Да благословит Ктулху энтузиастов аудио и лицензию «CC Zero».
В России правовой нигилизм в сфере использования чужой интеллектуальной собственности в большом почете. Особенно в отношении таких излишеств, как музыка и звук. Отдельно повезло немузыкальным эффектам и бытовым шумам — их в последние 20 лет малый бизнес, не заморачиваясь, скачивал с первой попавшейся помойки и без зазрения совести пользовал в своих проектах.
Ну, кому придет в голову платить за лицензии на грохот падающих кирпичей, кваканье лягушки, стук сердца, звон ложки в кофейной чашке? Какие такие права могут быть на них у кого-то — это ж просто звуки?
Однако времена изменились — даже видеоблогерская школота теперь знает, что такое «кинуть страйк на YouTube». Создатели аудиовизуального контента хорошо напуганы сервисами отслеживания неправомерного использования музыки в интернет-медиа. К 2020-ым дело дошло и до саунд-дизайна с шумами.
Внезапно блогеры и бизнес узнали, что, оказывается, каждый писк кто-то синтезировал, записывал в студии или «в поле», сложным образом обрабатывал и официально выпускал. Выяснилось, что при использовании односекундного «вжух» в рекламе, в остросюжетном кино «о миссии компании» или в столь необходимой обществу блогерской «реакции на распаковку» нужно иметь на эффект лицензию.
Любые звуки, записанные, обработанные, синтезированные и опубликованные в специальных звуковых библиотеках, признаются в РФ фонограммами. Файлы, опубликованные юридически криво и косо даже самими авторами на собственных сайтах или USG-площадках, – тоже.
Однажды неграмотный в правовом отношении звукорежиссер или саунд-дизайнер, закинувший свои работы куда-то в интернет (по молодости и наивности), может опомниться, обучиться основам лицензионного бизнеса и обнаружит, что его продукт уже использовали в ста роликах на You Tube.
И, несомненно, обладатель прав «накидает страйков» предпринимателям и блогерам, принуждая авторов видео получить лицензию на звуки. А то и пойдет в суд — сам, либо уполномочив на то отечественные авторские общества РАО и ВОИС или, скажем, зарубежные BMI, ASCAP и прочие.
Насчет защиты прав на музыку и фонограммы в РФ сложилась обширная судебная практика. От ответственности не уходят ни мелкие кафешечки, крутящие для посетителей развлекательные песняки, ни продавцы мутных дисков с mp3, ни крошечные радиостанции — вообще никто.
И это еще авторские общества нашей страны недостаточно интегрировалась в мировое профильное сообщество, которое активно создает и использует сервисы по отслеживанию «цифровых отпечатков» фонограмм в любых медиа, размещенных в интернете. Число таких алгоритмов растет, как грибы — на радость саунд-дизанерам, а качество их работы становится все выше.
В общем, сегодня звуковое пиратство при создании аудиовизуального контента — очень рискованное дело. Поэтому мелкий и малый бизнес, начинающие киношники, рекламные агентства и фрилансеры крайне заинтересованы в доступе к истинно бесплатным и полностью легальным звуковым каталогам. Ибо оплачивать даже микролицензии на так называемых «стоках» часто не в состоянии.
Невероятно, но факт: такие каталоги существуют, и некоторые их разделы весьма обширны. Звуки в них отгружаются всем желающим под волшебной лицензией «Creative Commons Zero».
Спасительная лицензия «CC0» — что это?
Если вы хотите использовать легальные бесплатные звуки, вы можете искать их где угодно в сети, но на странице скачивания должна стоять однозначная, не допускающая туманных трактовок маркировка, говорящая о том, что сэмплы распространяются под лицензией «Creative Commons Zero».
Если говорить о ней коротко, то это универсальная, стандартная лицензия, действующая на территории всей планеты, в соответствии с которой владелец прав (лицензиар) фактически дарит всем желающим возможность использовать его произведение (в нашем случае — звук) каким угодно образом, в том числе в коммерческих целях. И при этом даже не просит упоминать о своем авторстве.
«СС0» работает по аналогии с публичной офертой — лицензионный договор с правообладателем заключать не нужно. Скачали файл, и вот вы официальный лицензиат.
Семейство лицензий Creative Commons придумали в одноименной американской некоммерческой организации, основанной в 2001 году двумя учеными и одним издателем. При помощи «CC0» и других типов лицензий они попытались (и это им удалось) решить проблему юридически чистого предоставления авторами-энтузиастами своего контента всем желающим для разных видов бесплатного использования.
Внимание, нужно помнить, что право авторства при таком лицензировании никому не переходит, оно в принципе неотчуждаемо. То есть, авторы звуков, музыки и других произведений авторами и остаются. Лицензиаты получают только права на использование — либо вовсе без условий, либо с ограничениями.
«Creative Commons Zero» – самая демократичная лицензия. Она требует от лицензиата только того, чтобы он не выдавал себя за автора и не перепродавал третьим лицам бесплатное за деньги. В остальном — практически никаких ограничений.
Ознакомиться с полным текстом лицензии можно здесь. Почитайте, и вы с удивлением обнаружите, что, публикуя свои произведения под маркировкой «CC0», автор добровольно «…открыто, полностью, постоянно, безотзывно и безоговорочно отказывается от всех авторских и смежных прав».
Один из основателей Creative Commons Лоуренс Лессиг — профессор права в Гарварде и кандидат в президенты США на выборах 2016 года.
Некоторые невнимательные российские граждане путают «Zero» и вариант бесплатной лицензии «СС BY» (атрибутивная). Не стоит этого делать. Потому что, лицензируя, скажем, звук падения толстого парня на коробку с тортом для своей рекламы, вы обязуетесь указывать авторство того, кто его сделал (записал).
А это означает, что в вашем 20-секундном ролике обязаны появиться титры. И в них вам придется начертать «Звук падения толстого парня на коробку с тортом — автор такой-то». То же самое вы обязаны сделать в описании видео на YouTube и на какой угодно другой площадке.
А еще представьте, что авторство в оригинале произведения обозначено примерно так: «Василий Перес-Реверте де Макондо и его мама Лариса Перес-Реверте, да продлит Господь ее дни». Придется ведь публично размещать все это у себя.
По поводу не указания авторства при использовании атрибутивной лицензии «CC BY» судебная практика в РФ существует, но она маленькая и противоречивая.
Это как бы намекает: при коммерческом производстве контента, не предусматривающего публикации титров и других подробных выходных данных, ни с какими бесплатными лицензиями Creative Commons, кроме «CC0» связываться не стоит — можно попасть.
Строго говоря, российское законодательство об авторском праве не приспособлено и к «CC0», но эта лицензия настолько всеобъемлюще «отказная», «безотзывная» и «офертная», что гипотетические попытки привлечь лицензиата в РФ за условно неправильное использование произведения с маркировкой «CC0» перспектив практически не имеют.
К тому же сами лицензиары — авторы бесплатного контента — это, как правило, энтузиасты, стремящиеся именно к тому, чтобы их интеллектуальная собственность могла быть свободно использована коллегами.
Где водятся бесплатные звуки от этих сумасшедших бессребреников?
Сэмплы под лицензией «CC0» удобно искать онлайн-сервисом от Wordpress «Openverse». Но он чаще всего будет приводить вас на крупнейший каталог бесплатных звуков Freеsound.org, поэтому лучше там зарегистрироваться напрямую.
Это потрясающий проект, который объединил тысячи энтузиастов со всего мира, желающих предоставлять свой аудиопродукт для свободного использования. В каталоге содержится сонмище звуков под лицензией «CC0», а в целом — более полумиллиона сэмплов под разными типами лицензий Creative Commons. Звуки ищутся быстро и легко, причем присутствует фильтр по формату и типу лицензии.
Freesound.org – отчаянно некоммерческое предприятие, учредителем которого является Университет Pompeu Fabra (Барселона, Испания). Он принимает пожертвования от пользователей, но они не превышают суммы в 60 000 евро в год. Также Freesound.org продает коммерческие лицензии на некоторое свои продукты, однако они приносят очень скромный годовой доход в районе 6000 евро.
Проект был основан в 2005 году и прошел огромный путь, умудрившись не закрыться и набрать колоссальный легальный каталог.
В 2021 году на Freesound было загружено 56 783 новых звуков, что стало годовым рекордом. Что интересно, около 15% материала выложили профессиональные студии звукового дизайна и известные издатели библиотек сэмплов.
То есть аудио-контент на сайте представлен не только от энтузиастов-частников, но и от профильных компаний. И те, и другие, делясь своей продукцией с сообществом, не одной лишь добротой осеняют мир, но и зарабатывают себе хорошую репутацию. А студии — привлекают внимание аудио-профессионалов к своим платным продуктам…
Freesound «немодно» выглядит, зато работает супербыстро.
Но есть на свете и менее масштабные проекты с качественными звуками под искомой нами лицензией. Например, французский звукорежиссер Джозеф Сардин в 2005 году создал онлайн-каталог LaSonotheque.org, целью которого в ту пору было предложить широкий выбор звуков и звуковых эффектов, качество которых намного превосходит все доселе доступное.
Сардин некоторое время развивал локальный сайт на французском языке, а в 2013 году запустил его интернациональный клон Bigsoundbank.com. На этом ресурсе представлена внушительная коллекция звуков и эффектов в десятках категорий — все под лицензией «CC0». Для скачивания даже не нужно регистрироваться — горящий своим делом Джозеф позаботился о наших нервах.
Этот достойнейший представитель человечества также создал и пополняет онлайн «Музей исчезнувших звуков», в котором можно послушать и скачать легально бесплатные сэмплы. Например: пищание ADSL-модема, звук работы диапроектора для просмотра слайдов, стрекот киномеры Kodak 1946 года выпуска, звуки механического будильника, печатной машинки и много еще чего этакого, антикварного.
Как и Freesound.org, проекты Джозефа Сардина принимают пожертвования, но еще он продает мерч — футболки для звукорежиссеров с тематическими принтами, подобранными с большим вкусом.
Джозеф Сардин собственной персоной – в фирменной майке.
Нельзя не отметить еще один яркий проект — это Еuropeana.eu. Он учрежден структурами ЕС для того, чтобы представить доступ всем желающим к наследию европейской культуры в цифровом виде.
Сайт содержит обширнейший каталог материалов из 3000 европейских музеев, университетов, библиотек и т.п. В том числе в нем представлены и звуки, скажем, от проекта Sound Of Changes, основанного известными музеями из шести стран Европы.
В поиске Europeana есть фильтр «Могу ли я это использовать?», но специального фильтра для лицензии «СС0» не предусмотрено. Приходится отыскивать такие звуки вручную, что упорного креативщика, конечно, не остановит…
В одном материале не охватить большинства интернет-источников легальных бесплатных звуков — для этого потребовалось бы целое годовое исследование. Тот же Джозеф Сардин не одинок — есть десятки увлеченных звукорежиссеров, готовых делиться с миром своими наработками, существуют каталоги бесплатных звуков для игр и многое другое.
Достаточно вооружиться строкой любимого поисковика, кое-каким знанием английского или онлайн-переводчиком, здравым смыслом и всей доступной внимательностью, и перед вами откроется пестрый мир бесплатного аудио.
Ориентиры в нем — это маркировка материалов «СС0» и ваше умение проверять, на каком сайте вы находитесь, не является ли он мошенническим или пиратским.