Бизнесу важно не только обеспечить необходимое количество товара в соответствии с прогнозируемым спросом, но и убедиться в том, что логистика настроена правильно — чтобы все заказы были доставлены вовремя. Также внимание нужно уделить порядку на складах и работникам. Иначе вся рекламная подготовка к сезону высокого спроса и продвижение окажутся напрасными.
Дмитрий Бардыш, руководитель клиентских операций в Яндекс Доставке рассказал, что подготовка к пиковым сезонам начинается с тщательного анализа и грамотного планирования. Чтобы праздничные продажи были успешными, подготовку нужно начинать заранее — примерно за месяц или два до начала предновогоднего ажиотажа (то есть, прямо сейчас). Обычно же он начинается сразу после крупных распродаж ноября — 11.11, «Черной пятницы» и Киберпонедельника.
Первое действие: оцениваем спрос и предложение
Как правило, уже с конца октября — начала ноября люди начинают активно готовиться к главному зимнему празднику и покупать подарочные наборы, упаковку, украшения для дома и декор для новогодних елок.
Чтобы избежать нехватки товаров в пик сезона, продавцам стоит заранее просчитать, какие категории пользуются наибольшей популярностью, и насколько их хватает в предпраздничные дни. Начните с анализа данных за прошлые годы. Используйте CRM-систему или учетное ПО, чтобы посмотреть статистику продаж за аналогичные периоды. Обратите внимание на товары, которые заканчивались быстрее всего, и учтите изменения в спросе в зависимости от дат. Например, если подарочная упаковка в эко-стиле была особенно популярна в последние недели перед праздниками, стоит заказать ее заранее.
Изучение текущих трендов также помогает лучше понять спрос. Обратите внимание, что чаще всего ищут и покупают ваши клиенты осенью. Для этого можно использовать встроенные инструменты аналитики интернет-магазина, например, просмотры страниц, клики и конверсию в покупку. Кроме того, полезно следить за обсуждениями в соцсетях — это подскажет, что сейчас в моде.
Чтобы определить, насколько хватит запасов, используйте простую модель прогнозирования. Проанализируйте данные за прошлый год, учтите рост спроса перед праздниками (например, на 30–40% к декабрю), и добавьте небольшой запас, чтобы избежать нехватки. Обычно достаточно увеличить планируемые объемы на 10–15%.
Отследите статистику продаж во время осенних скидок — это помогает выявить товары, которые будут популярны ближе к Новому году. Например, если в октябре начали активно покупать праздничные свечи, скорее всего, этот интерес сохранится и в декабре.
Для более точного планирования обратитесь к отраслевым исследованиям. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) регулярно публикует отчёты о сезонных трендах и предпочтениях покупателей. Аналитические компании, такие как Nielsen и PwC, выпускают исследования, которые помогают оценить покупательское поведение перед праздниками. В их отчетах можно найти информацию о том, когда клиенты начинают покупки, какие категории товаров вызывают наибольший интерес и как распределяется бюджет на подарки.
Второе действие: оцените доступные ресурсы
Чтобы избежать ситуации, когда спрос превышает возможности бизнеса, важно заранее оценить все доступные ресурсы.
Во-первых, проанализируйте, как изменится нагрузка на сотрудников перед Новым годом — увеличится ли интенсивность работы и какие проблемы могут возникнуть. Оцените, хватит ли текущих ресурсов для бесперебойной работы в период с высокой нагрузкой.
Во-вторых, определите, какие дополнительные ресурсы (люди, оборудование, материалы) могут понадобиться для оптимизации работы. Регулярно обновляйте информацию о текущих активах, чтобы избежать неожиданностей и эффективно распределять силы в нужный момент.
Третье действие: разработайте запасной план
Чтобы минимизировать риски в случае непредвиденных ситуаций, важно иметь «план Б». Один из вариантов — привлечение внешних партнеров для выполнения ряда задач, например, для найма временного персонала или организации логистики, включая хранение, упаковку и доставку.
Для найма временных сотрудников можно использовать онлайн-платформы, такие как HeadHunter, Avito Работа или Яндекс Смена. Последняя специализируется на кратковременных подработках, в том числе в области складской логистики, упаковки или курьерской доставки. Если компания нуждается в большом числе работников за короткий срок, имеет смысл рассмотреть использование сервисов автоматизации найма, например, специализированных систем управления подбором персонала. Многие из них позволяют эффективно работать с рутинными задачами, которые могут быть автоматизированы: публикацией вакансий, сбором заявок, сортировкой резюме и другими.
Такие меры помогут снизить нагрузку на постоянный персонал и обеспечить бесперебойную работу в пиковый период.
Четвертое действие: подготовьте хранение
Правильная организация пространства для хранения товаров не только повышает эффективность работы, но и ускоряет процессы обработки заказов.
Чтобы подготовиться к повышенному спросу, начните с проверки состояния помещения. Важно оценить, насколько пространство оборудовано под пиковые нагрузки — когда одновременно работает больше человек, а на стеллажах расположено необходимое количество товаров. Если помещение требует ремонта, проведите необходимые работы, чтобы здание отвечало всем требованиям безопасности.
Далее, следует подумать о функциональности складского помещения. Разделите пространство на зоны, учитывая задачи, которые предстоит решать. Сделайте отдельные зоны под хранение товаров, сборку заказов и их передачу курьерам. Чтобы сотрудникам было проще ориентироваться, сделайте условные обозначения (указатели, цветовые пометки). Так они четко будут понимать, как попасть из одной зоны в другую.
Кроме того, необходимо организовать систему хранения товаров. Важно выбрать подходящий тип стеллажей, учитывая особенности ассортимента. Это могут быть фронтальные стеллажи для быстрого доступа или мобильные, которые можно будет передвигать без особых усилий.
Также стоит позаботиться о подготовке персонала и обучить сотрудников правильной организации хранения товаров и работе с различными категориями продукции. Обеспечьте их необходимыми инструментами и средствами для эффективного выполнения задач.
Пятое действие: приготовьте товары к распродаже
Чтобы избежать нехватки товаров в пиковые моменты, важно заранее позаботиться о запасах и их правильной организации. Регулярная проверка ассортимента — ключ к успеху в сезон распродаж.
Проводите инвентаризацию, чтобы вовремя заметить дефицит и избежать проблем с доступностью товаров. Они помогут следить за остатками в реальном времени и прогнозировать, что нужно докупить.
Заранее договаривайтесь с поставщиками, чтобы избежать лишних затрат. Обсудите возможность дополнительных поставок в случае роста спроса или гибкие условия возврата. Чем точнее вы спрогнозируете нужное количество, тем проще будет избежать переплат или недостачи.
Маркировка товаров тоже играет важную роль. Используйте штрих-коды или QR-коды для быстрого поиска и ускорения сборки заказов. На каждом товаре должны быть ярлыки с названием, характеристиками и ценой. Это упростит работу на складе и ускорит обслуживание клиентов.
Шестое действие: организуйте логистику
Один из ключевых факторов успешных продаж — грамотная организация логистики. Существует два основных подхода — использование собственного автопарка и курьеров или аутсорсинг логистических процессов. Для компаний с достаточно масштабными ресурсами собственная доставка может быть более удобной, так как она дает полный контроль над процессом. Однако такой подход требует значительных инвестиций в автопарк и персонал.
Аутсорсинг, в свою очередь, может быть более выгодным для многих малых и средних предпринимателей. Передача логистических задач внешним логистическим партнерам позволяет сосредоточиться на развитии бизнеса и снижает операционные затраты. Внешние логистические компании, как правило, более гибко реагируют на изменения объемов заказов и могут быстро адаптироваться к сезонным колебаниям спроса.
Если ваш бизнес работает с маркетплейсами, важно заранее планировать и осуществлять доставку поставок в сортировочные центры — как правило, под эти задачи требуются грузовые автомобили. При выборе внешнего логистического партнера обратите внимание, предлагает ли поставщик опцию грузовой доставки. Плюсом будет если есть отдельная услуга доставки до маркетплейсов. Это обеспечит гибкость ваших логистических процессов не только в части доставки до клиента, но и на средней миле, что, в свою очередь, поможет поддерживать своевременность доставки заказов.
Читайте также:
Как весна, лето, осень и зима влияют на покупательскую активность
Как узнать, что продают конкуренты? — гайд по сервисам аналитики продаж на маркетплейсах
Правильные карточки товаров для Яндекс Маркета — как их делать