Когда бизнес хочет увеличить продажи через интернет, раскрутить новый продукт, увеличить трафик на сайт, он нанимает сеошника. Проблема в том, что многие успешные предприниматели совсем не разбираются в SEO и интернет-маркетинге. Из-за этого они часто попадают впросак: платят деньги некомпетентным специалистам, не получают желаемого результата или даже становятся жертвой мошенников.
Из этой статьи вы узнаете, как рассмотреть в кандидате профессионального сеошника, даже если вы никогда не сталкивались с поисковой оптимизацией и раскруткой интернет-проектов.
А нужен ли вам сеошник?
Сеошник вам не нужен. Поисковая оптимизация умерла: серьезные проекты невозможно продвигать за счет поиска дыр в алгоритмах «Яндекса» и Google, манипуляции выдачей с помощью покупки ссылок с некачественных сайтов и keyword stuffing.
На смену SEO пришли комплексные дисциплины: поисковый маркетинг и интернет-маркетинг. Поэтому вместо сеошников старайтесь нанимать интернет-маркетологов. Обратите внимание, многие компетентные и квалифицированные маркетологи по инерции называют себя сеошниками. В таких условиях ваша задача усложняется. Во-первых, вам нужно научиться отличать современных поисковых маркетологов, называющих себя сеошниками, от олдскульных оптимизаторов-манипуляторов. Во-вторых, среди интернет-маркетологов вам нужно находить квалифицированных специалистов.
Читайте также: 20 тактик линкбилдинга, которые больше не работают
Как отличить манипулятора от маркетолога
Вы с высокой долей вероятности имеете дело с манипулятором, если при общении с кандидатом замечаете следующие признаки:
- При построении ссылочного окружения сеошник делает ставку исключительно на покупку бэклинков. Да, мало кто из участников рынка полностью отказался от купленных ссылок. Однако поисковые маркетологи основную ставку делают на естественный линкбилдинг. Даже когда речь идет о сайтах региональных компаний по производству окон.
- Специалист предлагает заказывать/создавать и публиковать оптимизированные под поисковики тексты. Речь идет о текстах, которые создаются исключительно для роботов и не представляют ценности для живых пользователей.
- Сеошник предлагает использовать автоматизированные системы регистрации и постинга на форумах, массовую регистрацию в каталогах и на досках объявлений, спам в социальных сетях, создание аффилиатов и другие манипулятивные техники.
- Потенциальный партнер убеждает вас выбрать несколько самых важных для вашего бизнеса запросов и сфокусироваться на продвижении по позициям. Это не манипулятивная, а просто неэффективная с маркетинговой точки зрения тактика. Однако ее часто используют олдскульные сеошники-манипуляторы.
- Оптимизатор предлагает создать несколько одинаковых по смыслу страниц, оптимизированных под разные запросы. Например, в разделе «Услуги» он может предложить вам создать страницы «Производство пластиковых окон», «Изготовление окон ПВХ» и «Окна ПВХ под заказ».
Существуют и другие приметы, по которым можно определить олдскульного сеошника. Вам достаточно понимать главный принцип: если специалист предлагает продвигать проект, не создавая добавленной стоимости для клиента, такая раскрутка вам не нужна.
Читайте также: На какие группы в соцсетях стоит подписаться, если вы интересуетесь интернет-маркетингом?
Как определить профессионального интернет-маркетолога
Универсального рецепта оценки профессионализма сеошника не существует. Поэтому во время переговоров полагайтесь на личные впечатления, изучайте репутацию потенциальных партнеров, обращайте внимание на опыт и наличие успешных реализованных проектов. Перечисленные ниже признаки помогут вам понять, что перед вами с высокой долей вероятности профессиональный специалист:
- Сеошник понимает и предлагает вам три уровня поискового маркетинга: приведение ресурса к техническим требованиям поисковых систем или собственно SEO, внутреннюю оптимизацию, включая работу над функциональностью и юзабилити ресурса, построение широкого семантического ядра, создание ценного для аудитории контента и другие мероприятия и внешнюю оптимизацию, включая работу с авторитетными отраслевыми сайтами и блогами, активность в социальных сетях и даже офлайн-мероприятия.
- Потенциальный сотрудник задает много вопросов о вашем бизнесе и продукте, изучает рынок, интересуется успехами и неудачами конкурентов. Вы уже понимаете, что успех продвижения по большей части зависит от способности вашего ресурса удовлетворить потребности рынка и аудитории. Технические действия остаются инструментами решения данной задачи.
- Маркетолог имеет собственный сайт или блог, в котором можно найти много полезной информации. Этот сайт успешно привлекает целевой трафик. Вы понимаете, что успешный сапожник без сапог — это исключение из правил.
- Специалист понимает роль контента в продвижении проекта. Он обладает ресурсами или связями, необходимыми для создания разных типов контента. Также он готов работать с вашими штатными редакторами, копирайтерами, дизайнерами и другими создателями контента.
- Эксперт не меняет стратегию раскрутки проекта после каждого обновления поисковых алгоритмов. Профессиональный поисковый маркетолог в своей работе учитывает все будущие обновления алгоритма. Как это возможно? Поисковые системы учатся мыслить и анализировать так, как это делает человек. Поэтому в долгосрочной перспективе самыми эффективными будут маркетинговые технологии, предполагающие развитие ресурсов в соответствии с интересами живых пользователей.
Читайте также: История поисковых систем и русского SEO: кто кого?
- Хороший сеошник не обещает быстрых результатов и очень осторожно дает гарантии. Чтобы обеспечить результат с помощью интернет-маркетинга, требуется время.
- Грамотный и добросовестный маркетолог не продает вам отчеты. Просто грамотный специалист всегда сумеет составить такие отчеты, глядя на которые вы прослезитесь от умиления. В них вы найдете много специальных терминов, графики с повышательным трендом и обоснование необходимости увеличить расходы на продвижение. Добросовестный маркетолог использует модели сотрудничества и метрики оценки эффективности продвижения, понятные клиенту. Например, очень просто оценить профессионализм эксперта, оценивая трафик и лиды.
- Профессионал всегда с готовностью объясняет, что делает и планирует делать с вашим сайтом. Он не скрывает от вас используемые тактики раскрутки, прикрываясь коммерческой тайной, авторскими методиками работы и т.п. За этой мишурой обычно прячутся шаманские танцы с бубном.
- Хороший специалист фокусируется на качественных показателях работы проекта. Он уделяет достаточно внимания коэффициенту конверсии, показателю отказов, среднему времени пребывания пользователя на сайте и другим поведенческим метрикам.
Не забудьте об универсальных признаках профессионального специалиста. Один из них — это готовность признавать ошибки, принимать ответственность и перестраиваться на марше.
Сеошник или агентство?
Этот вопрос не имеет прямого отношения к профессионализму: на рынке можно найти очень качественных специалистов-фрилансеров и достаточно суперпрофессиональных агентств. Однако предприниматели неизбежно ищут на него ответ, оценивая перспективы сотрудничества с маркетологами.
В число преимуществ работы с сеошником-фрилансером входят:
- Более низкая стоимость услуг по сравнению с крупными студиями. Из этого правила есть исключения, однако чаще всего сотрудничество с сеошником-одиночкой обходится дешевле.
- Возможность работать без бюрократических проволочек, например, подписания договора. Это дает вам дополнительную гибкость. Например, вы можете в любой момент отказаться от услуг специалиста без выплаты неустойки, если качество его работы вас не устраивает.
- Общение с непосредственным исполнителем. Если вы нанимаете агентство, то большую часть вопросов будете обсуждать с аккаунт-менеджером. Согласитесь, фрилансер-сеошник понимает в продвижении больше даже очень хорошего менеджера по поддержке клиентов.
В число преимуществ сотрудничества с маркетинговыми студиями входят:
- Оказание комплекса услуг. Вам не придется тратить время на поиск копирайтера, дизайнера, менеджера PPC-кампаний или веб-программиста.
- Агентства обычно имеют больше опыта работы с крупными проектами. Они способны решать масштабные задачи.
- Возможность застраховаться от рисков недобросовестности подрядчика. Вы подписываете договор, оплачиваете услуги «белым» способом.
Ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок, часто зависит от масштабов вашего бизнеса и готовности самостоятельно участвовать в реализации маркетинговых кампаний.
Как понять, что вы не ошиблись
Во время переговоров с сеошником или агентством письменно зафиксируйте критерии эффективности маркетинговых мероприятий. Убедитесь, что вы понимаете значение предложенных метрик. Лучше всего, если вы будете использовать показатели, связанные с эффективностью вашего бизнеса. К ним относятся целевая посещаемость сайта, коэффициент конверсии, число лидов, сделок, средний чек заказа. Если эти метрики растут, значит вам повезло: вы нашли профессионального интернет-маркетолога или агентство.