Год был полон потрясений, но были и радостные моменты.

Если вспомнить события этого года в digital-сфере, диву дашься, как столько всего могло уместиться в 365 дней. В этой статье мы попытались уместить самые важные изменения из сферы SMM, которые нам преподнес 2022 год.

Блокировки и российские аналоги зарубежных сервисов

В этом году в российском SMM случилось то, чего никто не ожидал: из-за действий руководителей компании Meta (признана экстремистской и запрещена на территории РФ) правительству России пришлось заблокировать две самые популярные соцсети, которые ей принадлежат — Facebook* и Instagram*.

Поначалу российская аудитория этих сервисов упала не так сильно — пользователи быстро установили VPN и смогли обойти региональные ограничения. Но позже Роскомнадзор стал блокировать все больше VPN-серверов, из-за чего, по данным Mediascope, в период с января по июль российская аудитория Instagram упала в 4 раза — с чуть более 40 миллионов в январе до 10,6 в июле.

У брендов аудитория в запрещенной соцсети упала на 50% по данным другого исследования, которое мы публиковали.

После этого началась масштабная миграция локальных брендов в российские соцсети и мессенджеры — ВК и Телеграм. Но о них поговорим чуть ниже.

Вслед за блокировками последовал массовый исход зарубежных брендов. С одной стороны, это сократило рекламный рынок, но с другой, освободило нишу для локальных брендов, которые тоже начали вкладываться в маркетинг. В итоге российский рекламный рынок к концу года сократился, по разным оценкам, на 15–20%, а спрос на продвижение в соцсетях остался на довольно высоком уровне.

Стася Высочанская, SMM-стратег TexTerra:

«Из плюсов — рынок немного освободился от уже устоявшихся брендов, что открыло новые возможности для продвижения локальных предпринимателей. Спрос на маркетинг в связи с этим никуда не делся.

То есть инструментарий сильно редуцировался, но это не значит, что диджиталу стало плохо. Просто стало по-другому».

Взлет мессенджеров и маркетплейсов

Второе ключевое изменение вытекает из первого. Заблокированным соцсетям пользователи стали лихорадочно искать альтернативу. Многие обратились к ВК, который после смены руководства стал двигаться в сторону улучшения, а кто-то перетек в Telegram. Принадлежащий российскому бизнесмену Павлу Дурову мессенджер, конечно, оказался рад наплыву новых пользователей, но для поддержания функционирования сервиса компании требуется все больше денег, а источников дохода у него не так много. Поэтому для самой «телеги» ситуация тут складывается двоякая.

В плане SMM этот переезд тоже сказался двояко: с одной стороны, всплеск числа пользователей Телеграма расширил возможности компаний по привлечению клиентов и читателей, но с другой — продвигаться там стало сложнее из-за роста конкуренции со стороны новых каналов.

Дарья Капитонова, SMM-маркетолог TexTerra:

«Этот год в SMM запомнился массовой миграцией этой весны, когда бренды и компании закрывали свои аккаунты в Инстаграм/Фейсбук* и переезжали кто во Вконтакте, кто в Телеграм.

Следствием этого стали изменения в ВК. Быстрые — в виде роста охватов, новой аудитории, которые уже сошли на нет к концу года, — и медленные — в виде изменений в правилах самой соцсети. В результате в ВК «переехала», например, одна из любимых инстаграмовских механик — «упомяни друга в комментах» и прими участие в розыгрыше.

Разумеется, и для Telegram такой взлет посещаемости не прошел бесследно. Число каналов резко увеличилось, из-за чего поднялась стоимость привлечения подписчиков».

Маркировка цифровой рекламы

С 1 сентября этого года вступили в силу поправки в закон «О рекламе». Согласно им, данные о каждом рекламном креативе и о каждом потраченном на рекламу рубле должны передаваться в Роскомнадзор. Иначе рекламодателю и рекламораспространителю грозят штрафы и разбирательства.

Изменения коснулись всех игроков рынка интернет-рекламы: заказчиков, исполнителей в лице рекламных агентств и фрилансеров, операторов рекламы.

О том, как работает новый закон и как ему следовать, мы рассказывали в отдельной статье про закон о маркировке цифровой рекламы.

Нейросети

Как человек, протестировавший за последние полгода более десятка нейросетей, скажу, что этот год действительно богат на крутые проекты. И это не только сверхпопулярная нейросеть, делающая из вас персонажа аниме, но и долгожданный запуск открытого доступа к алгоритму DALL-E 2 — на данный момент самого продвинутого в плане генерации изображений по текстовому описанию.

SMM-специалисты быстро нашли способ использовать прогресс себе во благо — EPICA, например, стала иллюстрировать при помощи нейросетей контент для своего аккаунта ВК. А TexTerra стала регулярно выкладывать созданные нейросетью изображения, которые неизменно привлекали внимание пользователей.

Дарья Капитонова, SMM-маркетолог TexTerra:

«Этот год запомнился взрывным ростом нейросетей. И в количественном, и в качественном отношении. Казалось бы, связь с SMM неочевидна, но первые ласточки, такие как ведение аккаунтов при помощи ИИ, уже появились. Одна нейросеть генерирует тексты, вторая — картинки, и результат, на удивление, оказывается не таким уж и плохим».

Читайте также:

Шесть факторов успеха в SMM

Почему дешевый SMM не работает, а эффективный SMM стоит так дорого

Сколько сегодня может заработать SMM-менеджер и где искать вакансии

*принадлежат компании, признанной экстремистской и запрещенной на территории России

#
SMM
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.