Давайте рванем с места в карьер. Два неприятных спутника одаренности – чувство одиночества и тревожность. Связь между талантом и ощущением отчужденности от «нормальных» людей доказана несколькими исследованиями. Вот, например, одно из них.
В том, что начиная с подросткового возраста, одаренных людей одолевает тревога, наука тоже убедилась. Это общемировая проблема, ее возникновение не зависит от культурных и географических особенностей конкретной страны. Скажем, в России дети с экстраординарными способностями тоже чувствуют себе не в своей тарелке.
Мало того, ученые были вынуждены признать: в обществе людей обычных талант стигматизирован. «Нормальные» парни и девушки, «знающие жизнь» дяди и тети одаренность… не одобряют. Это оказывает на обладателей особых возможностей многолетнее давление. Доходит до того, что многие из них вынуждены скрывать наличие у себя таланта.
Как-то это глупо в «эпоху креативной экономики», заметит здравомыслящий читатель. А кто вам сказал, что людские массы в среднем умны и заботятся о здравом смысле? На деле подавляющее большинство практикует приспособленчество, даже если это приносит ощутимый вред.
В большинстве экономических подсистем белых ворон не любят. Для того, чтобы производить приемлемые ширпотреб, услуги и развлечения, никакие таланты не нужны. Устойчивость бизнесов и других социальных конструкций строится на четкой иерархии, на «ты начальник, я дурак», на «каждый сверчок знай свой шесток».
Обывателю для выживания выгоднее быть исполнительным середнячком, который вверх по иерархии передает лояльность, а вниз – оказывает психологическое давление. Парадокс в том, что несмотря на это, человеческой популяции в целом таланты крайне важны – для того же выживания.
Они в некотором роде «разведчики» – существа, разум которых путешествует в неизведанные места и притаскивает оттуда способ готовить еду в микроволновой печи, архитектуру многоядерного процессора и «Лунную сонату».
К сожалению, человечество обычно берет все принесенное «разведчиками» в оборот с большой охотой, но самих изобретателей, ученых, художников продолжает считать в лучшем случае юродивыми.
Лишь в очень немногих отраслях действительно существует положительная селекция – процесс, в котором на вершину иерархий поднимаются выдающиеся специалисты. Ведь невозможно сконструировать высокофункциональный космический телескоп, отлично станцевать главные партии в «Лебедином озере» или написать «Леди Макбет Мценского уезда», пользуясь лишь плодами многолетней учебы и практики. Конечно, и зайца можно научить курить, но кое в чем для успеха нужны трудноуловимые особенности чувствования и мышления.
Их принято называть «талантом». Определение этому феномену дать сложно, но зато вокруг него накручено столько эзотерических обычаев, мифов и бытовых заблуждений, что у самих одаренных людей кругом идет голова. И по статистике они часто не достигают материальных и социальных высот, имеют психологические проблемы, а то и некоторые душевные болезни, бывают падки на зависимости, имеют сложности в семейной жизни.
Самое ужасное – то, что в образовательных структурах даже развитых стран работа с одаренными детьми (если она вообще есть) строится на каких-то антинаучных основаниях. В одних весях насаждают культ коммерческого успеха, в других учат правильно выбивать гранты на «креативные проекты», чтобы всю жизнь паразитировать на государственных бюджетах и деньгах некоммерческого сектора.
А уж, что творится в семьях, где родились одаренные дети – это отдельная песня.
Чтобы реализовать свои способности, эти парни, рано потерявшие матерей, вкалывали, пахали, фигачили
Феномен существует, а научного объяснения нет – и в дело вступает невежество
К великому сожалению, нейробиология и психофизиология пока не имеют технических возможностей «уловить» талант приборами и как-либо объяснить его. Наука все еще пасует перед самим понятием «сознание» и не может выявить, как именно в мозге человека возникает ощущение «Я». Никакой самости, «яшности» там пока не обнаруживается.
Это как с «запутанностью» частиц в квантовой физике – она очевидно существует, но приемлемого объяснения явлению получить не удается.
С одаренностью то же самое. Феномен – он как бы вот, налицо. Но решительно непонятно, каким образом он работает, и что с ним делать, дабы извлечь из него пользу, да так, чтобы носитель таланта был здоров, сыт и по возможности счастлив.
Большинство юных дарований попадают в сложную ситуацию, как только их родители (учителя, родственники) обнаруживают, что с подопечными дело нечисто. Спектр реакций и дальнейшего поведения авторитетных для ребенка взрослых в этом случае очень широк. Но самые часто встречающиеся варианты таковы:
- взрослые пугаются, что чадо выберет «ненадежную» профессию, будет голодать, пить-есть плохие вещества и безвременно умрет под забором. На ребенка оказывают многолетнее давление с тем, чтобы он «взялся за ум» и стал инженером-таможенником-прокурором;
- взрослые страшно радуются и начинают нагружать одаренное дитя гигантским количеством дополнительных занятий по профилю, не считаясь с опасностью для его психического здоровья. В крайних случаях – пытаются вылепить из ребенка вундеркинда, реализовать с его помощью свои личные фантазии об успехе и срубить на отпрыске бабла, телевизионной и соцсетевой славы;
- взрослые игнорируют информацию об одаренности ребенка, впрочем как и любую другую информацию о нем, живут своей жизнью, а маленький талант учится выживать в социуме сам – во дворе, в школе, в армии, в вузе, в рабочем коллективе – там, куда забросит жизнь.
Как ни странно, третий вариант – самый безопасный для одаренного подростка, хотя отчужденность родителей и самостоятельный опыт приспособления к человеческой стае нередко приводят к психическим травмам, опасным конфликтам, криминальным эскападам и даже ранней смерти.
Тем не менее, чем меньше в негативной или позитивной форме взрослые педалируют одаренность ребенка, тем больше шансов, что у него не поедет крыша, и в будущем он реализует свой потенциал.
Это спорная точка зрения, но позвольте ее обосновать.
Этот легкомысленный чувак бросил карьеру учителя и, вы не поверите – должность налогового инспектора!
Один на один с «ненормальным» собой
Если поспрашивать людей явно одаренных и повнимательней присмотреться к себе (в случае, когда этот сомнительный козырь вы тоже вытащили), то выясняется. что изнутри талант ощущается не слишком разнообразно, и это не всегда приятная вещь.
Поначалу многие его не замечают. Дети с природным абсолютным музыкальным слухом нередко считают его нормой. И когда слышат, как друзья или родные поют мимо кассы всем известные мелодии, то сильно удивляются. Им кажется, что люди так шутят, что специально лажают.
Когда же «абсолютники» узнают, что те, оказывается, просто не могут спеть мелодию правильно, это становится для них большим открытием.
Примерно то же самое происходит с детьми, которые рано начинают хорошо рисовать, считать в уме, глубоко понимать родной язык, а за ним и иностранный, делать вещи, требующие очень сложной тонкой моторики и т. п. Одаренным детям кажется, будто то, что легко дается им, столь же легко дается вообще всем.
Наконец кто-то им сообщает, что люди устроены по-разному, что способности отмерены несправедливо, «бог леса не ровнял» – вот это все. И начинается.
В детские дворовых и школьных коллективах одаренность не приветствуется. Максимум, что ценит детское племя – это особенную физическую силу, быструю реакцию, все то, что способствует спортивным успехам. В лучшем случае – умению хорошо танцевать.
«Заумные» способности отталкивают. «Белую ворону» мгновенно вычисляют, и хорошо если просто считают выскочкой и зубрилой, которая «выслуживается» перед взрослыми. Чаще дело оборачивается той или иной формой травли.
Одаренный ребенок постоянно получает противоречивые сигналы. За одно и то же его может поощрять педагог, ругать родители («витаешь в облаках, занимаешься какой-то хренью») и третировать «друзья».
Талантливый ребенок никогда не бывает умным «по умолчанию». Он просто имеет некоторые врожденные преимущества, но не способен осмыслить происходящее с ним в микросоциуме. Противоречивые сигналы вызывают у него сильнейшую фрустрацию. И обычно вокруг нет никого, кто мог бы заметить проблему и помочь.
Ребенок верит всем подряд. «Друзьям», стремящимся усредниться до степени неразличимости и конкурировать друг с другом в узком коридоре «нормальности», родителям, для которых одаренность чада – либо головная боль, либо средство для самоутверждения, педагогам, часто не знающим, что делать с неограненным алмазом, случайно попавшим им в руки.
Ребенок чаще всего усваивает лишь то, что он какой-то «неправильный» и сильно от этого страдает. В подростковом возрасте, когда на естественное желание быть принятым в значимой социальной группе в качестве «своего» накладываются еще и проблемы полового созревания, одаренные дети часто воют волками.
Неудивительно, что ученые самых разных стран отмечают: талантливые ученики старших классов часто стремятся скрыть наличие у себя способностей, а вовсе не начинают реализовать их.
Увы, нередко все вышеописанное кончается постановкой сомнительного психиатрического диагноза, алкогольной (или какой другой) зависимостью во взрослом возрасте, социобофией, неспособностью создать семью, получить стабильный заработок и прочими печальными вещами.
Одаренность – не подарок, пардон за тавтологию. И это положение вещей будет сохраняться до тех пор, пока наука не объяснит обществу, что люди с особенными способностями ему крайне полезны. Что они – «курочки», несущие золотые яйца.
Вы не смотрите на странный предмет в руках этого импозантного мужчины – на самом деле он астрофизик и доктор наук
Вовсе не зайчики: темная сторона таланта
Однако было бы преувеличением утверждать, что все одаренные люди – хрупкие снежинки, вечные жертвы непонимания, аутсайдеры с нестабильной психикой. В среднем по больнице талантливые юнцы и юницы при всей своей тревожности имеют такой же мощный адаптационный потенциал, как и все здоровые дети.
И многие из них быстро обнаруживают, что имеющиеся способности помогают им в некоторых областях уделывать сверстников, как бог черепаху. И что самое главное – добиваться этого практически без усилий.
Одаренные дети нередко становятся искусными манипуляторами, действительно «выезжают на способностях» (за что им справедливо пеняют педагоги), и научаются презирать никчемных людишек, окружающих их во дворе, школе, творческой секции или даже дома.
Да, 16-летний сопляк, не видавший в жизни ничего страшнее грозы, вполне способен ни во что не ставить родителей. Что характерно, он нередко имеет к этому веские причины. Ибо талантливые дети рождаются даже в семьях хронических алкоголиков или крайне невежественных мещан, из всех книг на свете предпочитающих сберкнижку.
К совершеннолетию многие одаренные люди получают длительный опыт не заслуженных трудом побед. Опыт достижений (и даже значительных), добытых левой ногой. Просто потому, что могут от природы. Им начинает казаться, что так будет продолжаться всю жизнь.
Иногда «на способностях» таланты проскакивают и вузы, и аспирантуры. Или делают быструю карьеру в компаниях, где к 23-25 годам способны возвысится до начальников важных отделов и даже директоров предприятий.
У таких людей начинается эйфорическое головокружение от успехов. Как правило, они тщательно скрывают сами от себя тот факт, что коллеги и друзья их постепенно нагоняют – за счет честно получаемых навыков, за счет совершения повседневных усилий.
Однажды талантливые манипуляторы разбивают себе лоб о реальность, видя, как «тугодум Рома» и «эта овца Света» показывают результаты лучшие, чем они сами. Со временем им становится ясно, что волшебная сила ушла – они больше никого не в состоянии уделать. Ибо, пока они наслаждались собственной крутизной, другие учились и трудились.
У вас наверняка есть знакомые, уже изрядно постаревшие, работающие не пойми кем и где, очень самолюбивые, чувствительные к малейшим нюансам разговора, если дело касается оценки тех или иных профессиональных качеств окружающих людей.
Любимое их занятие – это сообщать вам, что некий Боря суть узколобая бездарность, а некая Катя – циничная карьеристка. А вот сами они в былые года одной рукой поднимали на фьючерсах 110 % в неделю, а другой в это время жарили быка на вертеле. Целиком.
Знакомьтесь – это бывшие таланты, которым в свое время никто не объяснил, что навык повседневного труда резко усиливает природные способности, и только он способен помочь реализовать их. Что привычку трудиться необходимо приобретать, что связь профессиональной практики и успеха многократно доказана, и хакнуть такое положение дел никак не получится…
Нельзя не упомянуть и тот тип одаренных людей, которые вовремя осознали, что усилия и постоянное самообразования важны и выгодны, и трудиться таки научились. Среди них часто встречаются настоящие монстры-профессионалы... несчастно и одиноко живущие на своем ветреном Олимпе.
Вы наверняка таких встречали: они делают сложнейшую работу быстро и с блеском, а на результат смотрят с мрачной иронией. Выражаются парадоксально почти обо всем. Если их спрашивают о способах решения какой-либо задачи, предъявляют лишь частично понятные тезисы, затыкаются на полуслове, присовокупив «ну и так далее…», и увиливают от вопросов.
Они почему-то считают глубоко специальные знания элементарными, раздражаются от просьб объяснить, в чем тут соль. Всячески избегают общения как с начальством, так и с коллегами – им почти не с кем о чем-либо говорить («какой смысл?»)
Они могут работать запойно и зашибать на коротком отрезке какие-то ненормальные деньги, а потом месяцами депрессовать, питаться сухой корочкой и посылать на три буквы свою профессию и всю отрасль вместе с ней.
Они нередко несчастны в браке, потому что супруг «не догоняет», а дети родились «обычные». У них плохо получается дружба, на «софт скилз» они клали с прибором, в любой момент они готовы уволиться с самой престижной должности и выйти вон с элитной вечеринки в самом ее разгаре.
Знакомьтесь – это таланты, фрустрированные в детстве и юности, много боровшиеся и выжившие в молодости. Их «социальное тело» заковано в располосованные жизненными ударами, залатанные вдоль и поперек, но крепкие, как титан, доспехи.
Они трепетно любят свое дело, но бывают сильнейшим образом отчуждены от него. Они способны на недели и месяцы забрасывать в угол с трудом добытые и нежно любимые инструменты. Они могут пнуть ногой дорогостоящее профессиональное оборудование и заявить, что «всему на свете цена – дерьмо» (с).
«От его высокомерия птицы падали с неба – вы что!» (по словам БГ)
Их часто настигает мало кому понятная «виртуализированность» творческого труда. Это когда профессионал быстро строит в голове схему того, как решать ту или иную задачу… и совсем не собирается реализовывать ее в реальности. Потому что скучно, потому что уже все сделал. Да и кому это надо…
Они невыносимы, с ними интересно и сложно общаться. О своем таланте они осведомлены давно и подробно. Мало того, лишь они одни знают, чего им стоило его развить и превратить в мастерство.
Иногда они достигают удивительных высот в своем деле, и на пике карьеры бросают все и уезжают в глушь разводить пчел, что, впрочем, быстро наскучивает. И тогда они минимальными усилиями обеспечивают себе сносный доход и занимаются какими-то вовсе уж упоротыми хобби.
Этими людьми в юности не занимались ни педагоги, ни родители (иногда по причине ранней кончины), ни старшие наставники в ремесле. Они пережили непонимание, травлю, зависть, бедность, удары по самолюбию, профессиональные тупики и крупные неудачи.
Система образования под таких не приспособлена ни в одной стране мира, эти люди в значительной степени самоучки. И в профессии, и в том, что касается выживания в социуме. Рискнем утверждать, что «виновато» в этом то ненужное и, конечно же, некомпетентное внимание, с которым окружающие когда-то отнеслись к их одаренности…
Как сделать себя самому и не уйти при этом в темную Нирвану
Если тезисно:
- «не замечать» свой талант, не фиксироваться на нем, ни в коем случае не думать, как к нему относятся другие, а фокусироваться на том, какие конкретные навыки нужны, чтобы улучшить творческие результаты;
- категорически отказаться от веры антинаучным мифам об одаренности, от любых бытовых трактовок таланта;
- мягко, но решительно отодвинуть мнения близких людей по поводу того, кем вам выгодно стать в жизни, и чему нужно учиться сегодня, чтобы завтра все было, «как у людей»;
- искать своих, таких же – по признаку общего творческого интереса, в отрасли, в которой хочется чего-то достичь. Причем искать тех, кто мощнее вас в деле, старше и опытней. Быть готовым к тому, что они вам заявят, что «всему на свете цена – дерьмо», и не вестись на это. Добиваться расположения, становиться неформальным, чутким учеником;
- пахать, как конь – хоть в неспешном стиле Кайдзен, хоть в духе стахановских авралов. Выбор зависит от вашего природного темперамента, но суть в самом процессе. Следует помнить, что экстраординарные навыки приобретаются только постоянной практикой;
- упорно изживать в себе мракобесие и приобщаться к научной картине мира – все, что эмпирически не доказано, является в лучшем случае гипотезой.
- рассмотреть возможность посещать психотерапевта, желательно, принадлежащего к школе когнитивно-поведенческой терапии;
- здесь будет еще стопитсот пунктов, но уже в следующей статье :)
С точки зрения поведенческой психологии и философии бихевиоризма каким-то особенным образом определять талант и изучать его вовсе необязательно. И совсем не необходимо… даже развивать его.
Скажем, здоровые дети, как утверждают бихевиористы – гениальны все подряд, потому что их еще ни одна сволочь не научила видеть мир «правильно».
Поскольку поведенческая психология и бихевиоризм в целом опираются на доказательный научный метод, нам особенно интересно, что они думают об одаренности и о том, как с нею быть. Но об этом состоится отдельный разговор.
Продолжение следует…