можно участвовать в акциях, спецпроектах Яндекса, делать линейки товаров, рекламироваться у партнеров Яндекса и даже на Яндекс.Картах. Подробные цены, форматы и условия Яндекс выложил сюда.
Стоит ли в итоге регистрироваться на Яндекс.Маркете
Сказать однозначно сложно — все зависит от того, что вы продаете.
Популярны здесь следующие категории товаров:
- электроника и бытовая техника;
- товары повседневного спроса;
- товары для строительства и ремонта;
- автотовары;
- товары для дома;
- продукты питания.
С этими категориями точно стоит зайти. Начать можно с системы FBY.
Также стоит регистрироваться, если у вас есть свой склад, — платить будете процент за продажу и доставку товаров, о которых мы писали выше (FBS). А если вы и доставляете сами — тем более стоит, потому что тогда надо будет платить только за продажу (DBS). Таким образом можно продавать и редкие, не очень массовые вещи.
Чтобы узнать абсолютно все подводные камни площадки, комиссии, правила и прочее — читайте Справку по Яндекс.Маркету.
Как открыть ПВЗ Яндекс.Маркета
Еще один вариант зарабатывать с Маркетом — открыть пункт выдачи заказов (ПВЗ). С 11 апреля 2023 года сервис платит владельцам пунктов выдачи 5% от объема выданных заказов. Но не более 250 рублей с заказа.
Чтобы открыть ПВЗ, нужно оставить заявку на сайте Яндекс.Маркета. Там же можно рассчитать примерную сумму будущего дохода.
Открываться лучше в зеленых зонах, обозначенных на карте по ссылке выше, — там еще не так много ПВЗ конкурентов:
В небольших населенных пунктах можно открыться по программе «Легкий старт» — нужен стол, интернет и самое простое оборудование. Яндекс.Маркет пришлет вывеску и материалы для оформления помещения. Платить будут 2,25 % от оборота выданных заказов.
В обоих случаях — в большом городе и небольшом населенном пункте — нужно будет прислать Маркету документы: свидетельство о собственности или договор аренды помещения.
Читайте также:
Как продвигаться на «Яндекс.Маркете» — советуют опытные продавцы